Конспект урока по окружающему миру
Тема: «В гости к весне»
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь определять характерные признаки весны в природе;
- уметь отличать живую природу от неживой;
- знать последовательность событий в природе.
Личностные:
- учиться самостоятельно делать выбор;
- проявление интереса к учебному труду;
- учиться работать в группах и в парах.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь; презентация, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
I. Этап самоопределения к деятельности Слово учителя
|
- Ребята, мы начинаем наш урок окружающего мира. - А чтобы наш урок прошёл хорошо, давайте улыбнёмся друг другу. Присаживайтесь! - Прежде чем мы начнём новую тему, давайте вспомним то, что вам уже известно. |
- Настраиваются на урок. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: Беседа Наглядный: Иллюстрации |
- Как называют начало реки? -Что такое устье реки? - Что такое русло реки?
- Как определить левый и правый берега?
- Что такое притоки? |
-
Исток. - Углубление, по которому течёт река. - Посмотреть на течение реки справа – правый. - В реку впадают другие реки. |
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
III. Постановка учебной задачи
Словесный: Слово учителя Беседа
Практический: Тема Цели
|
Долго шла она тайком от ветров и стужи, А сегодня — прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые. - О каком времени года говорится в стихотворении? - Попробуйте назвать тему нашего урока, куда мы отправимся в гости? - Давайте поставим цели для нашего урока. |
- Анализируют.
- О весне. - «В гости к весне». - узнать больше живой и не живой природе, изменения. |
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
|
IV. «Открытие» нового знания
Словесный: Слово учителя Беседа Рассказ
Наглядный: Иллюстрации
Практический: Работа с учебником Работа в парах Работа у доски Загадки |
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весне, в живой и неживой природе. - Что относится к живой природе? - А что относится к неживой природе?
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? - Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник. - Кто объяснит названия этого месяца? Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? - А вот апрель в народе называют снегогон, водолей. - Кто объяснит названия этого месяца? Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц? Это… - Май называют в народе цветень. - Как вы думаете, почему его так назвали? Работа в парах. У меня есть задания на карточках, каждой паре своя карточка. - Начнем с неживой природы, а поможет вам учебник. Карточка 1.Солнце и небо - Как светит солнце весной? - Изменилась ли высота солнца над горизонтом? - Изменилась ли продолжительность дня? - Какое по цвету весеннее небо? - Какие осадки выпадают весной? - Бывают ли весной грозы? Когда? - Что происходит со снегом весной? Карточка 3. Снег и лед - Что произошло со снегом, льдом на реках весной? - Почему? - Где осталось больше снега? - Почему? -Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной? Карточка 4. Почва -Что происходит весной с почвой? - Каждая группа рассказывает своё сообщение у доски. - Молодцы! - Ребята, теперь внимание на экран и послушайте. В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает. В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки. |
- Растения, животные и человек. - Вода, воздух, полезные ископаемые, почва. - Растут, питаются, размножаются, умирают.
- Март.
- Появляется солнце, всё тает.
- Апрель.
- Появляются ручьи.
- Май.
- Всё начинает цвести.
- Анализируют.
|
П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
|
Динамическая пауза |
- На экране «Льдинки». |
- Повторяют движения |
Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: Рассказ
Наглядный: Изображения в учебнике Иллюстрации на экране
Практический: Работа в группах Работа с учебником Работа у доски Загадки
|
Работа в группах. 1 группа: -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? -Что происходит с травянистыми растениями? - Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? 2 Группа: - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? - Почему же подснежники зацветают так рано? - Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? - Почему возможны такие изменения в жизни птиц? - Теперь каждая группа расскажет, что узнала о живой природе. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. - Конец марта — время прилета скворцов. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. - Время прилета в родные края — май. Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения! - Время прилета жаворонков - начало апреля. Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет он поет. - Соловьи прилетают в середине мая в Россию |
- Работают в группах, готовят сообщение о живой природе.
- Рассказываю сообщения у доски.
- Скворец.
- Ласточка.
- Жаворонок.
- Соловей. |
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: сам-ая работа |
- Вам сейчас самостоятельно на листочках, нужно будет развёрнуто ответить на вопросы, листочки подпишите. - Как встречают весну звери? - Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? - Готовы, листок на край парты. |
|
Р: осуществлять итоговый контроль; |
VII. Включение в систему знаний Словесный: Беседа, вывод |
- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? Домашняя работа: задания в рабочей тетради. |
- Делают вывод по теме урока.
|
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)
|
- Ребята, вы хорошо поработали сегодня. У вас на столах лежат карточки, заполните их: - На уроке мне понравилось _________________ - На уроке я узнал __________________________ - На уроке я не понял ________________________ - Урок окончен, можете быть свободны! |
- Оценивают работу на уроке.
|
Р: анализировать собственную работу.
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.