Технологическая карта по литературному чтению. Сергей Махотин "Жук"
Оценка 4.8

Технологическая карта по литературному чтению. Сергей Махотин "Жук"

Оценка 4.8
docx
21.04.2021
Технологическая карта по литературному чтению. Сергей Махотин "Жук"
С. Махотин. Жук.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта по литературному чтению
«Научный и художественный текст.
 «Точка зрения» художника в литературе и живописи.
Стихотворение С. А. Махотин «Жук»;
репродукция Ф. Толстого»

Выполнила:

Студентка группы Ш – 37

Хайруллина Полина Ришатовна

Проверили:

Методист от колледжа:

Прягаева Елена Алексеевна ____________

Отметка «__ » (___________________)

Методист от школы:

Кичигина Татьяна Петровна _____________

Отметка «__ » (___________________)

 

Соликамск 2021 г.

Тема урока

Стихотворение С. Махотин «Жук»

УМК

«Система развивающего обучения» Занков Л.В.

Цели деятельности педагога

Познакомить детей с произведением С. А. Махотина «Жук»дать краткие биографические сведения об авторе.
Учить видеть точку зрения, отношение писателя, художника, композитора к своему творению.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты

Личностные:
1) Проявлять познавательную инициативу, оценивать результаты своего учебного труда.;
2) Проявлять позитивное отношение к чтению стихотворений;
3). Проявлять интерес к биографии и творчеству С. А. Махотин.
Предметные:
1) Осознанно читать стихотворение «Жук», выразительно, не допуская речевых ошибок.
2) Закрепление навыка работы с содержанием текста стихотворения,
3) Развитие навыка проводить анализ содержания произведение.
Метапредметные:
Познавательные:
1) Определять тему и главную мысль, обосновывать своё мнение;
2) Развивать умение у учащихся грамотно формулировать вопрос и адекватно на отвечать на вопросы других.
Регулятивные:
1) Овладение навыком ориентироваться в тексте для ответа на вопрос или подтверждения своего и чужого мнения.
2) Выполнять учебное задание в соответствие с целью;
3) Осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
1) Излагать понятно и грамотно свои мысли в устной форме;
2) Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
3) Адекватно взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, работа с книгой

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация

Оборудование

АРМ педагога, учебник по литературному чтению за 2 класс, часть 2 (В.Ю. Свиридова), интерактивная доска и мультимедиапроектор, раздаточный материал.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы

УУД

Промежуточный контроль

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята!

-Мы можем подарить друг другу чудесное настроение, если нашим приветствием станет улыбка.

-Садитесь.

-Сегодня урок литературного чтения буду вести я. Меня зовут Полина Ришатовна.

Приветствуют и слушают учителя

Фронтальная

К:приветствие учителя
Р: готовность рабочего места

Зрительный контакт

Стиц

-Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке отгадайте загадку.
Два рога, но не бык,

Есть шесть ног без копыт.

Летит — так воет,

А как сядет — землю роет

-Как вы думаете кто это?
-Да, верно это жук.

-Слышите, кто-то жужжит?
-Вы догадались кто это?

 

-И сегодня, ребята, мы с вами будем энтомологами
-Кто-то знает, кто это такие?
Энтомолог — это учёный, специализирующийся на научных исследованиях насекомых.
-Ребята, так как мы с вами сегодня энтомологи, давайте рассмотрим некоторые виды жуков. Каких жуков знаете вы?

-Да, также есть такие как:
Жуки

  • Жужелицы
  • Водяные жуки
  • Пластинчатоусые
  • Жук-олень
  • Златки
  • Нарывники
  • Божьи коровки

-Есть среди жуков санитары природы, которые разрушают опадающие с деревьев тонкие ветви и превращают в труху могучие древесные стволы. Есть вредные для человека жуки: они разрушают деревянные постройки, едят зерно на складах, картофель и овощи в огородах, плоды и ягоды в садах. Но есть и полезные. Многие полезные хищные виды жуков поедают вредных насекомых, порой выступая в роли защитников урожая. Особую группу жуков составляют виды, которые приспособились к жизни в жилищах и постройках человека. Их называют синантропными. 

 

-А какие жуки нравятся вам?

 

 

-Как вы думаете, то что сегодня мы будем в роли энтомологов и вспомнили некоторые виды уроков, будет ли это связано с темой и каким образом?

-Сегодня мы с вами будем изучать стихотворение Сергея Анатольевича Махотина «Жук»

-Но давайте сначала я вам расскажу немного о творчестве Сергея Анатольевича.

