Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме "Водоросли"
Оценка 4.6

Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме "Водоросли"

Оценка 4.6
doc
13.09.2020
Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме "Водоросли"
водоросли готов.doc

Урок по теме: «Водоросли»

в 5 классе по ФГОС

 

 

Технологическая карта урока

 

Предмет

биология

Класс

5

Тема урока

Водоросли

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Предметные результаты:

 

Метапредметные и личностные результаты:

 

1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;

2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

     Коммуникативные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Познавательные УУД:

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

- Формировать умение вести  диалог;

-Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор

микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты водорослей,  изображения различных групп водорослей, рабочая карта учащегося.

Формы работы:

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы проведения урока:

 

  самостоятельная работа с учебником, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа.

Технологии:

 

проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие;

элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве.

Основные понятия, изучаемые на уроке

водоросли, хламидомонада, хлорелла, хроматофор

 

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Время,

мин

 

 

учителя

учащихся

1

Организационный этап

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного.

Личностные:  сформированность познавательных интересов и мотивов

Добрый день, друзья!

 

Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? . Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим,  друг на друга и улыбнемся.  Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.

 

 

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах, парах и индивидуально

1

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

 

Познавательные:

слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

 

 

 

 

 

        Все разнообразие живых организмов объединяются в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

-Назовите их?

-Какие мы уже изучили?

Для того, чтобы двигаться дальше, вам необходимо выполнить следующее задание:

Перед вами лежат тексты с пропущенными словами, вам необходимо правильно заполнить пропуски, воспользовавшись словами, находящимися под текстом (даны два варианта текста, учащиеся заполняют свой вариант, а затем обмениваются текстами для проверки).

        Учитель объявляет критерии оценок, которые написаны на доске:

5-нет ошибок или 1 ошибка,

4-2 ошибки,

3 -3 ошибки

Сейчас давайте выполним тест по теме «Бактерии и грибы»  .В ваших оценочных листах на обратной стороне  напечатан тест, время на его выполнение даю 3 минуты.

-А теперь давайте его вместе проверим.

-Если у вас нет ошибок  ставьте себе в оценочный лист 5.

 

Ребята, кто догадался, какая у нас тема урока?

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

-Давайте еще раз назовите царства , с какими мы познакомились?

-Попробуйте отгадать загадку и определить о каком царстве  мы будем сегодня говорить.

Сидит красная девица в темнице, а коса на улице.(Морковь)

К нам приехали с бахчи   полосатые мячи.(Арбузы)

Только тронь   отдернешь ладонь:
Обжигает трава  как огонь.   (Крапива)

-Правильно, речь пойдет о царстве растения.

-Вы наверное обратили внимание, что бактерии и грибы обозначены желтым цветом, а растения- зеленым. Это не случайно, так как большинство растений имеют зеленую окраску.

-Кто мне скажет почему?

В процессе развития природы растения стали использовать солнечную энергию. Деревья в лесу, травы на лугу- все они тянутся к солнцу. Всасывая из почвы воду и поглощая углекислый газ, зеленые растения, используя энергию солнца, создают органические вещества, необходимые для питания.. (слайд 6)

Процесс, при котором зеленые растения используют солнечную энергию и создают органические вещества, называется фотосинтезом. Посмотрите на слайд . Прочитайте определение , откройте тетрадь на ст.40 и  самостоятельно запишите его .(4 карточка ФОТОСИНТЕЗ )

-На основе этого признака растения объединяются в одно царство.

-Т.о, растения сами создают себе питательные вещества. В ходе фотосинтеза , помимо питательных веществ , создаётся еще кислород. (слайд 7)

-Этот процесс происходит в хлоропластах (5 карточка ХЛОРОПЛАСТ), с помощью зеленого вещества хлорофилла( 6 карточка ХЛОРОФИЛЛ).

Давайте и это понятие запишем в тетрадь.

 

Растения делят на большие группы: прочитайте их (стр.68): водоросли, мхи, папоротники, голосемянные и цветковые. (слайд 5)

 

– Все растения разделяют на две группы: высшие и низшие.(7 карточка НИЗШИЕ и ВЫСШИЕ) Прочитайте их (стр.68): водоросли, мхи, папоротники, голосемянные и цветковые. (слайд 5)

 

 

-Сегодня мы познакомимся с низшими.

А какие растения относятся к низшим? (Водоросли)

Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока: «Водоросли»

Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока:

- Изучить строение, среду обитания  и многообразие  водорослей.

 -А почему они так называются? Мы познакомимся с ними поближе. Посмотрите на живой экземпляр (показ живого экземпляра водоросли)

-А что вы знаете о водорослях?

