Аттестационная работа Черкасовой Н.В. (учителя искусства ГБОУ школа № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга)
Тема урока: |
модернизм как типологическая категория, объединяющая разные творческие установки и методы |
||||
Цель: |
определить сущность, значение, ценность нового искусства - модернизма, охарактеризовать основные направления модернизма (цель, принципы, представители), совершенствовать умения анализировать картины художников, сформировать следующие компетенции: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде. |
||||
Идея: |
Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства. (Р. Эмерсон) |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП |
|||||
Актуализация |
|||||
Учитель показывает ряд картин художников-модернистов и просит учащихся записать впечатления/ассоциации. В ходе обсуждения записывает ключевые слова (общий смысл всех высказываний обычно сводится к следующему – это не искусство, и я так могу…)
|
Учащиеся после просмотра презентации записывают ассоциации и в ходе беседы с преподавателем озвучивают их.
|
Познавательные: Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемы Личностные: мотивация на освоение новой информации |
|||
Проблематизация |
|||||
Преподаватель задает вопросы в ходе обсуждения и ставит проблему совместно с обучающимися:
|
Дают ответы на вопросы: необычность форм, отход от реалистических традиций, непонятность сюжетов, необычные образы, художественные приёмы, несвойственные для других эпох.
|
Познавательные: сравнивать
Регулятивные: формулировать проблему |
|||
Целеполагание |
|||||
|
Формулируют цель урока: разобраться в сущности, значении, ценности нового искусства, поставить вопрос о состоятельности и художественном значении произведений модернизма |
Регулятивные: самостоятельно ставить цель |
|||
Планирование |
|||||
Знакомит с определением понятия «модернизм» (дается несколько вариантов).
Дает задание учащимся заполнить таблицу «Направления искусства модернизма».
Проверяет правильность заполнения таблицы
|
Обучающиеся выделяют ключевые слова, определяющие суть данного понятия (разрыв с реализмом, поиск новых принципов). Уточняют цель занятия: анализ цели и творческих принципов модернизма. ü Заполняют таблицу, опираясь на изученный материал Модернизм в изобразительном искусстве |
Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке |
|||
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||||
Освоение нового понятия – модернизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм Освоение метапредметного способа – выделение главной проблемы, коммуникация с художественным образом Освоение предметного способа – восприятие произведений различных стилей модернизма |
|||||
Делит учеников на группы. Дает задание- определить, к какому направлению принадлежат картины, увиденные учащимися в начале урока (раздаются иллюстрации картин и названия направлений по группам). |
Учащиеся работают с картинами, затем по одному от группы защищают свой выбор
Ученики работают в группах по различным стилям, записывают определения , заполняют таблицу 1 группа - Фовизм 2 группа Дадаизм 3 группа Футуризм 4 группа- Супрематизм 5 группа - Сюрреализм 6 группа Абстракционизм
Результат проверяют с педагогом Сверяют ответы с презентацией
|
Познавательные: искать ответы на вопросы в печатных текста Коммуникативные: сотрудничать в процессе работы в парах и группах воспринимать новые архитектурные образцы произведения и выражать своё отношение к ним высказывать собственную точку зрения |
|||
РЕФЛЕКСИЯ |
|||||
Дает задания: составить логическую цепочку из 4-5 слов, в которую входят слова: Современность – …–…–…–…красота определить концепцию выставки художников-модернистов |
Формулируют ответ на поставленный проблемный вопрос в начале урока. Выполняют итоговые задания на обобщение: восстанавливают логическую цепочку, сравнивают варианты; составляют схему – тематика произведений модернизма, концепция выставки |
Коммуникативные: владеть монологической речью при ответе на вопрос -интерпретацию Регулятивные: делать вывод Познавательные: обобщать изученный матермал
|
|||
ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ |
|||||
Дает задание определить цель каждого художественного направления и проанализировать картины.
|
В ходе совместной работы с преподавателем, определяют цель каждого художественного направления, анализируют картины и тем самым проверяют правильность выполнения предыдущего задания. |
Личностные эмоционально-ценностное отношение к гениальной личности |
|||
САМООЦЕНКА |
|||||
Заполните таблицу самооценки(приложение № ) |
Заполняют таблицу самооценки |
Регулятивные: Адекватно оценивать свои умения |
|||
Распределите понятия по столбикам таблицы «Знаю – не знаю»:
Знаю |
Что-то слышал(а) |
Не знаю |
... |
… |
... |
... |
… |
... |
... |
… |
... |
Какой столбик оказался самым объёмным? Если правый - тогда вперёд!
