Технологическая карта мастерской
«Вулканы» (Мастерская построения знаний)
7 класс
Масленникова Татьяна Георгиевна,
учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 3»
Цели проведения мастерской
Образовательные:
1.Формирование умения аргументировать свою точку зрения, позицию;
Развивающие:
1.Развитие творческих способностей учащихся;
2.Развитие творческого мышления учащихся;
4. Развитие коммуникативной культуры;
5.Развитие рефлексивных способностей.
Воспитательные:
1.Формирование самостоятельности мышления;
2. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.
Форма взаимодействия
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Оборудование
2 ноутбука, проектор, экран, доска.
Магниты, раздаточный материал – ножницы, клей-карандаш, формат А-2 (для группы «художники»), А-3 - для каждой группы, фломастеры, цветные карандаши, цветные стикеры, презентация к уроку, фотографии, учебник ОБЖ 7 класс, тексты, видеоролик «Туристы засняли свою смерть», «Вулкан».
Алгоритм проведения мастерской
Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование – рефлексия.
Технологическая карта мастерской (методическое обоснование)
№ п/п |
Этапы мастерской |
Цель занятия |
Содержание этапа |
Формы работы |
Комплексное обеспечение |
Научные идеи |
1. |
Индукция
|
Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие
|
Индуктор 1 Прослушайте стихотворение и определите, о чем идет речь? «Как будто
демон вырвался с Земли... |
Фронтальные
Врем работы 3 минуты |
Компьютерная презентация, слайд 1 |
Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
|
Индуктор 2 Опишите, что вы видите на картине. Дайте название этой картине. Просмотр картины (К. Брюлова «Последний день Помпеи») |
Индивидуальные Время работы 4 минуты |
Компьютерная презентация слайд 2, 3 |
Личностно-ориентированный подход |
||
|
Индуктор 3 Что вы знаете про вулканы? На стикерах вы пишите, что вам известно о вулкане. На каждом стикере – одно утверждение. Каждый участник группы может высказать несколько утверждений. |
Групповые, индивидуальные Слайд 4 Время работы - 5 минуты
|
Лист А-3, стикеры цветные, фломастеры |
Деятельностный подход |
||
|
|
|
Афиширование 1 |
Групповые, индивидуальные Время работы по 1 минуте на группу = 6 минут |
Готовый лист (проект) каждой группы |
Деятельностный подход |
2. |
Самоконструкция |
Индивидуальное создание решения |
Мы, вулкана сыны.. Кратер, гремит маня. Выведать мы должны тайны бога огня. О какой профессии идет речь» Организация «Экспедиции для изучения вулканов и его воздействия на организм человека». Сегодня вы прошли кастинг как специалисты и отправляетесь в экспедицию для исследования вулкана. Ваша задача: исследовать вулкан с точки зрения своей профессии и подготовиться к конференции «Итоги экспедиции к вулкану» Работа в группах: Вулканологи, геофизики, художники, фотографы и корреспонденты, медики - экологи, социологи. |
Слайд 5 Игровая ситуация Групповые, индивидуальные Время работы 25 минут |
Для группы медиков: видеоролик «Последняя съемка», для художников - компьютерная презентация «Вулканы», раздаточный материал, бумага, цв. карандаши, схема вулкана; Геофизики - информация «Типы вулканов», вулканы и их наименование Фотографы – фотоаппараты и ноутбук для создание видеорепортажа, корреспондент – бумага и ручка, медики – экологи – раздаточный материал о вулканах, социологи – «из истории извержений» |
Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
3-4. |
Социоконструкция-социализация |
1.Выбор пути, поиска решения 2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской |
Фронтальные, групповые |
Компьютерная презентация, раздаточный материал, видео. |
исследовательский подход |
|
5. |
Разрыв |
«Озарение», «понимание» себя, других, приёма, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. |
Прочтение и осмысление материала о вулканах, выбор наиболее полно отражающих, по мнению участников фактов, формирование метафорического инструментария |
Индивидуальные, групповые |
Раздаточный материал, видеоролики, учебный материал |
Деятельностный подход, исследовательский подход |
6. |
Творческое конструирование знания |
Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием |
Обсуждение в группе, оформление своего выступления, подготовка к афишированию |
Групповые, индивидуальные |
раздаточный материал |
Деятельностный подход |
7. |
Афиширование |
Представление результатов деятельности |
Выступление участников исследования. Представление работы групп |
Групповые, индивидуальные Время работы каждой группы 3 минуты =18-20 минут |
Компьютерная презентация, презентация исследовательской деятельности, |
Деятельностный подход |
8 |
Творческое конструирование знания |
Применение освоенной информации, передача опыта |
«Советы туристам, отправляющимся к вулкану». Вы, как представители разных профессий, оценивших красоту и опасности вулкана сформулируйте и дайте совет путешественникам. Каждый специалист может дать несколько советов. Оформите эти советы и афишируйте их. |
Групповые, индивидуальные Время работы 4 минуты |
Формат А-3, стикеры длинные, фломастеры. |
Деятельностный подход |
|
Афиширование |
|
Защита проекта |
Групповые Время работы 5 минут |
Оформление на доске |
Деятельностный подход |
8. |
Рефлексия |
Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской |
Заверши тезис: До начала урока я думал, что ______, а сейчас узнал ________. Самым интересным было________. Для себя я возьму_______ Хочу сказать_______.
Мне не понравилось _________________. Было бы хорошо, если бы _________________.
|
Фронтальные
Время работы 10- минут |
Компьютерная презентация слайд 6,7
|
Рефлексивный подход |
|
Домашнее задание |
|
Составить памятку безопасного поведения для жителей, проживающих рядом с вулканом, используя информацию п. 6, стр. 38-41
|
индивидуальные |
Слайд 8. Оформление памятки в тетради |
исследовательский подход |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.