Захарова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 2» г.Воркуты
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе
на тему «Имя прилагательное»
Тип урока |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Авторы УМК |
УМК «Перспектива», Авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. |
Цели урока |
- Познакомить учащихся с новой частью речи – именем прилагательным, ее отличительными признаками. - Содействовать развитию познавательных коммуникативных универсальных учебных действий. - Развивать наблюдательность, память, мышление, умение находить имена прилагательные. - Воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка.
|
Планируемые образовательные результаты (предметные метапредметные, личностные) |
Предметные: 1.Получить возможность научиться: находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное; имя прилагательное. 2.Задавать вопрос от одной части речи к другой. Личностные: 1.Проявлять интерес к учебной теме. 2.Проявлять творчество при выполнении заданий. Метапредметные: 1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Регулятивные УУД: 1.Примнять и сохранять учебное задание. 2.Развивать мотивы учения. Коммуникативные УУД: 1.Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. 2.Осуществлять анализ обьектов и адекватно отвечать на поставленный вопрос. 3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, видеофрагментах и участвовать в диалоге. 4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, отстаивать свое мнение. Познавательные УУД: 1.Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.
|
Оборудование |
Мультимедийное оборудование |
Образовательные ресурсы |
Учебник «Русский язык» 2 класс Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, электронное приложение к учебнику, электронная физминутка, презентация к уроку, раздаточные карточки с заданиями. |
Используемая технология |
Деятельностного метода. |
Карта урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оформление классной доски, слайды презентации |
Планируемый результат |
|||||||||
1.Организационный |
Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»?
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Слайд № 1 стишок |
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности |
|||||||||
2.Мотивационный |
Сегодня у нас необычный урок, я к вам пришла не с пустыми руками. У меня в руке корзина. - Как вы думаете куда я собралась?
А разве в марте ходят за грибами и за ягодами?
А как называются цветы, которые появляются в начале весны…самые первые?
Совершенно верно. Я собралась за первоцветами. Кто отправится со мной? Прежде, чем отправиться в лес, у меня к вам один вопрос: «Кто из вас собирал когда-нибудь цветы?»
Посмотрите, все, даже мальчики, собирали цветы. Что необходимо помнить прежде, чем сорвать цветок? Да, ребята, необходимо очень бережно относиться к цветам. Ведь они украшают нашу землю, являются питанием, домом, лекарством для многих животных, а также лекарством и для человека. А до некоторых цветов нельзя дотрагиваться, т.к. они ядовитые.
На свете очень много цветов А само слово цветок с точки зрения русского языка, к какой части речи относится? Докажите. Молодцы.
Я сейчас произнесу это слово –ЦВЕТОК. Скажите, вам понятно о каком именно цветке идет речь?
А что еще надо мне сказать, чтобы вы догадались, какой цветок я имею ввиду? Замечательно. Скажите, а в русском языке, на ваш взгляд, есть ли часть речи, которая поможет нам описать цветок, т.е. назовет его признаки? Скажите -это существительное? А почему, докажите?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
А зачем нам необходимо с ней познакомиться?
Молодцы, мы сегодня познакомимся с новой частью речи и попытаемся раскрыть некоторые ее тайны. И заполнить «Карту новых Знаний». Итак, цель нашего урока: научиться определять часть речи которая описывает предмет и обозначает его признак. Кроме этого мы продолжим учиться работать сообща, выслушивать ответы других и фиксировать свои промежуточные результаты. Вы готовы?
В добрый путь, пожелаем друг другу удачи! Звучит музыка «Пение птиц» |
Дети выдвигают всевозможные предположения. В лес, потому что у вас корзинка. С ней ходят в лес за грибами и ягодами. Тогда за цветами. Первоцветы.
Дети поднимают руки
Высказывание детей.
Имя существительное. Отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.
Нет, вы же сказали, что цветов очень много.
Предположения детей. Описать его, какой он.
Предположения детей.
Ответы детей.
Нет, эта какая-то другая часть речи, незнакомая нам. Существительное только называет предмет, но не описывает его.
Познакомится с новой частью речи и узнать, как она называется.
