Технологическая карта к уроку биологии "Группы крови" 11 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта к уроку биологии "Группы крови" 11 класс

Оценка 4.8
docx
08.01.2023
Технологическая карта к уроку биологии "Группы крови" 11 класс
ТК биология группы крови.docx

Технологическая карта урока по теме «Группы крови».

Предмет, класс:         Биология,   11 класс

Тема: Генетика.

Тема урока: Группы крови.

Тип урока:  Формирование и закрепление новых знаний.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Методы:    Наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский;

Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная, фронтальный опрос.

Цель: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека и принципах решения задач на наследование групп крови.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм; расширить знания учащихся о группах крови человека, продолжить формирование навыков решения генетических задач.

Развивающие: развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания, развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умение решать  генетические задачи

Воспитательные: Развитие коммуникативных способностей, ответственное отношение к своему здоровью;

Деятельность учителя

Элементы содержания

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.                   Организационный этап (1 мин)

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, даёт положительный настрой на работу

 

Готовятся к уроку, активизируют внимание.

 

II.                Стадия «Вызов»

Беседа. Назовите свою группу крови и группы крови своих родителей Почему вы не все можете ответить на этот вопрос ?

Сформулируйте тему урока в виде вопроса, на который мы будем искать ответ (что такое группы крови, сколько их и какие?)

Просит заполнить 1 столбец таблицы ЗХУ.

Выслушивает ответы детей, заполняет на доске 1столбец таблицы ЗХУ, просит заполнить 2 столбец, записывает ответы детей на доске, помогает сформулировать цель урока.

Беседа по наводящим вопросам, выход на тему урока.

Заполнение таблицы ЗХУ

Постановка цели.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Заполняют 1 столбец таблицы ЗХУ. Сообщают о результатах своей работы.

Заполняют 2 столбец таблицы ЗХУ, определяют цель своей деятельности на уроке.

 

Познавательные: Выдвигают предположения о теме урока.

Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

III.             Стадия «Осмысление»

Организует работу учащихся по отработке изучаемого материала.

По мере выполнения заданий каждого этапа  осуществляет проверку правильности выполнения, вносит исправления и коррективы, сообщает дополнительную информацию, используя материал презентации. Даёт дополнительные задания по этапам работы над новым материалом.

Корректирует работу учащихся по ходу выполнения, помогает отстающим и тем, кто затрудняется.

Показывает алгоритм решения задач на наследование групп крови.

 

Зачем необходимо знать свою группу крови?

Как можно переливать кровь?

Предложите схему переливания крови.

История открытия групп крови. (Приложение1)

 

 

Понятие групп крови.

 

 

Характеристика групп крови. (Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач на наследование групп крови. (Приложение 3)

 

Применение полученных знаний.

 

 

Схема переливания крови. (Приложение 4)

Работают с текстом, составляют опорную таблицу.

 

Записывают определения.

 

 

 

Работа в группах по характеристике групп крови, составление опорных схем. Обмен информацией между группами (вертушка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя, решают задачи на наследование групп крови.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Пытаются предложить схему, сопоставляют с образцом. Выясняют роль переливания крови в медицине.

Познавательные:

Самостоятельно находить нужную информацию, слушать.

строить логическую цепь размышлений, умение  устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск,  умение  выделять  необходимую информацию

Коммуникативные: умение  осуществлять продуктивное взаимодействие, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

Личностные:

внутренняя позиция, мотивация, осознание  личной ответственности за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон

Регулятивные:

умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе  работы, умение владеть навыками самоконтроля, умение определять последовательность действий, способность  к волевому усилию.

IV.             «Рефлексия»

Предлагает учащимся заполнить итоговую таблицу по самоанализу изучения материала на уроке.

Возвращает учащихся к таблице ЗХУ, просит исправить неверные утверждения.

 

Даёт домашнее задание.

 

Подведение итогов урока.

Заполнение таблицы: ЗНАЮ/ПОВТОРИТЬ

 

 

 

 

 

 

Задача на формирование функциональной грамотности. (Приложение 5)

Заполняют графы таблицы «знаю», «повторить». Анализируют изученный материал.

Возвращаются к таблице ЗХУ, исправляют неверные утверждения.

 

 

 

 

Знакомятся с домашним заданием.

Личностные :

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные:

на основе учета характера сделанных ошибок и  самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные:  уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга

 

Приложение 1. Немного из истории вопроса.

Первые попытки переливания крови были предприняты еще в глубокой древности,  этот период получил название эмпирический. Известны факты, что еще во времена древнеегипетских войн за войсками гнали стада баранов, чтобы их кровь переливать раненым. Гипократ предлагал смешивать кровь здоровых и больных людей для лечения последних, особенно больным эпилепсией и душевнобольным. В древнем Риме пили кровь погибших гладиаторов, чтобы омолодится. Первое упоминание о переливании крови принадлежит Либавию в 1615 г., он писал в своих трудах, что можно перелить кровь от человека к человеку с помощью соединения их сосудов серебряными трубочками, но данных о том, что такое переливание было сделано нет.

