Технологическая карта по литературному чтению. Сергей Махотин "Жук"

  • docx
  • 21.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала С. Махотин. Жук.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта по литературному чтению
«Научный и художественный текст.
 «Точка зрения» художника в литературе и живописи.
Стихотворение С. А. Махотин «Жук»;
репродукция Ф. Толстого»

Выполнила:

Студентка группы Ш – 37

Хайруллина Полина Ришатовна

Проверили:

Методист от колледжа:

Прягаева Елена Алексеевна ____________

Отметка «__ » (___________________)

Методист от школы:

Кичигина Татьяна Петровна _____________

Отметка «__ » (___________________)

 

Соликамск 2021 г.

Тема урока

Стихотворение С. Махотин «Жук»

УМК

«Система развивающего обучения» Занков Л.В.

Цели деятельности педагога

Познакомить детей с произведением С. А. Махотина «Жук»дать краткие биографические сведения об авторе.
Учить видеть точку зрения, отношение писателя, художника, композитора к своему творению.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты

Личностные:
1) Проявлять познавательную инициативу, оценивать результаты своего учебного труда.;
2) Проявлять позитивное отношение к чтению стихотворений;
3). Проявлять интерес к биографии и творчеству С. А. Махотин.
Предметные:
1) Осознанно читать стихотворение «Жук», выразительно, не допуская речевых ошибок.
2) Закрепление навыка работы с содержанием текста стихотворения,
3) Развитие навыка проводить анализ содержания произведение.
Метапредметные:
Познавательные:
1) Определять тему и главную мысль, обосновывать своё мнение;
2) Развивать умение у учащихся грамотно формулировать вопрос и адекватно на отвечать на вопросы других.
Регулятивные:
1) Овладение навыком ориентироваться в тексте для ответа на вопрос или подтверждения своего и чужого мнения.
2) Выполнять учебное задание в соответствие с целью;
3) Осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
1) Излагать понятно и грамотно свои мысли в устной форме;
2) Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
3) Адекватно взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, работа с книгой

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация

Оборудование

АРМ педагога, учебник по литературному чтению за 2 класс, часть 2 (В.Ю. Свиридова), интерактивная доска и мультимедиапроектор, раздаточный материал.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы

УУД

Промежуточный контроль

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята!

-Мы можем подарить друг другу чудесное настроение, если нашим приветствием станет улыбка.

-Садитесь.

-Сегодня урок литературного чтения буду вести я. Меня зовут Полина Ришатовна.

Приветствуют и слушают учителя

Фронтальная

К:приветствие учителя
Р: готовность рабочего места

Зрительный контакт

Стиц

-Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке отгадайте загадку.
Два рога, но не бык,

Есть шесть ног без копыт.

Летит — так воет,

А как сядет — землю роет

-Как вы думаете кто это?
-Да, верно это жук.

-Слышите, кто-то жужжит?
-Вы догадались кто это?

 

-И сегодня, ребята, мы с вами будем энтомологами
-Кто-то знает, кто это такие?
Энтомолог — это учёный, специализирующийся на научных исследованиях насекомых.
-Ребята, так как мы с вами сегодня энтомологи, давайте рассмотрим некоторые виды жуков. Каких жуков знаете вы?

-Да, также есть такие как:
Жуки

  • Жужелицы
  • Водяные жуки
  • Пластинчатоусые
  • Жук-олень
  • Златки
  • Нарывники
  • Божьи коровки

-Есть среди жуков санитары природы, которые разрушают опадающие с деревьев тонкие ветви и превращают в труху могучие древесные стволы. Есть вредные для человека жуки: они разрушают деревянные постройки, едят зерно на складах, картофель и овощи в огородах, плоды и ягоды в садах. Но есть и полезные. Многие полезные хищные виды жуков поедают вредных насекомых, порой выступая в роли защитников урожая. Особую группу жуков составляют виды, которые приспособились к жизни в жилищах и постройках человека. Их называют синантропными. 

