ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая
карта по литературному чтению
«Научный и художественный текст.
«Точка зрения» художника в литературе и живописи.
Стихотворение С. А. Махотин «Жук»;
репродукция Ф. Толстого»
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Хайруллина Полина Ришатовна
Проверили:
Методист от колледжа:
Прягаева Елена Алексеевна ____________
Отметка «__ » (___________________)
Методист от школы:
Кичигина Татьяна Петровна _____________
Отметка «__ » (___________________)
Соликамск 2021 г.
Тема урока |
Стихотворение С. Махотин «Жук» |
УМК |
«Система развивающего обучения» Занков Л.В. |
Цели деятельности педагога |
Познакомить детей с произведением С. А. Махотина «Жук», дать краткие биографические сведения об авторе. |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
Планируемые результаты |
Личностные: |
Методы и формы обучения |
Формы: индивидуальная,
фронтальная |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация |
Оборудование |
АРМ педагога, учебник по литературному чтению за 2 класс, часть 2 (В.Ю. Свиридова), интерактивная доска и мультимедиапроектор, раздаточный материал. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы |
УУД |
Промежуточный контроль |
Оргмомент |
-Здравствуйте, ребята! -Мы можем подарить друг другу чудесное настроение, если нашим приветствием станет улыбка. -Садитесь. -Сегодня урок литературного чтения буду вести я. Меня зовут Полина Ришатовна. |
Приветствуют и слушают учителя |
Фронтальная |
К:приветствие
учителя |
Зрительный контакт |
Стиц |
-Чтобы
узнать, о чем мы будем говорить на уроке отгадайте загадку. Есть шесть ног без копыт. Летит — так воет, А
как сядет — землю роет -Как
вы думаете кто это?
-И
сегодня, ребята, мы с вами будем энтомологами -Да,
также есть такие как:
-Есть среди жуков санитары природы, которые разрушают опадающие с деревьев тонкие ветви и превращают в труху могучие древесные стволы. Есть вредные для человека жуки: они разрушают деревянные постройки, едят зерно на складах, картофель и овощи в огородах, плоды и ягоды в садах. Но есть и полезные. Многие полезные хищные виды жуков поедают вредных насекомых, порой выступая в роли защитников урожая. Особую группу жуков составляют виды, которые приспособились к жизни в жилищах и постройках человека. Их называют синантропными.
-А какие жуки нравятся вам?
-Как
вы думаете, то что сегодня мы будем в роли энтомологов и вспомнили некоторые
виды уроков, будет ли это связано с темой и каким образом? -Сегодня
мы с вами будем изучать стихотворение Сергея Анатольевича Махотина «Жук» -Но давайте сначала я вам расскажу немного о творчестве Сергея Анатольевича. |
Жук
Предположения детей
Перечисляют жуков
Да, узнаем о каком-либо произведении или стихотворении
Ответы детей |
Фронтальная |
П: умение структурировать знания. К: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. |
Зрительный контакт |
Подготовка к чтению стихотворения |
- Сергей Махотин родился 12 мая 1953 года в городе Сочи. Мама работала учительницей русского языка и литературы, отец был техником связи. о время учёбы в институте Сергей Махотин начал писать стихи. А первое детское — «Щенок». В 1985 году в двух центральных издательствах — «Детская литература» и «Малыш» — появились первые книги стихов: «Море в банке» и «Здравствуй, день!». В настоящее время редактор детского вещания «Радио России». Самым счастливым занятием на свете Сергей Махотин считает сочинение детских стихов, хотя в последние годы больше пишет прозу. На сегодняшний день он – автор более 30 книг для читателей разного возраста. Это стихи, рассказы, сказки, познавательные истории, исторические произведения и биографии великих людей. С. А. Махотин любит путешествовать и фотографировать своих юных читателей и слушателей.
-Ребята, на слайде представлены книги Сергея
Махотина. Посмотри какие тут есть, может из вы уже какие-то читали. |
Ответы детей |
Фронтальная |
Р:
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. |
Зрительный контакт |
Первичное чтение |
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушаете, и следить глазами за текстом или представлять образы у себя в голове. - Приготовились. - Учебники со стихотворением на странице 68 открыты у всех. - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом. |
Открывают
страницу |
Фронтальная |
Л:высказывание предположений, принятие точки зрения другого. К:планирование учебного сотрудничества. |
Зрительный контакт |
Проверка первичного восприятия |
-
Давайте же с вами сейчас давайте поработаем с текстом стихотворения «Жук»,
чтобы лучше понять смысл. -На этом этапе работали активно (имена учащихся), поэтому они получают свои заслуженные жетоны. |
Отвечают на вопросы учителя |
Фронтальная |
Р:
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. |
Зрительный
контакт |
Физминутка |
А
сейчас настало самое время немного отдохнуть. "Божьи коровки" Мы божьи коровки (прыжки) - Быстрые и ловкие (бег на месте)! По травке сочной мы ползем (наклоны в стороны), А после в лес гулять пойдем (идем по кругу). В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)… Устали ноги от ходьбы (наклоны вперед)! И кушать мы давно хотим (гладим животик)… Домой скорее полетим («летим» нас свои места)! |
Смотрят и повторяют движения |
Фронтальная |
П:
Умение работать с текстом. |
Зрительный
контакт |
Повторное чтение |
-
Сейчас я вам предлагаю самостоятельно познакомиться и прочитать произведение,
жужжащим чтением. -Давите
сейчас с вами вновь прочитаем стихотворение «Жук». |
Читают самостоятельно |
Фронтальная |
П:
Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять
главное. |
Чтение стихотворения |
Беседа по содержанию |
- О чем говорится в произведении? Кто главный герой? -Как вы думаете, это стихотворение будет считаться диалогом? Почему? -С кем сравнивается жук? Докажите текстом
-Как
Сергей Анатольевич описывает жука в стихотворение. Докажите текстом. -А что это за прием такой? Сравнения -А где это показано? Докажите текстом
-Где мальчик решил искать информацию?
