Технологическая карта библиотечного урока на тему: "Кладовая мудрости"
Оценка 4.6

Технологическая карта библиотечного урока на тему: "Кладовая мудрости"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
6 кл
28.05.2020
Технологическая карта библиотечного урока на тему: "Кладовая мудрости"
Примерное описание урока. На уроке использованы современные образовательные технологии: индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы. Цель урока. Расширение кругозора о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Задачи: Общеобразовательные задачи • обучить новому способу действий; • расширить знания о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, электронных справочниках; • исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности. Воспитательные задачи • воспитывать бережное отношение к литературе; • воспитывать положительное отношение к знаниям. Развивающие задачи • развивать аналитическое мышление; • развивать познавательный интерес; • развивать пространственное образное мышление. Планируемые результаты. После проведения урока учащиеся смогут: • пользоваться словарем, энциклопедией и справочником в библиотеке; • находить с их помощью нужную информацию. Предметные результаты • смогут выбирать способ представления данных в зависимости от поставленной задачи; • применять знания, полученные из справочников, словарей, энциклопедий, на уроках и при подготовке к уроку. Личностные результаты • смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе пользования справочной литературой; • будут готовы к самообразованию. Метапредметные • смогут самостоятельно определять цель обращения к справочной литературе; • смогут применять полученную информацию для решения учебных и познавательных задач; • приобретут умение самостоятельно пользоваться справочной литературой. Межпредметные связи • История, русский язык, литература Формы деятельности • Фронтальная, групповая . Формы обучения • Интеллектуальная игра. Ресурсы: ПК библиотекаря, медиа проектор, презентация по теме, раздаточный материал, сетевые ресурсы, мобильные устройства, «Толковый словарь» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Советский энциклопедический словарь».
Технологическая карта библиотечного урока.docx

 

 

Технологическая карта библиотечного урока

 

 

                                  

Урок №_____

Библиотекарь Матушкина Марина Фёдоровна, МОУ «СШ № 60»

Класс 6

Дата проведения урока ______

 

Тема урока. «Кладовая мудрости»

Тип урока. Комбинированный урок.

Примерное описание урока. На уроке использованы современные образовательные технологии: индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.

Цель урока. Расширение кругозора о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними.

Задачи:

Общеобразовательные задачи

·          обучить новому способу действий;

·          расширить знания о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, электронных справочниках;

·          исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Воспитательные задачи

·        воспитывать бережное отношение к литературе;

·        воспитывать положительное отношение к знаниям.

Развивающие задачи

·          развивать аналитическое мышление;

·          развивать познавательный интерес;

·          развивать пространственное образное мышление.

Планируемые результаты.

После проведения урока учащиеся смогут:

·        пользоваться словарем, энциклопедией и справочником в библиотеке;

·        находить с их помощью нужную информацию.

Предметные результаты

·        смогут выбирать способ представления данных в зависимости от поставленной задачи;

·        применять знания, полученные из справочников, словарей, энциклопедий, на уроках и при подготовке к уроку.

Личностные результаты

·        смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе пользования справочной литературой;

·        будут готовы к самообразованию.

Метапредметные

·        смогут самостоятельно определять цель обращения к справочной литературе;

·        смогут  применять полученную информацию для решения учебных и познавательных задач;

·        приобретут умение самостоятельно пользоваться справочной литературой.

Межпредметные связи

·        История, русский язык, литература

Формы деятельности

·        Фронтальная, групповая .

Формы обучения

·        Интеллектуальная игра.

Ресурсы: ПК библиотекаря, медиа проектор, презентация по теме, раздаточный материал, сетевые ресурсы, мобильные устройства, «Толковый словарь» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Советский энциклопедический словарь».

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта деятельности урока.

 

Этапы урока.

Деятельность библиотекаря

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

(учебно-универсальные действия)

Оборудование и ИКТ

Организационный этап

 

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на библиотечном уроке.

 

 

 

 

 

 

Приветствуют

библиотекаря,

проверяют свою

готовность к

уроку,

занимают свои рабочие места, настраиваются на работу

 

Личностные УУД:

Развитие эстетических чувств, прежде всего, доброжелательности

 

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с библиотекарем и со сверстниками.

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Библиотекарь: В начале нашего урока я предлагаю вам прочитать на экране стихотворение Якова Козловского

«Русской речи государь по прозванию Словарь»

Уважаем Государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи Государь

По прозванию Словарь!

