Технологическая карта НОД
ФИО педагога: Кочанова Надежда Александровна
Должность в ДОУ: воспитатель
Группа: вторая младшая
Вид занятия: познавательное развитие
Дата проведения НОД:
Тема занятия: «В зимнем лесу»
Цель НОД: создание условий, используя речевую, коммуникативную, игровую, экспериментальную виды деятельности, для формирования у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Формы работы:
познавательное развитие: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность;
социально-коммуникативное развитие: моделирование игровой ситуации, совместные действия;
речевое развитие: беседа, рассказывание сказки, вопросы поискового характера, указание, пояснение, объяснение.
физическое развитие: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз «Падает снежок», дыхательная гимнастика «Снегопад».
Характеристика этапов НОД:
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Ход занятия |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
||
1. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Цель воспитателя: создать положительный эмоциональный настрой, привлечь внимание воспитанников. Цель для воспитанников: эмоционально настроиться. Методы: Словесный. |
Приветствие Воспитатель приглашает детей встать в круг: - Я приготовила вам сюрприз. Закройте глаза. (Воспитатель звонит в колокольчик). Что вы слышите? Откройте глаза. Правильно, это звенит колокольчик. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Тот, у кого в руках колокольчик, должен повернуться к соседу справа, улыбнуться ему, поздороваться, называя его ласково. Позвонить в колокольчик. Затем передать колокольчик соседу. -А теперь давайте поприветствуем наших гостей. Повернитесь к ним, улыбнитесь, помашите руками. |
Встают в круг
Закрывают глаза
Отвечают на вопросы
Звонят в колокольчик и здороваются друг с другом - Здравствуй, Катюша! - Здравствуй, Саша!
|
2. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Цель воспитателя: уточнять знания о том, что зимой холодно, лежит снег Цель для воспитанников: проявить знания о зиме и снеге Методы: игровой, словесный.
|
- Но сюрпризы не закончились. Есть ещё один. Вот большая миска, накрытая салфеткой. В миске что-то находится. Нужно молча потрогать то, что находится внутри. - Что в миске? - Как вы догадались? (Воспитатель убирает салфетку с миски) - Какой бывает снег?
|
Внимательно слушают
Ощупывают снег, находящийся в миске Отвечают на вопросы
- Белый, холодный, пушистый, мягкий, серебристый, блестящий, сверкающий, хрустящий и т.д. |
3. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Цель воспитателя: познакомить со свойствами снега, провести эксперимент Цель для воспитанников: продемонстрировать представления о снеге, узнать свойства снега Методы: словесный, наглядный, игровой, практический |
Эксперимент «Согреем холодный снег» - Давайте оставим снежок в группе, чтобы он согрелся и стал тёплым. Станет снежок тёплым? Почему? Что с ним произойдёт? Вот и проверим: посмотрим, что произойдёт со снегом в тёплой группе! - Вы трогали холодный снег. Пальчики замёрзли? Давайте их согреем. Пальчиковая гимнастика Руки стали замерзать. Надо их отогревать. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем! |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы
Ставят миску со снегом на стол около батареи.
Трут ладонь об ладонь Дышат на ладони Сжимают и разжимают кулаки |
4. |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий Цель воспитателя: создание условий, используя речевую, коммуникативную, игровую, экспериментальную виды деятельности, для формирования у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Цель для воспитанников: Продемонстрировать знания о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, проявлять любознательность, эмоционально-доброжелательное отношение к объектам живой природы. Методы: словесный, наглядный, игровой, практический
|
- Ребята, вы, когда шли в детский сад не замёрзли? - А почему вы замёрзли? - Как же живётся диким зверям в лесу зимой, в холодное время года? Хотите узнать? Проходите, усаживайтесь поудобнее, слушайте. Произошла зимой в лесу, вот какая история. Встретились как-то под ёлкой в морозный день белка и заяц. Белка говорит: - Здравствуй, ты кто такой? - Я – заяц. А ты кто такая? - А я – белка! А почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала. Заяц говорит: - Я поменял свою серую шубу на белую. (На экране появляется изображение зайца серого окраса и зайца белого окраса). Теперь меня на снегу не видно, лиса мимо пройдёт и не заметит. Эксперимент «Белый заяц на белом снегу» Воспитатель показывает детям большой лист белой бумаги: - Представьте себе, что это снежная поляна. (Воспитатель кладёт лист на ковёр). Возьмите по серому зайчику и посадите их на снежную, белую поляну. Видно зайчиков? - Возьмите своих зайчиков и переверните их. Какими стали зайчики? Посадите зайчиков снова на снежную поляну. Видно теперь зайчиков? Зайчики спрятались. Вывод: зайчиков в белых шубках не видно на белом снегу. - А ты белка, почему стала другого цвета? – спросил зайчик. - Я тоже к зиме готовилась. Летом я была рыжая. (На экране появляется изображение белки рыжего окраса и белки серого окраса). Рыжей меня в листве деревьев не было видно. Я зимой деревья голые, серые. Вот я и поменяла свою рыжую шубку на серую. Теперь меня среди серых веточек не видно, куница не заметит. Воспитатель продолжает: - И другие звери в лесу поменяли свои летние шубки на зимние. А зимние шубки теплее, пушистее, теперь зверята не замёрзнут. - Стало им тепло, стали они веселиться. Давайте покажем, как радуются лесные жители. Физкультминутка Чок-чок-чок – слышно белочку. Уф-уф-уф – радуется зайчик. Тяф-тяф-тяф – поёт лисичка. Уу-уу-уу – подвывает волк. - Но есть в лесу звери, которые прячутся от холодов на всю долгую зиму. Всю зиму они спят под снегом. Хотите их увидеть? |
Внимательно слушают -Замерзли! - На улице холодно, морозно. Потому что зима. Внимательно слушают Проходят и рассаживаются на стулья около экрана.
