Урок по теме: «Водоросли»
в 5 классе по ФГОС
Технологическая карта урока
Предмет |
биология |
Класс |
5 |
|||||
Тема урока |
Водоросли |
|||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||||
Цель |
Познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней. |
|||||||
Предметные результаты:
Метапредметные и личностные результаты:
|
1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений; 2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; 3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли. Коммуникативные УУД: 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД: 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -Выяснить особенности внешнего строения водорослей; - Формировать умение вести диалог; -Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом. |
|||||||
Оборудование: |
компьютер, мультимедийный проектор микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты водорослей, изображения различных групп водорослей, рабочая карта учащегося. |
|||||||
Формы работы: |
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. |
|||||||
Методы проведения урока:
|
самостоятельная работа с учебником, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа. |
|||||||
Технологии:
|
проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие; элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве. |
|||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
водоросли, хламидомонада, хлорелла, хроматофор |
|||||||
Организационная структура урока |
||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
Время, мин
|
||||
учителя |
учащихся |
|||||||
1 |
Организационный этап |
Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов |
Добрый день, друзья!
Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? . Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.
|
Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах, парах и индивидуально |
1 |
|||
2 |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
|
Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
|
Все разнообразие живых организмов объединяются в царства. Сколько выделяют царств живой природы? -Назовите их? -Какие мы уже изучили? Для того, чтобы двигаться дальше, вам необходимо выполнить следующее задание: Перед вами лежат тексты с пропущенными словами, вам необходимо правильно заполнить пропуски, воспользовавшись словами, находящимися под текстом (даны два варианта текста, учащиеся заполняют свой вариант, а затем обмениваются текстами для проверки). Учитель объявляет критерии оценок, которые написаны на доске: 5-нет ошибок или 1 ошибка, 4-2 ошибки, 3 -3 ошибки Сейчас давайте выполним тест по теме «Бактерии и грибы» .В ваших оценочных листах на обратной стороне напечатан тест, время на его выполнение даю 3 минуты. -А теперь давайте его вместе проверим. -Если у вас нет ошибок ставьте себе в оценочный лист 5.
Ребята, кто догадался, какая у нас тема урока? Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. -Давайте еще раз назовите царства , с какими мы познакомились? -Попробуйте отгадать загадку и определить о каком царстве мы будем сегодня говорить. Сидит красная девица в темнице, а коса на улице.(Морковь) К нам приехали с бахчи полосатые мячи.(Арбузы) Только
тронь отдернешь ладонь: -Правильно, речь пойдет о царстве растения. -Вы наверное обратили внимание, что бактерии и грибы обозначены желтым цветом, а растения- зеленым. Это не случайно, так как большинство растений имеют зеленую окраску. -Кто мне скажет почему? – В процессе развития природы растения стали использовать солнечную энергию. Деревья в лесу, травы на лугу- все они тянутся к солнцу. Всасывая из почвы воду и поглощая углекислый газ, зеленые растения, используя энергию солнца, создают органические вещества, необходимые для питания.. (слайд 6) Процесс, при котором зеленые растения используют солнечную энергию и создают органические вещества, называется фотосинтезом. Посмотрите на слайд . Прочитайте определение , откройте тетрадь на ст.40 и самостоятельно запишите его .(4 карточка ФОТОСИНТЕЗ ) -На основе этого признака растения объединяются в одно царство. -Т.о, растения сами создают себе питательные вещества. В ходе фотосинтеза , помимо питательных веществ , создаётся еще кислород. (слайд 7) -Этот процесс происходит в хлоропластах (5 карточка ХЛОРОПЛАСТ), с помощью зеленого вещества хлорофилла( 6 карточка ХЛОРОФИЛЛ). Давайте и это понятие запишем в тетрадь.
Растения делят на большие группы: прочитайте их (стр.68): водоросли, мхи, папоротники, голосемянные и цветковые. (слайд 5)
– Все растения разделяют на две группы: высшие и низшие.(7 карточка НИЗШИЕ и ВЫСШИЕ) Прочитайте их (стр.68): водоросли, мхи, папоротники, голосемянные и цветковые. (слайд 5)
-Сегодня мы познакомимся с низшими. А какие растения относятся к низшим? (Водоросли) Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока: «Водоросли» Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока: - Изучить строение, среду обитания и многообразие водорослей. -А почему они так называются? Мы познакомимся с ними поближе. Посмотрите на живой экземпляр (показ живого экземпляра водоросли) -А что вы знаете о водорослях?
– Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли»? Предположение: растут в воде. -Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах.
–(слайд 10) Водоросли – это группа живых организмов, которые занимают водную среду обитания, но также встречаются и во влажных местах обитания: на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет. Запишите определение в тетрадь. (8 карточка ВОДОРОСЛИ) -Водоросли относят к группе низших растения по той причине, что они не имеют в своем строении органов и тканей Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:
|
Слушают учителя. Выполняют задания в инструктивных карточках. Проводят взаимопроверку
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока.
Записывают тему урока в тетради. Ставят перед собой цели.
|
5
|
|||
3 |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
|
Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования; Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. |
-Тело водорослей называется «слоевище».(9 карточка СЛОЕВИЩЕ) --Слоевище состоит из клеток, в которых находятся хроматофоры. Эти структуры отвечают за процесс фотосинтеза. В них находится пигмент, способствующий улавливанию солнечных лучей. Для водорослей, как и для других растений, характерен процесс фотосинтеза. Питание. Как питаются эти организмы, я думаю, вы мне
ответите сами, если прослушаете, следующее стихотворение: Листок
зеленый- труженик хваленый. 1.
2.
Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза. Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ. Размножение Бесполым путем (деление пополам) и половым.