 Определите тему стихотворения и его основную мысль.

 

 - Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, кто они?

 - Да, это словари, справочники и энциклопедии. Именно о них мы с вами и поговорим сегодня на библиотечном уроке.

Тема нашего урока "Кладовая мудрости"

 

Читают выразительно стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отвечают на вопросы,

по очереди комментируют

 

Озвучивают тему урока. Проектируют цели и задачи

 

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи, планирование, выстраивание алгоритма деятельности.

 

Личностные УУД:

1.Понимание смысла предстоящей деятельности.

2.Интерес к новому материалу.

Коммуникативные УУД: планирование взаимодействия со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД:

осмысленно читают текст

 

презентация по теме, ПК библиотекаря, медиа проектор,

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний и умений обучающихся

Актуализирующая беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить о детских энциклопедиях «Что? Где? Когда?»

 - Вспомните, какое ценное знание вы получили в 5 классе?

- Почему это знание ценное?

- Поделитесь впечатлениями .

 

Обучающиеся вспоминают известные им энциклопедии, предполагают, что бы они могли еще выяснить о них

Определяют границы знания и незнания.

презентация по теме, ПК библиотекаря, медиа проектор,

 

 

Первичное усвоение новых знаний.

Библиотекарь: Современный школьник должен уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе представленными в электронном виде на различных носителях (компакт-диски, ресурсы Интернета). Одним из первых и самых главных источников знаний является книга. К художественной книге человек обращается, чтобы почитать интересную повесть или роман, насладиться красивым словом. К справочной литературе мы обращаемся для получения быстрого ответа на вопрос или задание учителя, для разрешения спора с товарищем. Она помогает нам не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширять кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, литературы; развивает нашу речь, приобщает к культуре народа.

Наверняка, вам случалось, читая какую-нибудь книгу, вдруг «споткнуться» на незнакомом слове. Можно, конечно, спросить у взрослых, что оно означает, но иногда и они не смогут дать точного ответа. И тогда лучше всего обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Там вы обязательно найдете ответ на любой вопрос. Французский философ Вольтер говорил: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке».

 - А что надо знать, чтобы быстро пользоваться любым словарём?

 - Итак, что же такое справочная литература?

 

 

 - Правильно, ребята. Справочная литература — это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. Издания, дающие справку на любой вопрос.

- А сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

 

1. В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысяч слов.

2. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более 85 тысяч слов. Вплоть до середины 20 века он оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

3.На смену этому словарю пришли два новых академических словаря:17-томный (более120 тысяч слов) и четырёхтомный.

4. Попытку собрать все слова предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Он был и хирургом, и писателем, и составителем словаря!

Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть ими, богатством такого развитого языка, как русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

И сегодня мы вместе постараемся этому научиться!

 

Осмысление полученной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей) Алфавит!

(ответы детей).

Это словари и энциклопедии

 

 

 

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление полученной информации

Личностные УУД:

1.Обогащать активный и потенциальный словарный запас;

2.Формирование уважительного отношения к культуре, языку.

 

Регулятивные УУД:

1. Формирование способности принять учебную задачу, исходя из того, что уже усвоено, и того, что пока не известно;

2.Формирование умения проводить целеполагание и последовательность выполнения действий как в группе, так и индивидуально.

 

Познавательные УУД:

1.Формирование способности выполнять действия поиска и отбора заданной информации, ее моделирования;

2.Формирование умения структурировать изучаемую информацию, выполнять логические действия и операции (сравнивать и анализировать, выделять главное).

 

Коммуникативные УУД:

1. Умение точно и полно выражать свои мысли, формулируя собственную позицию по обсуждаемому вопросу;

2.Способность планировать

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

 

презентация по теме, ПК библиотекаря, медиа проектор,

 

Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на закрепление знаний

Библиотекарь:

- Посмотрите на словари, которые лежат перед вами. Кто их авторы? О чём можно узнать с помощью этих словарей?

- А часто ли мы обращаемся к словарю? Бережно ли обращаемся с бесценным нашим богатством – русской речью? 

 - Чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в игру и узнаем, умеете ли вы пользоваться справочной литературой, как быстро можете найти нужную информацию.

(Учащиеся делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает карточку с изображением веселого смайла, за неправильный ответ - смайл грустный)

 

 

Задания:

 1) Игра «Русской речи государь по прозванию словарь».

Раздаются карточки с написанными словами и названиями словарей. Нужно определить, по какому словарю можно найти объяснение данных слов.

