Технологическая карта по изо. «Пейзаж времён года. Цветовое решение пейзажа»

  • docx
  • 20.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Пейзаж времён года. Цветовое решение пейзажа»
Иконка файла материала Технологическая карта по изо.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Аникина Татьяна Евгеньевна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 3 «А»

Тема урока: «Пейзаж времён года. Цветовое решение пейзажа»

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Пейзаж. Цветовое решение пейзажа»

 

Планируемые результаты

Задачи урока:

Предметные:

Учащиеся научатся:

1.      Создавать простые композиции на тему «Пейзаж. Цветовое решение пейзажа» на плоскости; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; акриловые краски как художественный материал для воплощения собственного художественно ¬– творческого замысла;

 

2.      Учащиеся получат возможность научиться: изображать пейзажи, выражая своё отношение к ним.

Дидактические:

Учащиеся научаться:

1.         Формировать умение создавать простые композиции на тему «Пейзаж. Цветовое решение пейзажа» на плоскости;

2.         формировать умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; акриловые краски как художественный материал для воплощения собственного художественно –¬ творческого замысла;

 

3.         формировать умение изображать пейзажи выражая своё отношение к ним.

 

 

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Учащиеся получат возможностью научиться:

-составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия;

 

Познавательные:

Учащиеся научатся:

-производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез);

Учащиеся получат возможность научиться:

-устанавливать причинно–следственные связи;

 

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-владеть диалогической формой речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

 

                                                                  

Развивающие:

 

 

1.формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

 

2.формировать умение составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия;

 

 

3.формировать умение производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез);

 

4.формировать умение устанавливать причинно–следственные связи;

 

5.формировать умение владеть диалогической формой речи;

 

6.формировать умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

Личностные

У учащихся будут сформированы:

-учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 Учащийся получит возможность для формирования: 

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 

-воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 

-воспитывать адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

 

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства: презентация, картины триптих «Очаровательная осень».
Интерактивное оборудование: смарт – доска, компьютер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

Словесный

(беседа)

Приветствует учащихся.
Проверка готовности к уроку.

 

-Проверьте, на ваших столах должны лежать альбом, краски, палитра, кисти, баночка для воды.

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

Мотивирует к учебной деятельности.

-Перед тем как начать урок, я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что за окном не школьный двор, а зелёный лес. Солнце в этом лесу тёплое, нежное. Оно обнимает вас и греет. Ветер в этом лесу музыкальный. Он проносится мимо лёгкой мелодией колокольчиков. Под ногами растёт трава-мурава и полевые цветы. На душе тепло и уютно. Откройте глаза. (Слайд 1)

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Настраиваются на учебную деятельность.

 

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической формой речи(К)

учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2.Актуализа-ция  опорных знаний

Словесный

(беседа)

Наглядный

(иллюстрации)

 

 

 

Дидактическая игра « Из чего состоит пейзаж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Определи настроение»

Организует повторение изученного.

Всё что вы представили, как можно назвать одним словом?

В каком жанре изобразительного искусства художник изображает природу?

Верно, на прошлом уроке мы познакомились с пейзажем.

А сейчас поиграем в игру «Из чего состоит пейзаж». (Слайд 2)

Вам нужно выбрать только те картинки, на которых изображены элементы пейзажа и обосновать свой выбор.


-Что такое перспектива?
(Слайд 3)

 

 

 

 

 

-Что такое линейная перспектива?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Назовите 2 правила линейной перспективы. (Слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Какие бывают композиции? На какие приятнее смотреть?

 

 

 

 

 

-Может ли картина передавать какие то чувства или настроение?

-Какое настроение может передавать картина?
Рассмотрите картины, какое настроение они передают как вы это поняли?
(Слайд 5)

Отвечают на вопросы учителя.

 

- природа

 

 

- пейзаж

 

Выбирают картинки относящиеся к пейзажу.

 

Перспектива – это кажущееся уменьшение предметов по мере удаления от нас.
Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости.

 

1.Параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта
2.Одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта.

-Композиция бывает уравновешенная и неуравновешенная.

 

 

-Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют «настроение» картин

 

владеть диалогической формой речи(К)

 

3.Проблемное объяснение нового знания.

Словесный

(беседа)

Организует формулирование темы, цели, составление плана урока.

 

-Назовите тему прошлого урока. Сегодня мы продолжим работать над пейзажами. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 6)

 

-Какую цель поставим перед собой? (Слайд 7)

Формулируют тему, цель.  

       

- Пейзаж. Цветовое решение пейзажа.

-Доработать пейзаж в цвете.

 

производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез) (п)

 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный

(беседа)

-Давайте составим план сегодняшнего урока. Дополните предложения. (слайд 7)

1. Изучение законов … перспективы.

2. Составление … работы.

