ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по русскому языку
Для 3 «В» класса
На тему:
«Текст - описание»
Выполнила:
студентка группы Ш-47
Шварёва Екатерина Алексеевна
Проверили:
Учитель: Корсакова Любовь Леонидовна
Отметка: «___» (_________________)
Соликамск, 2020 г.
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока |
«Текст – описание» |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности педагога |
Создание условий для получения новых знаний о тексте – описании на основе имеющихся представлений. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемы образовательные результаты |
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический Формы: фронтальная, индивидуальная |
Наглядно-демонстрационный материал |
Раздаточный материал |
Оборудование |
Доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации со взаимодействия |
Промежуточный контроль |
1.Орг. момент |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я проведу урок русского языка. -Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. |
Слушают учителя |
Фронтальный |
Зрительный контакт
|
2.Минутка чистописания. |
- Наш урок хотелось бы начать с пословицы «Без русского языка не сколотишь и сапога». (На доске) - Как вы её понимаете? Откройте рабочие тетради , запишите число и классная работа.
-Спишите, подчеркните орфограммы. Какие орфограммы вы подчеркнули? -Можно ли то, что мы написали назвать текстом? Почему? |
Оформление записей в тетрадь
-Потому что текст состоит из нескольких предложений. |
Фронтальная |
Зрительный контакт, ответы на вопросы |
3.СТиЦ |
-На прошлом уроке вы познакомились с новым словарным словом РАСТЕНИЕ. – Какое может быть растение? Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.
– С одним из словосочетаний составьте предложение. Запишите его. Подчеркните орфограммы. -Дома вы выбрали растение для составления текста-описания. Назовите свои растения. Сегодня на уроке вам предстоит составить текс - описание. К данному заданию мы вернемся позже. -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Предположите тему урока. -Тема урока: «Текст-описание» |
- Красивое растение, редкое растение, молодое растение, садовое растение, полевое растение, ядовитое растение. Подчеркивают орфограммы Называют растения
Предположения детей |
Фронтальная |
|
4.Работа над пройденным материалом (повторение, закрепление ранее изученного материала) |
-Ребята, а что такое текст?
- Вспомните - какие виды текста есть в русском языке?
- Как вы думаете, какой из трех текстов является описанием? Приготовьтесь обосновать свое мнение. 1) Шла собака через речку по мосту, несла в зубах мясо. Увидела в воде свое отражение. Бросила собака своё мясо и кинулась в воду за чужим. Чужое не поймала, и её мясо водой унесло. Осталась собака ни с чем.
2) Я давно прошу маму купить мне собаку. Ведь собака — это преданный друг, умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака. Поэтому мне так хочется её приобрести.
3) Это — собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки — висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.
- Давайте попробуем составить текст-описание, например, опишите белочку. - Что заметили? Составить текст - описание с ходу трудно. Почему? -Совершенно верно, чтобы составить текст-описание, нам необходимо познакомится с планом. -Но прежде чем приступить я предлагаю не много отдохнуть. |
Текст - это два или несколько предложений связанных по смыслу. -Описание, повествование, рассуждение.
1) Первый - текст - повествование, т.к. рассказывает о том, что произошло, и отвечает на вопрос что случилось?, что произошло? 2) Второй - текст- описание, описывается собака, и текст отвечает на вопрос какой?
3)Третий - текст рассуждение, поясняет почему мальчик хочет завести собаку, и отвечает на вопрос почему?
- Надо знать, как он строится.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Правильность выполнения задания |
5.Физминутка |
Видеофрагмент |
|
Коллективная |
Выполнение физминутки |
|
-Вот мы с вами отдохнули и готовы приступить к работе на уроке. -Можно на примере этого текста-описания «Такса» узнать, как он построен, какие слова в нем используются, которые помогут построить такой текст, потом только учиться строить описание.
-На какой вопрос сможем ответить сегодня?
-Какие слова помогли вам сразу узнать, что это такса?
- Какие признаки отличают ее от других пород собак? Прочитаем эти признаки в тексте. (Слайд 5 по 3 щелчку) -Что называют (обозначают) эти слова?
-Предложите, как можно назвать эти слова-признаки, которые указывают на существенные отличия этой породы от других пород? - В науке их так и называют — главные признаки(Прикрепить на доску под вопросом и заглавием текста табличку со словами главные признаки.) - Какие признаки в описании таксы не указывают точно на ее породу, на те признаки, которые есть у многих собак? Как бы вы назвали эти признаки? Предложите.
- Да, вторые или второстепенные — признаки второй степени. - Это когда о собаке рассказывают уже подробно, какая она. - Это подробности. - Прочитаем оставшуюся часть описания. -Что выражает автор текста в словах этой части? Это — отношение автора к собаке этой породы. -Вернитесь к выделенным и названным вами частям текста. Прочитайте их вновь. Что вы составили? План: 1 Название текста 2 Главные признаки 3 Подробности 4 Своё отношение
-Перечитайте текст, выделяя (называя) структуру текста описания.
На экране репродукции четырех картин, изображающих лес в разное время года. -Рассмотрите картины. Я опишу одну из них, догадайтесь какую. -Докажите свои предположения. Я вхожу в лес. Под ногами шуршит опавшая листва. Деревья уже почти голые. Воздух чист и прохладен. Небо серое, но безоблачное. Я люблю бродить по лесу в это время года: вкусно пахнет грибами и мхом. (картина в правом нижнем углу) -Это картина Исаака Ильича Левитана «Осень». Прочитайте и назовите все части, выделенные нами в плане. - Так как дома вы подготавливали устные тексты, я предлагаю вам такой план. Обратите внимание на доску. -Что же будет самым главным в описании текста? ПЛАН: 1.Распространненость растения. 2. Описание внешнего вида. 3.Использование человеком. -Для примера я составила такой тест-описание про Василек. Василёк считается сорным растением, но его ярко-синее цветки так красивы, что художника часто рисуют его на своих полотнах. Кроме того, как и календула, василек- лекарственное растение. Красивые цветки василька бесплодны, но именно лечат печень и почки. |
Беседа о тексте «Такса»
-Кто такая Такса?
-Признак предмета
-Можно сказать главные, первостепенные, первые признаки
- Неглавные, несущественные, как бы вторые...
-Рассматривают репродукции
-Ответы детей
Знакомство с планом Слушают учителя
|
Фронтальная, индивидуальная |
|
7.Работа по развитию речи. |
-Сейчас вам необходимо в тетради составить текс-описание из 7-10 предложений, описывая ваше растение, которое вы выбрали. На выполнение задания вам дается 5-7 минут. |
|
Фронтальная, индивидуальная |
|
8.Итог |
Итак, сейчас я предлагаю подвести вывод и итоги урока. -Что же такое текст-описание? -Какие типы и стили текстов вы знаете? -Что нового вы узнали для себя? -Сейчас я предлагаю по желанию, прочитать ваши сочинения. -Чье сочинение вам понравилось больше всего?
|
|
Фронтальная |
Ответы на вопросы |
Д/З |
С.71 Прочитать информацию в рубрике «Страничка для любознательных» |
Запись домашнего задания в дневник |
|
|
9.Рефлексия. |
- У вас на партах лежит лестница успеха если у вас на уроке сегодня получилось верно, выполнить все задания, то отметьте себя на самой верхней ступени, если были трудности – на средней, а если совсем ничего не поняли – на нижней. Поднимите свои карточки вверх. - Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок до свидания. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.