Направление в искусстве 20 века |
Где и когда возникло? |
Основные принципы направления |
Имена художников |
Фовизм |
|
|
|
Кубизм |
|
|
|
Футуризм |
|
|
|
Абстракционизм |
|
|
|
Супрематизм |
|
|
|
Дадаизм |
|
|
|
Сюрреализм |
|
|
|
СЮРРЕАЛИЗМ (от фр. sur - над, сон и realism - реализм) провозгласил источником искусства сферу подсознания - инстинкты, сновидения, галлюцинации. Главным в сюрреализме считается обман зрения, предполагавшее изображение знакомых предметов, но либо деформированных, либо в парадоксальных сочетаниях. Художников-сюрреалистов объединяла передача невозможного и алогичного путем сочетания натурализма с параноидальным неправдоподобием. Стилевые очертания сюрреализма напрямую связаны с персональными наклонностями художника.
Сальвадор Дали – анализ картины «Пылающий жираф» Огонь, горение, горит тот, кто воодушевлен и тот, кто сгорает, погибает в огне или своем горении. Передний план. Фигура без лица. С подпорками. Где вы видели такие ящички? Шкаф, контора, бюро. Они открыты - там пусто.. Ничего за душой нет. И еще одна такая же фигура. Такая же серая и безликая. Серость жизни, серая масса уничтожает индивидуальность. Все яркое, прекрасное и духовно богатое сгорает под натиском серого большинства. Символом чего может быть это непохожее ни на кого животное?
Постоянство памяти Картина «Постоянство памяти» указывает на относительность времени. Время текуче, приспосабливается к памяти, которая более стабильна. Часы стекают как расплавленный сыр со стола. Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами.
Осенний каннибализм Картина посвящена гражданской войне в Испании. Два существа, необычных, слившихся в странном единстве, расположились на фоне каменистого пейзажа. Более чем своеобразное соитие существ с деформированными головами сонно и деловито; тонкие изысканные пальцы их помогают им же поедать друг друга. Уютный уголок с чистым белым домиком на заднем плане картины и правильными ухоженными деревьями – это пейзаж Испании. Множество мелких деталей, будничных, и даже обыденных, обостряет ощущение реальности происходящего.
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения Сальвадор Дали так писал о своей картине: Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната.
КУБИЗМ
Формированию кубизма (от фр. cub - куб) как самостоятельного течения в изобразительном искусстве способствовала выставка в 1904 г. картин Сезанна, призывавшего художников сводить весь видимый мир к простейшим геометрическим формам – кубу, шару, цилиндру, параллелепипеду.
Выдающимся выразителем кредо кубизма стал испанец Пабло Пикассо (1881-1973).
Программным произведением кубизма стала картина Пикассо «Авиньонские девицы» (1907 г.).
Обнажённые женские тела образуют жёсткий динамичный рельеф, в котором выделяются чётко очерченные объёмы: голова (шар), рука (прямоугольник), нос и груди (треугольник). Авиньонские девицы схожи с африканской скульптурой: они лишены индивидуальных черт, кроме намёка на пол, что является типичным для первобытного мышления. Пикассо подверг органические природные формы геометризованной деформации, эпатируя зрителей дерзостью и грубостью. Неслучайно его программная для кубизма картина «Авиньонские девицы» вызвала скандал.
Впоследствии Пикассо разлагал формы до маленьких кубиков и, развернув их по разным осям, показывал предмет одновременно с разных ракурсов, превращая картину в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывало абстрагированное от действительности изображение.
ДАДАИЗМ
Любимой формой творчества дадаистов был коллаж — на различную основу (картон, стекло, дерево) наклеивались кусочки разноцветной ткани, бумаги или другие яркие и броские материалы. В целом можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский, берлинский и ганноверский. Как сформировавшееся течение- это направление в искусстве просуществовало недолго и уже в 20-е годы прошлого века французский дадаизм слился с сюрреализмом. Направление дадаизма, возникшего в 1916 году в швейцарском Цюрихе, выражало анархический бунт в живописи и декоративно-прикладном искусстве против буржуазной цивилизации, угнетения, войн. Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники-дадаисты пришли к отрицанию реальной действительности вообще.
Дадаисты, ставившие своей целью уничтожение искусства вообще, апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств; шумные публичные скандалы и развязный цинизм сопровождали выступления сторонников дадаизма, являвшегося одним из крайних проявлений идеологического мракобесия, полного отрицания цивилизации и прогресса. Дадаисты объявили разум, моральные нормы, эстетику ложью и обманом. «Произведения» дадаистов представляли собой подражание «детскому», точнее, младенческому рисунку. Они культивировали также беспредметность, деформацию и грубый натурализм
Основателем считается поэт Т.Тцара – он и дал новому стилю название. Тцара нашел это слово в одном из словарей, значение было связано с африканской культурой: дада – это хвост священной коровы. Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Тцара считал, что именно так можно описать все направление. стиль дада выражал наиболее важные идеи. Картины художников отмечены иронией, осуждением, критикой общественных перемен.
ФУТУРИЗМ - провозглашение культа машинной цивилизации, больших городов, скоростей, энергии. Задача этих композиций – вызывать свободные ассоциации, порождающие у зрителя эмоции и мысли. Геометрические мотивы использовались как знаки непостижимого, высшего духовного начала мироздания.