3. Выполнение работы в …

(Слайд 8-9)

Составляют план урока.

 

1. Изучение законов воздушной перспективы.

2. Составление алгоритма работы.

3. Выполнение работы в цвете.

 

составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия(Р)

 

5.Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

Наглядный

(иллюстрации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра  «Времена года»

 

-Для того чтобы закончить пейзаж, нам необходимо знать законы воздушной перспективы.

Кто-нибудь знает, что такое воздушная перспектива?

-Прочитайте определение. (Слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Прочитайте первое правило воздушной перспективы. (Слайд 11)

 



-Покажите, где мы видим это на картине.
(Слайд 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте второе правило. (Слайд 11)

 

 

 

 

-Прочитайте следующее правило. (Слайд 11)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте следующее правило. (Слайд 11)



-Прочитайте последнее правило. (Слайд 11)

Прежде чем приступить к рисованию, давайте вспомним, какие времена года бывают?

 

Сейчас вы будете вытягивать карточку с оттенком, какого либо цвета, ваша задача сказать какому времени года присущ тот или иной цвет. (Слайд 13)

 

Молодцы! В своих работах вам тоже необходимо определиться с цветами по тому времени года, которое у вас изображено.

 

-Перейдем к алгоритму выполнения пейзажа в цвете.

 

1.Нанесение основных цветовых пятен: цвет неба, поможет передать настроение вашей картины: светлое, голубое – радостное, темное, облачное или с тучами – грустное и т.д. (Слайд 14)

2.Проработка дальнего плана – обобщенные по цвету предметы – помните правила воздушной перспективы.

3.Проработка переднего плана – контрастные по цвету, яркие.

4.Проработка деталей на переднем плане, это могут быть травинки, цветы, и другие небольшие объекты, которые мы можем увидеть только на переднем плане. (Слайд 15)

 

-Воздушная перспектива – это размытость или потеря ясности очертаний отдаленных объектов, вызванная атмосферой

 

-Удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми.

 

Работают у доски, показывая как в картине применено данное правило.

 

-Темные объекты вдали светлеют.

-Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние – плоско и одинаковыми по тону.

-Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние – обобщенно.

 

-Контуры ближних объектов более резкие, а дальних – мягкие.

 

 

 

 

- зима, весна, лето, осень

 

 

 

 

Относят цвета к времени года

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, цвет, объём, фактуру; акварельные краски для воплощения собственного художественно­творческого замысла

составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия(Р)

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный

(беседа)

Дидактическая игра «путаница».

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует закрепление.

 

- Посмотрите на доску, у меня перепутались этапы построения пейзажа, помогите мне восстановить порядок. (Слайд 16-17)

 

 

 

 

 

 

Повторяют алгоритм.

 

1.Нанесение основных цветовых пятен.

2.Проработка дальнего плана.

3.Проработка переднего плана.

4.Проработка деталей.

 

Составлять план своих действий, оценивать правильность выполнения действия(Р)

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный

(беседа)

Практический (самостоятельная работа)

 

Организует самостоятельную работу.
-Приступайте к работе.
Если у вас возникнут вопросы или затруднения – поднимите руку и я вам помогу.

 

Вкл. Аудиозаписи со звуками природы.

 

Оказание индивидуальной помощи.

Выполняют работу.

Создавать простые композиции на тему «Пейзаж. Цветовое решение пейзажа» на плоскости;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, цвет, объём, фактуру; акриловые краски для воплощения собственного художественно­творческого замысла; умение изображать пейзажи выражая своё отношение к ним.

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

 

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Найди законы»

Организует подведение итогов урока.

 

-Что такое перспектива?

 

 

 

-Что такое воздушная перспектива?

 

 



-Назовите правила воздушной перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте обменяемся своими работами с соседом по парте и проверим, найдя изученные законы в работах.

Повторяют изученный на уроке учебный материал.

 

Перспектива – это кажущееся уменьшение предметов по мере удаления от нас.

 

Воздушная перспектива – это размытость или потеря ясности очертаний отдаленных объектов, вызванная атмосферой

Перечисляют правила воздушной перспективы.

 

Рассматривают рисунки, находят изученные законы.

 

Производить простые логические действия (анализ, сравнение, синтез) (п)
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности(к)

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)

 

Организует рефлексию.

 


- Теперь оцените свою работу с помощью дерева успеха:  зеленый лист – на уроке было не сложно, я всё понял и могу помочь другим; желтый – урок был интересным, но были затруднения; красный – на уроке было трудно, ничего не понял. (Слайд 18)

 

Контроль за уборкой на рабочих местах.

 

-А сейчас наведите порядок на своих рабочих местах.

Выполняют самооценку.

 

Оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

Наводят порядок на рабочих местах.

 

Владеть диалогической формой речи(К)

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 


Скачано с www.znanio.ru