Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д\с №3
« Сказка»
Семинар-практикум для воспитателей методического объединения воспитателей раннего возраста по теме
« Физическое воспитание детей раннего возраста»
Подготовил : старший воспитатель
Русова Н.Ю
2022 г
Цель: систематизировать знания педагогов об организации физического воспитания и развития двигательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления педагогов о понятии «двигательная активность» детей в ДОУ.
2. Активизировать мыслительную деятельность педагогов по данной теме.
3. Развить творческий потенциал, направленный на оптимизацию двигательной активности детей раннего возраста
4. Развивать сплочённость, умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
· Экран
· Проектор
· Ноутбук
· Беспроводная мышь
· Карточки с заданиями
· Атрибуты для проведения заданий
Уважаемые коллеги! На Нашем сегодняшнем заседании мы будем говорить о физическом развитии детей раннего возраста(1,5- 3 лет )
Чтобы малыш правильно рос и развивался , необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям .
Теоретическая часть нашего заседания пройдет в форме деловой игры . Для этого присутствующим необходимо разделиться на две команды:
Первая команда « Крохи »
Вторая команда « Малышата» (2-3 года)
Первое задание для команд -« Теоретическая разминка »
Вопрос №1 « Дополни фразу нужными словами
Для всестороннего
развития дошкольников черезвычайно важно овладеть разнообразными
движениями , в первую очередь основными их видами :_ходьба,
__________,____________,
_________,______________, без которых нельзя активно участвовать в
подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом .
Вопрос №1 « Дополни фразу нужными словами :
Одним из факторов , формирующих здоровье ребенка является
Двигательная ____________ _____________ . Она определяется как количество , ___________, которое малыш производит в течении всего бодрствования .
Вопрос №2
Назовите формы организованной двигательной деятельности с детьми раннего возраста:Ответ: занятия, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, досуги, праздники.
Вопрос 2
Какие условия необходимы для организации самостоятельной двигательной деятельности детей раннего возраста ?
Ответ: наличие пособий, систематическое обновление и расположение их.
Вопрос 3
Назовите особенности организации и проведения физкультурных занятий с детьми раннего возраста?
Вопрос 3
Какие методы и приемы организации и руководства вы используете для организованной двигательной деятельности? Ответ: словесные методы: название упражнения, описание, объяснение, указания, наглядные :показ физкультурных упражнений, использование наглядных пособий (рисунок, фото), имитация, зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь; практические: повторение упражнений, проведение упр. в игровой форме, в соревновательной форме
Вопрос № 4
О какой форме организованной образовательной деятельности идет речь?
«Одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день это - утренняя гимнастика»
Вопрос № 4
О какой форме организованной образовательной деятельности идет речь ?
Кратковременные физические упражнения способствуют смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. (физкультминутки)
Вопрос № 5
О каких играх идет речь ?
В этих играх детям приходится проделывать разнообразные движения , согласовывать их с движениями других детей , выполнять несложные правила ( н-р выполнять движения в соответствии с текстом игры , убегать после определенных слов…)
Вопрос № 5
Чем отличается игровое упражнение от подвижной игры ?
Основное специфическое средство развития физических качеств детей – это физические … (физические упражнения)
Молодцы каждая команда за теоретическую разминку получает по смайлику .
Переходим ко второму заданию нашей игры. Будем говорить о развитии основных движений у детей раннего возраста.
Итак основные движения это : ……
Информация :
Ходьба – одно из первых движений , которым овладевает ребенок после умения ползать. Это основной, естественный способ передвижения в пространстве. Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим детством». Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности , т.е происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий ( шаги правой и левой ногой) .Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма, улучшает обмен веществ.
Ежедневное упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык
в этом движении. Ходьба — составная часть каждого занятия по физической
культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей — научить
выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением
работы рук и ног.
При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными
навыками. С появлением навыка уверенной и достаточно продолжительной ходьбы возрастает возможность целенаправленных воздействий на дальнейшее формирование и совершенствование этого двигательного умения. Правильное обучение ходьбе основывается на знании возрастных особенностей детей , уровня развития движений и двигательных качеств – быстроты , ловкости , выносливости.