 

 

 

 

 

 

Жук

 

 

 

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют жуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, узнаем о каком-либо произведении или стихотворении

 

 

 

 

Ответы детей

Фронтальная

П: умение структурировать знания.

К: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Зрительный контакт

Подготовка к чтению стихотворения

- Сергей Махотин родился 12 мая 1953 года в городе Сочи. Мама работала учительницей русского языка и литературы, отец был техником связи. о время учёбы в институте Сергей Махотин начал писать стихи. А первое детское — «Щенок». В 1985 году в двух центральных издательствах — «Детская литература» и «Малыш» — появились первые книги стихов: «Море в банке» и «Здравствуй, день!».  В настоящее время редактор детского вещания «Радио России». Самым счастливым занятием на свете Сергей Махотин считает сочинение детских стихов, хотя в последние годы больше пишет прозу. На сегодняшний день он – автор более 30 книг для читателей разного возраста. Это стихи, рассказы, сказки, познавательные истории, исторические произведения и биографии великих людей. С. А. Махотин любит путешествовать и фотографировать своих юных читателей и слушателей.

 

-Ребята, на слайде представлены книги Сергея Махотина. Посмотри какие тут есть, может из вы уже какие-то читали.
*Будут стоять книги*
-Ребята, я когда готовилась к уроку, я оказывается сама не читала эти книги и не знала этого автора. Готовясь к этому уроку, я узнала многое об этом авторе и его творчестве. Как нам с вами повезло, что в наше время   
-Может кто-то читал эти книги или видел где-то?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Фронтальная

Р: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
П:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. К: уметь выражать свои мысли.

Зрительный контакт

Первичное чтение

 - Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушаете, и следить глазами за текстом или представлять образы у себя в голове.

- Приготовились.

- Учебники со стихотворением на странице 68 открыты у всех.

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.

Открывают страницу
Слушают стихотворение

Фронтальная

Л:высказывание предположений, принятие точки зрения другого. К:планирование учебного сотрудничества.

Зрительный контакт

Проверка первичного восприятия

- Давайте же с вами сейчас давайте поработаем с текстом стихотворения «Жук», чтобы лучше понять смысл.
Вопросы к стихотворению:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы себе представили, слушая это стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
- Удивительно, правда, что в одном стихотворении можно уместить очень много чувств, а благодаря некоторым фрагментам, можно узнать некоторые фрагменты из жизни!
- Молодцы.

-На этом этапе работали активно (имена учащихся), поэтому они получают свои заслуженные жетоны.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Р: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.
К: уметь выражать свои мысли.

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

Физминутка

А сейчас настало самое время немного отдохнуть.
1 раз я показываю – вы повторяете движения вместе со мной, но без слов;
2 раз я показываю - вы повторяете со словами.

"Божьи коровки"

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (наклоны в стороны),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны вперед)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

Смотрят и повторяют движения

Фронтальная

П: Умение работать с текстом.
Л: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Р: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт
Повторение движений

Повторное чтение

- Сейчас я вам предлагаю самостоятельно познакомиться и прочитать произведение, жужжащим чтением.
- Но для начала: сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом
- Начинаем.
 - Кто прочитал, сядьте правильно, что бы я видела вашу готовность.

-Давите сейчас с вами вновь прочитаем стихотворение «Жук».
 - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.
- Читать мы будем стихотворение С. А. Махотин «Жук» по одной строчке (или слову «достаточно»), начиная с *имя*.
- Начинаем.

Читают самостоятельно

Фронтальная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Л: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими.

Чтение стихотворения

Беседа по содержанию

- О чем говорится в произведении? Кто главный герой?

-Как вы думаете, это стихотворение будет считаться диалогом? Почему?

-С кем сравнивается жук? Докажите текстом

 

-Как Сергей Анатольевич описывает жука в стихотворение. Докажите текстом.
-А как думаете зачем автор описывает жука ими таким?

-А как вы представили этого жука? Какой он у вас получился?
-Каким приемом воспользовался Сергей Анатольевич, чтобы мы увидели этого жука?

-А что это за прием такой? Сравнения

-А где это показано? Докажите текстом

 

-Где мальчик решил искать информацию? Докажите текстом.

 

 

 

-А какую информацию искал мальчик?

-Он нашел информацию про божью коровку.


3. Божья коровка – хищник
Об этом узнали американские энтомологи и специалисты по защите растений. Однажды энтомолог-любитель принес в нью-йоркский зоологический институт жука, которого никогда прежде не видел. И жук был тут же определен как семиточечная европейская божья коровка. Они ее исследовали несколько месяц и пришли к решению, что она является хищником.