-Среди водорослей встречаются как одноклеточные формы, так и многоклеточные.(10 карточка ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ) -С некоторыми мы сейчас познакомимся. -Разделимся на пары и используя текст учебника расскажем о некоторых видах. Ребята, сейчас мы немного поработаем по группам. Я раздам задания каждой группе. 1гр: Зеленые водоросли. 2гр: Бурые водоросли. 3гр: Красные водоросли. Задания каждой группе: 1. Среда обитания водорослей? 2.Особенности строения водорослей? 4. Представители. Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.69—71. Обсуждение ответов. Группы водорослей Одноклеточные и многоклеточные
Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Сегодня мы с вами изучим только одну группу водорослей. Многие из вас часто наблюдали такое явление, как “цветение” воды в природных водоёмах и аквариумах. Подумайте, а с чем это может быть связано? Какова причина цветения воды летом в водоёмах и в наших аквариумах? Посмотрите на экран, какие водоросли мы будем изучать сегодня? Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы. Они имеют очень простое строение. А вот какое, вам предстоит сейчас выяснить. Для этого предлагаю вам в группах заполнить таблицу в инструктивной карточке, пользуясь текстом на с69-71. «Сравнительная характеристика групп водорослей»
Оцените вашу самостоятельную подготовку и ответ , и поставьте себе оценку.
|
Работают учащиеся в группах. Представитель каждой группы дает ответ на вопрос. Слушают учителя. |
20 |
|||
4 |
Этап первичной проверки понимания изученного |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования.
Личностные: сформированность здоровьесберегающих мотивов |
Проверка правильного заполнения таблицы + физкультминутка Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево — вправо) И кивнем затем по кругу (наклоны влево — вправо). Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх — вниз), Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук) (слайд 7) |
Проверяют правильность заполнения таблицы
Активно участвуют в физкультминутке |
3
|
|||
5 |
Этап закрепления изученного |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |
-Сегодня у нас подготовил сообщение о значении водорослей в природе и жизни человека. Роль водорослей в природе и жизни человека огромна. 1.– В глубинах морей и океанов благодаря водорослям в процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для дыхания живых организмов. 2.– Водоросли служат пищей для многих животных. 3.– Человек также использует водоросли в пищу. Ламинария всем нам известна под названием «морская капуста». Она содержит йод, который быстро усваивается организмом. -Вам понравилось его сообщение. Что бы вы ему поставили? -Что вы запомнили из этого выступления, какую роль играют водоросли в природе и жизни человека? Сообщения «Интересные факты о водорослей» |
Выполняют лабораторную работу. После выполнения работы сверяем результат с рисунком в учебнике и проводим самооценку. Критерии: 5-нет ошибок или 1 ошибка, 4-2 ошибки, 3 -3 ошибки
|
5
|
|||
6 |
Этап обобщения и систематизации |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений |
Беседа: 1. Дайте определение, что такое водоросль? 2. Где обитают водоросли? 3. Какой способ питания у водорослей? 4. Как устроены водоросли? 5. На какие две группы делят водоросли по количеству клеток? 6. Какие три группы водорослей разные по окраске вы сегодня изучили? А теперь дополните предложение: (слайд 16) • Водоросли относятся к царству….. • Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям. • Тело водорослей называют … . В клетках водорослей, как и у других растений, содержится …. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили: Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира)
-А теперь посмотрите на свой оценочный лист и выведите себе оценку за урок .У кого 3 и более оценки –поставьте 5, меньше 3 оценок- работали менее активно ставьте 4.
|
Участвуют в беседе (отвечают на вопросы учителя) |
5
|
|||
7 |
Этап информации о домашнем задании |
|
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: По выбору – 1.прочитать с.68-72, ответить на в.1-9 с.72. 2.Сочинить сказку о водорослях. 3. Кто хочет получить дополнительно оценку-подготовить сообщения по теме «Мхи.». Используя дополнительные источники информации закончите таблицу «Многообразие низших растений». Найдите название представителей каждой группы водорослей и впишите в соответствующую колонку «Представители» Творческие задания: Найдите интересные факты о водорослях. Напишите сообщения о применении водорослей. Напишите рецепт салата где используются водоросль ламинария (морская капуста). |
Фиксируют информацию, участвуют в беседе |
2 |
|||
8 |
Этап подведения итогов учебного занятия |
|
Анализирует работу учащихся на уроке, выставляет оценки.
Формирование выводов урока: 1. Водоросли – низшие растения, у которых нет органов и тканей. 2. Тело водоросли называется талломом, или слоевищем. 3. Тело водоросли – «дети воды», которые не умеют регулировать её испарение из организма, так как не имеют сосудов и устьиц. 4. Фотосинтезирующие пигменты содержаться в хроматофоре. Преобладающий пигмент определяет окраску водоросли. 5. Многоклеточные водоросли закрепляются на подводных предметах в грунте с помощью ризоидов. 6. Водоросли обеспечивают животных морей и океанов пищей, укрытием и кислородом для дыхания. 7. Водоросли находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.
|
Участвуют в подведении итогов урока |
2 |
|||
9 |
Рефлексия |
Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.
|
На доске вы видите пруд. Он пока пустой. У вас на столах лежат одноклеточные водоросли, грустные и веселые. Предлагаю вам заселить ими наш пруд. Если вам все понравилось на уроке и было интересно и легко, вы клеите веселую зеленую водоросль, если вам было трудно и непонятно – желтую, грустную.
А что вы еще видите в оценочных листах? (слайд18)-Возьмите карандаши нужно цвета и раскрасьте мордашку в зависимости от того как вы оцениваете наш урок.
|
Оценивают свою работу и эмоциональное состояние на уроке |
2
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.