Технологическая карта "История ложки"
Оценка 4.8

Технологическая карта "История ложки"

Оценка 4.8
doc
11.10.2021
Технологическая карта "История ложки"
КОНСТРУКТ - История Ложки.doc

Конструкт

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

 ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Ли Ольги Игоревны

  

Дата:

ДОУ:

Группа: старшая

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «История ложки»

Форма НОД: «Путешествие по «реке времени»

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная

Учебно-методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013г. 31155)

 

Планируемый результат:

1.      Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач;

2.      Дети проявляют интерес к историческому прошлому;

3.      Дети анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют;

4.      Дети имеют  представления о временных отношениях на примере появления ложки.

 

Цель: развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей происхождения ложки, ее назначением и необходимостью в жизни человека.

 

 

Задачи

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

 

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к культуре  своего народа, умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

 

Развивающие задачи:

Развивать ориентацию детей во временных отрезках происхождения ложки (прошлое, настоящее, будущее); развивать диалогическую речь,  процессы мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация) в процессе  размещения предметов на «реке времени».

 

Обучающие задачи:

Обогатить представление детей об истории возникновения ложки,  о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).

 

Антону Т. и Свете А. научиться работать в паре

 

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

 

Принципы воспитания:   

- формирование личностного стиля взаимоотношений  со сверстниками  и педагогом;

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы  эмоционального подъёма;

- воспитание  через  взаимодействие;

 

Принципы обучения:

Принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, деятельности, предметности.

Средства воспитания и обучения: Мультимедийные (презентация «История ложки»), наглядные (иллюстрации с изображением ложек); словесные (беседа) литературные (загадка).

 

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное

развитие».

 

Ход НОД

 

 

Этапы

(последовательность) деятельности

 

 

Содержание  деятельности

 

Действия, деятельность педагога

 

Действия, деятельность

 детей

 

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события.

Задача: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность.

 

Здравствуйте, ребята, сегодня утром в нашем почтовом ящике я нашла письмо, хотите посмотреть, что в нем?

А в письме загадка:

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает,

Ну, а младшая сестрёнка

Чай помешивает звонко.

(Ложка)

 

Правильно отгадали, молодцы,  это ложки.

Ребята, а для чего нам нужны  ложки?

                                                                                   

 

Педагог:

приветствует детей,

проявляет уважение к детским высказываниям, инициирует общее обсуждение.

Дети:

отгадывают загадку,  выражают собственные суждения.

Дети настроены    на познавательно-исследовательскую деятельность.

 

II. Постановка цели исследования.

Задача:

- создать проблемную ситуацию;

- развивать диалогическую речь детей

Ребята, а как вы думаете, ложки всегда были или нет? А если их не было, то как и чем принимали пищу люди? Что вы об этом знаете? 

Ребята, а хотите узнать, когда появилась ложка?

Из чего были сделаны первые ложки?

Я хочу пригласить вас в путешествие по реке времени, где мы сможем узнать, как появилась ложка, кто изготавливал ложки и как называли таких людей.

Педагог создает проблемную ситуацию.

Дети:

озвучивают информацию из личного опыта,

выстраивают полный ответ.

Дети готовы к совместной деятельности.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

 

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

Задача:

- формировать представления об истории появления ложки;

- расширить знания о многообразии ложек.

Кто желает со мной? А на чём мы отправимся в путешествие? (на машине времени)

 

Первая остановка – древность.

(Показ слайдов):

 Когда- то давным - давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах (слайд  1). И вот, однажды, человек взял в руки горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нём торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки. И тут он схватил за палочку. Тут человек понял, с палочки есть удобнее и пальцы не жжёт. С тех пор люди стали пользоваться палочками.

 

Следующая остановка – старина.

Время шло. Люди стали жить в удобных деревянных домах , научились варить суп, но суп палочками не поешь . Однажды, человек мешал палочкой еду, палочка была широкая, в ней было углубление, в котором еда осталась(слайд 2). С тех пор человек научился вырезать ложки из дерева (слайд 3). Таких мастеров называли – резчиками. Потом человек стал раскрашивать ложки цветами и ягодами (слайд 4). 

 

Ну вот, ребята, мы и добрались до остановки - настоящее время. Какими ложками мы сейчас едим?  (металлическими) (слайд 5)». Такие ложки изготавливают на специальных заводах.

 

Ребята, а какие ложки есть у вас дома? (чайные, для супа). А еще какие бывают? (глиняные,  деревянные, серебряные, металлические, пластмассовые, расписные  деревянные, суповые (для супа), чайные, десертные).

