Технологическая карта.
“Глагол как часть речи”.
1. ФИО: Каримова Накия Батретиновна
2. Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Устьянцевская средняя общеобразовательная школа
3. Должность: учитель
4. Предмет: русский язык и литература
5. Класс: 5
6. Тема урока: «Глагол как часть речи»
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
ü систематизировать знания о глаголе, как части речи;
ü формировать умение определять морфологические признаки глагола,
ü овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
ü способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
ü учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
ü уметь формулировать собственное мнение и позицию;
ü строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
ü развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
ü развитие самостоятельности;
ü развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
7. Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: – компьютер, мультимедиапроектор, экран, фрагмент мультфильма «Крошка Енот», презентация к уроку в программе PowerPoint.
8. Основные понятия, изучаемые на уроке: морфологические, синтаксические признаки глагола, лексическое значение, спряжение.
9. Структура и ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты УУД |
1. Организационный этап. Цель создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы. |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна. Я очень рада встрече с вами. А вы любите мультфильмы? Давайте посмотрим фрагмент одного известного мультфильма. (сл.1) Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок? Что вам сейчас хочется сделать? |
Приветствуют учителя. |
Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Самоопределение к деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме. |
Читает стихотворение.(Сл.2)Сядьте ровно, улыбнитесь И друг к другу повернитесь. Каждый даст свою ладошку И пожмет ее немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем. -Какие слова побудили вас к действию? Какой частью речи они выражены? Чему будет посвящен наш урок? (сл.3) Откройте тетради, запишите число и тему урока. Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока.(Сл.4) |
Слушают стихотворение и определяют цель деятельности, записывают число, тему урока. |
- Коммуникативные: выражение своих мыслей.
|
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. |
-На экране вы видите имена существительные. Образуйте от них глаголы, запишите в тетрадь. Улыбка - улыбаться - испытывать радость; Пляска-плясать-ходить под музыку, с разными приемами, телодвиженьями. Начало-начинать-приступить к какому-нибудь действию. Радость - радоваться - ощущение большого душевного удовлетворения; Дружба-дружить-быть в дружеских, приятельских отношениях с кем-л. Смех - смеяться - выражение полного удовлетворения, радости, веселья или иных чувств.(сл.6) -Что же такое глагол? Какое лексическое значение обозначает глагол как часть речи? -Объясните лексическое значение записанных глаголов.(по одному слову-сл.7) - А чтобы узнать все ли значения мы назвали и какие морфологические признаки есть у глагола мы сейчас поработаем в группах. Образуйте три группы. |
От данных существительных образовывают глаголы.
Отвечают на вопрос.
Определяют лексическое значение глаголов.
Образовывают группы. |
Регулятивные УУД: умение поставить цель урока, определить тему и сохранить учебную задачу Предметные УУД: повторение лексического значения глагола Коммуникативные УУД: развитие умения формулировать и высказывать свои мысли. Регулятивные: Нацеливание детей на анализ и синтез, классификацию и обобщение полученных знаний. |
4. Учебно-практическая деятельность. Цель: применение ранее изученного в заданиях. |
Задания для групп: 1 группа. «Весенняя гроза» Тютчев Ф.И. Люблю грозу
в начале мая, Выпишите все глаголы, распределяя их по группам: Глаголы движения, действия; глаголы звучания; глагол цвета; глагол чувства. (Слайд 8-9) 2группа. Запишите предложения. Определите синтаксическую роль глагола в предложениях. Жить – Родине служить. Командир приказал (что?) наступать. Желание (какое?)учиться было у него постоянным. Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?)отдохнуть. Вывод: глаголы в предложении бывают не только сказуемым, но и… (Слайд 11) 3группа. Прочитайте текст, выпишите глаголы, определите число, лицо, спряжение глаголов.
Бушует в поле непогода. По небу стелются тяжелые облака. Яростные порывы
ветра гонят по дорогам снег. Но это не пугает партизан. Ненависть к фашистам
собрала их в глухом лесу. Вывод: Глаголы изменяются… (12) -Ребята вы внимательно слушали текст? О чем он? С каким событием связан? Война оставила след в каждой семье, поэтому мы должны помнить великий подвиг нашего народа и чтить память погибших. |
Первая группа выписывает глаголы, распределяя их по группам. Делают вывод: глаголы могут иметь лексическое значение движения, а также звучания, цвета, чувства.
Вторая группа записывает предложения, определяет синтаксическую роль глаголов. Делают вывод: глаголы в предложении бывают не только сказуемым, но и подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством.
Третья группа читает текст, выполняет задание.Делает вывод:глаголы изменяются по числам, бывают в форме ед. и множ. числа, 1 и 2 спряжения.
Отвечают на вопросы. |
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Регулятивные: коррекция, контроль; оценка Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Личностные: оценивание изучаемого содержания. |
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. |
Отдохнуть пора настала, так что время не теряем, физминутку начинаем. Физминутка.(сл.10)
|
Выполняют упражнение |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. |
-Давайте подведем итог проделанной работы. Какие морфологические признаки глагола мы повторили? Вывод общий.(сл.13) -Сегодня мы о глаголе повторили лишь небольшую часть. Поэтому я вам приготовила путеводитель в виде буклета, который поможет вам как в повторении, так и в получении новых знаний по теме «Глагол».
|
Учащиеся поднимают смайлики: Понравилось, всё понятно–зеленый. Скучно, ничего не узнал(а) – красный. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
7. Домашнее задание. Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, обеспечение развития умения планировать свою деятельность. |
Сообщает дифференцированное домашнее задание. Дает комментарий домашнему заданию. (сл. 14) 1. Прочитать материал § 63,64-ответить на вопросы-стр.106 , выполнить упражнение 525. 2.Выполнить творческую работу «Глагол – знакомый незнакомец».
|
Записывают задание на дом. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.