Каждая команда получает карточку с теоретическим и практическим заданием
Карточка для первой команды:
Назовите основные виды ходьбы для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет
Проведите игровые упражнения для ходьбы и равновесия для детей группы с 1,5 до 3 лет
( можно провести из опыта работы )
1 карточка
Игровое упражнение
«Слоны и мышки» 1, 5-2 лет
Воспитатель предлагает малышам: «Давайте поиграем в мышек. Мышки маленькие, ножки у них тоже маленькие. Мышки ходят быстро, но тихо-тихо, их почти не слышно». Взрослый показывает, как маленькими быстрыми шажками бесшумно передвигается мышка и побуждает детей подражать ему.
Через некоторое время воспитатель останавливается и говорит детям: «Мышки, стойте! Слышите, кто-то громко топает? Это идет слон».
Воспитатель начинает топать, приговаривая низким голосом: «Топ-топ». Педагог объясняет детям: «Слоны большие, и ноги у них большие. Слоны ходят медленно, большими шагами, вот так. Давайте походим как слоны». Взрослый вместе с детьми ходит по группе, произнося в ритм шагов: «Топ-топ».
В дальнейшем игру можно усложнить, предложив малышам по команде поменять темп движения («Сейчас вы мышки, а теперь вы слоны»), или, разделив детей (по их желанию) на две группы (слоны и мышки), попросить по очереди изобразить мышек и слонов.
Игра « Будь внимателен»(2-3 года)
Ходьба с остановкой на сигнал . Воспитатель заранее знакомит детей с сигналом , на который он должен остановиться . Сигналом может быть звучание колокольчика, бубна, погремушки. По мере того, как малыши научаться реагировать на звуковой сигнал , можно заменить его зрительным : открыть зонтик, поднять флажок …
Игра « Шагаем как петушки»
(2г 6 мес- 3 года) . Дети имитируют петушков , идут высоко поднимая ноги . Примечание : при повторе дети могут ходить как лошадки, вороны и др…
Карточка для команды « Малышата»:
Назовите основные виды ходьбы с детьми в возрасте от 2 до 3 лет
Проведите игровые упражнения для ходьбы и равновесия для детей с 1,5 до 3 лет( можно провести из опыта работы )
Игровое упражнение (1,5-2 года)
Ходьба стайкой за взрослым
Задачи: Упражнять в ходьбе , Приучать к совместным действиям . Вызывать удовольствие от движений.
Воспитатель идет впереди, держа в руках яркую игрушку и показывает образец ходьбы, следит за тем, чтобы дети не опускали голову, выше поднимали ноги.
Игровое упражнение (1,5-2 года)
«Положи игрушку в корзину »
Задачи: упражнять в ходьбе в одном направлении . Совершенствовать умение взять предмет. Развивать ловкость.
Ребенок берет игрушку и несет ее к корзине , которая располагается в3-5 метрах. Игрушки должны быть разной формы ( круглые, квадратные , прямоугольные)
Игра « Идем в гости» (2г-2г 6 мес)
Ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем . Воспитатель располагает вместе с детьми крупные игрушки ( зайчика, мишку, собачку) в разных местах групповой комнаты , затем предлагает по очереди идти в гости к собачке, зайчику , мишке. Малыши могут принести мишке меду, зайчику морковку, показать как ходит мишка, как лает собачка. При повторе движений сами выбирают , к кому они пойдут в гости . Упражнение можно проводить в групповой комнате , затем в зале .( можно на участке летом)
Игровое упражнение « Поезд»
Ходьба за воспитателем в колонне по одному. Дети изображают вагончики , воспитатель – паровоз , она встает впереди колонны и предлагает поехать на прогулку в лес , на поляну. Поезд может ускорять и замедлять движение . Темп задает воспитатель , сопровождая словами : «Поезд едет быстро, колеса стучат тук, тук, тук». Малыши произносят слова вместе . Воспитатель поизносит : « Поезд пошел совсем медленно- медленно и совсем остановился ш- ш -ш» . При этих словах она замедляет темп и останавливается .
