Технологическая карта по составлению рассказа по картине
Тема: Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Возрастная группа: подготовительная группа
Образовательная область, интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Задачи:
образовательные: закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью;
развивающие: развивать память, восприятие, воображение познавательные процессы и коммуникативные навыки;
воспитательные: воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей.
Дополнительные задачи: Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
Словарная работа:
обогащение словаря: вдохновение;
активизация словаря: прекрасная, разнообразная, сочетание цветов, пейзаж, передний план, задний план.
Материалы, оборудование (средства): картина И. Левитана «Золотая осень», презентация.
Методы и приемы (способы): беседа, вопросы к детям, показ картины, напоминание, физкультминутка, положительная оценка воспитателя, описание картины ребенком.
Подготовительная (предварительная) работа: беседа, рассматривание иллюстраций.
Форма организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат занятия: содержательное и выразительное описание картины И. Левитана «Золотая осень»
№ |
Этапы, продолжитель ность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Ожидаемый результат |
1.
|
Организационно-мотивационный этап (вводная часть) |
Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. |
- Ребята посмотрите какой сегодня прекрасный день, настроение веселое. Послушайте стихотворение: Тише, тише, тишина В гости осень к нам пришла… Осень не простая, осень золотая. Краски яркие, цветные С собой осень захватила. В парке, в роще, и в лесу – Всюду видим красоту. Красота поры осенней - Ты - источник вдохновенья. |
Слушают стихотворение |
Дети заинтересованы предстоящей деятельностью |
2 |
Основной этап |
|
|
|
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
-Ребята, как вы думаете что такое вдохновение? |
Ответы детей |
Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
2.2 |
Этап восприятия материала |
Закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью |
- Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года. - Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно познакомиться с еще одной картиной этого выдающего художника. -Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года. - Какие картины этого художника вы уже знаете? – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа? – Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем И. И.Левитана и попробовать описать картины, выразить словами свои впечатления и чувства. - Какое время года изображено на картине?
– Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?
В. – Молодец. А как в народе называют середину осени? – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?
– Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень». – Давайте рассмотрим, что изображено на картине. - Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес. - Какое время суток изобразил художник? - Каким вы видите небо?
Замечательно, ребята. - А что можно сказать про солнце?
- Опишите погоду. Какая она?
- Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются? – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез?
- Хорошо! На что похожи листья березы?
– Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?
- Умницы! Ребята, а трава только зелёная?
– Верно. А река выглядит, так же как и летом?
– А теперь, рассмотрите что изображено на заднем плане картины.
– Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся? – Дома находятся далеко, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Игрушечные –Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу? – Почему так думаете?
– Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний? - Какими красками написана картина?
Физкультминутка: «Едем, едем, долго едем Очень длинен этот путь Скоро до Москвы доедем. Там мы сможем отдохнуть Гимнастика для глаз: - Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревца все выше, выше! |
-«Весна. Большая вода», «Берёзовая роща». – Пейзаж.
- На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев. – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях. – Золотая осень.
– Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.
- Мне кажется, что это день, потому что светло и ясно. - Художник нарисовал голубое небо, с плывущими облаками. Небо голубое, высокое.
- Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет. - Погода теплая, ясная, солнечная. – Это березы
– Деревья будто в разноцветных платьях, сарафанах. - Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих желтых бабочек. – С пестрым одеялом, покрывалом
- Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть. - Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом. - На заднем плане картины изображены поле и лес.
– Дома находятся за полем
– Наверное, там растут ели или сосны.
– Ели и сосны круглый год зеленого цвета. – Нет. Справа, на правом берегу реки, деревья еще зеленеют. .- Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые, краски.
Ходьба на месте
Приседание
Часто моргают глазами Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево Медленно приседают, опуская глаза вниз Встают и глаза поднимают вверх |
Закрепили представления о сезонных изменениях в природе осенью |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу. |
С помощью вопросов помогаем детям описать картину. - На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается широкий простор: поля, рощи, река. Синее с белыми плывущими облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Картину пересекает узкая речка с невысокими берегами. Перед нами березовая рощица. Листики берез словно трепещут на ветру, переливаются как золото в солнечном свете. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. - А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.
- О чем мы сначала скажем (В начале назовем автора и название картины) - О чем мы расскажем потом (Потом расскажем о том, что находится на переднем и заднем плане) В конце расскажем о настроении, которое вызывает картина. (Воспитатель слушает 3-4 рассказа, помогает при составлении наводящими вопросами. Воспитатель оценивает рассказы детей). - Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.
|
Дети по очереди описывают картину
|
Развили интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу. |
3. |
Заключитель ный этап |
развивать память, восприятие, воображение познавательные процессы и коммуникативные навыки |
- Понравилось вам картина? - Кто автор этой картины? Ребята спасибо за занятие можете идти играть. |
-Да понравилась - Исаака Ильича Левитана
|
Развили память, восприятие, воображение познавательные процессы и коммуникативные навыки |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.