Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Морщакина Елена Александровна |
Место работы |
МАОУ «Гимназия №30» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
9 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
Раздел 11 «Световые явления» |
Тема урока |
Плоское зеркало |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый/углубленный |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные ü Осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира ü Развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности ü Ценностное отношение к достижениям российских ученых ü Ценностное отношение друг к другу, учителю, совместной познавательной деятельности, результатам обучения ü Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений ü Самоорганизация, самоопределение
|
|
Метапредметные Познавательные ü Воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления ü Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования ü Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Коммуникативные ü Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслушивать собеседника ü Уметь понимать точку зрения собеседника, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций ü Уметь планировать учебное сотрудничество Регулятивные ü Давать адекватную оценку ситуации
|
|
Предметные ü Умение применять закон отражения для решения задач, построения изображения точки и предмета в плоском зеркале и объяснения принципа действия перископа ü Выполнение опытов по изучению свойств изображения в плоском зеркале, умение объяснять полученные результаты и делать выводы ü Выполнение опытов с целью установления зависимости числа изображений от угла раствора между зеркалами ü Использование знаний свойств изображения в плоском зеркале при решении задач ü Формирование представления о системообразующей роли физики для развития техники и технологий |
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): световой луч, закон отражения света, зеркальное и диффузное отражение, плоское зеркало, изображение, свойства изображения, перископ, калейдоскоп, правила безопасности при работе в кабинете физики |
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по физике для 9 класса по теме «Плоское зеркало» - урок освоения новых знаний. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: ü Презентация «Плоское зеркало», выполненная в программе Power Point» (используется мультимедийный проектор и ноутбук) ü Демонстрационное оборудование (плоское зеркало, модель перископа, калейдоскоп) ü Фронтальное оборудование (коробочки от компакт дисков, куски наждачной бумаги – по 1 на парту, складные плоские зеркала, транспортиры, линейки, маленькие фигурки (от Киндер сюрприза) – по 1 на парту, листы бумаги ü Задание на актуализацию опорных знаний ü Задание на закрепление изученного материала |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Отгадайте загадку: И сияет, и блестит, О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о зеркале) Почему зеркало любому скажет правду? Рассмотрите предметы, лежащие на партах (см.выше фронтальное оборудование) . Они нам понадобятся для ответа на этот вопрос. Планируемые результаты: самоорганизация, самоопределение (личностные), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (метапредметные коммуникативные).
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
Фронтальный опрос: 1.Что такое свет? (линия, вдоль которой распространяется свет) 2.Что называют источниками света? (тела, от которых исходит свет) 3.Световой луч – это….(линия, вдоль которой распространяется свет) 4.Почему мы видим те тела, которые не являются источниками света? (потому что от них свет отражается) 5.Сформулируйте законы отражения света (луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, проведенный в точку падения, лежат в одной плоскости; угол падения равен углу отражения) Самостоятельная работа на практическое применение законов отражения (решение задач) и взаимопроверка работ учащимися: 1. Угол отражения равен 500. Чему равен угол падения? 2. Угол отражения равен 300. Найдите угол между падающим и отраженным лучами. 3. Угол падения увеличили на 100. Как изменился угол между падающим и преломленным лучами? 4. Угол падения света равен 300. Чему равен угол между падающим лучом и отражающей поверхностью? 5. Найдите среди рисунков те, на которых отражение луча изображено правильно.
(Ответы 1. 500 2. 2х 300 =600 3. Увеличился на 200 4. 900- 300= 600 5. А Г Е) Сами вопросы отражены на слайде презентации, ученики отвечают на листочках и выполняют взаимопроверку. Критерии оценивания для взаимопроверки: 5 верных ответов – «5» 4 верных ответа – «4» 3 верных ответа – «3» 2 верных ответа – «2» 1 верный ответ – «1» Планируемые результаты: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира ценностное отношение друг к другу, учителю, совместной познавательной деятельности результатам обучения (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (метапредметные познавательные), развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслушивать собеседника (метапредметные коммуникативные), уметь применять закон отражения света для решения задач (предметные).
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
Ты узнаешь: Какое отражение является зеркальным, а какое диффузным (рассеянным) Что такое плоское зеркало Какими свойствами обладает изображение, полученное с помощью плоского зеркала Ты научишься: Строить изображение светящейся точки и предмета в плоском зеркале, используя законы отражения Получать изображения в плоском зеркале и характеризовать их Объяснять принцип действия перископа
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
Работа с инструкцией «Правила техники безопасности при работе в кабинете физики»: При изучении физики вам приходится часто проводить опыты. Напомните главное правило (строго следовать инструкциям со стороны учителя и выполнять правила безопасности при работе с физическим оборудованием). В чем эти правила состоят?