Предположения детей. Чтобы не ошибиться при выборе цветов. Чтобы быть грамотными людьми. Чтобы узнать, какая часть речи описывает предмет и обозначает его признаки.
Да. КАРТА НОВЫХ ЗНАНИЙ»
|
Слайд № 2 корзина с подснежниками
Слайд № 3 Карта новых знаний |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников.
Познавательные: Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.
Регулятивные: составление плана действий, определение цели деятельности на уроке. Личностные: формирование учебной мотивации. Познавательные: развитие познавательной инициативы. |
|||||||||
3. Этап актуализации знаний. |
- Итак, мы в лесу. Перед вами текст, напечатанный на белом листе. Возьмите текст и внимательно прочитайте его про себя.
- Значение каких слов вам не понятны в тексте? Мох - стелющееся или имеющее прямые стебли споровое растение без корней и цветков, произрастающее в сырых местах на земле, деревьях, камнях и образующее обычно сплошной покров.
Перед нами первый цветок. - Сейчас я попрошу вас выполнить задания к этому тексту. Возьмите зелёную карточку №1 и выполните задание. |
Под ногами снег. Кое-где он растаял. Вокруг ели, сосны, березы виднеется мох – мягкий, мохнатый. Но что это за чудо пробивается сквозь снег? Чудо-цветок. Тоненький и маленький. Головки беленькие, как колокольчики. А запах нежный и ароматный.
Ответы детей. Мох
Самостоятельная работа детей. Карточка № 1
Как называется цветок, о котором говорится в тексте? Выбери правильный ответ: колокольчик кашка подснежник |
Слайд № 4 Текст
Работа с интерактивной доской
|
Познавательные: понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: формулирование учебной задачи, планирование её выполнения. Коммуникативные: умение в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания. |
|||||||||
4. Изучение нового материала |
- Итак, какие же у вас ответы?
У вас разные ответы. Давайте выясним, какой же из них верный.
- Для начала прочитаем внимательно текст. - Что затем сделаем? Затем внимательно прочитаем вопрос. -Что теперь делаем?
- Мы его случайно выбираем?
Давайте зачитаем признаки цветка.
У какого цветка такие признаки? А почему не подходит кашка? Двигаем подснежник в корзинку.
Запишите слово ПОДСНЕЖНИК в один столбик. Определите часть речи. Докажите.
А сейчас, кто попробует задать вопрос от существительного к новой части речи? (тоже самое со словом ЗАПАХ) Молодцы.
Какие слова нам помогли определить признаки цветка?
Может быть, вы знаете, как называется часть речи, которая помогла нам описать предметы, назвать их признаки? (если кто-то знает, проверить по учебнику предположение). Где мы можем найти ответ, как называются эти слова в русском языке? Работа по учебнику с правилом. Теперь мы знаем, как называется часть речи, которая описывает предмет?
|
Дети предлагают возможные варианты.
Чтение текста.
-Внимательно прочитаем вопрос.
- Выбираем один из предложенных ответов на вопрос.
- Нет, для этого нужны знания по окружающему миру, а именно вспомнить внешние признаки цветов и сравнить с описанием их в тексте. Тоненький, маленький, беленький. Запах нежный, ароматный.
Это ПОДСНЕЖНИК Этот цветок появляется летом.
Пишут слово подснежник. Это существительное. Отвечает на вопрос что?
Подснежник КАКОЙ? Маленький. Подснежник КАКОЙ? Тоненький Подснежник КАКОЙ? Беленький Ответы детей. Запах КАКОЙ? Нежный Запах КАКОЙ? Ароматный
Ответы детей. Маленький, тоненький, беленький. Нежный, ароматный.
Предположения детей.
Ребята смотрят в учебник на стр.46 правило, что такое имя прилагательное.
Дети знакомятся с правилом.
