лучшедома
Технологическая карта по русскому языку Для 3 «В» класса На тему: «Текст - описание»

Технологическая карта по русскому языку Для 3 «В» класса На тему: «Текст - описание»

docx
18.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Текст-описание.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта по русскому языку

Для 3 «В» класса

На тему:

«Текст - описание»

 

Выполнила:

 студентка группы Ш-47

Шварёва Екатерина Алексеевна

Проверили:

Учитель: Корсакова Любовь Леонидовна

 

Отметка: «___» (_________________)

 

 

Соликамск, 2020 г.

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока

«Текст – описание»

УМК

Школа России

Цели деятельности педагога

Создание условий для получения новых знаний о тексте – описании на основе имеющихся представлений.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемы образовательные результаты

Предметные:

  • выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста;
  • закрепление умения различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • формирование умения восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста;

Метапредметные:

  • формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Личностные:

  • определять, формулировать, понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  • закреплять полученные знания;
  • выработка умения быть внимательным и аккуратным;
  • слушать и понимать речь других, работать в парах и группах;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;
  • воспитание вежливого общения с учителем и товарищами;

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, индивидуальная

Наглядно-демонстрационный материал

Раздаточный материал

Оборудование

Доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы

урока

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формы организации со взаимодействия

 

Промежуточный

контроль

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я проведу урок русского языка.

-Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности.

Слушают учителя

Фронтальный

Зрительный контакт

 

 

2.Минутка чистописания.

- Наш урок   хотелось бы начать с пословицы 

«Без русского языка не сколотишь и сапога».

(На доске)

- Как вы её понимаете? Откройте рабочие тетради , запишите число и классная работа.

 

-Спишите, подчеркните орфограммы. Какие орфограммы вы подчеркнули?

-Можно ли то, что мы написали назвать текстом? Почему?

Оформление записей в тетрадь

 

 

 

 

 

 

-Потому что текст состоит из нескольких предложений.

Фронтальная

Зрительный контакт, ответы на вопросы

3.СТиЦ

-На прошлом уроке вы познакомились с новым словарным словом РАСТЕНИЕ.

– Какое может быть растение? Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.

 

 

 

– С одним из словосочетаний составьте предложение. Запишите его. Подчеркните орфограммы.

-Дома вы выбрали растение для составления текста-описания. Назовите свои растения.

Сегодня на уроке вам предстоит составить текс - описание. К данному заданию мы вернемся позже.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Предположите тему урока.

-Тема урока:  «Текст-описание»

 

 

- Красивое растение, редкое растение, молодое растение, садовое растение, полевое растение, ядовитое растение.

Подчеркивают орфограммы

Называют растения

 

 

 

Предположения детей

Фронтальная

 

4.Работа над пройденным материалом (повторение, закрепление ранее изученного материала)

-Ребята, а что такое текст?

 

 

- Вспомните - какие виды текста есть в русском языке?

 

- Как вы думаете, какой из трех текстов является описанием? Приготовьтесь обосновать свое мнение.

1) Шла собака через речку по мосту, несла в зубах мясо. Увидела в воде свое отражение. Бросила собака своё мясо и кинулась в воду за чужим. Чужое не поймала, и её мясо водой унесло. Осталась собака ни с чем.

 

 

2) Я давно прошу маму купить мне собаку. Ведь собака — это преданный друг, умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака. Поэтому мне так хочется её приобрести.

 

 3) Это — собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки — висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.

 

 

- Давайте попробуем составить текст-описание, например, опишите белочку.

- Что заметили? Составить текст - описание с ходу трудно. Почему?

-Совершенно верно, чтобы составить текст-описание, нам необходимо познакомится с планом. -Но прежде чем приступить я предлагаю не много отдохнуть.

Текст - это два или несколько предложений связанных по смыслу.

 -Описание, повествование, рассуждение.

 

 

1) Первый - текст - повествование, т.к. рассказывает о том, что произошло, и отвечает на вопрос что случилось?, что произошло?

2) Второй - текст- описание, описывается собака, и текст отвечает на вопрос какой?

 

3)Третий - текст рассуждение, поясняет почему мальчик хочет завести собаку, и отвечает на вопрос почему?