Практическая работа в парах «Поцарапай зеркало». Учащимся предлагается посмотреться в гладкую коробочку от компакт-диска, а потом потереть ее наждачной бумагой. Что произойдет? Что изменилось? (в первом случае ученики видели свое отражение, а во втором – нет)
Определите, где на слайде зеркальное, а где диффузное отражение (вопрос сформулирован на слайде презентации)
( ответ: слева зеркальное, справа диффузное) Итак, плоское зеркало – это… (ответ: любая плоская поверхность, которая зеркально отражает свет)
Планируемые результаты: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности, ценностное отношение друг к другу, учителю, совместной познавательной деятельности, результатам обучения, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования (метапредметные познавательные), развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслушивать собеседника, уметь понимать точку зрения собеседника, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, уметь планировать учебное сотрудничество (метапредметные коммуникативные), выполнение опытов по изучению свойств изображения в плоском зеркале, умение объяснять полученные результаты и делать выводы (предметные).
Построение учителем на доске изображения светящейся точки в плоском зеркале с использованием законов отражения света и их проговариванием во внешней речи: Выделяют только два луча: 1. Луч, перпендикулярный зеркалу (он отразится в обратном направлении) 2.Луч, падающий под углом (он отразится под таким же углом). Продолжения отраженных лучей пересекаются в точке S1, которая является изображением светящейся точки S.
Планируемые результаты: воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), умение применять закон отражения для построения изображения точки (предметные)
Практическая работа в парах 1. «Шутки ради»: Слова «СНЕЖОК», «ЗЕВОК», «НОСОК» напишите только заглавными буквами без наклона. Согните карточки со словами пополам так, чтобы верхнюю половину слова отделить от нижней. Приложите одну из нижних половинок сгибом к зеркалу. Смотрите в зеркало. Что вы видите? Какие изображения получаются? (Ответ: зеркально симметричные)
2. «Изображение фигуры»: 1.Получите в зеркале изображение фигуры-игрушки 2.Переверните фигуру. Поставьте рядом линейку. Рассмотрите изображения. Какое изображение: прямое или перевернутое, равное самому предмету, увеличенное или уменьшенное? (Ответ: прямое и равное предмету изображение) 3.На линейку поставьте зеркало. Перед зеркалом поставьте фигурку. 4.Передвигайте фигурку по линейке. На каком расстоянии находится фигура и ее изображение относительно зеркала? (Ответ: изображение фигуры находится за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед зеркалом) Вывод: изображение прямое, равное предмету, мнимое, находится за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед ним, зеркально симметричное Планируемые результаты: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности, ценностное отношение друг к другу, учителю, совместной познавательной деятельности, результатам обучения, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, самоорганизация, самоопределение (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования (метапредметные познавательные), развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслушивать собеседника, уметь понимать точку зрения собеседника, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, уметь планировать учебное сотрудничество (метапредметные коммуникативные), выполнение опытов по изучению свойств изображения в плоском зеркале, умение объяснять полученные результаты и делать выводы (предметные).
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Самостоятельная работа учащихся по построению изображения предмета в плоском зеркале:
Постройте изображение предмета в плоском зеркале, используя законы отражения, и сделайте выводы о свойствах изображения. Выполните самопроверку по эталону, предложенному учителем.
Планируемые результаты: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (метапредметные познавательные), развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли (метапредметные коммуникативные), умение применять закон отражения для построения изображения предмета в плоском зеркале (предметные).
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Практическая работа в парах «Многократное отражение» Поставьте небольшой предмет в центр транспортира. Поставьте зеркала на транспортир и разверните, чтобы угол между ними был 1800. Вы увидите отражение предмета. Измените угол между зеркалами на 900, 600 ,450 и посчитайте число изображений. (Ответ: 1800 -1, 900 -3, 600- 5, 450 – 7) Как зависит количество изображений от угла раствора между зеркалами? (Ответ: чем меньше угол раствора между зеркалами, тем большее количество изображений предмета). Планируемые результаты: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности, ценностное отношение друг к другу, учителю, совместной познавательной деятельности, результатам обучения, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования (метапредметные познавательные), развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслушивать собеседника, уметь понимать точку зрения собеседника, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, уметь планировать учебное сотрудничество (метапредметные коммуникативные), Выполнение опытов с целью установления зависимости числа изображений от угла раствора между зеркалами (предметные).
