Технологическая карта урока по теме «Группы крови».
Предмет, класс: Биология, 11 класс
Тема: Генетика.
Тема урока: Группы крови.
Тип урока: Формирование и закрепление новых знаний.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Методы: Наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский;
Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная, фронтальный опрос.
Цель: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека и принципах решения задач на наследование групп крови.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм; расширить знания учащихся о группах крови человека, продолжить формирование навыков решения генетических задач.
Развивающие: развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания, развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умение решать генетические задачи
Воспитательные: Развитие коммуникативных способностей, ответственное отношение к своему здоровью;
Деятельность учителя |
Элементы содержания |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный этап (1 мин) |
|||
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, даёт положительный настрой на работу |
|
Готовятся к уроку, активизируют внимание. |
|
II. Стадия «Вызов» |
|||
Беседа. Назовите свою группу крови и группы крови своих родителей Почему вы не все можете ответить на этот вопрос ? Сформулируйте тему урока в виде вопроса, на который мы будем искать ответ (что такое группы крови, сколько их и какие?) Просит заполнить 1 столбец таблицы ЗХУ. Выслушивает ответы детей, заполняет на доске 1столбец таблицы ЗХУ, просит заполнить 2 столбец, записывает ответы детей на доске, помогает сформулировать цель урока. |
Беседа по наводящим вопросам, выход на тему урока. Заполнение таблицы ЗХУ Постановка цели. |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Заполняют 1 столбец таблицы ЗХУ. Сообщают о результатах своей работы. Заполняют 2 столбец таблицы ЗХУ, определяют цель своей деятельности на уроке.
|
Познавательные: Выдвигают предположения о теме урока. Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
III. Стадия «Осмысление» |
|||
Организует работу учащихся по отработке изучаемого материала. По мере выполнения заданий каждого этапа осуществляет проверку правильности выполнения, вносит исправления и коррективы, сообщает дополнительную информацию, используя материал презентации. Даёт дополнительные задания по этапам работы над новым материалом. Корректирует работу учащихся по ходу выполнения, помогает отстающим и тем, кто затрудняется. Показывает алгоритм решения задач на наследование групп крови.
Зачем необходимо знать свою группу крови? Как можно переливать кровь? Предложите схему переливания крови. |
История открытия групп крови. (Приложение1)
Понятие групп крови.
Характеристика групп крови. (Приложение 2)
Решение задач на наследование групп крови. (Приложение 3)
Применение полученных знаний.
Схема переливания крови. (Приложение 4) |
Работают с текстом, составляют опорную таблицу.
Записывают определения.
Работа в группах по характеристике групп крови, составление опорных схем. Обмен информацией между группами (вертушка)
Слушают объяснение учителя, решают задачи на наследование групп крови.
Отвечают на вопросы учителя.
Пытаются предложить схему, сопоставляют с образцом. Выясняют роль переливания крови в медицине. |
Познавательные: Самостоятельно находить нужную информацию, слушать. строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение осуществлять продуктивное взаимодействие, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Личностные: внутренняя позиция, мотивация, осознание личной ответственности за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, умение владеть навыками самоконтроля, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию. |
IV. «Рефлексия» |
|||
Предлагает учащимся заполнить итоговую таблицу по самоанализу изучения материала на уроке. Возвращает учащихся к таблице ЗХУ, просит исправить неверные утверждения.
Даёт домашнее задание.
|
Подведение итогов урока. Заполнение таблицы: ЗНАЮ/ПОВТОРИТЬ
Задача на формирование функциональной грамотности. (Приложение 5) |
Заполняют графы таблицы «знаю», «повторить». Анализируют изученный материал. Возвращаются к таблице ЗХУ, исправляют неверные утверждения.
Знакомятся с домашним заданием. |
Личностные : Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга |
Приложение 1. Немного из истории вопроса.
Первые попытки переливания крови были предприняты еще в глубокой древности, этот период получил название эмпирический. Известны факты, что еще во времена древнеегипетских войн за войсками гнали стада баранов, чтобы их кровь переливать раненым. Гипократ предлагал смешивать кровь здоровых и больных людей для лечения последних, особенно больным эпилепсией и душевнобольным. В древнем Риме пили кровь погибших гладиаторов, чтобы омолодится. Первое упоминание о переливании крови принадлежит Либавию в 1615 г., он писал в своих трудах, что можно перелить кровь от человека к человеку с помощью соединения их сосудов серебряными трубочками, но данных о том, что такое переливание было сделано нет.
