Технологическая карта по технологии "Малахитовая шкатулка"

  • docx
  • 21.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология. Малахитовая шкатулка.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

Технологическая карта по технологии на тему:

«Малахитовая шкатулка» (4 класс)

 

Выполнила:
студентка группы Ш – 37
Хайруллина Полина Ришатовна
Проверили:
Учитель 4 «Р» класса:
Матвеева Лариса Михайловна
___________________
Отметка «   » (___________________)
Методист колледжа:
Глазырина Елена Валерьевна
___________________
Отметка «   » (___________________)

 

 

Соликамск, 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема ур. / класс

 «Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка» (4 «Р» класс)

УМК

-

Цели деятельности педагога

Изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:
- проявление интереса к изучению темы;
- проявление бережного отношения к природным богатствам.
Метапредметные:
Познавательные:
- познакомить детей с малахитом.
-
возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца
-овладение логическим действием анализа
-воспитывать бережливость

Регулятивные:
- выполнение учебного задания, используя план, алгоритм;
- оценивание результатов своей деятельности.
Коммуникативные:
- формулирование высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные:
- выполнение аппликации «Малахитовая шкатулка» из пластилина.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, фронтально – индивидуальная.

Оборудование

Мультимедиа, презентация, лист зеленого картона, раздаточный материал (развертка), готовое изделие, клей карандаш, пластилин.

 


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

1 слайд
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Полина Ришатовна, сегодня я проведу у вас урок технологии.

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, развертка коробочки, стека, доска для пластилина.
-Если у вас все есть можете тихонько сесть.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

-Сейчас я вам расскажу загадку, а вы будете должны ее разгадать, отвечаем по поднятой руке.
Ящик на столе открыт,
Дивной он резьбой покрыт.
В нём колечки, перстни, брошки,
Ожерелье и серёжки.
(шкатулка)

-Правильно, это шкатулка, а теперь давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке технологии. На слайде представлен ребус, вам нужно его разгадать.
2 слайд

3 слайд

-Да, это слово «ископаемые», также давайте вспомним, на какие группы можно разделить полезные ископаемые  при помощи загадок. Итак, первая загадка:
Нефть:
Это топливо, сырье
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.

-Итак, что это такое?(ответ детей)
-Правильно, это нефть. А нефть это у нас жидкое или твердое вещество?
(ответы детей)
-Хорошо, а теперь слушайте вторую загадку.
Уголь:
Молотком шахтер стучит,
Камень черный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает.

-Ребят, а это что такое? (Ответ детей)
-Как думаете уголь это твердое или газообразное вещество?(Ответ детей)
-Теперь слушайте мою третью мою загадку.
Газ:
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.
-А про какое вещество была эта загадка?(ответ детей)
-Получается, что газ у нас это жидкое, газообразное или твердое вещество?(ответ детей)
-Все верно, вы смогли разгадать все мои загадки, а сегодня мы с вами…
*Стучат в дверь и приносят письмо с вестью*
Читаю про себя, после объявляю всему классу.

-Ребята, произошла беда! К нам в Соликамск приезжает выставка со шкатулками. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми шкатулками затерялась!
-Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию шкатулок для выставки. А перед тем как мы начнем нашу «спасательную операцию» я предлагаю вам посмотреть какие бывают шкатулки.
-Перед вами стоят 3 шкатулки, сможете определить какие шкатулки тут стоят? *Стоят малахитовая, деревянная и пластмассовая*
 -Хорошо, а сейчас я вам передам их посмотреть, а пока вы смотрите расскажу историю о шкатулках:
-История шкатулки имеет древние корни. Когда-то, в деревнях были свои мастера, а шкатулки делали всех размеров и для самых различных нужд. Даже сундуки, когда-то непременно стоявшие в доме каждой женщины – тоже разновидность шкатулки, правда, очень большой.
4,5,6,7 слайд
Существует шкатулка для украшений, для денег, бумаг, и даже для посуды! Также для декора использовали шкатулки.

-Ребята, сегодня мы с вами будем делать шкатулку.
-
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита. 

- формулировка темы урока

-формулировка целей урока

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

3

Объяснение нового материала: анализ образца

-Давайте же узнаем что такое малахит.
8 слайд
Малахит-это один из древнейших минералов получивший название от греческих слов «малакос» - мягкий или «малахе» - мальва, благодаря зеленому цвету, который напоминает цвет листьев мальвы.
9 слайд

-Сегодня мы будем изготавливать малахитовую шкатулку из пластилина с техникой «русской мозаики».
-Давайте же посмотри из чего состоит малахитовая шкатулка?
Основа: изготовление коробочка из развертки
Покрытие коробочки: пластилин в цвете малахита, используя зеленый, белый, черный цвет.