Докажите текстом.
-А какую информацию искал мальчик? -Он нашел информацию про божью коровку.
-И ребят, если мы посмотрим на мир, то для нас он просто огромный, также как и для жука будет ветка розы, которую мы можем рассмотреть на странице 69
-
Картина Федора Толстого «Жук на ветке розы». Найдите жука на картине,
посмотрите на картины этого же художника «Бабочка, букет, птица», «Мотылек,
муравей и ветка малины», «Мухи на каплях воды». Если посмотреть, то «главных
героев» почему не видно, то как вы думаете почему же автор назвал свои
картины именно так? -Он хотел, чтобы мы вгляделись в хрупкий мир природы, как в жизни-маленьких не замечаем.
-Сегодня мы с вами убедились то, что путем сравнения можно показать, как в природе заботятся друг о друге. Как, например, мальчик из нашего стихотворения, не стал давить или играть с жуком, а просто пропустил его вперед, чтобы не мешать ему. |
Мальчик
и жук Сравниваться
с быком
Прием сравнения
Мальчик решил искать информацию в библиотеке
Мальчик искал информацию научную Слушают
Рассматривают картину
Ищут жука на картине и смотрят картины этого же художника на слайде
|
Фронтальная |
К:
отвечать на вопросы учителя. П: извлекать информацию из иллюстраций, текста. |
Зрительный
контакт |
Подготовка к выразительному чтению |
- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание. -
Выполним дыхательную гимнастику Упражнение «Обними плечи». Исходное положение – стоя или сидя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Резко вдохните и одновременно двигайте руки навстречу друг другу, словно стремитесь обхватить себя за плечи. На выдохе руки слегка разведите.
Упражнение «Ладошки». Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи.
Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.
-
Молодцы, теперь нам предстоит сложная работа. Мы должны научиться читать
выразительно 1ую часть стихотворения. У вас на партах лежат карточки с
текстом, подвиньте их к себе. Сейчас попробуем с вами расставить ноты в
четверостишии. -Давайте
прочитаем первую строчку с настроением. Кто хочет попробовать? -После
каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы?
-Теперь
работаем со второй строкой, кто хочет нам ее прочитать?
-Почему?
-Переходим
к третьей строчке, кто желает прочитать? -Где здесь у нас буду паузы?
-Четвертую
строчку читает нам *имя*
-Сейчас давайте поработаем с выражением. Как мы будем читать первую строку? А почему мы будем так читать?
-Как
читать будет вторую строку? Будем ли мы где-то повышать или понижать голос? -А как будем читать третью строку? А тут будем повышать голос или понижать?
-Теперь давайте поработаем с четвертой строчкой. Как мы тут будем читать?
Какого жука я в лесу
повстречал! -Теперь давайте поработаем в парах. Прочитайте своему соседу данное четверостишие выразительно с паузами и повышением, понижением голоса. Даю вам 1 минуту. -Поднимите руки те, кому понравилось, как ваш сосед прочитал. |
Выполняют гимнастику
Берут карточки
Ищут длинную, среднюю, короткую паузу
Пробуют читать
Мы
поставим короткую паузу после слова «жука», а средней паузы не будет Читают
Средние паузы по поставим после слов «топал», «бык» и «качал» Потому что стоять запятые, интонация немного останавливается
Короткая пауза стоит после слова «серьезным», а средняя пауза в конце строчки Короткую
паузы мы поставим после слова «дорогу» и длинную в конце строчки Потому что эта встреча была неожиданная и очень радостная Будем
ее читать с удивлением, нет Будем читать ее серьезно, нет
К концу предложения будем понижать голос, потому что в конце стоит точка, значит понижем голос.
|
Фронтальная |
Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. |
Зрительный
контакт |
Выразительное чтение |
-
А сейчас, будем учиться читать данное стихотворение выразительно вслух. (Учитель
ставит стул на середину класса для рассказчика) -
Все настроились? Ребята, приготовились. -
Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные
ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом - Начинаем. (Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).
-
Закончили. Молодцы. -
Дети, скажите, пожалуйста, вам понравилось, как -читали ваши одноклассники?
Кто и почему? Расскажите свое мнение. - Мне понравилось, как читали (имена учащихся), остальным не хватило силы голоса / уверенности / было не слышно и тп.
|
Читают выразительно вслух
Отвечают на вопросы
|
Фронтальная |
П:
Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять
главное. Умение давать характеристику героям произведения. |
Зрительный
контакт |
Обобщающая беседа |
-Чем вам запомнилось это стихотворение?
-С
чем автор сравнивает страницы учебника? -Что
вам запомнилось из этого стихотворения? -Как
думаете, почему мальчик хотел рассказать всем про жука? -
Скажите, а если бы у нас была возможность по-своему озаглавить произведение.
Как бы вы назвали произведение? -
А какую главную мысль высказал автор в этом произведении? - Конечно же, главная мысль произведения заключается в чувстве заботе о природе. Что мы заботимся о тех, кто живет на Земле. Что они все для чего-то созданы. |
Отвечают на вопросы учителя
Для него было важно, чтобы другие знали, что жука он не тронул. |
Фронтальная |
П:
Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять
главное. |
Зрительный
контакт |
Итог.Рефлексия |
- С каким произведением мы сегодня
познакомились? |
Отвечают на вопросы
Составляют синквейн |
Фронтальная |
П:
Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять
главное. Л: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять
внимание, удивление. |
Закрашивание жуков |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.