Второй период получил название анатомо-физиологический. В 1628 году Уильям Гарвей открыл законы кровообращения. В 1666 году английский анатом Р.Лоуэр успешно перелил кровь от одной собаки другой, этому же ученому принадлежат опыты по вливанию в кровь различных растворов, так например собакам он вливал молоко, вино и пиво. Впервые перелил кровь от животных к человеку француз Ж.Дени в 1667 году, он перелил кровь ягненка душевнобольному юноше и как не странно тот выжил, но переливание четвертому человеку окончилось смертью больного и ученого арестовали, а переливание крови запретили совсем. За весь 17 век было произведено 20 переливаний крови в Европе, часть пациентов погибла. На сто лет этот метод был запрещен и лишь в 1819 году английский врач Дж. Блейдель произвел первое переливание от человека к человеку и также придумал аппарат для переливания крови. Проверяем таблицу, схему.
Третий период называют научным. Он начинается с 20 века, связан с развитием медицины в целом, возникновением учения об иммунитете и открытием групп крови. Важнейшие даты этого периода:
· 1901 г. открытие Карлом Ландштейнером трех групп крови
· 1902 г. сотрудника Ландштейнера нашли людей, группа крови которых отличается от трех открытых
· 1907 г. — чешский ученый Я. Янский доказал, что новая группа крови является самостоятельной и все люди по иммунологическим свойствам крови делятся не на три, а на четыре группы, и обозначил их римскими цифрами (I, II, III и IV).
· 1910-1915 гг. — открытие способа стабилизации крови. В работах В. А. Юревича и Н. К. Розенгарта (1910), Юстена (1914), Девисона (1915), Аготе (1915) был разработан способ стабилизации крови лимоннокислым натрием, связывающим ионы кальция и таким образом препятствующим свертыванию крови. Это было важнейшее событие в истории переливания крови, так как сделало возможным консервирование и хранение донорской крови.
· 1919 г. — В. Н. Шамов, Н. Н. Еланский и И. Р. Петров получили первые стандартные сыворотки для определения группы крови и произвели первое переливание крови.
· 1926 г. — в Москве был создан первый в мире Институт переливания крови (ныне Центральный институт гематологии и переливания крови). Вслед за этим стали открываться подобные институты во многих городах, появились станции переливания крови и была создана стройная система службы крови и система донорства, обеспечивающие создание банка (запаса) крови, ее тщательное медицинское обследование и гарантию безопасности как для донора, так и для реципиента.
· 1940 г. — открытие К. Ландштейнером и А. Винером резус-фактора — второй по значимости антигенной системы, играющей важную роль в иммуногематологии. Практически с этого момента во всех странах стали интенсивно изучать антигенный состав крови человека. Кроме уже известных эритроцитарных антигенов в 1953 г. были открыты тромбоцитарные антигены, в 1954 г. — лейкоцитарные, а в 1956 г. выявлены антигенные различия глобулинов крови.
Во второй половине 20 века и по сегодняшний день разрабатываются способы консервирования крови, проводится интенсивная работа по созданию кровезаменителей, появилась возможность синтезировать отдельные компоненты плазмы и элементы крови, создана искусственная кровь.
Приложение 2. Характеристика групп крови.
1 группа крови - не содержит агглютиногенов (антигенов), но содержит агглютинины (антитела) α и β. Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям. Человек с такой группой крови является универсальным донором. Считается что это самая древняя группа крови или группа «охотников», которая возникла за несколько сотен лет до н.э, в эпоху неандертальцев и кроманьонцев, которые умели только собирать пищу и охотиться. Людям с первой группой крови свойственные качества лидера.
2 группа крови II группа содержит агглютиноген (антиген) А и агглютинин β (антитела к агглютиногену В). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген В - это I и II группы. Эта группа появилась позже первой, когда человек начал осваивать земледелие. Людей со второй группой крови особенно много в Европе. Считается, что люди, имеющие эту группу крови также склонны к лидерству, но более гибки в общении с окружающими, чем люди, имеющие первую группу крови.
3 группа крови III группа содержит агглютиноген (антиген) В и агглютинин α (антитела к агглютиногену А). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген А - это I и III группы. Третья группа появилась, когда человек начал заселять более северные холодные районы. Впервые эта группа крови появилась у монголоидной расы. Со временем носители группы стали перемещаться на европейский континент. И сегодня людей с такой кровью очень много в Азии и Восточной Европе. Люди, имеющие эту группу крови обычно терпеливы и очень исполнительны.
