Технологическая карта библиотечного урока
Урок №_____
Библиотекарь Матушкина Марина Фёдоровна, МОУ «СШ № 60»
Класс 6
Дата проведения урока ______
Тема урока. «Кладовая мудрости»
Тип урока. Комбинированный урок.
Примерное описание урока. На уроке использованы современные образовательные технологии: индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.
Цель урока. Расширение кругозора о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними.
Задачи:
Общеобразовательные задачи
· обучить новому способу действий;
· расширить знания о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, электронных справочниках;
· исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Воспитательные задачи
· воспитывать бережное отношение к литературе;
· воспитывать положительное отношение к знаниям.
Развивающие задачи
· развивать аналитическое мышление;
· развивать познавательный интерес;
· развивать пространственное образное мышление.
Планируемые результаты.
После проведения урока учащиеся смогут:
· пользоваться словарем, энциклопедией и справочником в библиотеке;
· находить с их помощью нужную информацию.
Предметные результаты
· смогут выбирать способ представления данных в зависимости от поставленной задачи;
· применять знания, полученные из справочников, словарей, энциклопедий, на уроках и при подготовке к уроку.
Личностные результаты
· смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе пользования справочной литературой;
· будут готовы к самообразованию.
Метапредметные
· смогут самостоятельно определять цель обращения к справочной литературе;
· смогут применять полученную информацию для решения учебных и познавательных задач;
· приобретут умение самостоятельно пользоваться справочной литературой.
Межпредметные связи
· История, русский язык, литература
Формы деятельности
· Фронтальная, групповая .
Формы обучения
· Интеллектуальная игра.
Ресурсы: ПК библиотекаря, медиа проектор, презентация по теме, раздаточный материал, сетевые ресурсы, мобильные устройства, «Толковый словарь» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Советский энциклопедический словарь».
Технологическая карта деятельности урока.
Этапы урока. |
Деятельность библиотекаря |
Деятельность учащихся. |
Формируемые УУД (учебно-универсальные действия) |
Оборудование и ИКТ |
||||
Организационный этап
|
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на библиотечном уроке.
|
Приветствуют библиотекаря, проверяют свою готовность к уроку, занимают свои рабочие места, настраиваются на работу
|
Личностные УУД: Развитие эстетических чувств, прежде всего, доброжелательности
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с библиотекарем и со сверстниками. |
|
||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Библиотекарь: В начале нашего урока я предлагаю вам прочитать на экране стихотворение Якова Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь» Уважаем Государь По прозванию Словарь, Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к словарю. Он связует новь и старь, И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи Государь По прозванию Словарь! Определите тему стихотворения и его основную мысль.
- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, кто они? - Да, это словари, справочники и энциклопедии. Именно о них мы с вами и поговорим сегодня на библиотечном уроке. Тема нашего урока "Кладовая мудрости" |
Читают выразительно стихотворение
отвечают на вопросы, по очереди комментируют
Озвучивают тему урока. Проектируют цели и задачи
|
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование, выстраивание алгоритма деятельности.
Личностные УУД: 1.Понимание смысла предстоящей деятельности. 2.Интерес к новому материалу. Коммуникативные УУД: планирование взаимодействия со сверстниками и учителем. Познавательные УУД: осмысленно читают текст
|
презентация по теме, ПК библиотекаря, медиа проектор,
|
||||
Актуализация опорных знаний и умений обучающихся |
Актуализирующая беседа. - Я предлагаю вам вспомнить о детских энциклопедиях «Что? Где? Когда?» - Вспомните, какое ценное знание вы получили в 5 классе? - Почему это знание ценное? - Поделитесь впечатлениями .
|
Обучающиеся вспоминают известные им энциклопедии, предполагают, что бы они могли еще выяснить о них |
Определяют границы знания и незнания. |
презентация по теме, ПК библиотекаря, медиа проектор,
|
||||
Первичное усвоение новых знаний. |
Библиотекарь: Современный школьник должен уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе представленными в электронном виде на различных носителях (компакт-диски, ресурсы Интернета). Одним из первых и самых главных источников знаний является книга. К художественной книге человек обращается, чтобы почитать интересную повесть или роман, насладиться красивым словом. К справочной литературе мы обращаемся для получения быстрого ответа на вопрос или задание учителя, для разрешения спора с товарищем. Она помогает нам не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширять кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, литературы; развивает нашу речь, приобщает к культуре народа. Наверняка, вам случалось, читая какую-нибудь книгу, вдруг «споткнуться» на незнакомом слове. Можно, конечно, спросить у взрослых, что оно означает, но иногда и они не смогут дать точного ответа. И тогда лучше всего обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Там вы обязательно найдете ответ на любой вопрос. Французский философ Вольтер говорил: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке». - А что надо знать, чтобы быстро пользоваться любым словарём? - Итак, что же такое справочная литература?
