Технологическая карта психологического занятия с педагогами «Быть в ресурсе»
Оценка 4.8

Технологическая карта психологического занятия с педагогами «Быть в ресурсе»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
психологическая работа
Взрослым
05.07.2024
Технологическая карта психологического занятия с педагогами  «Быть в ресурсе»
Представлена технологическая карта занятия с воспитателями детского сада по профилактике профессионального выгорания.
Технологическая карта занятия_Быть в ресурсе .docx

Технологическая карта психологического занятия с педагогами МДОУА «Детский сад № 56»

«Быть в ресурсе»

 

 

Контингент,

 дата

Педагогический состав МДОУА «Детский сад № 56»

 

ФИО педагога,  должность

Педагог-психолог Шадрина Н.В.

Тема

«Быть в ресурсе»

Цель

Осознание  многогранности своего эмоционального «Я», снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческой составляющей.

Задачи

1.Самопознание своей личности

2.Концентрация на ресурсном состоянии

3. Закрепление навыков рефлексии и позитивного мышления.

Тип занятия

Терапевтическое занятие по профилактике негативных эмоциональных состояний

Применяемая технология

Тренинг с элементами арт-терапии

Образовательный продукт

Психоэмоциональный комфорт через внутреннюю перестройку.

Комфортность жизни в социуме с учетом специфики профессиональной деятельности.

Оборудование

1.      Листы бумаги формата А-4.

2.      Краски, карандаши, кисточки, аудиопроигрыватель, спокойная музыка

Источники

информации

1.      Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

2.      Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с.

3.      Слюсарева Е.С. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. - Ставрополь: СГПУ, 2008 - 240 с.

 

 

 

 

 

 

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность участников группы

Время

Вводный

Актуализация темы занятия.

 

Создание в рабочей группе атмосферы комфорта и безопасности.

 

Налаживание психоэмоционального контакта с группой.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшнее наше занятие – это концентрация на своем внутреннем ресурсе. Ответьте на вопрос, как вы понимаете, что находитесь в ресурсе и вообще, что такое ресурс?

С точки зрения психологии ресурс — это состояние уверенности в себе, оптимизма, мотивированности. Человек при этом наполнен жизненной силой и энергией.

Под понятием психологических ресурсов подразумевается набор качеств и умений человека, с помощью которых он может противостоять жизненным проблемам. Помимо этого ресурсы помогают людям мечтать и добиваться большего.

Педагоги /участники группы/ слушают ведущего, задают уточняющие вопросы.

5 минут

Основ-ной этап

 

Включение участников в процесс самопознания личности.

 

Обращение к своему бессознательному.

 

 

 

1. Упражнение «Что год, прошедший нам, принёс

"Закончился еще один учебный год … Проживая его, каждый получил что-то своё. Попробуйте сравнить свои ощущения от прошедшего учебного года с временами года, где

Весна — это эмоциональный подъём, желание творить и создавать что-то новое;

Лето - весь год без забот, работала легко и непринуждённо;

Осень - «собирала урожай» профессионального мастерства (училась, повышала профессиональную компетентность и увидела результат своей работы);

Зима - желание работать было скрыто под сугробом различных проблем (финансовых, личных, профессиональных).

 

Пожалуйста, отметьте свое мнение:

Приклейте наклейку в выбранном секторе.

Результат акции будет нагляден для всех".

Примечание: лист разделен на сектора и подписано - время года.

Психолог: подводит итоги, как мы можем с вами видеть, самое часто популярное время года для наших педагогов, это …

 

Психолог: Ну а сейчас, я предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настройки себя на позитивное сотрудничество, провести ряд арт – упражнений. Помните, что на тренинге с использованием арт - техник есть свои правила:

Ø  Получи удовольствие!

Ø  Позволь себе быть свободным!

Ø  Доброжелательность к себе и другим.

Ø  Постарайся быть внимательным.

Ø  Избегай оценок и суждений.

 

2.Проективный тест «Человек под дождем».

Психолог предлагает педагогам нарисовать два рисунка на двух листах бумаги. Первый рисунок «Человек». Второй рисунок «Человек под дождём». Эти картинки могут быть объединены общим сюжетом, а могут быть и никак не связаны между собой по смыслу.

      Ну а теперь — приступаем к анализу полученного материала. Рисунки рассматриваются в сравнении. Дождь — это та самая стрессовая ситуация, выраженная на языке символов. По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, мы делаем выводы об

- отношении художника к жизненным трудностям,

- о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.

    Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:

- Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);

- Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;

- Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.

- Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

 

Очень много могут рассказать и прочие важные детали рисунка.

 - Появление на картинке — туч, скажет нам о том, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.

- Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.

- Средства защиты от дождя — зонт, плащ, дом, остановочный комплекс и т.п. Это либо признак чрезмерного невротического желания защищаться от жизненных невзгод («человек в футляре») либо продуманность в подходе к жизни — продуманность до мелочей.