Техника во всех ее проявлениях, большой город с его суетой и стремительностью становились объектами для картин. В центре всего этого был человек – источник прогресса, мысли и чувства.
Выраженный признак футуризма – бунтарство.
Цели футуризма – увидеть мир за гранью привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Так же к целям можно отнести желание объединить классику и современность, добавить собственный взгляд на развитие и совершенствование окружающего пространства.
Основная суть – воплощение на холсте будущего мира, каким он будет в результате технического прогресса. В произведениях явно прослеживается презрение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и опыты в любой из сфер человеческой жизни — начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.
Динамизм собачки на поводке Джакомо Балла в своей картине "Динамизм собачки на поводке", созданной в 1912 году, – передаёт ощущение скорости, нетерпеливости. Это произведение в полном соответствии со всеми канонами футуризма прославляет энергию современной жизни.В картине почти покадрово передаётся нам повесть о том, как одна женщина выводила собачку гулять на бульвар.На этой картине мы воочию можем наблюдать теоретический принцип одновременности, изобретённый футуристами, то есть демонстрацию движущегося объекта одновременно во множестве точек времени. Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочли смотреть на мир со многих точек времени.
Девочка, бегающая по балконуДля художников-футуристов главным содержанием живописи было движение. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение...» — заявляли футуристы. Передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».
Супремати́зм (от лат. supremus «наивысший») — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем, ориентированное на основы геометрии (круги, квадраты, прямоугольники), окрашенные в ограниченную цветовую гамму. Впервые термин был применён Малевичем для характеристики своих абстрактных композиций, чистых цветовых плоскостей, показанных на «Последней футуристической выставке “0,10”» в декабре 1915. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
На начальном этапе этот термин,
восходивший к латинскому корню — «supremus», означал доминирование, превосходство
цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах
краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые
освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические
картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего
творческую силу человека и Природы. Супрематизм
понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого —
беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления
заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира,
что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед
ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 года, когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат
Черный квадрат«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.»
Абстракционизм - тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов Крупнейшим представителем был русский художник Василий Кандинский (1866-1944). В композициях Кандинского красочные круги, квадраты и треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Картины «Композиция № 6», «Композиция № 8» и другие выражают внутренний мир художника, отстранившегося от внешних факторов и подражания природе.
Кандинского увлекала связь живописи и музыки, поскольку он был необычайно чувствителен к звуку и мог буквально "слышать" цвета. В детстве он занимался музыкой на фортепиано и виолончели. Художник связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»), выстраивая беспредметные аморфные композиции по законам музыки.
"Композицию № 8", написанную на пике карьеры в 1923 году, Кандинский считал одной из главных - точным выражением своей теории об эмоциональных свойствах формы, линии и цвета.
Рассмотрите картины и постарайтесь объяснить:
А - форму линий,
B - форму углов,
С - цвет
В. Кандинский. Композиция № 6 и № 8
1. В чём заключается отличие композиции у Кандинского от композиции в традиционном понимании?
2. Что Кандинский называл «внутренним звуком»?
3. Что является для Кандинского-художника высшей целью?
ФОВИЗМ.
Фовизм (от фр, les fauves - дикие) основывался на необычной яркости цвета и нарочитой огрубленности формы. Фовисты максимально усиливали выразительность цветового пятна за счет контраста с дополнительными тонами, не заботясь о реальной окраске предметов. При этом чрезмерная красочность их картин, некая «зрительная агрессивность», вела к неизбежному упрощению формы, появлению резких контуров, разделяющих яркие пятна цвета.
Лидером движения фовистов считается французский художник Анри Матисс (1869-1954).
Матисс, как сказал его учитель Г. Моро, значительно «упростил» живопись. Он отказался от светотеневой моделировки; от линейной перспективы, предполагавшей движение цвета от теплых тонов на первом плане к холодным на дальнем.
Красочный слой наносился на холст произвольно - либо крупными плоскими пятнами одного цвета, либо хаотичными разноцветными мазками. Он создавал не предметную, а некую «живописную» реальность, в которой цвет не зависел от изображаемого объекта, свет передавался посредством ярких и чистых красок, а трехмерное пространство уступало место ритмической организации плоскости в трехцветной гамме красного, зеленого и синего. При этом колорит картины всегда был более ярким, нежели краски природы, и вызывал радостное, праздничное ощущение мира. Таков, к примеру, «Вид из окна», где с помощью градации холодных синих тонов создается эффект пространства, в бездонной дали которого виднеются освещенные солнцем светлые постройки. Анри Матисс. Вид из окна (1912)
Присущая Матиссу декоративная манера живописи заключается в том, что контурная линия, очерчивающая плоское цветовое пятно, легко переводит изображение в орнаментальный узор и придает ему определенное эмоциональное звучание. Так, например, с помощью четкого простого рисунка и мажорной красочной гаммы в монументальных панно «Танец» и «Музыка» переданы ритм танца и звучание музыки. Это уникальное изобразительное воплощение души танца и музыки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.