Технологическая карта
Тема: «Знакомство с городецкой росписью на посуде»
Возрастная группа: подготовительная группа
Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное.
Цель: Обогащение знаний детей о народно декоративном искусстве городецкая роспись.
Задачи:
образовательные: продолжать знакомить с изделиями народных промыслов.
развивающие: развивать интерес и любовь к народному искусству.
воспитательные: воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.
Дополнительные задачи: развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Словарная работа:
обогащение словаря: ярмарка, росписи, мастера ;
активизация словаря: искусница .
Материалы, оборудование (средства): изделия с городецкой росписью: ложки, тарелки, доски.
Методы и приемы (способы): художественное слово, беседа, демонстрация презентации, дидактическая игра.
Подготовительная (предварительная) работа: рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства.
Форма организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат занятия: обогащенные знания детей о народно декоративном искусстве городецкая роспись
№ |
Этапы, продолжитель ность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Ожидаемый результат |
1.
|
Организационно-мотивационный этап (вводная часть) |
Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. |
- Мы пойдем по лугам С яркими цветами. Сказочные те цветы нарисуем сами – Здесь ромашки и купавки, Словно капельки росы, Расцветают здесь розаны Удивительной красы. |
Ответы детей |
Дети заинтересованы предстоящей деятельностью |
2 |
Основной этап |
|
|
|
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
- О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении? -Как думает зачем я вам загадала загадку? |
Ответы детей |
Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
2.2 |
Этап восприятия материала |
продолжать знакомить с изделиями народных промыслов |
- Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. Давным - давно крестьяне начали делать посуду из дерева, игрушки, коробки для хранения пряжи, солонки, кухонная утварь и расписывали их различными узорами. -Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Эти изделия продавались в большом количестве и расходились по всей России. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Редко кто из покупателей уезжал с Городецкой ярмарки без игрушки или прялки. - Своеобразием Городецкой росписи является её сюжет. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников на конях и сцен из народной жизни. - В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Сегодня традиционный народный художественный промысел «Городецкая роспись» развивается и процветает. Роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные фоны, элементы, формы, цвета и оттенки росписи. - Любимые фоны мастеров в городецкой росписи являются – ярко – желтый, зеленый, глубокий синий, иногда черный. Основными цветами в Городецкой росписи являются цвета : красный, розовый, синий, голубой, зелёный, чёрный и белые цвета. - Основными элементами городецкой росписи является дуга, капелька, спиралька, штриховка, точка и скобка. (дугу надо начинать аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование опять без нажима) В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент — это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. (украешки и рамки) Листочки в городецкой росписи тоже являются основным элементом. Они очень разные по форме, размеру и всегда расположены группами. Они могут быть подчеркнуты с одной или двух сторон контурной линией и украшены тонкими мазками, усиками, точками. - А теперь давайте рассмотрим, внимательно традиционные элементы городецкой росписи, которыми является : цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь», «птица» и сюжетная роспись. Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. Существует несколько цветов в росписи : · Бутон • Ромашка • Розан • Купавка • Роза - Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа. I этап росписи - Подмалевок - Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка. II этап росписи - Теневка - наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской. III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. - В Городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. - Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое. Физкультминутка:
|
|
Ознакомлены с изделиями народных промыслов |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
|
-Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Разрезные картинки» Обучающая задача: закрепить представления об городецкой росписи. Игровая задача: собрать разрезные картинки в рисунок. Правила игры: аккуратно обращаться с материалом, работать в команде. Ход: -Каждой команде дается набор разрезных картинок. -Ребята, вам нужно собрать пазл из разрезных картинок, нужно аккуратно обращаться с материалом, работать в команде. -В конце работы у вас должна получиться картинка. В конце работы обсуждение с детьми собранного пазла. -Ребята, скажите что у вас получилось? |
|
|
3. |
Заключитель ный этап |
воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе |
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чем запомнилось занятие?
|
-Мы сегодня узнали, почему так называется роспись, какие цвета используют мастера. -Занятие запомнилось тем, что было много ярких картинок.
|
Воспитали уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.