- Ну и, наконец, обратите своё внимание на стиль поведения «человека под дождём», на эмоции фигурки — радостный ли человечек, удручённый ли, активный, прячущийся...

3. Упражнение - зарисовка «пять добрых слов»

Инструкция: «Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». 

Данное упражнение предполагает моральную поддержку от коллег, обладает выраженным терапевтическим эффектом.

 

4. «Встреча со своим тотемным животным»

Инструкция: «Расслабьтесь, позаботьтесь, чтобы вас ничего не отвлекало в течение всего процесса. Дышите глубоко, можно представить, что воздух проходит через ваши ноги к легким. Постарайтесь расслабить все тело.

·         Луг. Вообразите, что вы оказались на лугу. Вы стоите посреди открытого пространства, под ногами трава, полевые цветы. Где-то вдали растут кустарники и деревья. Насколько высокая трава на лугу? Почувствуйте свою связь с землей, с травой, с пространством вокруг. Ощутите благоговение, силу и красоту природы, окружающей вас.

·         Пещера. Сейчас представьте, что за одним из кустов находится вход в пещеру. Спрятавшись за листвой, вы можете наблюдать за отверстием пещеры. При этом вы остаетесь незаметным для того, кто выйдет из этого отверстия.

·         Тотемное животное. Вы продолжаете наблюдать за пещерой из своего укрытия и понимаете, что сейчас из нее выйдет ваше тотемное животное. Наберитесь терпения и внимательно следите за происходящим. Пусть вскоре появится образ этого животного. Увидьте, как оно выходит из пещеры. Что это за животное? Как оно двигается, как себя ведет? Какие звуки издает? Какого оно окраса?

·         Взаимодействие с тотемным животным. Осторожно выйдите из своего укрытия и направьтесь в сторону животного, но пока не подходите к нему. Как оно реагирует на вас? Поблагодарите его за то, что оно явилось вам. Представьте, что у вас появилась емкость с едой, которой вы хотите накормить животное. Сделайте это – накормите его. Спросите животное о том, в чем его сила и что оно значит для вас. (Ответ может быть несловесный, а может не прийти сразу вовсе.) Теперь попросите животное в течение ближайшей недели явить вам доказательство того, что оно действительно является вашим тотемом (возможно вы увидите изображение этого животного где-то, попадется картинка или статуэтка, или увидите его в книге, кино).

·         Возвращение. Вернитесь на луг и снова ощутите свою связь с природой. Поблагодарите бессознательное за всю информацию, которую оно вам позволило получить. Возвращайтесь в здесь и сейчас.

·         Рисунок тотема. Теперь можно приступить к изучению своего тотема. Нарисуйте то животное, которое к вам выходило. У каждого животного есть свое значение, то, что оно символизирует. Вы сами можете назвать главные 3-5 качеств вашего тотемного животного».

Педагоги оценивают итоги прошедшего года, выбирают соответствующее субъективному ощущению время года.

 

В конце данного упражнения можно подвести краткий итог прошедшего года – какое время года самое популярное, какое психическое состояние доминировало чаще всего у педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги выполняют проективный тест, анализируют результаты.

Данное упражнение является промежуточным этапом для очередных заданий по коррекции психоэмоционального состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Пять добрых слов» предполагает активное обсуждение при завершении. Педагоги отвечают на вопросы - какие чувства они испытали, когда читали надписи на своей «руке»? все ли достоинства, о которых написали другие, были им известны?

 

 

 

Педагоги занимают удобное положение тела, слушают ведущего, визуализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получив инструкцию к упражнению «Встреча с тотемным животным», педагоги приступают к изображению тотемного животного.

 

Возможны уточняющие вопросы. Обсуждение глубины, значимости рисунка, переживаний по результату упражнения.

35 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный

Подведение итогов

Рефлексия:

При выполнении какого упражнения Вы испытывали особенно сильное эмоционально – положительное ощущение?

Ведущий благодарит всех участников за активную работу.  

 

 

Педагоги делятся чувствами, эмоциями, впечатлениями.

5 минут

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пояснение к упражнению «Тотемное животное»

Под тотемом понимают объект или явление природы, которому та или иная социальная группа или индивид оказывают поклонение и считают себя родственно связанным с ним. В качестве тотема может быть что угодно, но наиболее распространенными (более древними) вариантами были животные.

Животное ассоциируется с природной силой и энергией. Открыть свой образ тотемного зверя — значит обрести такую силу, открыть источник внутренней мощи и ресурсов. А еще сделать шаг к пониманию своей духовной сущности. Тотемы можно связать с архетипами коллективного бессознательного. С точки зрения психологии, работа с возникшим в ходе упражнения образом это обращение к своему бессознательному.

*Ниже кратко приведены варианты интерпретации того, что означают некоторые тотемные животные.