 

– Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли»?

Предположение: растут в воде.

-Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах.

 

–(слайд 10) Водоросли – это группа живых организмов, которые занимают водную среду обитания, но также встречаются и во влажных местах обитания: на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

Запишите определение в тетрадь.

 (8 карточка ВОДОРОСЛИ)

-Водоросли относят к группе низших растения по той причине, что они не имеют в своем строении органов и тканей Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

 

Слушают учителя.

Выполняют задания в инструктивных карточках.

Проводят взаимопроверку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока.

 

 

 

 Записывают тему урока в тетради. Ставят перед собой цели.

 

 

 

5

 

3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

 

 

 

 

 

Познавательные:

извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков,

обобщения и синтезирования;

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию.

-Тело водорослей называется «слоевище».(9 карточка СЛОЕВИЩЕ)

 --Слоевище состоит из клеток, в которых находятся хроматофоры. Эти структуры отвечают за процесс фотосинтеза. В них находится пигмент, способствующий улавливанию солнечных лучей. Для водорослей, как и для других растений, характерен процесс фотосинтеза.

Питание.

Как питаются эти организмы, я думаю, вы мне ответите сами, если прослушаете, следующее стихотворение: Листок зеленый- труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.

1.    
О каком процессе говорится в данном стихотворении. 

2.    
О каких условиях необходимых для этого процесса говорится в стихотворении? Конечно!


Это значит кем являются водоросли по типу питания? (автототрофами).

Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ.

Размножение

Бесполым путем (деление пополам) и половым.

 

-Среди водорослей встречаются как одноклеточные формы, так и многоклеточные.(10 карточка ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ)

-С некоторыми мы сейчас познакомимся.

-Разделимся на пары и используя текст учебника расскажем о некоторых видах.

Ребята, сейчас мы немного поработаем по группам. Я  раздам задания каждой группе.

1гр: Зеленые водоросли.

2гр: Бурые водоросли.

3гр: Красные водоросли.

Задания каждой группе:

1. Среда обитания водорослей?

2.Особенности строения водорослей?

4. Представители.

Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.69—71.

Обсуждение ответов.

Группы водорослей

Одноклеточные и многоклеточные

 

Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы.

Сегодня мы с вами изучим только одну группу водорослей. Многие из вас часто наблюдали такое явление, как “цветение” воды в природных водоёмах и аквариумах.

Подумайте, а с чем это может быть связано? Какова причина цветения воды летом в водоёмах и в наших аквариумах?

Посмотрите на экран, какие водоросли мы будем изучать сегодня?

Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы. Они имеют очень простое строение. А вот какое, вам предстоит сейчас выяснить.

Для этого предлагаю вам в группах заполнить таблицу в инструктивной карточке, пользуясь текстом на с69-71.

«Сравнительная характеристика

групп водорослей»

 

Оцените вашу самостоятельную подготовку и ответ , и поставьте себе оценку.

 

Работают учащиеся в группах. Представитель каждой группы дает ответ на вопрос. Слушают учителя.

20

4

Этап первичной проверки понимания изученного

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков,

обобщения и синтезирования.

 

Личностные:  сформированность здоровьесберегающих  мотивов

Проверка правильного заполнения таблицы + физкультминутка

Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево — вправо) И кивнем затем по кругу (наклоны влево — вправо). Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх — вниз), Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук) (слайд 7)

Проверяют правильность заполнения таблицы

 

Активно участвуют в физкультминутке

3

 

 

5

Этап закрепления  изученного

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

-Сегодня у нас                                    подготовил сообщение о значении водорослей в природе и жизни человека.

Роль водорослей в природе и жизни человека огромна.

1.– В глубинах морей и океанов благодаря водорослям в процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для дыхания живых организмов.

2.– Водоросли служат пищей для многих животных.

3.– Человек также использует водоросли в пищу. Ламинария всем нам известна под названием «морская капуста». Она содержит йод, который быстро усваивается организмом.

-Вам понравилось его сообщение. Что бы вы ему поставили?

-Что вы запомнили из этого выступления, какую роль играют водоросли в природе и жизни человека?

Сообщения «Интересные факты о водорослей»

Выполняют лабораторную работу.

После выполнения работы сверяем результат с рисунком в учебнике и проводим самооценку.

Критерии:

5-нет ошибок или 1 ошибка,

4-2 ошибки,

3 -3 ошибки

 

5

 

 

 

6

Этап обобщения и систематизации

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и   осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Беседа:

1. Дайте определение, что такое водоросль?

2. Где обитают водоросли?

3. Какой способ питания у водорослей?

4. Как устроены водоросли?