-И ребят, если мы посмотрим на мир, то для нас он просто огромный, также как и для жука будет ветка розы, которую мы можем рассмотреть на странице 69

 

- Картина Федора Толстого «Жук на ветке розы». Найдите жука на картине, посмотрите на картины этого же художника «Бабочка, букет, птица», «Мотылек, муравей и ветка малины», «Мухи на каплях воды». Если посмотреть, то «главных героев» почему не видно, то как вы думаете почему же автор назвал свои картины именно так?

-Он хотел, чтобы мы вгляделись в хрупкий мир природы, как в жизни-маленьких не замечаем.


-Оказывается, что не только поэтов или композиторов восхищает живая природа и насекомые, но и художников.

 

-Сегодня мы с вами убедились то, что путем сравнения можно показать, как в природе заботятся друг о друге. Как, например, мальчик из нашего стихотворения, не стал давить или играть с жуком, а просто пропустил его вперед, чтобы не мешать ему.

Мальчик и жук
Нет, потому что это монолог

Сравниваться с быком
Доказывают

Предположения детей

 

 

Прием сравнения

 

 

 

Мальчик решил искать информацию в библиотеке

 

Мальчик искал информацию научную

Слушают

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картину

 

 

Ищут жука на картине и смотрят картины этого же художника на слайде

 

 

 

 

 

Фронтальная
Коллективная

К: отвечать на вопросы учителя. П: извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

Подготовка к выразительному чтению

- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание.

- Выполним дыхательную гимнастику
 - Вставайте со своих мест, задвиньте стулья для того, чтобы вам было удобнее и свободнее стоять и выполнять движения.

 Упражнение «Обними плечи».

Исходное положение – стоя или сидя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Резко вдохните и одновременно двигайте руки навстречу друг другу, словно стремитесь обхватить себя за плечи. На выдохе руки слегка разведите. 

 

 Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи.

 

 Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.

 

- Молодцы, теперь нам предстоит сложная работа. Мы должны научиться читать выразительно 1ую часть стихотворения. У вас на партах лежат карточки с текстом, подвиньте их к себе. Сейчас попробуем с вами расставить ноты в четверостишии.

-Давайте прочитаем первую строчку с настроением. Кто хочет попробовать?

Какого жука я в лесу повстречал!


*Первую строку читаем с восторгом*
-Теперь давайте поставим в ней паузы. Длинную паузу мы ставим, когда предложение у нас закончено, то есть точка восклицательный знак или вопросительный. Значит длинную паузу мы ставим после первой строки.

-После каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы?

 

 

 

-Теперь работаем со второй строкой, кто хочет нам ее прочитать?
Он топал, как бык, и рогами качал,
-Где в ней будут стоять средняя, короткая пауза?

 

 

 

-Почему?

 

 

 

 

-Переходим к третьей строчке, кто желает прочитать?
И очень серьезным и грозным он был –

-Где здесь у нас буду паузы?

 

 

 

 

-Четвертую строчку читает нам *имя*
Я даже дорогу ему уступил.
Где ставим паузы?

 

-Сейчас давайте поработаем с выражением. Как мы будем читать первую строку?

А почему мы будем так читать?

 

 

 

-Как читать будет вторую строку? Будем ли мы где-то повышать или понижать голос?

-А как будем читать третью строку? А тут будем повышать голос или понижать?

 

-Теперь давайте поработаем с четвертой строчкой. Как мы тут будем читать?

 

Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал,
И очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.

-Теперь давайте поработаем в парах. Прочитайте своему соседу данное четверостишие выразительно с паузами и повышением, понижением голоса. Даю вам 1 минуту.

-Поднимите руки те, кому понравилось, как ваш сосед прочитал.

 

 

Выполняют гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берут карточки

 

 

 

 

Ищут длинную, среднюю, короткую паузу

 

Пробуют читать

 

 

 

 

 

 

Мы поставим короткую паузу после слова «жука», а средней паузы не будет

Читают

 

Средние паузы по поставим после слов «топал», «бык» и «качал»

Потому что стоять запятые, интонация немного останавливается

 

Короткая пауза стоит после слова «серьезным», а средняя пауза в конце строчки

Короткую паузы мы поставим после слова «дорогу» и длинную в конце строчки
Будем читать радостно

Потому что эта встреча была неожиданная и очень радостная

Будем ее читать с удивлением, нет

Будем читать ее серьезно, нет

 

К концу предложения будем понижать голос, потому что в конце стоит точка, значит понижем голос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная
Коллективная

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Зрительный контакт
Повторение движений

Выразительное чтение

- А сейчас, будем учиться читать данное стихотворение выразительно вслух.
- Будут читать несколько учеников, но не по ролям, т.к. в стихотворении содержится монолог автора.
- Есть желающие прочитать отрывок/полностью стихотворения? Кто желает прочитать?