Белка

активность, готовность к переменам, общительность, баланс между работой и развлечениями

Ворон

символ мистики и магии, означает слияние духа человека с духом животного, еще символизирует творчество и оборотничество

Змея

возрождение, воскрешение, инициация, мудрость, трансформация и исцеление

Волк

эмоциональная привязанность, доверие своей интуиции

Летучая мышь

преодоление преград, страхов, восприятие высшей мудрости, общительность

Рысь

получение доверия других людей

Медведь

справедливость, привычка у уединению, сила

Паук

равновесие между прошлым и будущим, физическим и духовным, женским и мужским.

Орел

духовное просветление, целительство, творчество

Лиса

женская магия маскировки, оборотничества и невидимости

Собака

верность, защита

Слон

сила, древняя мощь

Тигр

сила, мудрость, страсть, приключения

Лошадь

путешествия, жажда свободы, сила, выносливость

 

Тест: Наша жизнь. Этот тест состоит из трех этапов.
1) свинья, тигр, овца, лошадь, корова
Расположите этих животных по порядку от № 1 (самое приятное) к № 5 (самое неприятное вам).
2) собака, кошка, крыса, кофе, море
Напишите к каждому из этих слов по одному прилагательному, которое, на ваш взгляд, наиболее походит к нему.
3) желтый, оранжевый, красный, белый, зеленый.
К каждому из этих цветов подберите одного человека, которого вы знаете, и который, на ваш взгляд, больше всего ассоциируется для вас именно с этим цветом. Лучше, если вы близко знакомы с этими людьми.
_____________
Ключ к тесту 
1) это — ваши жизненные приоритеты, вы расставили их по местам.
свинья — это карьера
тигр — гордость/достоинство
овца — семья
лошадь — деньги
корова — любовь
2) ключ ко 2 этапу:
собака — это вы
кошка — ваш партнер
крыса — ваши друзья
кофе — вы в сексе
море — ваша жизнь
именно такими, как вы написали, вы и считаете в глубине души себя, партнера и т.д.

3) ключ к 3 этапу:
желтый — этого человека вы не забудете никогда
оранжевый — ваш настоящий друг
красный — этого человека вы действительно любите
белый — ваша родная душа
зеленый — человек, которого вы будете вспоминать всю жизнь, ваш духовный учитель

 

 

 

 

 

                                          

АКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА 
АКЦИЯ "ЧТО ГОД ПРОШЕДШИЙ НАМ ПРИНЁС?" 


"Закончился еще один учебный год … Проживая его, каждый получил что-то своё. 
Попробуйте сравнить свои ощущения от прошедшего учебного года с временами года, где 
🌸Весна - это эмоциональный подъём, желание творить и создавать что-то новое; 
🌴Лето - весь год без забот, работала легко и непринуждённо; 
🍁Осень - «собирала урожай» профессионального мастерства (училась, повышала профессиональную компетентность и увидела результат своей работы); 
❄Зима - желание работать было скрыто под сугробом различных проблем (финансовых, личных, профессиональных). 

Пожалуйста, отметьте свое мнение: 
Приклейте наклейку в выбранном секторе. 
Результат акции будет нагляден для всех". 
Примечание: лист разделен на сектора и подписано - время года (картинки с временами года - на ваше усмотрение)

O3uPiQmMzcM.jpg

p8DuzAKn1NU.jpg

 

KefFpKhogio.jpg

w2bOKLx_Pnk.jpg


 

Технологическая карта психологического занятия с педагогами

Технологическая карта психологического занятия с педагогами

Этапы Задачи этапаДеятельность педагога-психологаДеятельность участников группыВремя

Этапы Задачи этапаДеятельность педагога-психологаДеятельность участников группыВремя

Получи удовольствие! Ø Позволь себе быть свободным! Ø

Получи удовольствие! Ø Позволь себе быть свободным! Ø

Очень много могут рассказать и прочие важные детали рисунка

Очень много могут рассказать и прочие важные детали рисунка

Основ-ной этап Включение участников в процесс самопознания личности

Основ-ной этап Включение участников в процесс самопознания личности

ПРИЛОЖЕНИЕ Пояснение к упражнению «Тотемное животное»

ПРИЛОЖЕНИЕ Пояснение к упражнению «Тотемное животное»

Ключ к тесту 1) это — ваши жизненные приоритеты, вы расставили их по местам

Ключ к тесту 1) это — ваши жизненные приоритеты, вы расставили их по местам

АКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО

АКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО

Технологическая карта психологического занятия с педагогами «Быть в ресурсе»

Технологическая карта психологического занятия с педагогами  «Быть в ресурсе»

Технологическая карта психологического занятия с педагогами «Быть в ресурсе»

Технологическая карта психологического занятия с педагогами  «Быть в ресурсе»

Технологическая карта психологического занятия с педагогами «Быть в ресурсе»

Технологическая карта психологического занятия с педагогами  «Быть в ресурсе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2024