Какое практическое применение этому нашли? Дайте ответ на этот вопрос, разгадав загадку:
Смотрю – и что ж в моих глазах? В фигурах разных и звездах Сапфиры, яхонты, топазы, И изумруды, и алмазы, И аметисты, и жемчуг, И перламутр – все вижу вдруг! Лишь сделаю рукой движенье – И новое в глазах явленье! А. Измайлов (1818г.) (Ответ: калейдоскоп)
Калейдоскоп (от греч. καλός - красивый, εἶδος - вид, σκοπέω - смотрю, наблюдаю) – изобретение английского физика Дэвида Брюстера (1816 г од). Но в России калейдоскоп появился ещё раньше (в 18 веке) благодаря великому учёному М.В.Ломоносову, который не запатентовал своё изобретение из-за отсутствия соответствующего закона в тогдашней России.
Планируемые результаты: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности, ценностное отношение к достижениям российских ученых (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), формирование представления о системообразующей роли физики для развития техники и технологий (предметные).
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Самостоятельная работа учащихся по построению изображения предмета в плоском зеркале (этап 2.2) представляет собой межпредметное задание (Физика – математика) на осевую симметрию Задание 1 «Магические зеркала»: В 19 веке
в Париже на набережной недалеко от Лувра прохожим
демонстрировались Планируемые результаты: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, уметь слушать и понимать речь других (метапредметные коммуникативные), умение применять закон отражения для объяснения принципа действия перископа, формирование представления о системообразующей роли физики для развития техники и технологий (предметные).
Задание 2: Почему на машинах скорой помощи надпись спереди выполнена необычным способом? Планируемые результаты: воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, уметь слушать и понимать речь других (метапредметные коммуникативные), умение применять закон отражения для решения задач (предметные).
Задание 3: Для чего при организации дорожного движения используются различные светоотражающие элементы (значки, полоски на одежде, специальное покрытие дорожных знаков)? Планируемые результаты: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира (личностные), воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, уметь слушать и понимать речь других (метапредметные коммуникативные), умение применять закон отражения для решения задач, формирование представления о системообразующей роли физики для развития техники и технологий (предметные). Задание 4: Почему зеркало любому скажет правду? Планируемые результаты: знать свойства изображения в плоском зеркале (предметные).
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задание 1: Человек стоит на расстоянии 2 м от вертикально стоящего зеркала. Чему равно расстояние между человеком и его изображением? Зеркалом и изображением? (Ответ: 4м, 2м) Задание 2: На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Какой цифрой обозначено изображение источника? (Ответ: 1) Задание 3: Если предмет, находящийся на расстоянии 8 см от плоского зеркала, передвинули на 2 см ближе к зеркалу, то расстояние между предметом и его изображением изменилось на: 1) 2см 2) 4см 3) 6см 4) 10 см (Ответ: 2) 4см) Задание 4: На каком рисунке правильно изображено отражение предмета в зеркале? (Ответ: 3) Планируемые результаты: воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, уметь слушать и понимать речь других (метапредметные коммуникативные), знать свойства изображения в плоском зеркале и использовать их при решении задач (предметные).
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Задание 1: Установите соответствие между поверхностями, на которые падает свет, и типом отражения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. ПОВЕРХНОСТЬ ТИП ОТРАЖЕНИЯ А) снег 1) зеркальное Б) плоское зеркало 2) диффузное (рассеянное) В) поверхность Земли (Ответ: А - 2 Б – 1 В – 2) Планируемые результаты: воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, уметь слушать и понимать речь других (метапредметные коммуникативные), знать отличие между зеркальным и диффузным отражением (предметные).
Задание 2: Угол падения увеличился. Установите соответствие между углами и их изменениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. УГЛЫ ИЗМЕНЕНИЯ А) угол между падающим лучом и отражающей поверхностью 1) не изменился Б) угол между падающим лучом и отраженным лучом 2) уменьшился В) угол отражения 3) увеличился (Ответ: А – 2 Б – 3 В – 3) Планируемые результаты: воспринимать, перерабатывать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, уметь слушать и понимать речь других (метапредметные коммуникативные), владеть понятиями: падающий луч, отраженный луч, перпендикуляр, отражающая поверхность, угол падения, угол отражения, знать закон отражения и применять его при решении задач (предметные).
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждение учащихся к размышлению над вопросами: Я сегодня узнал… Было трудно… Было интересно… Я задумался над…
Планируемые результаты: самоопределение своей деятельности (личностные), развивать монологическую речь, уметь выражать свои мысли (метапредметные коммуникативные), давать адекватную оценку ситуации (метапредметные регулятивные)
|
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. 1.Прочитать параграф, устно ответить на вопросы после параграфа 2.Творческое задание (по желанию): изготовить калейдоскоп или перископ и представить его на уроке (рассказать, как его изготовили). Планируемые результаты: объяснение процессов окружающего мира и их применение на практике (предметные), находить и систематизировать информацию (метапредметные познавательные), публично представлять результаты выполненного проекта (метапредметные регулятивные) |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.