Технологическая карта по ОРКСЭ 4 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта по ОРКСЭ 4 класс

Оценка 4.9
docx
07.10.2022
Технологическая карта по ОРКСЭ 4 класс
технологическая карта по ОРКСЭ.docx

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зачем творить добро»

ФИО : Молева Людмила Сергеевна        

Место работы: МБОУ «Промышленновская сош №56»          

Должность   - учитель начальных классов

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль

«Основы православной культуры»          

Класс - 4

Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21     

Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во

Просвещение, 2010 г

 

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

           

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Тип урока - урок  «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, составление синквейна,  участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: Сигнальные карточки, смайлики, лист-заготовка «Правила доброты».

 

Перечень  используемых на уроке ЭОР:

1.      Презентация к уроку.

2.      Видео файл.

3.      Музыкальный файл (песня «Добрым быть совсем не просто»)

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые

Результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1

Организационный момент

 

Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке

-карточки (зеленые- готов к разговору;  красные – не готов, жёлтые – сомневаются.)

 

 

Обучающиеся рассаживаются на свои места.

Работают с сигнальными карточками.

 

 

 

Самоопределение

1мин минута

 

 

 

 

2.  Мотивация учебной деятельнос-

ти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

 О чем эта сказка?

 

 

 

 

 

Слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения.

-О добре и зле.

 

Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

 

3 мин

3.

Формирова-

ние темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, тема нашего разговора- ДОБРО и ЗЛО

 

-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

 

Давайте откроем учебник и прочитаем тему нашего урока. (стр 68)

 -Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

-Как подражают Христу.

-Чему радуются святые.

 

 

 

 

Высказывают свои мнения.

Что такое добро? Что такое зло?

 

 

Зачем творить добро?

Записывают тему урока в тетрадь.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

 

Выделение существенной информации.

 

4. Актуализа

ция знаний и пробного учебного действия

Что для вас добро?

 

 

 

 Изобразите добро (рисунок, схема, знак-символ )

 

 

 


Вспомните хорошо известноевсем людям золотое правило морали?

 

Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.

 

 

Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …

 

Работа со смайликами.

 

 

Вспоминают правило нравственности.

«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».

 

 

Чтение и проговаривание вслух.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков смыслового чтения.

4мин.

5. Открытие

нового знания.

Работа с учебником.

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа.

Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

Дать определение понятия «эгоизм»

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

 Прочтите первую причину.

  Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

 

 

Благодарность

 

 

 


 Благо                     дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

(Давайте прочтём эту легенду)

Анализ текста.

-Понравилась легенда?

 

-Кого обвинили в поджоге города?

-Как с ними поступили?

 

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

 

-Что ответил Христос?

 

 

 

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

 

 

 

 

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

 

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

 

 

 

 

 

 

 

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

 

 

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

Возможно даже рискуя своей жизнью.

-Что говорил Христос, найдите в учебнике.

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

 Ученики Христа ,подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют самоотверженность.

Как вы понимаете это слово?

 

Словарная работа.

                                    Самоотверженность.

 

Самотверженность

человек      жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Как подражали Христу его ученики?

 

Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

 

-Какого человека можно назвать святым?

Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

 

 

 

 

-Так чему же радуются святые?

 

 

Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА.

 

 

 

Работа с учебником.

Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

«Это интересно»

- Как был распят Пётр?

 

Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

-Как был распят апостол Андрей?

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?

 

-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

 

Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

-Почитается ли имя апостола Андрея?

- Что символизирует имя апостола Андрея?

 

-На каком знамени изображён Андреевский крест?

 

 

-Как называется этот флаг?

Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации.

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Запись определения в тетрадь.

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.

 

 

 

Благодарность за подвиг Христа.

 

Ответы детей.

-Благо, дарить.

 

 

 

 

Запись схемы в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение легенды

Работа с текстом.

Анализ текста.

 

 

-Христиан.

 

-Арестовывали, казнили.

-Он был христианином.

-Христос.

 

-Куда ты идёшь, Господи?