-ответы на поставленные вопросы

-Чтение про себя

4

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

-Сегодня нам потребуются для изготовления шкатулки: коробочка для основы, также понадобится пластилин зеленого, белого и черного цвета.

-Но перед тем, как преступить к работе, давайте повторим правила безопасности.

     Давайте повторим правила работы с пластилином.

1)Работай на подкладном листе.

2)Перед лепкой смочи руки.

3)Разомни пластилин.

4)Упавший пластилин нужно немедленно поднять.

5)После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

1)Стека должна лежать в правом углу парты.

2)Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.

3)Держи стеку как ручку.

Правила работы с ножницами:
1) Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2)При работе внимательно следите за направлением резания.
3)Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4)Не держите ножницы лезвием вверх.
5)Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6)Не режьте ножницами на весу.

   Правила работы с клеем карандашом:

1) Передавать клей только в закрытом виде.

2) Не допускать попадания в глаза.

3) Излишки клея убирать салфеткой или платочком.

4) После окончания работы закрыть клей и убрать в сторону.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

Слушают

Краткое формулирование этапов практической работы

4

Физминутка

10 слайд
-
Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики.

Ладони прижаты друг к другу).

На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).

Кто его открыть бы смог? (движение кистями)

- Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).

- Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).

-Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).

И – открыли! (Расцепляем пальцы).

Выполнение упражнений

5

Практическая работа

-Мы с вами хорошо разогрели наши пальчики и ладони теперь можем приступать к нашей «спасательной операции».
-Сейчас я вам буду объяснять, как изготавливать коробочку из развертки, работаем все вместе.
11слайд

На слайде вы видите развертку нашей коробочки и крышки. Эти заготовки также лежат у вас на столе.

12 слайд
-Сейчас мы с вами берем квадрат, который больше и вырезаем только по жирному контору, сначала вырезаем основу, потом вырезаем отрезки внутри квадрата.
 
 
13 слайд
-Теперь начинаем складывать нашу коробочку. По пунктирной линии начинаем сгибать во внутрь квадрата, каждую сторону.

-Когда у нас уже получилась почти коробочка, начинаем ее склеивать. «Хвостики» который остались, мы приклеиваем внутрь коробочки, как показано на слайде.

14 слайд
-Также делаем и со второй стороной.
 
 
15 слайд
-Сейчас пока отложим нашу основу коробки и приступим к собиранию крышки. Вырезаем точно также как и основу.
  
16 слайд
-Также складываем по пунктирной линии.

-Дальше мы снова прячем наши «хвостики» во внутрь.

 
17 слайд
- У нас с вами получилась вот такая коробочка.
 
- А теперь мы с вами можем преступить к оформлению нашей коробочки. Но для начала приготовим наш пластилин к работе.
 Берем пластилин зеленый, черный и белый. Ребята, какой основной цвет будет у нашей шкатулки?
(дети отвечают зеленый)
-Правильно, зеленый цвет.
18 слайд
-Берем пластилин зеленый цвета и отрезаем небольшой кусочек, чтобы размять его сделать плоский круг. Также проделываем с белым и черным. На слайде показано, как должно получится.
 
-Дальше накладываем их друг на друга.

-Складываем их в одно целое.
19 слайд
 
-Дальше разминаем их и делаем плоский круг.

20 слайд
-Получившийся круг, разделяем стекой на 4 части.

21 слайд
-Теперь берем этот кусочек и размазываем его по нашей коробочки (Показ учителем). Должно получатся, примерно, вот так.
 

-Таким образом мы обделываем всю нашу коробочку, кроме низа и внутрь.

-Теперь делаем точно также с нашей крышкой.
-Итак, ребята, мы с вами закончили нашу коробочку, давайте же посмотрим на них. У меня получилась вот такая малахитовая шкатулка.

-подготовка рабочего места к работе

-повторение техники безопасности по работе с инструментами

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

-взаимопомощь

7

Итог урока, рефлексия.

Выставка и анализ работ учащихся.

-А сейчас давайте проведем выставку. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске (оцениваются работы, обговариваются ошибки).
-Вы молодцы, теперь садитесь на места и скажите:

-А кто скажет,  что мы сегодня изучали?
-В каком цвете оформили нашу шкатулку?
-У вас на партах лежат камушки, если вы хорошо потрудились и довольные своей работой, то положите его в малахитовую шкатулку, если справились, но были трудности, то в деревянную, если вам не понравилось и не получилось, то в пластмассовую шкатулку.

Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

8

Уборка рабочих мест

-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.

-уборка рабочих мест

-Самоконтроль