4 группа крови IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но не содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы. Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами. Четвертая группа - новейшая из четырех групп человеческой крови. Она появилась менее 1000 лет назад в результате смешения индоевропейцев, носителей I группы и монголоидов, носителей III группы. Она встречается редко. Люди, имеющие эту группу крови усидчивы и изобретательны.
Приложение 3.
Задача 1. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?
Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.
Задача 2.
У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?
Ответ: у родителей 2 и 3 группы крови.
Приложение 4. Схема переливания крови.
Приложение 5.
Группы крови у человека, их наследование.
Во врачебной практике пользуются системой классификации групп крови АВ0 (читается: а, б, ноль). Согласно этому распределению выделяются четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV).
Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0).
Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1
Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0:
Группа |
Генотип |
I (0) |
j0j0 |
II (A) |
JAJA, JAj0 |
III (B) |
JBJB, JBj0 |
IV (AB) |
JAJB |
Существует несколько научно обоснованных закономерностей: Если хоть у одного из родителей первая (I) группа крови, то у малыша не может быть четвёртой (IV) группы (вне зависимости от группы крови второго родителя) Если у обоих родителей первая группа крови, то у их детей тоже может быть только первая группа (I) Если хоть у одного родителя четвёртая (IV) группа крови, то в таком союзе не может появиться детей с первой (I) группой. Во всех остальных случаях возможны самые различные варианты. Например, нет ничего удивительно в том, что у родителей со второй группой крови (II) рождается ребёнок с первой (I). Это вполне объяснимо и закономерно, как и то, что у мамы и папы с третьей группой (III) может быть малыш с первой (I). Существует и вовсе уникальное «сочетание родителей»: если один из них носитель второй группы крови (II), а другой – третьей группы (III), то дети могут иметь любую группу из четырёх возможных.
Вопрос 1.
Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).
Заполните пропуски в тексте: Во врачебной практике выделяются ____групп крови. Если у обоих родителей первая группа крови, то и ух малыша будет___группа крови. Если хотя бы у одного родителя первая группа крови, у них не может появиться малыш с ____ группой крови. Ребенок может иметь ____ группу крови, если у его родителей II и III группы крови.
Ответ: _4;
__1;
_4;
__любую;
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все пропущенные элементы– 2 балла.
Ответ включает в себя два пропущенных злемента – 1 балл.
Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.
Вопрос 2. Деятельность: решение задачи на моногибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы.
У отца III группа крови, у матери – I. Могут ли дети унаследовать группу крови матери?
Ответ:дети могут унаследовать группу крови матери I (j0j0), если отец гетерозиготен
(генотип - JВj0).
Пояснение:
Дано:фенотипы Р♀ I :♂ III
Найти: могут ли дети иметь группу крови матери -?
Решение:
У матери - I группа крови – генотип j0j0, у отца - III группа крови(генотип JВJВ или JВj0). Поэтому возможны два варианта потомства:
1 вариант:
гР ♀ j0j0 и ♂ JВJB
фР I III
G j0 JB
гF1 JBj0
фF1 III
Дети НЕ унаследуют группу крови матери, если отец гомозиготен (JВJB).
2 вариант:
гР ♀ j0j0 и ♂ JВj0
фР I III
G j0 JB, j0
гF1 JBj0 :j0j0
фF1 III I
Дети унаследуют группу крови матери, если отец гетерозиготен (JBj0).
Критерии оценивания:
Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех двух случаях – 3 балла.
Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае – 2 балла.
Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов
Вопрос 3. Деятельность: формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
Ответ: у родителей II (JAj0) и III (JBj0 )группы крови.
Пояснение:
Дано: фенотипыF1 I(j0j0) и IV(JAJB)
Найти: генотипы Р -? Фенотипы Р-? Генотипы F1-?
Решение:
Р ♀ JAj0
и ♂ JBj0
фР II III
G JA, j0 JB, j0
гF1 JAJB : JAj0 : JBj 0j0j0
фF1 IV II III I
1.Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
2.Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип– JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).
Критерии оценивания:
Верно установлено соответствие и даны верные пояснения – 3 балла.
Верно установлено соответствие, не все пояснения присутствуют – 2 балла.
Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.