 

 

- Надо знать, как он строится.

 

Фронтальная, индивидуальная

Правильность выполнения задания

5.Физминутка

Видеофрагмент

 

Коллективная

Выполнение физминутки

 

-Вот мы с вами отдохнули и готовы приступить к работе на уроке.

-Можно на примере этого текста-описания «Такса» узнать, как он построен, какие слова в нем используются, которые помогут построить такой текст, потом только учиться строить описание.

 

-На какой вопрос сможем ответить сегодня?

 

-Какие слова помогли вам сразу узнать, что это такса?

 

- Какие признаки отличают ее от других пород собак? Прочитаем эти признаки в тексте. (Слайд 5 по 3 щелчку)

-Что называют (обозначают) эти слова?

 

-Предложите, как можно назвать эти слова-признаки, которые указывают на существенные

отличия этой породы от других пород?

- В науке их так и называют — главные признаки(Прикрепить на доску под вопросом и заглавием текста табличку со словами главные

признаки.)

- Какие признаки в описании таксы не указывают точно на ее породу, на те признаки,

которые есть у многих собак?

Как бы вы назвали эти признаки? Предложите.

 

 

- Да, вторые или второстепенные — признаки второй степени.

- Это когда о собаке рассказывают уже подробно, какая она.

- Это подробности.

- Прочитаем оставшуюся часть описания.

-Что выражает автор текста в словах этой части?

Это — отношение автора к собаке этой породы.

-Вернитесь к выделенным и названным вами частям текста. Прочитайте их вновь. Что вы составили?

План:

1 Название текста

2 Главные признаки

3 Подробности

4 Своё отношение

 

-Перечитайте текст, выделяя (называя) структуру текста описания.

 

На экране репродукции четырех картин, изображающих лес в разное время года.

-Рассмотрите картины. Я опишу одну из них, догадайтесь какую.

-Докажите свои предположения.

Я вхожу в лес. Под ногами шуршит опавшая листва. Деревья уже почти голые. Воздух чист и прохладен. Небо серое, но безоблачное. Я люблю бродить по лесу в это время года: вкусно пахнет грибами и мхом.

(картина в правом нижнем углу)

-Это картина Исаака Ильича Левитана «Осень». Прочитайте и назовите все части, выделенные нами в плане.

- Так как дома вы подготавливали устные тексты, я предлагаю вам такой план. Обратите внимание на доску.

-Что же будет самым главным в описании текста?

ПЛАН:

1.Распространненость растения.

2. Описание внешнего вида.

3.Использование человеком.

-Для примера я составила такой тест-описание про Василек.

Василёк считается сорным растением, но его ярко-синее цветки так красивы, что художника часто рисуют его на своих полотнах. Кроме того, как и календула, василек- лекарственное растение. Красивые цветки василька бесплодны, но именно лечат печень и почки.

Беседа о тексте «Такса»

 

 

 

 

 

 

-Кто такая Такса?

 

 

 

 

 

-Признак предмета

 

-Можно сказать главные, первостепенные, первые признаки

 

 

 

 

 

 

 

- Неглавные, несущественные, как бы вторые...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Рассматривают репродукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ответы детей

 

 

Знакомство с планом

Слушают учителя

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

7.Работа по развитию речи.

-Сейчас вам необходимо в тетради составить текс-описание из 7-10 предложений, описывая ваше растение, которое вы выбрали. На выполнение задания вам дается 5-7 минут.

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

8.Итог

Итак, сейчас я предлагаю подвести вывод и итоги урока.

-Что же такое текст-описание?

-Какие типы и стили текстов вы знаете?

-Что нового вы узнали для себя?

-Сейчас я предлагаю по желанию, прочитать ваши сочинения.

-Чье сочинение вам понравилось больше всего?

 

 

Фронтальная

Ответы на вопросы

Д/З

С.71 Прочитать информацию в рубрике «Страничка для любознательных»

Запись домашнего задания в дневник

 

 

9.Рефлексия.

 - У вас на партах лежит лестница успеха если у вас на уроке сегодня получилось верно, выполнить все задания, то отметьте себя на самой верхней ступени, если были трудности – на средней, а если совсем ничего не поняли – на нижней. Поднимите свои карточки вверх.

- Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)