Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 1
Тема урока: Крошечная звездочка – светлячок
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием рассказа В. Драгунского «Он живой и светится», краткими биографическими сведениями об авторе; создать условия для развития навыков осознанного, выразительного чтения путём чтения по ролям; способствовать воспитанию культуры речи, развивать читательскую грамотность.
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть автора и заглавие произведения, прочитанного в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические - построение рассуждений.
Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные: уметь составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; различать особенности диалогической и монологической речи.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Оборудование: учебник Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» часть 2, мультимедийный проектор, презентация
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин |
Приветственное слово учителя: (эмоциональный настрой на урок). Прозвенел звонок, Начинается урок. -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. |
Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. |
УУД Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.. |
Актуализация знаний учащихся |
Литературное
чтение– прекрасный урок, -Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения? (Встреча с новым произведением). -Какие умения вам помогут на уроке? Посмотрите на подсказки и выберите. ( читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть) |
Работают по презентации Формулируют тему и цели урока.
|
Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Изучение новых знаний и способов действий |
Знакомство с биографией В. Драгунского.
Детство и юность Виктора Юзефовича Драгунского (1913-1972) пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Драгунский трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актёром он всё-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта, потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактёра. Драгунский писал фельетоны, пародии, весёлые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблёвым юные читатели познакомились впервые в 1959 году, и с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя. Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблёвым, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблёв так и остался мальчишкой. В 1968 году Виктор Юзефович, отвечая на вопросы анкеты газеты «Пионерская правда», писал: «Один самый интересный случай будет описан в моей новой книге - «Мальчик с настоящей саблей». Эту книгу я напишу очень скоро. Лет через 10-20. А вообще добавлю, что жизнь я прожил интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто, но твёрдо уверен, что самое-самое интересное впереди». К сожалению, книга «Мальчик с настоящей саблей» так и осталась ненаписанной.
Почему Дениска «забыл про всех на белом свете»? («У него был светлячок».) |
Фронтальная работа
Чтение произведения
Работают по учебнику над текстом.
|
Познавательные: работать с разными видами информации . Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками |
Физкультминутка |
Буратино |
Выполняют движения |
Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке. |
Закрепление новых знаний и способов действий |
Как вы думаете, почему мама не рассердилась на Дениску? |
Фронтальная работа |
Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм. Регулятивные: организация работы на уроке. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. |
Обобщение новых знаний и способов действий |
. Работа по карточкам. Карточка 1.
«А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно... (в сказке)».
«И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и... (чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать)».
Карточка 3. • Дополните предложение словами из текста. «И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на... (бледно- зелёную звёздочку)».
Почему для Дениски светлячок оказался лучше любого самосвала на свете? (Ведь он живой! И светится!) |
Работа в паре Самооценка. Взаимооценка. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении. |
Итог урока
|
- Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. Кому все было понятно на уроке? - Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно?
С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему? |
Отвечают на вопрос учителя |
Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам |
Рефлексия деятельности. |
1. Рефлексия деятельности. - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка. |
Дети оценивают свою деятельность.
|
Регулятивные
УУД:
определять степень успешности выполнения своей Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
Карточка 1.
Дополните предложение словами из текста.
«А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно_______________________________».
Почему Дениска «никак не мог наглядеться» на светлячка и чувствовал себя «словно в сказке»?
Карточка 2.
Дополните предложение словами из текста.
«И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему у Дениски «чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать»?
Прочитайте абзац, в котором записаны эти предложения.
Прочитайте следующий абзац. Испытывает ли Дениска чувство одиночества? (
Карточка 3.
Дополните предложение словами из текста.
«И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на_____________________________________________________________________________________________.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.