(Учитель ставит стул на середину класса для рассказчика)

- Все настроились? Ребята, приготовились.

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом

- Начинаем. (Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).

 

- Закончили. Молодцы.

- Дети, скажите, пожалуйста, вам понравилось, как -читали ваши одноклассники? Кто и почему? Расскажите свое мнение.

- Мне понравилось, как читали (имена учащихся), остальным не хватило силы голоса / уверенности / было не слышно и тп.

 

Читают выразительно вслух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Фронтальная
Коллективная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Умение давать характеристику героям произведения.
Л: Выражать положительное отношение к познанию; Умение высказывать свое мнение, давать характеристику героям произведения.
Р: Оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Зрительный  контакт

Обобщающая беседа

-Чем вам запомнилось это стихотворение?

 

-С чем автор сравнивает страницы учебника?

-Что вам запомнилось из этого стихотворения?

-Как думаете, почему мальчик хотел рассказать всем про жука?

- Скажите, а если бы у нас была возможность по-своему озаглавить произведение. Как бы вы назвали произведение?

- А какую главную мысль высказал автор в этом произведении?

- Конечно же, главная мысль произведения заключается в чувстве заботе о природе. Что мы заботимся о тех, кто живет на Земле. Что они все для чего-то созданы.

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Для него было важно, чтобы другие знали, что жука он не тронул.

Фронтальная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Л: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Р: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

Итог.Рефлексия

- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего запомнилось из стихотворении «Жук»?
- Кто является автором этого произведения?
- Совершенно верно.
- Чем еще вы сегодня занимались на уроке?
-Чему вы сегодня научились на уроке? Что нового вы узнали?

- Урок у нас заканчивается. Давайте составим синквейн. Кто-то знает, что это такое?
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного
Будем с вами составлять про жука. Я составила так:
Жук
Красивый, полезный
Летает, ползет, спит
Он топал, как бык, и рогами качал
Смельчак
-Теперь я хочу послушать ваши предположения.

-Всем спасибо, урок окончен.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют синквейн

Фронтальная

П: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Л: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Р: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Закрашивание жуков

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

Тема урока Стихотворение

Тема урока Стихотворение

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормыУУДПромежуточный контроль

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормыУУДПромежуточный контроль

Жужелицы Водяные жуки Пластинчатоусые

Жужелицы Водяные жуки Пластинчатоусые

Но давайте сначала я вам расскажу немного о творчестве

Но давайте сначала я вам расскажу немного о творчестве

Первичное чтение - Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушаете, и следить глазами за текстом или представлять образы у себя в голове

Первичное чтение - Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушаете, и следить глазами за текстом или представлять образы у себя в голове

Божьи коровки" Мы божьи коровки (прыжки) -

Божьи коровки" Мы божьи коровки (прыжки) -

С кем сравнивается жук? Докажите текстом -Как

С кем сравнивается жук? Докажите текстом -Как

И ребят, если мы посмотрим на мир, то для нас он просто огромный, также как и для жука будет ветка розы, которую мы можем рассмотреть…

И ребят, если мы посмотрим на мир, то для нас он просто огромный, также как и для жука будет ветка розы, которую мы можем рассмотреть…

На выдохе руки слегка разведите

На выдохе руки слегка разведите

После каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы? -Теперь работаем со второй строкой, кто хочет нам ее прочитать?

После каких слов мы будем ставить короткую и среднюю паузы? -Теперь работаем со второй строкой, кто хочет нам ее прочитать?

Сейчас давайте поработаем с выражением

Сейчас давайте поработаем с выражением

Выразительное чтение- А сейчас, будем учиться читать данное стихотворение выразительно вслух

Выразительное чтение- А сейчас, будем учиться читать данное стихотворение выразительно вслух

С чем автор сравнивает страницы учебника? -Что вам запомнилось из этого стихотворения? -Как думаете, почему мальчик хотел рассказать всем про жука? -

С чем автор сравнивает страницы учебника? -Что вам запомнилось из этого стихотворения? -Как думаете, почему мальчик хотел рассказать всем про жука? -

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2021