Второй период получил название анатомо-физиологический. В 1628 году Уильям Гарвей открыл законы кровообращения. В 1666 году английский анатом Р.Лоуэр успешно перелил кровь от одной собаки другой, этому же ученому принадлежат опыты по вливанию в кровь различных растворов, так например собакам он вливал молоко, вино и пиво. Впервые перелил кровь от животных к человеку француз Ж.Дени в 1667 году, он перелил кровь ягненка душевнобольному юноше и как не странно тот выжил, но переливание четвертому человеку окончилось смертью больного и ученого арестовали, а переливание крови запретили совсем. За весь 17 век было произведено 20 переливаний крови в Европе, часть пациентов погибла. На сто лет этот метод был запрещен и лишь в 1819 году английский врач Дж. Блейдель произвел первое переливание от человека к человеку и также придумал аппарат для переливания крови.  Проверяем таблицу, схему.

Третий период называют научным. Он начинается с 20 века, связан с развитием медицины в целом, возникновением учения об иммунитете и открытием групп крови. Важнейшие даты этого периода:

·         1901 г. открытие Карлом Ландштейнером трех групп крови

·         1902 г. сотрудника Ландштейнера нашли людей, группа крови которых отличается от трех открытых

·         1907 г. — чешский ученый Я. Янский доказал, что новая группа крови является самостоятельной и все люди по иммунологическим свойствам крови делятся не на три, а на четыре группы, и обозначил их римскими цифрами (I, II, III и IV).

·         1910-1915 гг. — открытие способа стабилизации крови. В работах В. А. Юревича и Н. К. Розенгарта (1910), Юстена (1914), Девисона (1915), Аготе (1915) был разработан способ стабилизации крови лимоннокислым натрием, связывающим ионы кальция и таким образом препятствующим свертыванию крови. Это было важнейшее событие в истории переливания крови, так как сделало возможным консервирование и хранение донорской крови.

·         1919 г. — В. Н. Шамов, Н. Н. Еланский и И. Р. Петров получили первые стандартные сыворотки для определения группы крови и произвели первое переливание крови.

·         1926 г. — в Москве был создан первый в мире Институт переливания крови (ныне Центральный институт гематологии и переливания крови). Вслед за этим стали открываться подобные институты во многих городах, появились станции переливания крови и была создана стройная система службы крови и система донорства, обеспечивающие создание банка (запаса) крови, ее тщательное медицинское обследование и гарантию безопасности как для донора, так и для реципиента.

·         1940 г. — открытие К. Ландштейнером и А. Винером резус-фактора — второй по значимости антигенной системы, играющей важную роль в иммуногематологии. Практически с этого момента во всех странах стали интенсивно изучать антигенный состав крови человека. Кроме уже известных эритроцитарных антигенов в 1953 г. были открыты тромбоцитарные антигены, в 1954 г. — лейкоцитарные, а в 1956 г. выявлены антигенные различия глобулинов крови.

Во второй половине 20 века и по сегодняшний день  разрабатываются способы консервирования крови, проводится интенсивная работа по созданию кровезаменителей, появилась возможность синтезировать отдельные компоненты плазмы и элементы крови,  создана искусственная кровь.

Приложение 2. Характеристика групп крови.

1 группа крови  - не содержит агглютиногенов (антигенов), но содержит агглютинины (антитела) α и β. Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям. Человек с такой группой крови является универсальным донором. Считается что это самая древняя группа крови или группа «охотников», которая возникла за несколько сотен лет до н.э, в эпоху неандертальцев и кроманьонцев, которые умели только собирать пищу и охотиться. Людям с первой группой крови свойственные качества лидера.

2 группа крови II группа содержит агглютиноген (антиген) А и агглютинин β (антитела к агглютиногену В). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген В - это I и II группы. Эта группа появилась позже первой, когда человек начал осваивать земледелие. Людей со второй группой крови особенно много в Европе. Считается, что люди, имеющие эту группу крови также склонны к лидерству, но более гибки в общении  с окружающими, чем люди, имеющие первую группу крови. 

3 группа крови III группа содержит агглютиноген (антиген) В и агглютинин α (антитела к агглютиногену А). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген А - это I и III группы. Третья группа появилась, когда человек начал заселять более северные холодные районы. Впервые эта группа крови появилась у монголоидной расы. Со временем носители группы стали перемещаться на европейский континент. И сегодня людей с такой кровью очень много в Азии и Восточной Европе. Люди, имеющие эту группу крови обычно терпеливы и очень исполнительны.

4 группа крови IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но не содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы. Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами. Четвертая группа - новейшая из четырех групп человеческой крови. Она появилась менее 1000 лет назад в результате смешения индоевропейцев, носителей I группы и монголоидов, носителей III группы. Она встречается редко. Люди, имеющие эту группу крови усидчивы и изобретательны.

