Технологическая карта НОД «В зимнем лесу»

  • docx
  • 22.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект для аттестации.docx

Технологическая карта НОД

ФИО педагога: Кочанова Надежда Александровна

Должность в ДОУ: воспитатель

Группа: вторая младшая

Вид занятия: познавательное развитие

Дата проведения НОД:

Тема занятия: «В зимнем лесу»

Цель НОД:  создание условий, используя речевую, коммуникативную, игровую, экспериментальную виды деятельности, для формирования у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Формы работы:

познавательное развитие: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность;

социально-коммуникативное развитие: моделирование игровой ситуации, совместные действия;

речевое развитие: беседа, рассказывание сказки, вопросы поискового характера, указание, пояснение, объяснение.

физическое развитие: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз «Падает снежок», дыхательная гимнастика «Снегопад».

Характеристика этапов НОД: 

 

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.       

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Цель воспитателя:

создать положительный

эмоциональный настрой,

привлечь внимание

воспитанников.

Цель для

воспитанников:

эмоционально

настроиться.

Методы:

Словесный.

Приветствие

Воспитатель приглашает детей встать в круг:

- Я приготовила вам сюрприз. Закройте глаза. (Воспитатель звонит в колокольчик). Что вы слышите? Откройте глаза. Правильно, это звенит колокольчик. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Тот, у кого в руках колокольчик, должен повернуться к соседу справа, улыбнуться ему, поздороваться, называя его ласково. Позвонить в колокольчик. Затем передать колокольчик соседу.

 -А теперь давайте поприветствуем наших гостей. Повернитесь к ним, улыбнитесь, помашите руками.

 

Встают в круг

 

 

Закрывают глаза

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Звонят в колокольчик и здороваются друг с другом

- Здравствуй, Катюша!

- Здравствуй, Саша!

 

 

 

 

 

2.       

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Цель воспитателя:

уточнять знания о том, что зимой холодно, лежит снег

Цель для

воспитанников:

проявить знания о

зиме и снеге

Методы:

игровой, словесный.

 

- Но сюрпризы не закончились. Есть ещё один. Вот большая миска, накрытая салфеткой. В миске что-то находится. Нужно молча потрогать то, что находится внутри. 

- Что в миске?

- Как вы догадались? (Воспитатель убирает салфетку с миски)

- Какой бывает снег? 

 

Внимательно слушают

 

 

 

Ощупывают снег, находящийся в миске

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

- Белый, холодный, пушистый, мягкий, серебристый, блестящий, сверкающий, хрустящий и т.д.

3.       

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Цель воспитателя:

познакомить со свойствами снега, провести эксперимент

Цель для

воспитанников:

продемонстрировать

представления о снеге, узнать свойства снега

Методы:

словесный, наглядный,

игровой, практический

Эксперимент «Согреем холодный снег»

- Давайте оставим снежок в группе, чтобы он согрелся и стал тёплым. Станет снежок тёплым? Почему? Что с ним произойдёт? Вот и проверим: посмотрим, что произойдёт со снегом в тёплой группе! 

- Вы трогали холодный снег. Пальчики замёрзли? Давайте их согреем.

Пальчиковая гимнастика

Руки стали замерзать. 

Надо их отогревать. 

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем – разжимаем! 

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Ставят миску со снегом на стол около батареи.

 

 

 

 

Трут ладонь об ладонь

Дышат на ладони

Сжимают и разжимают кулаки

4.       

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Цель воспитателя: создание условий, используя речевую, коммуникативную, игровую, экспериментальную виды деятельности, для формирования у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Цель для воспитанников: Продемонстрировать

знания о  том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях,  проявлять

любознательность,

эмоционально-доброжелательное отношение к объектам живой природы.

Методы:

словесный, наглядный,

игровой, практический

 

- Ребята, вы, когда шли в детский сад не замёрзли? 

- А почему вы замёрзли? 

- Как же живётся диким зверям в лесу зимой, в холодное время года? Хотите узнать? Проходите, усаживайтесь поудобнее, слушайте. 

Произошла зимой в лесу, вот какая история. Встретились как-то под ёлкой в морозный день белка и заяц. Белка говорит:

- Здравствуй, ты кто такой?

- Я – заяц. А ты кто такая?

- А я – белка! А почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала.

Заяц говорит:

- Я поменял свою серую шубу на белую. (На экране появляется изображение зайца серого окраса и зайца белого окраса). Теперь меня на снегу не видно, лиса мимо пройдёт и не заметит.

Эксперимент «Белый заяц на белом снегу»

Воспитатель показывает детям большой лист белой бумаги:

- Представьте себе, что это снежная поляна. (Воспитатель кладёт лист на ковёр). Возьмите по серому зайчику и посадите их на снежную, белую поляну. Видно зайчиков?

- Возьмите своих зайчиков и переверните их. Какими стали зайчики? 

Посадите зайчиков снова на снежную поляну. Видно теперь зайчиков? Зайчики спрятались.

Вывод: зайчиков в белых шубках не видно на белом снегу.

- А ты белка, почему стала другого цвета? – спросил зайчик.