- Правильно, ребята. Справочная литература — это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. Издания, дающие справку на любой вопрос. - А сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.
1. В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысяч слов. 2. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более 85 тысяч слов. Вплоть до середины 20 века он оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка. 3.На смену этому словарю пришли два новых академических словаря:17-томный (более120 тысяч слов) и четырёхтомный. 4. Попытку собрать все слова предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Он был и хирургом, и писателем, и составителем словаря! Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть ими, богатством такого развитого языка, как русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям. Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». И сегодня мы вместе постараемся этому научиться!
|
Осмысление полученной информации
(ответы детей) Алфавит! (ответы детей). Это словари и энциклопедии
Высказывают свое мнение.
Осмысление полученной информации |
Личностные УУД: 1.Обогащать активный и потенциальный словарный запас; 2.Формирование уважительного отношения к культуре, языку.
Регулятивные УУД: 1. Формирование способности принять учебную задачу, исходя из того, что уже усвоено, и того, что пока не известно; 2.Формирование умения проводить целеполагание и последовательность выполнения действий как в группе, так и индивидуально.
Познавательные УУД: 1.Формирование способности выполнять действия поиска и отбора заданной информации, ее моделирования; 2.Формирование умения структурировать изучаемую информацию, выполнять логические действия и операции (сравнивать и анализировать, выделять главное).
Коммуникативные УУД: 1. Умение точно и полно выражать свои мысли, формулируя собственную позицию по обсуждаемому вопросу; 2.Способность планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
презентация по теме, ПК библиотекаря, медиа проектор,
|
||||
Первичное закрепление.
Закрепление материала
|
Беседа на закрепление знаний Библиотекарь: - Посмотрите на словари, которые лежат перед вами. Кто их авторы? О чём можно узнать с помощью этих словарей? - А часто ли мы обращаемся к словарю? Бережно ли обращаемся с бесценным нашим богатством – русской речью? - Чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в игру и узнаем, умеете ли вы пользоваться справочной литературой, как быстро можете найти нужную информацию. (Учащиеся
делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает карточку
с изображением веселого смайла, за неправильный ответ - смайл грустный)
Задания: 1) Игра «Русской речи государь по прозванию словарь». Раздаются карточки с написанными словами и названиями словарей. Нужно определить, по какому словарю можно найти объяснение данных слов.
Библиотекарь контролирует работу в группах.
Библиотекарь: Ещё один вид справочной литературы – справочники. К ним мы обращаемся, когда нужно быстро найти краткий ответ на вопрос, например, правила русского языка или математических вычислений (другие примеры: какова орбита Земли, сколько км от Москвы до Мурманска и т.д.). Справочники - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, т.е. на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.
Ну а теперь давайте обратимся к энциклопедиям Посмотрит живой любознательный глаз На то, что другие видали не раз, Посмотрит – и тотчас примчатся бегом Сто тысяч вопросов и сядут кругом. Повсюду загадки: Зачем? что? и как? И всюду в конце – вопросительный знак. Вопросы, вопросы, … а где взять ответ? Но лучшего знака, по-моему, нет! А. Дитрих. А сейчас давайте поиграем. - У вас на столах лежат 3 тома энциклопедии «Что такое? Кто такой?», команде нужно как можно быстрее найти ответ на вопрос: - Какой слон крупнее: африканский или индийский? (каждая группа работает с энциклопедией « Что такое? Кто такой?) (Группа первая нашедшая ответ на вопрос награждается сувенирами.)
Энциклопедия станет вам главным помощником в увлекательном путешествии в мир знаний. Она расскажет о природе и человеке, технике и искусстве, истории и далеких звездах. Занимательный текст дополняют красочные иллюстрации, так что вы будете с удовольствием листать эти книги, готовясь к занятиям в школе и просто разыскивая ответы на тысячи интересующих вас вопросов.
-Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшний урок. - Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили? - Как вы считаете, словарь – это помощник? Нужно ли обращаться к словарям?
Практическая работа Для закрепления материала я предлагаю вам разделиться на 2 команды. На данном этапе занятия мы будем использовать справочную литературу из библиотеки, из Виртуального читального зала (ВЧЗ). Так же я попрошу вас достать свои мобильные устройства, которые пригодятся нам для считывания QR –кодов. Задание 1 (на ориентацию в библиотечном пространстве). Каждой команде раздаются задания. Внимательно читаем задание и находим описанную энциклопедию в библиотеке. Если нашли без подсказки - команда получает 2 балла, с подсказкой-1 балл. Подсказка представляет собой QR –код, в котором закодировано название энциклопедии ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Задание 2. - Внимание на экран! ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Посмотрите, какое стихотворение написал Михаил Ясенов про орфографический словарь. - Найдите все ошибки в тексте, посчитайте их. Та команда, чей ответ будет ближе к истине (в тексте 18 ошибок) - получает 2 балла. - Каждая пара заданий выполняется из одного словаря. Из какого именно - вам подскажут выданные QR –коды Задание 3. Каждой команде раздаю по карточке, в которой 8 заданий. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Каждая пара заданий выполняется из одного словаря. Из какого именно - вам подскажут выданные QR –коды ПРИЛОЖЕНИЕ 4. - За каждое правильно выполненное задание-по 1 баллу.
Подсчет баллов. Награждение победителей.
- Вы большие молодцы! Надеюсь, что наше погружение сегодня в мир справочной литературы было для вас не безынтересным. Ищите те слова и понятия, что вам не понятны в словарях, интересную информацию в энциклопедиях и другой справочной литературе, и многое для вас станет понятным.
Используемые источники: 1.Орфографический словарь русского языка. 2. «Толковый словарь великорусского языка» В.И.Даля т.1,3. 3.Школьный словарь иностранных слов. 4.Фразеологический словарь. 5.http://ped-kopilka.ru/blogs/alena-mihailovna-gavrilova/knigi-kotorye-znayut-vs.html 6.Виртуальный читальный зал на платформе: http://ds.biblio.edu54.ru/library 7. Приложение для генерирования QR –кодов : http://qrcoder.ru ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1. (Историческая энциклопедия Сибири) В этой энциклопедии вы можете прочесть об исторических событиях Сибири. В ней три тома. 2.(Энциклопедия о животных) Из этой энциклопедии вы можете узнать обо всём разнообразии животного мира. 3.(Большая советская энциклопедия) Это универсальная энциклопедия, в которой вы можете прочесть обо всём: и про автомобили, и про цветы, и про планеты, и про животных, и про страны и про многое другое. В ней тридцать томов. 4. (Города мира) В этой энциклопедии вы можете узнать о городах мира. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Толковый словарь В.И. Даля т.1(для первой команды).
Толковый словарь В.И. Даля т.3(для второй команды).
Фразеологический
словарь. Орфографический словарь русского языка.
|
(ответы детей)
Работа в группах по выполнению полученного задания, выбор средств и методов достижения положительного результата, ответы ребят
Осмысление полученной информации
Учащиеся делятся на две группы
Работа с энциклопедиями
(ответы учащихся)
(ответы учащихся)
. Учащиеся читают задание и находят описанную энциклопедию в библиотеке.
В процессе практической работы предоставляется детям полная творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь.
|
Личностные УУД 1.Чувствовать красоту и выразительность русского слова; 2.Адекватное оценивание своих способностей и возможностей.
Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений; 3.Пользоваться словарями разных типов. Коммуникативные УУД: 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
«Толковый словарь» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Советский энциклопедический словарь», раздаточный материал
сетевые ресурсы, мобильные устройства тома энциклопедии «Что такое? Кто такой?
|
||||
Итоги урока. Рефлексивная деятельность |
- Что нового узнали на уроке? - Какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?
Древние говорили: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное». Желаю, чтобы работа со справочной литературой – а это, безусловно, нужное знание, - приносила вам только удовольствие.
Если уметь пользоваться справочной литературой для подготовки сообщения, доклада или реферата, легко получить хорошую оценку. Успехов вам в учебе! |
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.
|
Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 2. Слышать и слушать других, быть готовыми корректировать свою точку зрения; 3. Строить связное высказывание. Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.