Технологическая карта по окружающему миру на тему «Наши реки»
(4 класс УМК «Перспектива»)
Мачтакова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 15» НМР РТ
|
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
· знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);
· знать и показывать на картах главные реки России и своего региона;
· находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике.
Метапредметные результаты:
· формулировать тему урока;
· составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника и презентации;
· осуществлять самопроверку;
· сравнивать реки по протяжённости; перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяжённости;
· составлять рассказ об особенностях и значениях реки.
Личностные результаты:
· понимать значение рек в жизни людей;
· выражать своё отношение к главной реке своего региона, её значению для жизни региона;
· уметь работать в паре.
Основные термины и понятия: река, исток, устье, притоки: левый и правый.
Оборудование: мультимедийное оборудование, тест, картинка с изображением частей рек, тетрадь, цветные карандаши.
Организационная структура урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||||||
Организационный момент |
Настрой на работу. Проведение энергизатора «Шум леса»: Шум листвы в лесу… Дождик покапал…. Дождик усилился… Он стучит всё тише, тише…. И солнышко выглянуло… Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза... Желаю всем дружной и плодотворной работы. |
Выполняют движения за учителем. Трут ладошку о ладошку. Кончиками пальчиков, касаются щёк. Ладошками хлопают по ногам. Звук хлопков всё тише и тише. Поднимают руки вверх и улыбаются.
|
Умение слушать, формирование волевого качества. |
||||||||||
Актуализация знаний |
Выполнение теста по д/з |
Учащиеся выполняют задания теста и осуществляют взаимоконтроль по записи на доске. Выставляют отметки. |
Формирование положительного отношения к учению. Умение оценивать работу одноклассников. |
||||||||||
Изучение нового материала 1.Целеполагание
2. Работа с новым материалом |
Отгадайте загадку: Я и тучка, и туман, Я река и океан. Я летаю и бегу И стеклянной быть могу. Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на глобусе и почему?
Одинакова ли вода на вкус? Какая вода в водоёмах нашего края? Перечислите пресные водоёмы?
В каких водоёмах встречается солёная вода? Для чего мы вспомнили этот материал. Отгадайте загадку: На свете нет ее сильней, На свете нет ее вольней, В руках ее не удержать И на коне не обогнать. О каких же водоёмах мы будем говорить на уроках? Какие цели поставим при изучении этой темы?
Проблемный вопрос: Почему рядом с каждым населённым пунктом обязательно есть река?
Работа по учебнику: Прочитайте первый и второй абзацы материала учебника, чтобы убедиться в правильности ваших ответов. Рассказ учителя: С давних времён люди разных стран путешествовали по воде рек и морей, они плавали друг к другу в гости, продать свои товары, купить новые. Вдоль речных берегов много сёл и городов, и даже около небольшого городка есть пристани. Многие наши реки имеют большую протяжённость. Если считать все реки длиннее 10 км, то их окажется 120 тысяч. Какие реки вы знаете? Работа в парах: Расположите реки по протяжённости в порядке: 1 ряд – уменьшения; 2 ряд – увеличения; 3 ряд – по выбору. Проверка выполненной работы:
Работа со слайдом 4 Богата Россия реками, а значит и питьевой водой. Как вы думаете, откуда может начинаться река? Вопросы по закреплению материала: Как называется начало реки? Так откуда может брать начало река? Как завершает свой путь река? Как называется это место? Как определить, какой берег левый, а какой правый?
Как будут называться притоки левого берега? Как будут называться притоки правого берега? |
Отгадывают загадку. Вода.
Синим цветом показана вода на глобусе. 2/3 земной поверхности занимает вода. Вода бывает солёная и пресная. Пресная.
Река, озеро, пруд, канал, водохранилище, ручей. Солёная вода встречается в морях и океанах. Начнём изучение водоёмов.
Это река.
Реки России и нашего края.
Что называют рекой, из каких частей она состоит, научиться находить реки на физической карте? Река – это средство передвижения, из реки люди получали воду для жизни, занимались рыболовством, торговлей, река – источник энергии, красота, отдых человека. Чтение с. 62-63 (читают два ученика).
Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Москва, Волга, Лена, Кама. С. 137 «Страница Умного Совёнка» (Работу выполняют на отдельных листочках в парах).
Слайд №4 (прослушивание в записи) (на слайде схема)
Исток Родник, ручей Впадает в более больший водоём.
Устье. Встать по течению реки, справа – правый берег, слева- левый берег. Левый приток.
Правый приток.
|
Учебно-познавательный интерес. Умение добывать информацию. Умение формировать свои мысли, строить речевые высказывания. Умение оценивать свою работу и своего товарища. |
||||||||||
Первичное осмысление и закрепление 1.Практическая работа одной пары учащихся
2.Физпауза
3.Работа с физической картой
4.Экологическое воспитание |
Составьте схему частей реки. Оцените работу своих одноклассников.
Выполнение водных процедур. Покажите Как дети идут на реку. Как плавают. Загорают на солнышке.
Рассмотрите карту и найдите большие реки нашей Родины. Как нужно показывать реку на карте? Расскажите об известных вам реках. Выполните задание из тетради с.36, № 3. Проверка учителем. Как человек должен относиться к водоёмам? |
Одна пара работает у доски, а остальные выполняют физпаузу.
Ходьба на месте. Руки перед собой. Руки вверх. Ходьба на месте. Работа с картой на с.50 учебника.
Показывают от истока к устью.
Выступают дети. Слушают СД приложение слайды 5,6,7,8. Индивидуальная работа в тетрадях с. 36, № 3. Строить очистные сооружения, ставить фильтры, не мусорить около рек, не бросать в реку посторонних предметов, не мыть транспорт около рек. |
Активно включаться в деятельность. Направленную на её решение.
Способность организовать и планировать свои действия с поставленной задачей.
Научатся показывать реки на карте.
Поиск информации, составление речевого высказывания.
Воспитание бережного гражданина.
|
||||||||||
Рефлексия и итог урока |
Продолжите предложение Я сегодня узнал… Я повторил… Мне было интересно… Выполните в рабочей тетради на с. 36, № 1. Оцените свою работу по с. 136 |
Выбирают предложение и продолжают его.
Проверка с работой Умного Совёнка с. 136 учебник и выставление отметки. |
Строят речевые высказывания. Формируют умения оценивать выполненную работу. |
||||||||||
Домашнее задание |
С. 62-63. Пересказ, с. 37, № 4,5 (Выполнить сообщение о реке или озере, по выбору). |
Записывают задания в дневники.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.