Примечание : поезд может ехать по мосту ( дорожка 30 см)
Молодцы. Каждая команда получает смайлик.
Задание №3
Внимание , команды. Перед Вами спортивное оборудование . Ваша задача ответить для какого основного вида движения оно используется .
Предлагаю каждой команде на практике показать какие игровые упражнения Вы проводите с детьми для катания, бросания, ловли и метания ( по 2-3 упражнения)
Первая команда готовит упражнения для возраста с 1,5 до 2 лет
Вторая команда для детей 2-3 лет.
Молодцы. Каждая команда достойна смайлика
Задание №4
Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,связанных с обязательнымдля всех играющих правилом - это…
а) Двигательный режим;
б) Основные движения;
в) Подвижная игра.
Подвижные игры - они занимают большое место в жизни маленького ребенка .В ходе игры дети проделывают разнообразные движения , обогащают двигательный опыт , учатся ориентироваться в пространстве . В ходе подвижных игр обогащается кругозор , уточняются представления об окружающих их предметах.
Продолжительность подвижных игр для детей до2 лет может быть 5-8 минут , до10-15 минут для детей 3 года жизни. Одна и та же подвижная игра может повторяться 3-5 раз с учетом возраста, здоровья ,характера двигательных заданий , настроения детей
Задания для команд : провести подвижные игры с пояснениями для какого развития какого вида движения эта игра используется
Можно пользоваться предложенными играми :
15,-2 лет
Игра « Возьми флажок»
Дети стоят по кругу , один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит слова :
Дети встали в кружок , увидали флажок .
Кому дать, кому дать ?
Кому флаг поднимать?
Выйди, Оля , в кружок
Возьми ,Оля, флажок !
Выйди, выйди , возьми,
Выше флаг подними !
Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре , игра повторяется Правила: ходить красиво ,ритмично.
Усложнения : дети встают за ребенком с флажком, идут и бегут за ним.
«Птички летают»
Воспитатель читает стихотворение и показывает детям соответствующие движения. Малыши повторяют их:
Птицы высоко летали, (Дети бегают.)
Птицы крыльями махали, (Машут руками.)
А теперь они спустились, (Приседают.)
У них крылышки сложились. (Прячут руки за спину.)
Игра повторяется несколько раз.
«Прыг-прыг, топ-топ»
Воспитатель читает стихотворение и показывает соответствующие действия, побуждая малышей повторять их:
Девочки и мальчики,
Хлоп-хлоп-хлоп!
Прыгают, как мячики,
Прыг-прыг-прыг!
Ножками топочут:
Топ-топ-топ!
можно повторить или организовать другую игру.
Задание 4
Проведение утренней гимнастики с детьми раннего возраста .
Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий в детском саду . Ее длительность для детей раннего возраста составляет …
Задание для 1 команды
Найдите верные утверждения :
- проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня , переключением детей на совместные виды деятельности;
-все дети в обязательном порядке должны участвовать в утренней гимнастике;
-содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнений , кроме упражнений включается ходьба, легкий бег и подскоки
- общеразвивающие упражнения повторяются 6-8 раз
Задание для 2 команды
Найдите верные утверждения :
- Общеразвивающие упражнения чаще всего основаны на подражании ( полетаем как воробушки, покачаемся как деревья идр);
-взрослый объясняет , показывает действие , одновременно выполняя его с детьми ;
-воспитатель требует от детей четкого выполнения упражнений ;
-в конце утренней гимнастики вместо бега и ходьбы можно провести подвижную игру.
Молодцы . мы вспомнили как проводить зарядку с малышами и приглашаем
всех на игровую разминку « Зарядка»
Задание 5
Физкультурные занятия - основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям .
Физкультурные занятия проводятся :
С детьми 1,5-3 лет …. Раза в неделю, по ….
Какова структура физкультурного занятия ?
Хочу немного остановиться на особенностях проведения общеразвивающих упражнений с детьми 1,5-2 лет. Проведение общеразвивающих упражнений требует особого подхода к каждому ребенку .