Внимательно слушают
Берут картонные фигуры зайцев и кладут их на белый лист. Внимательно слушают, выполняют инструкции воспитателя - Зайчики белые, как будто поменяли шубки
Делают вывод совместно с воспитателем Внимательно слушают
Выполняют упражнения физминутки
Внимательно слушают
- Да! |
5. |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Цель воспитателя: создать условия для применения новых знаний, устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраса шерсти, спячка) Цель для воспитанников: использовать новые знания, понять и запомнить содержание стихотворения Методы: словесный, игровой, практический |
Игра с высвечиванием фонарём «Кто зимою спит?» Чистый лист белой бумаги наклеиваем на лист с изображением животного, спящего зимой: медведь, ёж, бурундук, лягушка. Фонарь используем для подсветки обратной стороны картинки (луч света фонаря направляется на тыльную сторону). Изображение животного становится хорошо видно. И дети с лёгкость ответят на вопрос «Кто спит зимой?» - А снег падает и падает, теплее укрывая наших сонь. Гимнастика для глаз «Падает снежок»
- Подойдите к ёлочке, - приглашает воспитатель детей. Воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Медведь»
Дыхательная гимнастика «Снегопад» Сделать глубокий вдох и плавным длительным выдохом сдуть бумажную «снежинку» с ладони. - Давайте вместе расскажем стихотворение, чтобы запомнить его и рассказать мамам и папам. |
Играют в игру
Рассматривают изображение животного Отвечают на вопрос
Выполняют гимнастику для глаз По экрану прослеживают взглядом полёт изображённых снежинок. Подходят к искусственной ёлочке, основание которой укрыто белой тканью, как снегом. Под тканью находится небольшая игрушка-медведь. Выполняют дыхательную гимнастику
Рассказывают стихотворение
|
6. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Цель воспитателя: закреплять знания детей о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о том, что зимой холодно, лежит снег, свойства снега Цель для воспитанников: использовать новые знания в игровой деятельности Методы: словесный, игровой, практический |
- Что вы сегодня ещё узнали? - А про снег, который греется, мы не забыли? Давайте посмотрим. - Что произошло со снегом? Почему? Может снег быть тёплым? Вывод: снег нельзя согреть. Снег не может быть тёплым. Снег холодный. От тепла снег тает. - Спасибо вам, ребята. Вы и зайчиков спрятали на белом снегу. И ёлочку укрыли снегом. А вот одно зимнее дерево снежок не укрыл. На магнитной доске группы находится рисунок с изображением дерева без листвы на снежной поляне. Дерево используется для оформления группа по сезону – зиме. Найдите это дерево в группе глазами. Поможем дереву? Я приготовила для вас белую краску гуашь и ватные палочки. Сегодня в течение дня мы ещё поиграем-нарисуем снег на веточках дерева. |
Отвечают на вопросы
Проверяют как там снег, который они оставили греться
Делают вывод
Внимательно слушают
Смотрят на доску
|
7. |
Рефлексия Цель для воспитателя: учить детей давать оценку своей деятельности. Цель для воспитанников: уметь элементарно анализировать и оценивать свою деятельность. Методы: словесный, наглядный. |
- Ну а сейчас, я предлагаю и вам оценить то, как вы работали сегодня на занятии. Проходите к карточкам самоанализа. «Оценка и самооценка» Ключевая фраза самоанализа «Я старался, но…
Вместе с детьми обсуждает то, как они себя оценили.
|
Дети вместе с воспитателем проходят к магнитной доске, где размещены карточки для самоанализа; оценивают свою деятельность на занятии, становясь напротив выбранного символа: - «большой палец, поднятый вверх» - «я старался, и у меня все получилось»; - «черепаха» - «я старался, но у меня не все получилось - делал медленно»; - «заяц» - «я старался, но у меня не все получилось - я поторопился»; - «большой палец, опущенный вниз» - «я старался, но у меня не получилось». |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.