 

-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

 

-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

 

-Вернулся в город.

 

 

 

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

 

-Да Пётр был благодарен Христу.

 

 

 

-Христос и Пётр.

 

 

 

Зачитывают фразу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Запись схемы

 

 

 

 

 

 

 

Самоотверженно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Чтение вслух.

 

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания

духовной радости.

 

Духовной радости, духовному опыту.

 

 

Запись в тетрадь.

Святой-  такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт

 

 

 

ФИЗМИНУТКА.

 

 

 

 

 

Работа с учебником.Чтение

«Это интересно»

-На кресте, головой вниз.

 

 

 

-На косом кресте.

Работа с иллюстрацией .

 

-Андрей стоит на фоне косого креста.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да, почитается.

 

-Косой андреевский крест.

 

Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.

 

-Андреевский флаг.

Рассматривают иллюстрацию.

 

 

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

18 минут, из них

2 минуты

на физми-нутку

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

-Так что же такое добро для христианина?

 

ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться , процветать.

 

 

 

Понятие многогранно:

- добро- хорошие поступки, добрые дела

-добро- качества человека

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру.

 

 

 

- Какое добро делают ребята нашей школы?

(сажают деревья,чтят память ветеранов,проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)

- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

Чтение древней церковной притчи. (Учебник)

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

-Как вы понимаете эту притчу?

Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.

Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

 

Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло? (противоположность добра)

Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ )

 

 

 

 

 

 

 


ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)

 

 

 

 

Соотнесение понятий  ДОБРО  и ЗЛО

-Что совершать легче: добро или зло? Почему?

 

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби:  «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и  не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться , процветать.

 

 

 

 

 

 

 

 

(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

 

Ответы детей.

-Приятное.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение древней церковной притчи. (Учебник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Работа  со смайликами.

 

 

 

 

 

 

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговариваем вслух.

«Человек рожден для добра, а не для зла.

Ответы детей.

(дал списать д/з; «Как ты сегодня плохо выглядишь»)

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Самостоя-

тельная творческая

работа

 

 

Творческая  индивидуальная работа .

 Составьте синквейн по теме нашего разговора:

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Предложение

Существительное

А у меня получился вот

такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения.

 

Зло

Беспощадное, изворотливое

Губит, калечит, убивает.

Зло необходимо уничтожить!

Борьба!

 

Добро.

Светлое, радостное.

Помогает, спасает, лечит.

Добро должно победить!

Счастье!

 

 

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим правила доброты

.

Работа в парах.

Примерный вариант:

1. Помогать людям.

2.Защищать слабого.

3.Не завидовать.

4. Прощать ошибки другим.

5. Не обманывать.

 

 

 

 

Составление

синквейна .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление правил доброты в парах.

 

 

6 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ребята, что вы узнали нового?

-Что бы вы хотели узнать?

-Оцените свою работу на уроке.

-Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

-Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

    Категории  «добро » и «зло»-  вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО 

к тебе пришло,
Как свет весенний,

как тепло  костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

(звучит песня «Добрым быть совсем не прсто»)

 

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

 

Умение  контролировать и оценивать свои действия.

 

4мин

9.Дифференцированное домашнее задание.

 

 

Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:

 

-расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

 

-подбери пословицы о доброте;

 

-подбери притчу о доброте.

 

 

1мин

Таблица 1).Перечень  используемых на уроке ЭОР:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Зачем творить добро»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Зачем творить добро»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Формирова- ние темы и целей урока

Формирова- ние темы и целей урока

Дать определение понятия «эгоизм»

Дать определение понятия «эгоизм»

Почему Пётр содрогнулся от слов

Почему Пётр содрогнулся от слов

Словарная работа.

Словарная работа.

Работа с учебником. Судьба апостола

Работа с учебником. Судьба апостола

Работа с учебником. Ответы детей

Работа с учебником. Ответы детей

Как вы понимаете эту притчу?

Как вы понимаете эту притчу?

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби : «

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби : «

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми

Дифференцированное домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание

ОР:

ОР:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2022