1.         Дети, занятие,кисель,памятник.

2.         Биржа,гороскоп, лира, сфинкс.

3.         Атлас, Босфор, Ильмень, Эльбрус.

4.         Гемоглобин, инертные газы, углеводы, щелочные металлы.

5.         Витраж, дизайн, инструкция, мольберт.

6.         Бактерии, динозавры, плауны, хвощи.

а) Энциклопедический словарь юного химика

б) Энциклопедический словарь юного художника

в) С.Ожегов. Словарь русского языка

г) Энциклопедический словарь юного биолога.

д) Словарь иностранных слов

е) Поспелов. Школьный топонимический словарь

Библиотекарь контролирует работу в группах.

 

Библиотекарь:

Ещё один вид справочной литературы – справочники. К ним мы обращаемся, когда нужно быстро найти краткий ответ на вопрос, например, правила русского языка или математических вычислений (другие примеры: какова орбита Земли, сколько км от Москвы до Мурманска и т.д.).

Справочники - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, т.е. на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.

 

 

Ну а теперь давайте обратимся к энциклопедиям

Посмотрит живой любознательный глаз

На то, что другие видали не раз,

Посмотрит – и тотчас примчатся бегом

Сто тысяч вопросов и сядут кругом.

Повсюду загадки: Зачем? что? и как?

И всюду в конце – вопросительный знак.

Вопросы, вопросы, … а где взять ответ?

Но лучшего знака, по-моему, нет!

                                                 А. Дитрих.

А сейчас давайте поиграем.

- У вас на столах лежат 3 тома энциклопедии «Что такое? Кто такой?», команде нужно как можно быстрее найти ответ на вопрос:

- Какой слон крупнее: африканский или индийский?   (каждая группа работает с энциклопедией « Что такое? Кто такой?)

            (Группа первая нашедшая ответ на вопрос награждается сувенирами.)

 

Энциклопедия станет вам главным помощником в увлекательном путешествии в мир знаний. Она расскажет о природе и человеке, технике и искусстве, истории и далеких звездах. Занимательный текст дополняют красочные иллюстрации, так что вы будете с удовольствием листать эти книги, готовясь к занятиям в школе и просто разыскивая ответы на тысячи интересующих вас вопросов.

 

 -Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшний урок.

- Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили?

- Как вы считаете, словарь – это помощник? Нужно ли обращаться к словарям?

 

Практическая работа

Для закрепления материала я предлагаю вам  разделиться на 2 команды.

На данном этапе занятия мы будем использовать справочную литературу из библиотеки, из Виртуального читального зала (ВЧЗ). Так же я попрошу вас достать свои мобильные устройства, которые пригодятся нам для считывания QR –кодов.

Задание 1 (на ориентацию в библиотечном пространстве). Каждой команде раздаются задания. Внимательно читаем задание и находим описанную энциклопедию в библиотеке. Если нашли без подсказки - команда получает 2 балла, с подсказкой-1 балл. Подсказка представляет собой QR –код, в котором закодировано название энциклопедии

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 2.

 - Внимание на экран!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 - Посмотрите, какое стихотворение написал Михаил Ясенов про орфографический словарь.

 - Найдите все ошибки в тексте, посчитайте их. Та команда, чей ответ будет ближе к истине (в тексте 18 ошибок) - получает 2 балла.

 - Каждая пара заданий выполняется из одного словаря. Из какого именно - вам подскажут выданные QR –коды

Задание 3. Каждой команде раздаю по карточке, в которой 8 заданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 - Каждая пара заданий выполняется из одного словаря. Из какого именно - вам подскажут выданные QR –коды

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 - За каждое правильно выполненное задание-по 1 баллу.

 

Подсчет баллов. Награждение победителей.

 

- Вы большие молодцы! Надеюсь, что наше погружение сегодня в мир справочной литературы было для вас не безынтересным. Ищите те слова и понятия, что вам не понятны в словарях, интересную информацию в энциклопедиях и другой справочной литературе, и многое для вас станет понятным.

 

Используемые источники:

1.Орфографический словарь русского языка.

2. «Толковый словарь великорусского языка» В.И.Даля т.1,3.

3.Школьный словарь иностранных слов.

4.Фразеологический словарь.