Для проведения общеразвивающих упражнений можно использовать такое спортивное оборудование как :
- гимнастические палки ( 2 метра).
При регулярном проведении таких упражнений детей приучаются выполнять упражнения одновременно, согласовывать свои движения с движениями других детей.
Что важно для воспитателя при проведении упражнений с таким снарядом:
- помочь принять детям правильное исходное положение .
Ребятки все сядем на коврик . Олечка, садись, Танечка, садись , ребятки все возьмитесь на палку. Держитесь крепко . Теперь поднимите руки вверх и опустите руки вниз. Подняли руки… опустили., движения выполняются с малышами.
Воспитатель во время выполнения с малышами и регулирует темп выполения упражнения .
Упражнения с длиной палкой:
(стр 16-19)
И.П могут быть лежа , стоя , сидя
Упражнения с длинной палкой
1. И. п.6: лежа на спине, держаться обеими руками за палку (хватом сверлу), руки вытянуты. По сигналу «сядем» воспитатель поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся, по сигналу «ляжем» палка медленно опускается, и дети возвращаются в исходное положение (рис. 1).
2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, воспитатель держит палку на высоте выпрямленных ног детей. По сигналу «'поднимите ноги, достаньте палку» дети поднимают ноги до прямот угла с туловищем (рис. 2) и опускают их.
(В начале года, когда дети не понимают словесных указаний, следует прикоснуться палкой к .ступням ребенка, побуждая его удержать палку пальцами ног.)
3. И. п.: лежа на животе, держаться за палку обеими руками хватом- сверху. Воспитатель немного приподнимает палку, и вместе с нею дети
приподнимают корпус; палку медленно опускает, и дети возвращаются в исходное положение (рис. 3).
4. И. п.: сидя, держаться за палку обеими руками, хватом сверху. Поднять руки вверх и опустить. Воспитатель вместе с детьми поднимает и спускает палку (рис. 4).
5. И. п.: стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть (каждый приседает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться (рис. 5).
6. И.п.: сидя верхом на гимнастической скамейке держаться за палку (с каждой стороны). Воспитатель сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновременно или попеременно — одна рука продвигается вперед, другая подтягивается к туловищу, палка движется вперед-назад (рис. 6). 7. И. п.: то же. Наклоняться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево левая -рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные (рис. 7).
Упражнения с обручем
1. И. п.: сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч.
2. И. п.: стоя, держать обруч обеими руками. Присесть и выпрямиться.
3. И. п.: то же. Наклониться вперед (можно присесть), положить обруч па пол, выпрямиться и показать руки, наклониться, взять обруч и выпрямиться.
Упражнения с мячом
1. И. п.: стоя, держать мяч обеими руками. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки, присесть, взять мяч и показать его воспитателю.
2. И. п.: стоя у рейки (веревки), поднятой на высоте 40—50 см, держать мяч в обеих руках. Наклониться вперед через рейку, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки. Наклониться, взять мяч, выпрямиться и поднять его вверх (рис. 8).
3. И. п.: сидя на полу (позже на гимнастической скамейке), держать мяч в руках. Повернуться в одну сторону, положить мяч на пол, выпрямиться и поднять руки вверх, наклониться, взять мяч и выпрямиться. То же повторить в другую сторону (рис. 9).
4. И. п.: стоя (свободно). Собрать и принести воспитателю сначала маленькие, затем средней величины мячи, цветные шарики, которые рассыпаны по всему помещению.
Упражнения в движениях имитационного характера
1. И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить — «Птички машут крыльями». 2. И. п.: то Же. Присесть, постучать пальчиками по коленям и выпрямиться — «Птички клюют зернышки».
-Можно использовать упражнения с мячом, упражнения имитационного характера .
А теперь приглашаю вас на интерактивное занятие по физической культуре для детей 2-3 лет (2-3 лет).
На этом повестка дня исчерпана . Спасибо за участие . Надеемся на то, что информация пригодится вам в работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Н.П .Кочетова « Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», Москва « Просвещение», 2008г
2.Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятии с детьми» М. «Просвещение» 1988.
3.Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Младшая группа/авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
4.Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 96 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.