- Я тоже к зиме готовилась. Летом я была рыжая. (На экране появляется изображение белки рыжего окраса и белки серого окраса). Рыжей меня в листве деревьев не было видно. Я зимой деревья голые, серые. Вот я и поменяла свою рыжую шубку на серую. Теперь меня среди серых веточек не видно, куница не заметит.

Воспитатель продолжает:

- И другие звери в лесу поменяли свои летние шубки на зимние. А зимние шубки теплее, пушистее, теперь зверята не замёрзнут.

- Стало им тепло, стали они веселиться. Давайте покажем, как радуются лесные жители.

Физкультминутка

Чок-чок-чок – слышно белочку.

Уф-уф-уф – радуется зайчик.

Тяф-тяф-тяф – поёт лисичка.

Уу-уу-уу – подвывает волк.

- Но есть в лесу звери, которые прячутся от холодов на всю долгую зиму. Всю зиму они спят под снегом. Хотите их увидеть?

Внимательно слушают

-Замерзли!

- На улице холодно, морозно. Потому что зима.

Внимательно слушают

Проходят и рассаживаются на стулья около экрана.

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берут картонные фигуры зайцев и кладут их на белый лист.

Внимательно слушают, выполняют инструкции воспитателя

- Зайчики белые, как будто поменяли шубки 

 

 

 

 

Делают вывод совместно с воспитателем

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения физминутки

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

- Да!

5.       

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Цель воспитателя: создать условия для применения новых знаний, устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраса шерсти, спячка)

Цель для воспитанников: использовать новые знания, понять и запомнить содержание стихотворения

Методы: словесный, игровой, практический

Игра с высвечиванием фонарём «Кто зимою спит?»

Чистый лист белой бумаги наклеиваем на лист с изображением животного, спящего зимой: медведь, ёж, бурундук, лягушка. Фонарь используем для подсветки обратной стороны картинки (луч света фонаря направляется на тыльную сторону). Изображение животного становится хорошо видно. И дети с лёгкость ответят на вопрос «Кто спит зимой?»

- А снег падает и падает, теплее укрывая наших сонь.

Гимнастика для глаз «Падает снежок»

 

 

 

- Подойдите к ёлочке, - приглашает воспитатель детей. 

Воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Медведь»

 

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Сделать глубокий вдох и плавным длительным выдохом сдуть бумажную «снежинку» с ладони.

 - Давайте вместе расскажем стихотворение, чтобы запомнить его и рассказать мамам и папам. 

Играют в игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают изображение животного

Отвечают на вопрос

 

Выполняют гимнастику для глаз

По экрану прослеживают взглядом полёт изображённых снежинок.

Подходят к искусственной ёлочке, основание которой укрыто белой тканью, как снегом. Под тканью находится небольшая игрушка-медведь. 

Выполняют дыхательную гимнастику

 

 

 

Рассказывают стихотворение

 

6.       

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Цель воспитателя: закреплять знания детей о  том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, о том, что зимой холодно, лежит снег, свойства снега

Цель для воспитанников: использовать новые знания в игровой деятельности

Методы: словесный, игровой, практический

- Что вы сегодня ещё узнали?

 - А про снег, который греется, мы не забыли? Давайте посмотрим.

- Что произошло со снегом? Почему? Может снег быть тёплым?

Вывод: снег нельзя согреть. Снег не может быть тёплым. Снег холодный. От тепла снег тает.

 - Спасибо вам, ребята. Вы и зайчиков спрятали на белом снегу. И ёлочку укрыли снегом. А вот одно зимнее дерево снежок не укрыл.

На магнитной доске группы находится рисунок с изображением дерева без листвы на снежной поляне. Дерево используется для оформления группа по сезону – зиме. Найдите это дерево в группе глазами. Поможем дереву? Я приготовила для вас белую краску гуашь и ватные палочки. Сегодня в течение дня мы ещё поиграем-нарисуем снег на веточках дерева.

Отвечают на вопросы

 

 

Проверяют как там снег, который они оставили греться

 

Делают вывод

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

Смотрят на  доску

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.       

Рефлексия

Цель для воспитателя:

учить детей давать оценку

своей деятельности.

Цель для

воспитанников:

уметь элементарно

анализировать и

оценивать свою

деятельность.

Методы: словесный, наглядный.

- Ну а сейчас, я предлагаю и вам оценить то, как вы работали сегодня на занятии.

Проходите к карточкам самоанализа.

«Оценка и самооценка»

Ключевая фраза самоанализа «Я старался, но…

 

Вместе с детьми обсуждает то, как они себя оценили.

 

Дети вместе с воспитателем проходят  к магнитной доске, где размещены карточки для самоанализа; оценивают свою деятельность на занятии, становясь напротив выбранного символа:

- «большой палец, поднятый вверх» - «я старался, и у меня все получилось»;

- «черепаха» - «я старался, но у меня не все получилось - делал медленно»;

- «заяц» - «я старался, но у меня не все получилось - я поторопился»;

- «большой палец, опущенный вниз» - «я старался, но у меня не получилось».