5.http://ped-kopilka.ru/blogs/alena-mihailovna-gavrilova/knigi-kotorye-znayut-vs.html

6.Виртуальный читальный зал на платформе: http://ds.biblio.edu54.ru/library

7. Приложение для генерирования QR –кодов : http://qrcoder.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. (Историческая энциклопедия Сибири)

В этой энциклопедии вы можете прочесть об исторических событиях Сибири. В ней три тома.

 

2.(Энциклопедия о животных)

Из этой энциклопедии вы можете узнать обо всём разнообразии животного мира.

3.(Большая советская энциклопедия)

Это универсальная энциклопедия, в которой вы можете прочесть обо всём: и про автомобили, и про цветы, и про планеты, и про животных, и про страны и про многое другое. В ней тридцать томов.

4. (Города мира)

В этой энциклопедии вы можете узнать о городах мира.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

1.Найти объяснение устаревших слов:

Бачить               

Глаголь

2.Найти объяснение иностранных слов:

Юниор

Иммунитет

3.Найти объяснение фразеологизмов:

До мозга костей

Краем уха

4.Вставить пропущенные буквы в словах:

Прик…снуться

Дисц…плина

 

1.Найти объяснение устаревших слов:

Прилапить

Прокуликать

 

2.Найти объяснение иностранных слов:

Бизнес

Гонор

 

3.Найти объяснение фразеологизмов:

 

Чувство локтя

В ежовых рукавицах

 

4.Вставить пропущенные буквы в словах:

Брош…ра

Ж…сток…сть

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 Толковый словарь В.И. Даля т.1(для первой команды).

 

Толковый словарь В.И. Даля т.3(для второй команды).


 Словарь иностранных слов.

Фразеологический словарь.
 

Орфографический словарь русского языка.

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах по выполнению полученного задания, выбор средств и методов достижения положительного результата, ответы ребят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление полученной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся на две группы

 

 

 

 

Работа с энциклопедиями

 

 

(ответы учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Учащиеся читают задание и находят описанную энциклопедию в библиотеке.

 

 

 

 

В процессе практической работы предоставляется детям полная творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь.

 

Личностные УУД

1.Чувствовать красоту и выразительность русского слова;

2.Адекватное оценивание своих способностей и возможностей.

 

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений;

3.Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

 

 

«Толковый     словарь» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Советский энциклопедический словарь»,

раздаточный    материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сетевые ресурсы, мобильные устройства

тома энциклопедии «Что такое? Кто такой?

 

Итоги урока.

Рефлексивная деятельность

- Что нового узнали на уроке?

- Какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

 

Древние говорили: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное». Желаю, чтобы работа со справочной литературой – а это, безусловно, нужное знание, - приносила вам только удовольствие.

 

Если уметь пользоваться справочной литературой для подготовки сообщения, доклада или реферата, легко получить хорошую оценку. Успехов вам в учебе!

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

 

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

2. Слышать и слушать других, быть готовыми корректировать свою точку зрения;

3. Строить связное  высказывание.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта библиотечного урока

Технологическая карта библиотечного урока

Общеобразовательные задачи · обучить новому способу действий ; · расширить знания о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, электронных справочниках; · исследовать способность к…

Общеобразовательные задачи · обучить новому способу действий ; · расширить знания о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, электронных справочниках; · исследовать способность к…

История, русский язык, литература

История, русский язык, литература

Организационный этап Библиотекарь:

Организационный этап Библиотекарь:

Тема нашего урока "Кладовая мудрости"

Тема нашего урока "Кладовая мудрости"

Итак, что же такое справочная литература? -

Итак, что же такое справочная литература? -

И сегодня мы вместе постараемся этому научиться!

И сегодня мы вместе постараемся этому научиться!

Закрепление материала

Закрепление материала

Закрепление материала

Закрепление материала

Закрепление материала

Закрепление материала

Беседа на закрепление знаний

Беседа на закрепление знаний

Энциклопедия о животных) Из этой энциклопедии вы можете узнать обо всём разнообразии животного мира

Энциклопедия о животных) Из этой энциклопедии вы можете узнать обо всём разнообразии животного мира

В этой энциклопедии вы можете узнать о городах мира

В этой энциклопедии вы можете узнать о городах мира

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 1 .Найти объяснение устаревших слов:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 1 .Найти объяснение устаревших слов:

Найти объяснение устаревших слов:

Найти объяснение устаревших слов:

Словарь иностранных слов. Фразеологический словарь

Словарь иностранных слов. Фразеологический словарь

Древние говорили: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное»

Древние говорили: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020