ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: "Луг и человек".
Класс: 3 «г»
Цель: создать условия для формирования представления у учащихся о значении луга в жизни человека.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
1. Осознание значимости мероприятий по охране лугов;
2. Освоение многообразия представителей растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания;
3. Формирование умений выделять главную мысль для составления памятки по охране лугов.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
2. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник, карточки для групповой работы, карточки для парной работы.
Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, карточки.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1. Этап мотивации (самоопределения)
|
1. Организует психологический настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.
-Сегодня мы свою работу будем оценивать по «Маршрутному листу». Приложение 1. - Подпишите лист, за каждое задание ставьте себе баллы. - Ребята, какое сейчас время года? - Каковы признаки весны?
2.Просит посмотреть видеоролик
- Обратите внимание на экран. (видеоролик) - О чём был видеоролик? - Что вы увидели?
- Где растут эти цветы? - Кто помнит, что такое луг?
- Ухаживает ли человек за лугом? |
1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя:
- Весна - Прилетают птицы, распускаются почки, цветут цветы.
Смотрят видеоролик
- О лугах - Множество различных цветов - На лугу. - Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые травы - Нет |
Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
Познавательные: выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
|||
2. Этап формулировка темы, постановка цели и учебных задач.
|
Просит сформулировать тему урока. - Сформулируем тему сегодняшнего урока. -Цель? -Какие перед собой поставим задачи? |
Формулируют тему урока. - Луг и человек -Выяснить значение луга для человека. -Познакомиться с растительным и животным миром. Как охранять луг. |
Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3. Этап актуализации учебных знаний.
|
-Ребята, мы с вами на занятиях «Моё Оренбуржье» начали знакомиться с лугом и его обитателями. Ездили на наш луг. Давайте посмотрим презентацию и потом ответим на вопросы.
Задаёт вопросы по теме урока
- Чем поле отличается от луга?
- Чем богат луг?
- Какое главное богатство луга?
- Правильно! Клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост - лучший корм для травоядных животных. - В качестве чего использует человек луга?
|
Смотрят презентацию
Отвечают на вопросы по теме урока
- На поле растут культурные растения, а на лугу - дикорастущие. - На лугу много цветов, среди них есть и лекарственные: тысячелистник, ромашка, мята. - Главное богатство луга - кормовые травы.
- Человек использует луга как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота. |
|
4. Этап работы по новой теме: растительный мир луга. |
- Посмотрев видео, мы вспомнили луг богат растениями. -Скажите на какие две группы можно разделить растения лугов. (учебник стр.79, третий абзац) -Сейчас выясним как вы все запомнили. -Задание в группе: Приложение 2.
Проверка по эталону.
-Какой сделаем вывод? |
-На кормовые травы и лекарственные травы.
-Оценивание себя в маршрутном листе. -Луг для человека полезен лекарственными травами. |
|
5. Этап работы по новой теме: животный мир луга.
|
- Про растения луга мы поговорили. Пришёл черёд вспомнить про обитателями луга. -Давайте посмотрим экологическую сказку «Мудрая сова».
-Просмотрев сказку какой вывод можно сделать? -Самостоятельно составьте цепь питания и запишите.
-Какой сделаем вывод? -Не забываем себя оценить себя в «Маршрутном листе». |
-Учащиеся класса инсценируют сказку.
-В природе все взаимосвязано и одо без другого существовать не может. Это и доказала экологическая сказка. Цепь питания: сова → мыши шмель → клевер клевер→ корова. -Луг для человека полез и животным миром. |
|
6. Физкультминутка |
Проводит физкультминутку, даёт детям отдохнуть под детскую песню о лугах
|
Выполняют движения предложенные учителем под детскую песню о лугах |
Личностные: здоровьесбережение. |
7. Этап самостоятельной работы в парах.
|
-Мы с вами сказали, что луг очень полезен для человека. Но его ресурсы могут закончится, что нужно делать чтобы этого не произошло? -Ребята, сейчас мы с вами поработаем в парах, самостоятельно, составим памятку "Как вести себя на лугу". Приложение 3.
- Замечательные получились памятки! -Не забываем себя оценить себя в «Маршрутном листе». |
- Беречь луг.
- Составляют памятку "Как вести себя на лугу"
Знакомятся с памятками и оценивают свою работу. |
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации(П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - построение логической цепи рассуждений (П). |
8. Этап закрепления и систематизации полученных знаний. |
- Сейчас мы проверим, как вы запомнили новую тему. Приложение 4. Взаимопроверка по эталону. -Не забываем себя оценить себя в «Маршрутном листе». |
Учащиеся решают тест. Проверяют по эталону. |
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - подведение под понятие (П);
|
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
1. Подводит обучающихся к выводу по теме урока , акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Кто более активно сегодня работал на уроке? 2. Проводит рефлексию.
- Подведём итог нашего урока. - Что же такое луг?
- Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Спасибо за урок! |
1. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2. Выполняют рефлексию.
- Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые травы - Дети дают свои ответы. |
- рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К);
|
Приложение 1.
Маршрутный лист ____________________________________(Ф.И.)
Название работы. |
Баллы |
1. Групповая работа |
|
2. Составление цепи питания |
|
3. Парная работа |
|
4. Тест |
|
Итоговая оценка за урок: |
|
20 - 15 балл – оценка 5
14- 10 балов – оценка 4
9 – 5 баллов – оценка 3
4 – 0 баллов – оценка 2
Приложение 2.
Рассмотрите рисунки луговых растений. Подпишите их. Вклейте в нужный столбик.
|
|
|
|
|
|
Кормовые травы. |
Лекарственные травы. |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Рассмотрите экологические знаки.
Составьте и запишите памятку «Как вести себя на лугу».
Приложение 4.
Тест
Выберите правильный ответ:
1.А) Луг – это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью.
Б) Луг – это участок земли, которые имеет ярусы: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.
В) Луг – это участок земли, засеянный зерновыми культурами.
2. А) На лугу растут кувшинка, тростник, клевер.
Б) На лугу растут ландыш, осока, ягель.
В) На лугу растут нивяник, клевер, лютик.
3. А) На лугу живут лебеди, рябчики, шмели.
Б) На лугу живут трясогузки, ящерицы, пчелы.
В) На лугу живут пчелы, кабаны, лоси.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.