Технологическая карта
Окружающий мир. 1 класс. УМК: «Школа России»
Тема урока: Кто такие насекомые?
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: Формировать представления об отличительных особенностях строения насекомых. Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
|
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
Проверка готовности к уроку, создание положительной эмоциональной атмосферы. -Ребята! Готовы к уроку? Учитель: - Сядьте, пожалуйста, девочки. - Сядьте, пожалуйста, мальчики.
|
Личностные Положительное отношение к урокам русского языка Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
|
|
2. Актуализация знаний |
-О чем мы говорили на прошлом уроке? (Что это за листья?) -Чем различаются листья разных деревьев? (размером, формой, осенью цветом) Игра «С какого дерева пали листья» (презентация) (листья клена, березы, рябины) |
Личностные Самоопределение и смыслообразование Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: узнавать загаданные картинки по их признакам Коммуникативные Слушать и понимать речь других Регулятивные Учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала учебника |
|
3. Определение темы. Постановка учебной задачи |
Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи). – Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков на лугу.) – Кто это? – Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.) - Какая тема нашего урока? (Кто такие насекомые) (на доске) – А каких животных мы называем насекомыми? - По каким признакам вы определяете, что это насекомое? – Назовите цель урока. (Каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?) (на доске) - Проверь, правильно ли определил тему учебные задачи урока. Проверив себя по учебнику с.32 – На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них: Трудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Миллионы комнат в нём. Это крошка – … (муравей.)
|
Регулятивные -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя -учиться работать по предложенному учителем плану -учиться высказывать свою версию выводов на основе информации учебника Познавательные Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного |
|
4. Открытие нового знания. Уточнение темы урока
Исследовательская работа
5. Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
|
– Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит: – Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые? – Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь. Физминутка «Пчёлки» Домик маленький на ёлке, Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых. 1) Определение признаков насекомых. – Посмотрите внимательно на доску и назовите животное, которое на ней изображены. (бабочка) (на доске) – Какие части есть у бабочки? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.) – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое. 2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». «Крылья» – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например,: – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду; – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду; – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду; – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов
в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву
считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При
такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. – Но только ли у насекомых есть крылья? – Значит, данный признак нельзя считать главным. 3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». «Усики» – Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным. 4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко». – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. (учебник с. 32) 5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». «6 ног» – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например: -у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие
вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает
гребные движения; – Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) Игра «Узнайте насекомое» (Физминутка) Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых. – Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он? (Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение и движение данного насекомого в классе.) Он по комнате кружит. Увернулся он от драки. Этот маленький…(Комар) На лугах и на опушке, средь травы зеленой, маскируется искусно Стрекотание его, часто режет уши, никому не верит он – Ноги – длинные по плечи, ну! Узнали? Он... (Кузнечик) Кто чуть свет уже в полёте Не мычит коровка та, Всем она надоедает
Наблюдаю я полёт –
– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок? Работа в парах Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ. – А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по
данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не
относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют
задание.) Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека» Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым. – А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она? Сказка «Спор животных» Собрались все животные в круг и начали спорить, кто
важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. – Продолжите сказку. Что решили животные? Вывод: «Насекомые все нужны». (на доске) – Как человек должен относиться к насекомым? – А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых»,«Не разоряй муравейники»)
|
Познавательные (общеучебные) Умение ставить, формулировать и решать проблемы как некого целого, включающего целый ряд логических шагов. Самостоятельно добывать информацию из учебника, выявлять особенности насекомых. Познавательные Понимать информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные Высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Познавательные -применяют базовые знания для решения конкретной проблемы -осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; -анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу
|
|
|
|
Познавательные -применяют базовые знания для решения конкретной проблемы -осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; -анализируют объект, выделяют главное.
Коммуникативные Высказывать свое мнение при обсуждении задания. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу
|
|
|
|
|
|
7. Итог урока |
─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. ─ С кем мы познакомились на уроке? – А каких животных мы называем насекомыми? - По каким признакам вы определяете, что это насекомое? |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности. |
|
8. Оценка (рефлексия) |
– Муравьишка, понял ли ты, почему тебя называют насекомым? – Расскажи нам о своей жизни. (Муравей Вопросик читает стихотворение) Муравьи живут семьёй. – Спасибо Муравьишка! – Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек: ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми
заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых. – Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку. (Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.)
|
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.