 

А как вы думаете, из какого материала ложка лучше всего? Хотите провести опыт?  

(В миску с горячей водой опускают ложки и определяют свойства):

Что произошло с металлической ложкой? Какая она стала? (горячая)

Давайте проверим, что стало с ложкой из  пластмассы? (она гнется, ломается)

А как ведет себя деревянная, раскрашенная ложка? (трескается)

Из какого материала ложки прочнее? (из металла)

Педагог:

использует наглядно- информационные средства;

вовлекает в слушание;

стимулирует интерес детей;

рассказывает.

Дети:

слушают, смотрят презентацию,  выражают собственные суждения, сосредотачивают внимание.

.

Проявляют интерес к истории ложки. Активно участвуют в предложенном опыте, делают выводы, анализируют.

 

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Задача: 

- воспитывать у детей умение работать в группе;

- развивать логическое мышление.

Ребята, пока мы с вами путешествовали, нам пришла еще и посылка. Как вы думаете, откуда посылка? Посылка пришла из музея. Откроем? Посмотрим, что в ней?

Пока посылка шла - все перепуталось. А кто помнит? С чего начиналась история ложки?

 

Все картинки и предметы  могут разместиться на нашей «реке времени».

Вы можете объединиться в группы или договориться между собой, кто будет выбирать и раскладывать предметы и картинки в древность, старину и настоящее время.

Дети выбирают картинки и предметы и раскладывают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

Педагог:

вовлекает детей в совместную деятельность;

создает проблемную ситуацию;

способствует групповой работе детей;

включает детей в самостоятельную деятельность;

наблюдает за детьми во время выполнения задания.

 

Дети:

- выражают собственное суждение;

-осваивают последовательность размещения картинок с изображением ложки на «реке времени»;

- практикуются в осуществлении выбора.

Имеют представление об истории ложки,  умеют подбирать необходимые картинки в соответствии  с временным этапом.

 

 

 

 

 

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Задача: формировать творческую активность в процессе деятельности.

Дети  раскладывают картинки и предметы по образцу (на каждом этапе наклеены картинки):

    Древность

    Старина

    Настоящее время

    Будущее время

Ребята, а теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили наши предметы и картинки по «реке времени»?

 

 

     

 Педагог:  

включает детей в самостоятельную деятельность,

наблюдает за детьми во время выполнения задания, выражает искреннее восхищение.

 

Дети:

Выстраивают порядок и последовательность, ищут, находят решение, классифицируют,

выражают собственное суждение.

Дети умеют самостоятельно распределять картинки и предметы на «реке времени»,  согласно временным отрезкам.

Осуществляют контроль, взаимоконтроль.

VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Задача: подвести итог совместной деятельности.

Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- А что было самым интересным?

- Вы довольны своей работой?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

 

 Педагог:

привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».

 

Дети:

Делятся впечатлениями;

выражают собственные чувства к проделанной работе;

планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

 

Дети умеют вести диалог, выражать собственные суждения, оценивать, анализировать, делать выводы.

VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Задача: развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом.

 

 Смотрите,  а на карте осталось свободное место. Как вы думаете, для чего мы его оставили?

Ребята, а как вы думаете, какая будет ложка в будущем?

Какая она будет? Из чего?  Может кто-то хочет нарисовать ложку будущего сейчас?

(Дети рисуют свои придуманные ложки)

А давайте вы  пофантазируете вместе с родителями и принесете ваши рисунки завтра и мы разместим их на «реке времени».

Ребята, а как вы думаете, что еще можно сделать  с разными ложками? (Открыть  мини – музей и создать свой ложковый театр). 

Вы сегодня очень потрудились, узнали много нового.

Молодцы, ребята!

 

Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно проявляли творчество.

Дети проявляют самостоятельную творческую деятельность.

Выполняют задания в соответствии  с приобретенным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Задачи Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Задачи Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Средства воспитания и обучения:

Средства воспитания и обучения:

Задача: - создать проблемную ситуацию; - развивать диалогическую речь детей

Задача: - создать проблемную ситуацию; - развивать диалогическую речь детей

Какими ложками мы сейчас едим? (металлическими) (слайд 5)»

Какими ложками мы сейчас едим? (металлическими) (слайд 5)»

Ребята, пока мы с вами путешествовали, нам пришла еще и посылка

Ребята, пока мы с вами путешествовали, нам пришла еще и посылка

VII . Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

VII . Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021