Технологическая карта урока
Тема урока |
В Цветочном городе. Знаки охраны природы. |
|||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|||
|
|
|||
Цель урока |
а) закрепление представлений об использовании предметов и рисунков в качестве знаков; б) расширение знаний учащихся о детских книгах и развитие интереса к чтению литературных произведений; в) привлечение внимания к мотивированным по характеру словам-наименованиям; г) соотнесение двух способов письменного обозначения: рисунками и буквами; д) воспитание бережного отношения к природе, предупреждение потребительского отношения к ней; е) закрепление представления о знаках наглядно-образного характера и их роли в общении; ж) развитие умений вести диалог, убеждать собеседника. |
|||
Формы и методы обучения |
Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная |
|||
Основные термины и понятия |
Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. |
|||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Сформировать на конкретном предметном уровне представление обучающихся о процессе, формах и способах общения. |
|||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
I. Организационный этап. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
Настраивает класс на учебную деятельность. Использует ИКТ и мультимедийную систему. Организует проговаривание правил на уроке. Организует устную работу, актуализирует учебное содержание необходимое и достаточное для закрепления изученного материала. Создаёт проблемную ситуацию. |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Дети получают эмоциональный настрой. |
Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. |
|
II. Эмоционально – волевая регуляция. |
Упражнение «Бывает-не бывает» (учитель читает высказывания. Если такое бывает, надо хлопнуть в ладоши, если нет- руки лежат на столе. Последняя фраза учителя ключевая. Она даёт эмоциональный настрой на успешную работу на уроке.) · Папа ушёл на работу · Поезд летит по небу. · Кошка хочет молока. · Дом пошел гулять. · Девочка рисует дом. · На берёзе выросли шишки. · Ветер качает деревья. · Ночью светит солнце · Кошка бежит за мышкой. · Я люблю учиться. Мне очень приятно, что вы любите учиться. Тогда приступим к работе, ведь учёба-это труд.
|
|
|
|
III. Развитие речевого аппарата. |
1.Артикуляционная разминка
(Языком провести по верхним зубам вправо, влево, затем по нижним – вправо, влево.) 2. Дыхательная гимнастика
(Спокойное дыхание, на вдохе поднять плечи, на выдохе – опустить). 3. Работа над дикцией - произнесите несколько раз, меняя интонацию(весёлая, грустная, усталая) От топота копыт пыль по полю летит. |
Выполняют артикуляционную разминку.
Делают дыхательную гимнастику
Работают над скороговоркой вместе с учителем |
|
|
IV. Мотивационно-целевой этап |
- Прочитать две истории про мальчиков Работа по «Азбуке» с. 30 Работа на с. 30. - Прочитайте названия страницы ( «В Цветочном городе». ) — Куда привела нас «Азбука»? Почему у этого города такое название? Кто живёт в этом городе? Совершим путешествие по этому городу. 2. Чтение начала произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»: « В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.» — В какой книге можно прочитать историю о коротышках? Кто её автор? Кому читали эту книгу? 3. Выборочное чтение-рассматривание книги Н. Носова. — В этой книге можно прочитать: «Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики». 4. Ответы на вопрос «Кто живёт в этих домиках?» и задание «Догадайтесь о любимых занятиях коротышек по их именам». С одной стороны, обращается внимание на предмет, оставленный у дома: например, медицинский чемоданчик может сообщать о том, что здесь живёт коротышка, который лечит. С другой стороны, осмысливается имя коротышки, например Пилюлькин: пилюля — это лекарство, таблетка круглой формы. В итоге высказывается предположение, что Пилюлькин — это доктор. 5. Подтверждение ответов детей выборочным чтением книги. «…Самым главным был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги… Жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней… Жил здесь также знаменитый механик Винтик… Жил охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками… Жил музыкант Гусля… Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал». |