Приложение 3.

Задача 1. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.

 

Задача 2.

 

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?   

 

Ответ: у родителей 2 и 3 группы крови.

 

Приложение 4. Схема переливания крови.

http://mtdata.ru/u24/photo3DA9/20927348470-0/original.jpg
Приложение 5.

Группы крови у человека, их наследование.

Во врачебной практике пользуются системой классификации групп крови АВ0 (читается: а, б, ноль). Согласно этому распределению выделяются четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV).

Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0).

Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0:

Группа

Генотип

I (0)

j0j0

II (A)

JAJA, JAj0

III (B)

JBJB, JBj0

IV (AB)

JAJB

 Существует несколько научно обоснованных закономерностей: Если хоть у одного из родителей первая (I) группа крови, то у малыша не может быть четвёртой (IV) группы (вне зависимости от группы крови второго родителя) Если у обоих родителей первая группа крови, то у их детей тоже может быть только первая группа (I) Если хоть у одного родителя четвёртая (IV) группа крови, то в таком союзе не может появиться детей с первой (I) группой. Во всех остальных случаях возможны самые различные варианты. Например, нет ничего удивительно в том, что у родителей со второй группой крови (II) рождается ребёнок с первой (I). Это вполне объяснимо и закономерно, как и то, что у мамы и папы с третьей группой (III) может быть малыш с первой (I). Существует и вовсе уникальное «сочетание родителей»: если один из них носитель второй группы крови (II), а другой – третьей группы (III), то дети могут иметь любую группу из четырёх возможных.

Вопрос 1.

Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).

Заполните пропуски в тексте: Во врачебной практике выделяются ____групп крови. Если у обоих родителей первая группа крови, то и ух малыша будет___группа крови. Если хотя бы у одного родителя первая группа крови, у них не может появиться малыш с ____ группой крови. Ребенок может иметь ____ группу крови, если у его родителей II  и III группы крови.

Ответ: _4;

__1;

_4;

__любую;

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все  пропущенные  элементы– 2 балла.

Ответ включает в себя два пропущенных злемента – 1 балл.

Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.

 

Вопрос 2. Деятельность: решение  задачи  на моногибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы.

 

 У отца III группа крови, у матери – I. Могут ли дети унаследовать группу крови матери?

 

Ответ:дети могут унаследовать группу крови матери I (j0j0), если отец гетерозиготен

(генотип - JВj0).

 

Пояснение:

Дано:фенотипы РI :III

Найти: могут ли дети  иметь группу крови матери  -?

 

Решение:

У матери - I группа крови – генотип j0j0, у отца - III группа крови(генотип JВJВ или JВj0). Поэтому возможны два варианта потомства:

 

1 вариант:

гР       j0j0  и  ♂ JВJB

фР            I            III

G             j0               JB

гF1                      JBj0

фF1                      III

 

Дети НЕ унаследуют группу крови матери, если отец гомозиготен (JВJB).

 

2 вариант:

гР       j0j0  и  ♂ JВj0

фР             I             III

G                j0               JB, j0

гF1                   JBj0 :j0j0

фF1                      III    I

 

Дети унаследуют группу крови матери, если отец гетерозиготен (JBj0).

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех двух случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае – 2 балла.

Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

 

Вопрос 3. Деятельность: формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.

 У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

 Ответ: у родителей II (JAj0) и III (JBj0 )группы крови.

Пояснение:

Дано:  фенотипыFI(j0j0)  и IV(JAJB)

Найти: генотипы Р -? Фенотипы Р-? Генотипы F1-?

 

Решение:
Р        
JAj0  и  ♂ JBj0

фР            II            III

G        JA, j0                    JB, j0

гF1          JAJB : JAj0 : JBj       0j0j0

фF1         IV       II     III          I

 

1.Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.

2.Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип– JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

 

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие и даны верные пояснения – 3 балла.

Верно установлено соответствие, не все пояснения присутствуют – 2 балла.

Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

 


 

Технологическая карта урока по теме «Группы крови»

Технологическая карта урока по теме «Группы крови»

Просит заполнить 1 столбец таблицы

Просит заполнить 1 столбец таблицы

Организует работу учащихся по отработке изучаемого материала

Организует работу учащихся по отработке изучаемого материала

Впервые перелил кровь от животных к человеку француз

Впервые перелил кровь от животных к человеку француз

Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям

Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям

Приложение 4. Схема переливания крови

Приложение 4. Схема переливания крови

Приложение 5. Группы крови у человека, их наследование

Приложение 5. Группы крови у человека, их наследование

Заполните пропуски в тексте:

Заполните пропуски в тексте:

Р ♀ j 0 j 0 и ♂ J

Р ♀ j 0 j 0 и ♂ J

Решение: Р ♀ J A j 0 и ♂

Решение: Р ♀ J A j 0 и ♂
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.