Технологическая карта по литературному чтению в 1 классе

  • docx
  • 24.08.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тех карта.docx

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 1

Тема урока: Крошечная звездочка – светлячок

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.

Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием рассказа В. Драгунского «Он живой и светится», краткими биографическими сведениями об авторе; создать условия для развития навыков осознанного, выразительного чтения путём чтения по ролям; способство­вать воспитанию культуры речи, развивать читательскую грамотность.

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют пересказывать содержание про­изведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть автора и заглавие произведения, прочитанного в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

 

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия литературного произведе­ния; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логиче­ские - построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые опе­рации, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; различать особенности диалогической и монологической речи.

 

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружаю­щих, строят свои взаимоотношения с их учётом; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Оборудование: учебник Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» часть 2, мультимедийный проектор, презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 мин

Приветственное слово учителя:

(эмоциональный настрой на урок).

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

УУД

Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

Актуализация знаний учащихся

Литературное чтение– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы читайте их – они учат вас!

-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения?

(Встреча с новым произведением).

-Какие умения вам помогут  на уроке?

Посмотрите на подсказки и выберите.

( читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть)

Работают по презентации

Формулируют тему и цели урока.

 

 

 

Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Изучение новых знаний и способов действий

Знакомство с биографией В. Драгунского.

  • Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством В. Драгунского.

Детство и юность Виктора Юзефовича Драгунского (1913-1972) пришлись на трудные го­ды. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Драгунский тру­дился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актёром он всё-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта, потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактёра.

Драгунский писал фельетоны, пародии, весёлые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблёвым юные читатели познакомились впервые в 1959 году, и с тех пор за Викто­ром Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он пры­гал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблёвым, а с Дени­сом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый чело­век и сам пишет книги, а Дениска Кораблёв так и остался мальчишкой.

В 1968 году Виктор Юзефович, отвечая на вопросы анкеты газеты «Пионерская правда», пи­сал: «Один самый интересный случай будет описан в моей новой книге - «Мальчик с настоящей саблей». Эту книгу я напишу очень скоро. Лет через 10-20. А вообще добавлю, что жизнь я про­жил интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто, но твёрдо уверен, что самое-самое интересное впереди».

К сожалению, книга «Мальчик с настоящей саблей» так и осталась ненаписанной.

  1. Работа по теме урока. Чтение рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
  • Какое настроение и почему испытывает герой в начале рассказа? (Ему одиноко - «...а мамы всё не было».)
  • На что был похож светлячок? («На крошечную звёздочку».)

Почему Дениска «забыл про всех на белом свете»? («У него был светлячок».)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение произведения

 

 

 

Работают по учебнику над текстом.

 

 

 

Познавательные: работать с разными видами информации .

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

Физкультминутка

Буратино

Выполняют движения

Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.

Закрепление новых знаний и способов действий

  1. Беседа по вопросам учебника.
  2. Работа с иллюстрацией в учебнике.
  • Рассмотрите первую иллюстрацию в учебнике. К какому эпизоду рассказа она нарисована? Найдите и прочитайте отрывок.
  • Скажите, какое настроение у мальчика?
  • Как автор передаёт, что Дениска чувствует себя одиноко?
  • Какое настроение передал в иллюстрации художник?
  • Как художник показал, что герою грустно?
  • Посмотрите внимательно на позу мальчика. С помощью каких ещё деталей художник пере­даёт одиночество героя?
  • Прочитайте разговор Мишки и Дениски по ролям.
  • Почему Мишка обиделся на Дениску, но не ушёл?
  • Почему потом он убежал от Дениски?
  • Огорчил Дениску уход друга? Почему? (Мишка выбирает дорогую игрушку, а Дениска — живое чудо.)
  • Рассмотрите вторую иллюстрацию в учебнике. К какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация? Найдите и прочитайте его.
  • Дениска слегка наклонился к ладоням и смотрит в них. На кого смотрит мама? Какое у неё выражение лица? Почему?

Как вы думаете, почему мама не рассердилась на Дениску?

 

 

 

 

Фронтальная работа

Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм.

Регулятивные: организация работы на уроке.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Обобщение новых знаний и способов действий

. Работа по карточкам.

Карточка 1.

  • Дополните предложение словами из текста.

«А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно... (в сказке)».

  • Почему Дениска «никак не мог наглядеться» на светлячка и чувствовал себя «словно в сказке»? Карточка 2.
  • Дополните предложение словами из текста.

«И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и... (чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать)».

  • Почему у Дениски «чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать»?
  • Прочитайте абзац, в котором записаны эти предложения.
  • Прочитайте следующий абзац. Испытывает ли Дениска чувство одиночества? (Нет, теперь Дениска был не один.)

Карточка 3.

• Дополните предложение словами из текста.

«И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на... (бледно- зелёную звёздочку)».

  • Согласна ли мама, что «это волшебство»? («Да, - сказала она, - это волшебство!»)
  • Как назвала мама светлячка? (Червячком.)

Почему для Дениски светлячок оказался лучше любого самосвала на свете? (Ведь он жи­вой! И светится!)

 

 

 

 

Работа в паре

Самооценка.

Взаимооценка.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении.

 

Итог урока

 

 

 

 

 

  • -В начале урока вы предполагали, что мы будем делать на уроке. А теперь, скажите, что же мы действительно занимались. Интересным ли был для вас урок? Почему?

- Услышим скоро мы звонок,  

Пора заканчивать урок.                  

Кому все было понятно на уроке?

- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно?

  • Променяли бы вы игрушку на светлячка? (Ответы детей.)
  • О чем заставил вас задуматься рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»?

С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?

Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам

Рефлексия деятельности.

1. Рефлексия деятельности.

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка.    

Дети оценивают свою деятельность.

 

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

 

 

Карточка 1.

 

Дополните предложение словами из текста.

 

«А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно_______________________________».

 

Почему Дениска «никак не мог наглядеться» на светлячка и чувствовал себя «словно в сказке»?

 

 

Карточка 2.

Дополните предложение словами из текста.

 

«И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Почему у Дениски «чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать»?

 

Прочитайте абзац, в котором записаны эти предложения.

 

Прочитайте следующий абзац. Испытывает ли Дениска чувство одиночества? (

 

 

 

Карточка 3.

 

 

Дополните предложение словами из текста.

 

«И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на_____________________________________________________________________________________________.