5. На какие две группы делят водоросли по количеству клеток?

6. Какие три группы водорослей разные по окраске вы сегодня изучили?

А теперь дополните предложение: (слайд 16)

         Водоросли относятся к царству…..

         Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.

         Тело водорослей называют …

. В клетках водорослей, как и у других растений, содержится ….

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.

Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:

Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира)

 

-А теперь посмотрите на свой оценочный лист и выведите себе оценку за урок .У кого 3 и более оценки –поставьте 5, меньше 3 оценок- работали менее активно ставьте 4.

 

Участвуют в беседе (отвечают на вопросы учителя)

5

 

7

Этап информации о домашнем задании

 

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания:

По выбору –

1.прочитать с.68-72, ответить на в.1-9 с.72.

2.Сочинить сказку о водорослях.

3. Кто хочет получить дополнительно оценку-подготовить сообщения по теме «Мхи.».

Используя дополнительные источники информации закончите таблицу «Многообразие низших растений». Найдите название представителей каждой группы водорослей и впишите в соответствующую колонку «Представители»

Творческие задания:

Найдите интересные факты о водорослях.

Напишите сообщения о применении водорослей.

Напишите рецепт салата где используются водоросль ламинария (морская капуста).

Фиксируют информацию, участвуют в беседе

2

8

Этап подведения итогов учебного занятия

 

Анализирует работу учащихся на уроке, выставляет оценки.

 

Формирование выводов урока:

1.              Водоросли – низшие растения, у которых нет органов и тканей.

2.              Тело водоросли называется талломом, или слоевищем.

3.              Тело водоросли – «дети воды», которые не умеют регулировать её испарение из организма, так как не имеют сосудов и устьиц.

4.              Фотосинтезирующие пигменты содержаться в хроматофоре. Преобладающий пигмент определяет окраску водоросли.

5.              Многоклеточные водоросли закрепляются на подводных предметах в грунте с помощью ризоидов.

6.              Водоросли обеспечивают животных морей и океанов пищей, укрытием и кислородом для дыхания.

7.              Водоросли находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.

 

Участвуют в подведении итогов урока

2

9

Рефлексия

Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.

 

На доске вы видите пруд. Он пока пустой. У вас на столах лежат одноклеточные водоросли, грустные и веселые. Предлагаю вам заселить ими наш пруд. Если вам все понравилось на уроке и было интересно и легко, вы клеите веселую зеленую водоросль, если вам было трудно и непонятно – желтую, грустную.

 

А что вы еще видите в оценочных листах?

(слайд18)-Возьмите карандаши нужно цвета и раскрасьте  мордашку в зависимости от того как вы оцениваете наш урок.

Оценивают свою работу  и эмоциональное состояние на уроке

2

 

 

 

 

 


Урок по теме: «Водоросли» в 5 классе по

Урок по теме: «Водоросли» в 5 классе по

Выяснить особенности внешнего строения водорослей; -

Выяснить особенности внешнего строения водорослей; -

Личностные : сформированность познавательных интересов и мотивовДобрый день, друзья!

Личностные : сформированность познавательных интересов и мотивовДобрый день, друзья!

Бактерии и грибы» .В ваших оценочных листах на обратной стороне напечатан тест, время на его выполнение даю 3 минуты

Бактерии и грибы» .В ваших оценочных листах на обратной стороне напечатан тест, время на его выполнение даю 3 минуты

Кто мне скажет почему? – В процессе развития природы растения стали использовать солнечную энергию

Кто мне скажет почему? – В процессе развития природы растения стали использовать солнечную энергию

ХЛОРОФИЛЛ). Давайте и это понятие запишем в тетрадь

ХЛОРОФИЛЛ). Давайте и это понятие запишем в тетрадь

Посмотрите на живой экземпляр (показ живого экземпляра водоросли) -А что вы знаете о водорослях? –

Посмотрите на живой экземпляр (показ живого экземпляра водоросли) -А что вы знаете о водорослях? –

Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования;

Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования;

Это значит кем являются водоросли по типу питания? (автототрофами)

Это значит кем являются водоросли по типу питания? (автототрофами)

Обсуждение ответов. Группы водорослей

Обсуждение ответов. Группы водорослей

Работают учащиеся в группах. Представитель каждой группы дает ответ на вопрос

Работают учащиеся в группах. Представитель каждой группы дает ответ на вопрос

Сегодня у нас подготовил сообщение о значении водорослей в природе и жизни человека

Сегодня у нас подготовил сообщение о значении водорослей в природе и жизни человека

Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:

Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:

Найдите интересные факты о водорослях

Найдите интересные факты о водорослях

Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме "Водоросли"

Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме "Водоросли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2020