 

-А какие жуки нравятся вам?

 

 

-Как вы думаете, то что сегодня мы будем в роли энтомологов и вспомнили некоторые виды уроков, будет ли это связано с темой и каким образом?

-Сегодня мы с вами будем изучать стихотворение Сергея Анатольевича Махотина «Жук»

-Но давайте сначала я вам расскажу немного о творчестве Сергея Анатольевича.

 

 

 

 

 

 

Жук

 

 

 

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют жуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, узнаем о каком-либо произведении или стихотворении

 

 

 

 

Ответы детей

Фронтальная

П: умение структурировать знания.

К: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Зрительный контакт

Подготовка к чтению стихотворения

- Сергей Махотин родился 12 мая 1953 года в городе Сочи. Мама работала учительницей русского языка и литературы, отец был техником связи. о время учёбы в институте Сергей Махотин начал писать стихи. А первое детское — «Щенок». В 1985 году в двух центральных издательствах — «Детская литература» и «Малыш» — появились первые книги стихов: «Море в банке» и «Здравствуй, день!».  В настоящее время редактор детского вещания «Радио России». Самым счастливым занятием на свете Сергей Махотин считает сочинение детских стихов, хотя в последние годы больше пишет прозу. На сегодняшний день он – автор более 30 книг для читателей разного возраста. Это стихи, рассказы, сказки, познавательные истории, исторические произведения и биографии великих людей. С. А. Махотин любит путешествовать и фотографировать своих юных читателей и слушателей.

 

-Ребята, на слайде представлены книги Сергея Махотина. Посмотри какие тут есть, может из вы уже какие-то читали.
*Будут стоять книги*
-Ребята, я когда готовилась к уроку, я оказывается сама не читала эти книги и не знала этого автора. Готовясь к этому уроку, я узнала многое об этом авторе и его творчестве. Как нам с вами повезло, что в наше время   
-Может кто-то читал эти книги или видел где-то?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Фронтальная

Р: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
П:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. К: уметь выражать свои мысли.

Зрительный контакт

Первичное чтение

 - Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушаете, и следить глазами за текстом или представлять образы у себя в голове.

- Приготовились.

- Учебники со стихотворением на странице 68 открыты у всех.

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.

Открывают страницу
Слушают стихотворение

Фронтальная

Л:высказывание предположений, принятие точки зрения другого. К:планирование учебного сотрудничества.

Зрительный контакт

Проверка первичного восприятия

- Давайте же с вами сейчас давайте поработаем с текстом стихотворения «Жук», чтобы лучше понять смысл.
Вопросы к стихотворению:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы себе представили, слушая это стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
- Удивительно, правда, что в одном стихотворении можно уместить очень много чувств, а благодаря некоторым фрагментам, можно узнать некоторые фрагменты из жизни!
- Молодцы.

-На этом этапе работали активно (имена учащихся), поэтому они получают свои заслуженные жетоны.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Р: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.
К: уметь выражать свои мысли.

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

Физминутка

А сейчас настало самое время немного отдохнуть.
1 раз я показываю – вы повторяете движения вместе со мной, но без слов;
2 раз я показываю - вы повторяете со словами.

"Божьи коровки"

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (наклоны в стороны),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны вперед)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

Смотрят и повторяют движения

Фронтальная

П: Умение работать с текстом.
Л: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Р: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт
Повторение движений

Повторное чтение

- Сейчас я вам предлагаю самостоятельно познакомиться и прочитать произведение, жужжащим чтением.
- Но для начала: сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом
- Начинаем.
 - Кто прочитал, сядьте правильно, что бы я видела вашу готовность.

-Давите сейчас с вами вновь прочитаем стихотворение «Жук».
 - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.
- Читать мы будем стихотворение С. А. Махотин «Жук» по одной строчке (или слову «достаточно»), начиная с *имя*.
- Начинаем.

Читают самостоятельно

Фронтальная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Л: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими.

Чтение стихотворения

Беседа по содержанию

- О чем говорится в произведении? Кто главный герой?

