КГБОУ «Канский морской кадетский корпус»
Технологическая карта по музыке, урок № 23
Учитель: Гаврилова Э. И., класс -5, авторы УМК-Т. И. Науменко, И. В. Алеев
Тема урока: «Два начала гармонии», дата……… |
||
|
|
|
Задачи и планируемые результаты: |
||
Задачи |
||
Общеобразовательные задачи: |
-сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО; побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Воспитательные задачи:
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному; воспитать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие задачи:
- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, работа с литературой
Планируемые результаты
Предметные:
-научатся слушать и анализировать музыкальные произведения С. Прокофьева «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства.
Личностные:
- оценивают РЕ своей ДЕ.
Формы, связи и ресурсы
Межпредметные связи: ИЗО, литература |
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Формы обучения: деятельностный способ обучения, комбинированный
Ресурсы
Основные: учебник, тетрадь, фонохрестоматия, тексты
Дополнительные: презентация
Тип и цель урока
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит гармония, музыкальная гармония дисгармония, мажор, минор
Этап урока |
Деятельность учителя (учебные задачи и задания) |
Деятельность обучающихся (УДД)
|
|||
Предметные УД |
Познавательные УД
|
Регулятивные УД |
Коммуникативные УД |
||
Мотивационно-организационный этап |
Приветствие, проверка д/з, готовность к уроку, определение темы: (сл2)- Какое понятие в этих литературных строчках пропущено? Дайте краткое пояснение 1) «Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын ......., поэт». Александр Александрович Блок 2) Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к ................................... прелестной, Тот может быть изменником, лгуном. …Не верь такому. (В.Шекспир) Тема прошлого урока? (Что такое гармония в музыке), а гармония имеет своё начало? (да) (сл3)Тема урока: Два начала гармонии. «Моё убеждение таково, мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир... Минорный выражает всё невыразимое и томительное…» И. В. Гёте |
Приветствуют учителя, определяют тему, отвечают на вопросы учителя, поясняют |
Определение с помощью учителя темы на уроке |
формировать приемы мыслительной деятельности |
Выстраивание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Этап целеполагания |
(сл3) Что значит гармония в жизни и в музыке? Как вы думаете, что означает слово дисгармония? (ответы де-тей). Дисгармония – отсутствие согласия, расхождение в чём – ни будь (из жизни); в музыке – это нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков. От ла-тинского – раз и гармония (разлад). формулировка цели и задач урока(что сделать, чего добиться, чем овладеть) должны дать определение понятию гармония, дисгар-мония; привести примеры её проявления; понять, что значит гармония и дисгармония в музыке, каковы её особенности |
По очереди комментируют |
Определение с помощью учителя учебной цели на уроке. |
Отбор теоре-тического ма-териала для выполнения учебной зада-чи. |
Выстраивание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап овладения новыми знаниями и СД |
(сл 4) В музыке крайне редко встречаются произ-ведения, в которых выражалось бы полностью безмя-тежное настроение. Гораздо чаще музыкальная гармо-ния построена на противоположности светлого и за-темнённого, печального и радостного. Такое понима-ние гармонии как единства противоположных начал за-ложено ещё в мифологии. (читает текст (миф о гармо-нии)) (сл5)Учебник стр 79-основа равновесия и покоя, оли-цетворяемых Гармонией..................(Соединение ко-варной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви) Наверное, двойственная природа гар-монии и стала причиной того, что гармония музыкаль-ная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый ак-корд стремится к разрешению в устойчивый. Слово консонанс в переводе с латинского означает согласное звучание, а диссонанс - нестройное, несогласное зву-чание. Ни одно музыкальное произведение не может быть построено только лишь на благозвучных сочета-ниях. Диссонанс является важнейшим стимулятором развития в музыке. Одна из важнейших особенностей диссонансов заключается в том, что, будучи несогла-сованными, они как бы лишают музыку ощущения по-коя, требуют движения, которое обычно связывается с необходимостью перехода диссонанса в консонанс, его разрешения. Минутка отдыха, ( ритмические рисунки) |
Отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, находят в тексте понятие, информацию |
поиск и выделение необходимой учебной информации; |
отбор теоретического материала для выполнения учебной задачи; |
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умение слушать и слышать |
Этап применения новых знаний и СД |
(сл6) Прелюдия до мажор И. С. Баха. Прослушивание музыки. Вспомним звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха. Поэтому, не таким удивительным кажется то, что произведений, подобных Прелюдии До мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья - всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как, например, в живописи, где даже самую простую картину невоз-можно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством. (сл7 ) Франц Шуберт Австрийский композитор, Слушание: Ф. Шуберт. «Серенада». Что для передачи различных настроений композитор использовал? (ла-довый контраст – контраст мажора и минора, передаю-щий различные оттенки чувств героя) (сл8) Гармония во все времена опиралась на лады, раз-личные по своему характеру. Уже древнегреческие философы спорили о характере воздействия музыкаль-ных ладов. Они признавали, что изменение даже одно-го звука лада придаёт ему совершенно иную вырази-тельность. Вспомним хорошо известные нам мажор и минор, ос-новные аккорды которых отличаются друг от друга од-ним-единственным звуком! Но как резко отличается характер их звучания! (Маж и мин трезвучие) Вспомните Симфонию № 40 В. А. Моцарта - одного из самых гармоничных композиторов. (слушание) (сл9) слушание, характеристика 4 частей, какое звучание мажора и минора? |
Работают со словарём, де-лятся впечатле-ниями, слу-шают музыку, анализируют |
Поиск и выде-ление необхо-димой учебной информации, оп-ределение рез-ультата учебного действия. |
Определение результата учебного действия;. |
Формулирование своего собствен-ного мнения и ви-дение отличия от мнения других, уметь выявлять выраженные в музыке настро-ения и чувства. |
Этап взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки, внешней оценки |
(сл 10) Работа в группах + эксперты ( оценивают) 1гр- ответить на вопросы 2гр- составить синквейн мажор 3гр- продолжить предложения |
Осуществляет внешнюю оценку, рабо-тают в группе, работают с текстом, сос-тавляют синк-вейн, отвечают на вопросы |
Формулирование предположений и их обоснова-ние, выполнение заданий с рас-суждениями |
Оценка усво-енного учеб-ного мате-риала, резуль-тата решения учебной зада-чи. |
Выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умен-ие договариваться при совместной деятельности; |
Рефлексивный этап |
(сл11) Рефлексия - Какое «открытие» вы сделали для себя на уроке? - Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии? Какие ставили цели и задачи? Выполнили? Выберите предложение : было легко и понятно было сложно и непонятно было сложно, но понятно Д/з: Учебник, п.№18, вопросы и задания 1-5, задания на выбор (рисунок, составить вопросы, перевёрнутые слова, пропущенные слова и т.д) |
По очереди комментируют, Делятся впе-чатлениями, отвечают на вопросы, осу-ществляют самооценку |
Умение выделять главное |
Определение ошибок и при-чин успешных или неуспеш-ных действий, поиск спосо-бов успеш-ности; |
Применение монологической и диалогической форм речи, уме-ние выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.