Да. Это имя прилагательное.
|
Слайд № 5
Работа с интерактивной доской
Работа с интерактивной доской
Работа с интерактивной доской |
Познавательные: осуществление поиска информации для решения познавательной задачи; выполнение учебных действий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; осуществление сравнения, анализа и синтеза изучаемых объектов; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: формулирование собственного мнения; проводить сравнение объектов по заданным основаниям (критериям); обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). |
|||||||||
Обмен информацией |
- Давайте обратимся к нашему учебнику и выполним упражнение № 54 на стр.46. Выберем из предложений имена прилагательные. |
При выполнении заданий учащиеся работают индивидуально в тетрадях. Один ученик работает у доски. |
|
Познавательные: преобразование модели в развернутый ответ, умение анализировать учебный материал. Регулятивные: умение вносить коррективы. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. |
|||||||||
5. Первичное закрепление нового знания |
Я предлагаю вам после данного задания поработать по нашей цветовой дорожке. Берем цветные карандаши нужных цветов. Оцените ваши знания на данном этапе урока
|
Дети работают с цветовой дорожкой. -красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, - жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, - зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.
|
Слайд № 6 Цветовая дорожка |
Познавательные: преобразование модели в развернутый ответ, умение анализировать учебный материал. Регулятивные: умение вносить коррективы. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. |
|||||||||
6. Физминутка |
- Мы немножко устали. А теперь все дружно встали… Музыкальная физминутка |
Учащиеся выполняют упражнения, которые видят на экране |
Слайд № 7 Физминутка |
|
|||||||||
7. Закрепление. Самостоятельная работа и проверка по талону. |
Мороз и солнце; день чудесный! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Под голубыми небесами |
Прочитайте отрывок А.С.Пушкина «Зимнее утро» и выпишите все имена прилагательные. |
Слайд № 8 Проверка.
|
Познавательные: Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать Регулятивные: Умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. |
|||||||||
8. Включение в систему знаний и умений. Применение знаний. Творческое задание |
У вас на партах карточки. Давайте прочитаем алгоритм выполнения задания. Обсудите в парах и выполните задание, следуя алгоритму.
ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПАРАХ. Какие цветы мы положим в нашу корзину? Почему?
Предлагаю оценить работу. Берем цветные карандаши нужных цветов. Оцените ваши знания на данном этапе урока.
-Ребята, вспомните, в начале урока мы с вами говорили, что раскроем секрет. Вы открыли для себя этот секрет? Сейчас проверим.
|
Алгоритм выполнения работы.
Самостоятельная работа детей. Карточка № 2
Задание.
· Запишите в один столбик имена существительные. · Запишите по одному имени прилагательному. · Задайте вопрос. · Найди и подчеркни только первоцветы.
Дети читают записанные имена сущ. и прилагательные. Задают вопрос.
Высказывание детей. Перетягивают с помощью стилуса первоцветы в корзину.
|
Слайд № 9 Алгоритм выполнения работы.
Работа с интерактивной доской |
Познавательные: Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать Регулятивные: Умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. |
|||||||||
9. Оценка результатов, формулирование вывода. |
Заполните карту. «КАРТА НОВЫХ ЗНАНИЙ» Что же это за часть речи и чем она удивительна? - Ребята, вы молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями. - А что вам в этом помогло? - Посмотрите на доску, и каждый для себя выберет, нужный ответ на вопрос. Разбираются все утверждения. |
Дети работают с цветовой дорожкой. -красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, - жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, - зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь. Предположения детей. «КАРТА НОВЫХ ЗНАНИЙ»
|
Слайд № 10 Карта новых знаний
|
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать Регулятивные: умение соотносить цель и результат учебной деятельности, умение оценивать. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников. |
|||||||||
10. Итог урока. Рефлексия. |
Ребята, мы сегодня узнали новую часть речи -Какую часть речи мы узнали? -На какие вопросы отвечает прилагательное? -Для чего мы с вами познакомились с этой частью речи? |
Обсуждаются с учащимися результаты проделанной работы: достигнута ли цель урока, каким образом удалось решить поставленные задачи. |
Слайд № 11 Рефлексивная карточка |
Регулятивные: формирование умения соотносить цель и результат учебной деятельности, уметь давать самооценку. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать одноклассников, критично относится к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Познавательные: Предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения материала, построение логической цепочки рассуждений. |
|||||||||
11. Домашнее задание. |
Ребята, вы все сегодня хорошо, активно работали. Дома попробуйте описать свой любимый цветок, используя как можно больше имен прилагательных. Спасибо за работу. |
|
Слайд № 12 Спасибо за урок. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.