-Как вы думаете, это стихотворение будет считаться диалогом? Почему?

-С кем сравнивается жук? Докажите текстом

 

-Как Сергей Анатольевич описывает жука в стихотворение. Докажите текстом.
-А как думаете зачем автор описывает жука ими таким?

-А как вы представили этого жука? Какой он у вас получился?
-Каким приемом воспользовался Сергей Анатольевич, чтобы мы увидели этого жука?

-А что это за прием такой? Сравнения

-А где это показано? Докажите текстом

 

-Где мальчик решил искать информацию? Докажите текстом.

 

 

 

-А какую информацию искал мальчик?

-Он нашел информацию про божью коровку.


3. Божья коровка – хищник
Об этом узнали американские энтомологи и специалисты по защите растений. Однажды энтомолог-любитель принес в нью-йоркский зоологический институт жука, которого никогда прежде не видел. И жук был тут же определен как семиточечная европейская божья коровка. Они ее исследовали несколько месяц и пришли к решению, что она является хищником.

-И ребят, если мы посмотрим на мир, то для нас он просто огромный, также как и для жука будет ветка розы, которую мы можем рассмотреть на странице 69

 

- Картина Федора Толстого «Жук на ветке розы». Найдите жука на картине, посмотрите на картины этого же художника «Бабочка, букет, птица», «Мотылек, муравей и ветка малины», «Мухи на каплях воды». Если посмотреть, то «главных героев» почему не видно, то как вы думаете почему же автор назвал свои картины именно так?

-Он хотел, чтобы мы вгляделись в хрупкий мир природы, как в жизни-маленьких не замечаем.


-Оказывается, что не только поэтов или композиторов восхищает живая природа и насекомые, но и художников.

 

-Сегодня мы с вами убедились то, что путем сравнения можно показать, как в природе заботятся друг о друге. Как, например, мальчик из нашего стихотворения, не стал давить или играть с жуком, а просто пропустил его вперед, чтобы не мешать ему.

Мальчик и жук
Нет, потому что это монолог

Сравниваться с быком
Доказывают

Предположения детей

 

 

Прием сравнения

 

 

 

Мальчик решил искать информацию в библиотеке

 

Мальчик искал информацию научную

Слушают

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картину

 

 

Ищут жука на картине и смотрят картины этого же художника на слайде

 

 

 

 

 

Фронтальная
Коллективная

К: отвечать на вопросы учителя. П: извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

Подготовка к выразительному чтению

- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание.

- Выполним дыхательную гимнастику
 - Вставайте со своих мест, задвиньте стулья для того, чтобы вам было удобнее и свободнее стоять и выполнять движения.

 Упражнение «Обними плечи».

Исходное положение – стоя или сидя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Резко вдохните и одновременно двигайте руки навстречу друг другу, словно стремитесь обхватить себя за плечи. На выдохе руки слегка разведите. 

 

 Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи.

 

 Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.

 

- Молодцы, теперь нам предстоит сложная работа. Мы должны научиться читать выразительно 1ую часть стихотворения. У вас на партах лежат карточки с текстом, подвиньте их к себе. Сейчас попробуем с вами расставить ноты в четверостишии.

-Давайте прочитаем первую строчку с настроением. Кто хочет попробовать?

Какого жука я в лесу повстречал!


*Первую строку читаем с восторгом*
-Теперь давайте поставим в ней паузы. Длинную паузу мы ставим, когда предложение у нас закончено, то есть точка восклицательный знак или вопросительный. Значит длинную паузу мы ставим после первой строки.

-После каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы?

 

 

 

-Теперь работаем со второй строкой, кто хочет нам ее прочитать?
Он топал, как бык, и рогами качал,
-Где в ней будут стоять средняя, короткая пауза?

 

 

 

-Почему?

 

 

 

 

-Переходим к третьей строчке, кто желает прочитать?
И очень серьезным и грозным он был –

-Где здесь у нас буду паузы?

