Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Оценка 4.8
docx
04.12.2019
Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс
Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс.docx

 

Технологическая карта урока. Составила Абдурахманова Туказибан Омаровна

Русский  язык    3 класс    В.П. Канакина, В.Г. Горецкий      УМК «Школа России»                                        

Тема урока:  Корень слова. Однокоренные слова.

Цель:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

 

Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?

ВЫСТУПЛЕНИЕ. (5-7 минут)

- Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания?

- Прочитайте  предложения: (3 мин.) 

                    Учиться всегда пригодится.

                    Учёба и труд всё перетрут.

                     Корень учения горек, а плод сладок.

- Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

Ученики проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Выступают с проектами.

 

 

 

 

 

 

Пословицы.

Учиться(ца) всегда пригодится.(ца)

Р3

 

 

II.Актуализация знаний

 

 

1. Минутка чистописания. (3 мин.)

- Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. Какие орфограммы встретились? Орфограмма №23 в 4 классе вы будете изучать орфограмму  ться и тся в глаголах. Если есть в вопросе Ь, то в глаголе тоже есть, если нет ь в вопросе, то и в слове нет.  В слове « ВСЕГДА» непроверяемая гласная Е.

- А для чего проводится этот этап урока?

2.Словарная работа. Работа в парах. (3 мин.)

- Возьмите карточку №1. Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже.

Проверим по слайду. СЛАЙД 1

 

Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

- Что можете сказать про эти слова?

 

 

 

 

 

- Где можно посмотреть правописание этих слов?

 

- Какое слово получилось в клеточках?

 

Посадка при письме, положение тетради.

 

 

 

 

 

Чтобы писать грамотно, красиво, правильно соединять буквы. 

- Слова с безударной гласной непроверяемой ударением.

 

- Все слова им.сущ.

- Красная площадь, Россия и слово Инна им.сущ собственные, а остальные нарицательные.

 

 

 

 

В конце учебника, в орфографическом словаре.

 

К о р е н ь

 

П1

Р2

К1

Л

III.Мотивация учебной деятельности

1.Работа над лексическим значением слова  «корень»

 (3 мин.)

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?

- Где мы можем найти подробную информацию о толковании слова? Найдите и прочитайте.

 

 

Вспомните из уроков окружающего мира,  какая часть    дерева главная? СЛАЙД 2

                                                                                                                    

- Какое значение слова корень имеет отношение  к предмету «Русский язык»?

                                                  

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3

Открываю запись на доске.

 

 

 

- Какую  цель перед собой ставим на урок?  СЛАЙД 4

 

                              

 

1.Посмотреть в учебнике, стр.152-153.

 2.В толковом словаре Ожегова. - Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.

Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается.  

 

«Корень слова»

 

 

 

Корень слова

 

 

 

 

- Вспомнить, какие слова называются    однокоренными. 

 - Ответить на вопрос:

 «Что называется корнем слова?»

- Научиться находить и выделять корень в словах.

П2

Р1

К2

Л

 IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

1. Открытие нового. (3 мин.)

- Вспомним цель урока. Каков первый вопрос? СЛАЙД 5

- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова,  прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

                     

                       вода,   водитель,     водичка

 

 

          Какое слово лишнее? Почему?

 

 

                       мороз  вьюга   стужа

 

- А эти слова будут однокоренными? Докажите.

Вывод.

- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

- Какие слова мы будем называть однокоренными?

СЛАЙД 6

 

однокоренные слова
          одинаковый корень      близкие по смыслу     
                                                    
 

 

 

 

 

 

 


- Очень хорошо. Молодцы!

 

 

Какие слова называются    однокоренным? 

 

 

 

- Эти слова нельзя назвать однокоренными. Они не близки по смыслу.

Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет.

- Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П3

Р2

К2

Л

                                                                                              Физминутка

- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.

 

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по с.74, упр.130.

- Прочитайте текст.

- Какую работу нужно провести по упр .130?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?  

–Выпишите однокоренные слова столбиком, чтобы корень в словах стоял под корнем. Какой корень будет во всех этих словах?  Выделите корень дугой.

– Что заметили?
– Как пишется корень в однокоренных словах?

Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее лексическое значение.

СЛАЙД 7 Давайте убедимся в правильности выполнения задания. Верно, выполнено упражнение?                         

С какой целью выполняли данное упражнение?

 Вывод:  В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.

- Обратите внимание эти выводы есть у нас в учебнике. Прочитать.

 

- Вот мы ответили  на второй вопрос, поставленный в начале урока.

 

 

Фронтально, затем работают самостоятельно.

 

Непроверяемая безуд.гласная О

 

-ОСИН-

 

 

Одинаково.

 

 

 

Да.

 

С целью закрепить знания по теме Однокоренные слова.

 

 

 

V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения  Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)

В классе развешаны карточки со словами:

 гора

 сокол

 сок

 горевать

 соколиный

горняк

горный

- Сейчас проведём игру «Найди родственника»

- Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

-Объясните значение слова горняк.

-Назовите лишние слова. Почему?

Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по

смыслу, не являются однокоренными.

Работа с диском. Как найти корень слова?

Предлагаю выполнить упр. по диску. Диск.

Какое задание вам предлагают выполнить?

Какие? Прочитайте.

 

Что заметили? Докажите.

 

Кто выйдет, вставит слова и прочитает предложение?

Какая часть всех слов хранит общее лексическое значение всех однокоренных слов? Как пишется корень во всех этих словах?

 

 

Да, ребята в слове ЛЕС заключено общее лексическое значение всех названных вами слов.

Значит, чтобы найти корень в словах,  нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую одинаковую часть – КОРЕНЬ.

Ответили мы на вопрос как найти корень?

Какая орфограмма встретилась во всех этих словах? Какое из слов является проверочным?

Значит, это слово вы запишите первым. А потом все остальные.

Запомните слова. Запишите по памяти. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Выделите корень.

Проверка по диску.

Ребята, давайте восстановим алгоритм нахождения корня. Обратимся к правилу на с. 75. СЛАЙД 8

Разделите правило на 3 части.

1.Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить общую часть-корень.

3.Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Так зачем нужно уметь подбирать однокоренные слова?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Предлагаю поработать в группах.

Карточка №2

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы.

Чистота,  сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

Проверка.  СЛАЙД 9

Для чего выполняли данное задание?

Вывод: Какие слова являются однокоренными?

Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОК, ГОРЕВАТЬ.

 

 

 

 

 

 

 

Вставить пропущенные слова.

Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.

Они однокоренные.

 

Объясняют.

 

-ЛЕС-

Одинаково.

 

 

 

 

 

 

 

Да

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. –ЛЕС-

 

 

 

 

 

 

 

С целью закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.

 

Проверять орфограмму №1,№3,№4

П1,3,2

Р2,1,3

К1,2

Л

VI.Итог урока

-Ребята, наш урок подходит  к концу.

- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что  слова из пословиц подходят к теме нашего урока?

- А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?

- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Мы достигли цели урока?

 

- Что такое корень слова?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень?

 

ДА.

 

В пословицах есть однокоренные слова.

 

 -Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы.

Отвечают.

Р1,2,3

Л

VII.Рефлексия

 - Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

- Почему корень учения горек, а плод сладок?

- Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 10.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…

 

 

- Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

Р1,2,3

Л

YIII.Домашнее задание

СЛАЙД 11.

Правила с.74-75 выучить правило, № 133.

 

Р1,2,3

Л

 

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта Корень слова. Однокоренные слова 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019