Ответы детей
|
|
|
V. Физкультминутка |
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик видно не нашёл, Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать |
Выполняют вместе с учителем |
|
|
VI. Продолжение работы по теме урока |
Работа по «Азбуке» Работа на с. 31. Распределение знаков из рамки по домикам коротышек. В рамке помещены знаки-копии, т. е. точное отображение предметов (ружьё), и знаки-символы, обобщённые по смыслу (скрипичный ключ). — Как могут гости Цветочного города, не умеющие читать, узнать, кто живёт в каждом домике? Предметы не оставишь на улице: ружьё может случайно выстрелить, книжка испачкаться. (Надо на вывесках рядом с именами коротышек поместить рисунки.) Проводится отбор рисунков, замещающих предметы: ружьё для домика охотника Пульки, гаечный ключ для домика автомеханика Винтика, книга для домика Знайки. Разъясняется значение рисунков-символов. — Кто знает, что обозначает змея на чаше? (Это древний знак врачевания.) - Есть ли в рамке знак, имеющий отношение к музыке? (Скрипичный ключ.) — Для какого коротышки не хватило знака и почему? (Для Незнайки, так как неизвестно, чем он любит заниматься.) - Какой знак предложили бы вы для домика Незнайки? (Можно нарисовать знак вопроса.) 7. Чтение учителем отрывков из книги Н. Носова. — Кем только не пробовал стать Незнайка: и врачом, и художником, и музыкантом, и поэтом, но у него ничего не получалось. 8. Творческое задание. — Незнайка пришёл к нам сегодня на урок. (На доске изображение Незнайки.) Он спрашивает: «А вы сами пробовали сочинять стихи?» Давайте попробуем. Я буду начинать строчку, а вы заканчивать в рифму. В огород забрался… Незнайка подсказывает: «Кот. Бегемот». А вы как думаете? (Крот.) — В приоткрытое окошко залетела ночью… Незнайка говорит: «Кошка. Картошка». - А вы что скажете? (Мошка.) — У меня всегда в порядке книжки, ручки и… Незнайка продолжает: «Лошадки, шоколадки». А вы как продолжите? (Тетрадки.) Работа на с. 32-33 - Чтение формулировки темы «Знаки охраны природы». - --Постановка учебной задачи. — Как вы понимаете выражение «охрана природы»? -- Кого и что надо охранять? От кого защищать? Как? 11. Рассматривание рисунка в «Азбуке». — Нравится ли вам, как ведут себя дети в парке? Почему нельзя так относиться к природе? (Люди живут не сами по себе, а в общении с природой. Общаться — значит думать не только о себе, но и о других. Общаться с природой — значит заботиться о ней, защищать, охранять.) 12. Чтение знаков охраны природы. — Для напоминания о правилах общения с природой в парках, зонах отдыха устанавливаются знаки охраны природы. Рассмотрите их, попробуйте понять, что они обозначают. Наверное, нарушители не умеют читать знаки охраны природы. ---А вы умеете? Как можно прочитать знак, изображающий перечёркнутый топор? (Не рубить деревья и кусты.) А следующие знаки с перечёркнутыми изображениями? -- Знаки не только что-то запрещают, но и призывают, просят. О чём просит знак, изображающий мать-птицу с птенцом? (Не разоряйте птичьих гнёзд. Подумайте о будущих птенцах.) — Какой из предложенных в «Азбуке» знаков охраны природы вы бы поместили у входа в парк и почему? (Знак, изображающий ладони, держащие птиц, цветы. Он может быть прочитан: «Береги природу!») — А может быть, надо просто объяснить ребятам, почему надо охранять природу. В этом могут помочь пословицы. Кто поможет прочитать их? Как вы понимаете смысл этих пословиц?
|
|
|
|
VII. Подведение итогов урока |
- О чём мы говорили сегодня на уроке? - Что нового вы узнали для себя? - В чём у вас были затруднения? |
Высказывают своё мнение |
|
|
VIII. Рефлексивно-оценочный этап |
- Оцените свою работу. Кто доволен своей работой на уроке встаньте. У кого все получилось поднимите вверх руки. Ваши руки говорят мне о том, что сегодня вы достигли успеха на уроке. - молодцы ребята. - Благодарю за урок
|
Ученики оценивают себя |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.