 

 

 

 

-Четвертую строчку читает нам *имя*
Я даже дорогу ему уступил.
Где ставим паузы?

 

-Сейчас давайте поработаем с выражением. Как мы будем читать первую строку?

А почему мы будем так читать?

 

 

 

-Как читать будет вторую строку? Будем ли мы где-то повышать или понижать голос?

-А как будем читать третью строку? А тут будем повышать голос или понижать?

 

-Теперь давайте поработаем с четвертой строчкой. Как мы тут будем читать?

 

Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал,
И очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.

-Теперь давайте поработаем в парах. Прочитайте своему соседу данное четверостишие выразительно с паузами и повышением, понижением голоса. Даю вам 1 минуту.

-Поднимите руки те, кому понравилось, как ваш сосед прочитал.

 

 

Выполняют гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берут карточки

 

 

 

 

Ищут длинную, среднюю, короткую паузу

 

Пробуют читать

 

 

 

 

 

 

Мы поставим короткую паузу после слова «жука», а средней паузы не будет

Читают

 

Средние паузы по поставим после слов «топал», «бык» и «качал»

Потому что стоять запятые, интонация немного останавливается

 

Короткая пауза стоит после слова «серьезным», а средняя пауза в конце строчки

Короткую паузы мы поставим после слова «дорогу» и длинную в конце строчки
Будем читать радостно

Потому что эта встреча была неожиданная и очень радостная

Будем ее читать с удивлением, нет

Будем читать ее серьезно, нет

 

К концу предложения будем понижать голос, потому что в конце стоит точка, значит понижем голос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная
Коллективная

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Зрительный контакт
Повторение движений

Выразительное чтение

- А сейчас, будем учиться читать данное стихотворение выразительно вслух.
- Будут читать несколько учеников, но не по ролям, т.к. в стихотворении содержится монолог автора.
- Есть желающие прочитать отрывок/полностью стихотворения? Кто желает прочитать?

(Учитель ставит стул на середину класса для рассказчика)

- Все настроились? Ребята, приготовились.

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом

- Начинаем. (Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).

 

- Закончили. Молодцы.

- Дети, скажите, пожалуйста, вам понравилось, как -читали ваши одноклассники? Кто и почему? Расскажите свое мнение.

- Мне понравилось, как читали (имена учащихся), остальным не хватило силы голоса / уверенности / было не слышно и тп.

 

Читают выразительно вслух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Фронтальная
Коллективная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Умение давать характеристику героям произведения.
Л: Выражать положительное отношение к познанию; Умение высказывать свое мнение, давать характеристику героям произведения.
Р: Оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Зрительный  контакт

Обобщающая беседа

-Чем вам запомнилось это стихотворение?

 

-С чем автор сравнивает страницы учебника?

-Что вам запомнилось из этого стихотворения?

-Как думаете, почему мальчик хотел рассказать всем про жука?

- Скажите, а если бы у нас была возможность по-своему озаглавить произведение. Как бы вы назвали произведение?

- А какую главную мысль высказал автор в этом произведении?

- Конечно же, главная мысль произведения заключается в чувстве заботе о природе. Что мы заботимся о тех, кто живет на Земле. Что они все для чего-то созданы.

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Для него было важно, чтобы другие знали, что жука он не тронул.

Фронтальная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Л: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Р: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

Итог.Рефлексия

- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего запомнилось из стихотворении «Жук»?
- Кто является автором этого произведения?
- Совершенно верно.
- Чем еще вы сегодня занимались на уроке?
-Чему вы сегодня научились на уроке? Что нового вы узнали?

- Урок у нас заканчивается. Давайте составим синквейн. Кто-то знает, что это такое?
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного
Будем с вами составлять про жука. Я составила так:
Жук
Красивый, полезный
Летает, ползет, спит
Он топал, как бык, и рогами качал
Смельчак
-Теперь я хочу послушать ваши предположения.

-Всем спасибо, урок окончен.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют синквейн

Фронтальная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Л: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Р: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Закрашивание жуков