Конструкт
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Ли Ольги Игоревны
Дата:
ДОУ:
Группа: старшая
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «История ложки»
Форма НОД: «Путешествие по «реке времени»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная
Учебно-методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013г. 31155)
Планируемый результат:
1. Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач;
2. Дети проявляют интерес к историческому прошлому;
3. Дети анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют;
4. Дети имеют представления о временных отношениях на примере появления ложки.
Цель: развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей происхождения ложки, ее назначением и необходимостью в жизни человека.
Задачи |
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
Развивающие задачи: Развивать ориентацию детей во временных отрезках происхождения ложки (прошлое, настоящее, будущее); развивать диалогическую речь, процессы мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация) в процессе размещения предметов на «реке времени».
Обучающие задачи: Обогатить представление детей об истории возникновения ложки, о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям). |
Антону Т. и Свете А. научиться работать в паре
|
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
- воспитание через взаимодействие;
Принципы обучения:
Принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, деятельности, предметности.
Средства воспитания и обучения: Мультимедийные (презентация «История ложки»), наглядные (иллюстрации с изображением ложек); словесные (беседа) литературные (загадка).
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное
развитие».
Ход НОД
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей |
Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события. Задача: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность.
|
Здравствуйте, ребята, сегодня утром в нашем почтовом ящике я нашла письмо, хотите посмотреть, что в нем? А в письме загадка: Две сестры: одна большая, Кашу манную мешает, Ну, а младшая сестрёнка Чай помешивает звонко. (Ложка)
Правильно отгадали, молодцы, это ложки. Ребята, а для чего нам нужны ложки?
|
Педагог: приветствует детей, проявляет уважение к детским высказываниям, инициирует общее обсуждение. |
Дети: отгадывают загадку, выражают собственные суждения. |
Дети настроены на познавательно-исследовательскую деятельность.
|
II. Постановка цели исследования. Задача: - создать проблемную ситуацию; - развивать диалогическую речь детей |
Ребята, а как вы думаете, ложки всегда были или нет? А если их не было, то как и чем принимали пищу люди? Что вы об этом знаете? Ребята, а хотите узнать, когда появилась ложка? Из чего были сделаны первые ложки? Я хочу пригласить вас в путешествие по реке времени, где мы сможем узнать, как появилась ложка, кто изготавливал ложки и как называли таких людей. |
Педагог создает проблемную ситуацию. |
Дети: озвучивают информацию из личного опыта, выстраивают полный ответ. |
Дети готовы к совместной деятельности. Проявляют интерес к предстоящей деятельности.
|
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала. Задача: - формировать представления об истории появления ложки; - расширить знания о многообразии ложек. |
Кто желает со мной? А на чём мы отправимся в путешествие? (на машине времени)
Первая остановка – древность. (Показ слайдов): Когда- то давным - давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах (слайд 1). И вот, однажды, человек взял в руки горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нём торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки. И тут он схватил за палочку. Тут человек понял, с палочки есть удобнее и пальцы не жжёт. С тех пор люди стали пользоваться палочками.
Следующая остановка – старина. Время шло. Люди стали жить в удобных деревянных домах , научились варить суп, но суп палочками не поешь . Однажды, человек мешал палочкой еду, палочка была широкая, в ней было углубление, в котором еда осталась(слайд 2). С тех пор человек научился вырезать ложки из дерева (слайд 3). Таких мастеров называли – резчиками. Потом человек стал раскрашивать ложки цветами и ягодами (слайд 4).
Ну вот, ребята, мы и добрались до остановки - настоящее время. Какими ложками мы сейчас едим? (металлическими) (слайд 5)». Такие ложки изготавливают на специальных заводах.
Ребята, а какие ложки есть у вас дома? (чайные, для супа). А еще какие бывают? (глиняные, деревянные, серебряные, металлические, пластмассовые, расписные деревянные, суповые (для супа), чайные, десертные).
А как вы думаете, из какого материала ложка лучше всего? Хотите провести опыт? (В миску с горячей водой опускают ложки и определяют свойства): Что произошло с металлической ложкой? Какая она стала? (горячая) Давайте проверим, что стало с ложкой из пластмассы? (она гнется, ломается) А как ведет себя деревянная, раскрашенная ложка? (трескается) Из какого материала ложки прочнее? (из металла) |
Педагог: использует наглядно- информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает. |
Дети: слушают, смотрят презентацию, выражают собственные суждения, сосредотачивают внимание. . |
Проявляют интерес к истории ложки. Активно участвуют в предложенном опыте, делают выводы, анализируют.
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Задача: - воспитывать у детей умение работать в группе; - развивать логическое мышление. |
Ребята, пока мы с вами путешествовали, нам пришла еще и посылка. Как вы думаете, откуда посылка? Посылка пришла из музея. Откроем? Посмотрим, что в ней? Пока посылка шла - все перепуталось. А кто помнит? С чего начиналась история ложки?
Все картинки и предметы могут разместиться на нашей «реке времени». Вы можете объединиться в группы или договориться между собой, кто будет выбирать и раскладывать предметы и картинки в древность, старину и настоящее время. Дети выбирают картинки и предметы и раскладывают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени». |
Педагог: вовлекает детей в совместную деятельность; создает проблемную ситуацию; способствует групповой работе детей; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
|
Дети: - выражают собственное суждение; -осваивают последовательность размещения картинок с изображением ложки на «реке времени»; - практикуются в осуществлении выбора. |
Имеют представление об истории ложки, умеют подбирать необходимые картинки в соответствии с временным этапом.
|
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Задача: формировать творческую активность в процессе деятельности. |
Дети раскладывают картинки и предметы по образцу (на каждом этапе наклеены картинки): Древность Старина Настоящее время Будущее время Ребята, а теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили наши предметы и картинки по «реке времени»?
|
Педагог: включает детей в самостоятельную деятельность, наблюдает за детьми во время выполнения задания, выражает искреннее восхищение.
|
Дети: Выстраивают порядок и последовательность, ищут, находят решение, классифицируют, выражают собственное суждение. |
Дети умеют самостоятельно распределять картинки и предметы на «реке времени», согласно временным отрезкам. Осуществляют контроль, взаимоконтроль. |
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения. Задача: подвести итог совместной деятельности. |
Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? - А что было самым интересным? - Вы довольны своей работой? - Что бы вы ещё хотели узнать?
|
Педагог: привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
|
Дети: Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность;
|
Дети умеют вести диалог, выражать собственные суждения, оценивать, анализировать, делать выводы. |
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности Задача: развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом.
|
Смотрите, а на карте осталось свободное место. Как вы думаете, для чего мы его оставили? Ребята, а как вы думаете, какая будет ложка в будущем? Какая она будет? Из чего? Может кто-то хочет нарисовать ложку будущего сейчас? (Дети рисуют свои придуманные ложки) А давайте вы пофантазируете вместе с родителями и принесете ваши рисунки завтра и мы разместим их на «реке времени». Ребята, а как вы думаете, что еще можно сделать с разными ложками? (Открыть мини – музей и создать свой ложковый театр). Вы сегодня очень потрудились, узнали много нового. Молодцы, ребята!
|
Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно проявляли творчество. |
Дети проявляют самостоятельную творческую деятельность. |
Выполняют задания в соответствии с приобретенным опытом. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.