Технологическая карта урока № 10, 7 класс. Взаимосвязь между агрегатным состоянием и их молекулярном строении. Особенности агрегатных состояний воды"
Оценка 5

Технологическая карта урока № 10, 7 класс. Взаимосвязь между агрегатным состоянием и их молекулярном строении. Особенности агрегатных состояний воды"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
06.09.2024
Технологическая карта урока № 10, 7 класс. Взаимосвязь между агрегатным состоянием и их молекулярном строении. Особенности агрегатных состояний воды"
Данный урок содержит огромный материал, плотность очень высокая. Здесь обучающиеся не только отрабатывают знания по теме, но и расширяют свой кругозор, учатся работать с текстом.
ТК 10. Взаимосвязь между агр. сост. и их мол. строением..docx

7 класс. Технологическая карта урока 10.

 

Тема урока: Взаимосвязь между агрегатным состоянием и их молекулярном строении. Особенности агрегатных состояний воды.

 

Цели урока:

Применить знания по теме Первоначальные сведения о строении вещества≫ для объяснения свойств воды в различных агрегатных состояниях.

Образовательные

Учить объяснять три состояния вещества на основе положений МКТ. Применять полученные знания для объяснения частных учебных задач. Учить работать с текстом научного содержания.

Развивающие

Развивать навыки работы с информацией. Умение четко формулировать свою мысль, оперировать научной терминологией при объяснении природных явлений.

Воспитательные

Воспитывать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, личностные качества.

Тип урока

Повторение и контроль знаний учащихся по теме.

Форма урока

Совместная работа с классом с элементами индивидуальной работы.

Опорные понятия, термины

Молекула,  кристаллическая решетка, движение молекул, взаимодействие молекул.

Новые понятия

-

Формы контроля

Контроль учителя.

Домашнее задание

Повторить параграфы 7-13, учить таблицу и определения. Урок 10. https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA

УУД

 

Личностные

Осознание ценности физической науки, как мощного инструмента познания мира; ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, оценки возможных последствий для окружающей среды.

Метапредметные

формирование умений корректировать свои знания и делать выводы о свих недоработках.Формирование убежденности в познании природы.

Предметные

распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в при­роде; описание (с использованием простых моделей) основных различий в строении газов, жидкостей и твердых тел.

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организаци-

онный

Учитель приветствует учеников. Настраивает их на работу.

Ученики приветствуют учителя.

 

Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний.

Учитель организует обзорное повторение по теме «агрегатные состояния вещества».

Демонстрация презентация.

https://disk.yandex.ru/i/p8QmUOngRfpWUA

 

Ученики отвечают на поставленные вопросы в этой презентации.

Фронтальная работа с классом.

Вспоминают материал прошлого урока.

3. Постановка темы и цели урока.

Беседа с учениками.

 

- Какое вещество достаточно часто мы можем наблюдать в трех состояниях?

- Какие названия имеет вода в различных агрегатных состояниях?

 

Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим агрегатные состояния воды.

- Как вы думаете почему о воде необходимо поговорить отдельно?

 

Учитель обобщает ответы учеников, формулирует тему и записывает ее на доске.

Ученики отвечают на поставленные вопросы?

- Это вещество – вода.

 

- Лед, вода, пар.

 

 

 

 

Ученики делятся своими соображениями.

 

Записывают тему урока.

Фронтальная работа с классом.

Настраиваются на восприятие новой информации.

4. Изучение темы.

Учитель раздает ученикам рабочий лист на парту и дает время на выполнение 1,2 и 3 задания. Ответы ребята фиксируют в тетрадях. Затем учитель организует обсуждение ответов.

 

Ученики работают на местах в парах, отвечают на вопросы, фиксируют ответы в тетрадях.

 

 

Совместная работа, работа в группах, элементы индивидуальной работы.

Знакомятся со свойствами воды в различных агрегатных состояниях, учатся работать с научной информацией в виде фотографий, текста, схемы.

Задания.

№1. Подпишите в каком агрегатном состоянии находится вода на каждом рисунке?

    https://likes.ru/uploads/article/image/436/medium_689199c8b5af03f32a98654d1666a962.jpg

Рис.1                    Рис.2                      Рис.3                       Рис.4

  

https://dasart.ru/userdata/image/8b/86/8b86eb63eaaf614697505edce90a82c0.jpg    https://w-dog.ru/wallpapers/12/0/559063274975826/solnechnye-luchi-travinki-kapli-bozhi-korovki-makro.jpg

Рис.5                       Рис. 6

Методические рекомендации.

В задании 1 распространенной ошибкой учеников, то что туман и облако они определяют, как водяной пар. Учитель делает акцент на том, что газ и пар человеческому глазу не виден, можно увидеть лишь много молекул, которые собрались в капельку, а это уже жидкое состояние.

В беседе с учениками следует обратить внимание на геометрические формы снежинки и еще раз сделать акцент на правильных геометрических формах кристаллической решетки твердых тел.

Еще раз можно сделать акцент о поверхностных свойствах жидкости на основе формы росы.

На рис.5 ученики должны отметить три состояния, но пар – это не облако он здесь предполагается так как не виден.

 

№2. Как возникает иней? Почему он выглядит как иголочки?

 

Кристалл льда обусловлен правильной формой кристаллической решетки воды в твердом состоянии. Выпавшая роса при низких температурах превращается в лед, на этот маленький кристаллик осаждаются другие молекулы воды, которые находятся в парообразном состоянии и остаются на этом кристаллике. Так постепенно кристалл льда растет не ломая своей геометрии.

 

№3. Кто рисует зимой на окнах в мороз?

   Как и в предыдущих заданиях объяснения сводятся к росту кристаллов на поверхности стекла. Направление роста задают микро трещинки и загрязнения на окнах.

 

Перед выполнением задания № 4 учитель интересуется у учеников, что произойдет с пластиковой бутылкой, если ее полностью заполнить водой и поставить в морозильник. Далее просит попробовать объяснить это и ответить на 4 вопрос. После ответов поясняет, что уникальное свойство воды заключается в том, что у льда кристаллическая решетка такова, что молекулы отдаляются друг от друга, поэтому при отвердевании вода расширяется. Лед на реках образуется сверху, там, где вода соприкасается с холодным воздухом, но не тонет, так как из-за расширения становится легче воды (эту тему подробнее рассмотрим во втором полугодии). Теперь лед становится препятствием для контакта холодного воздуха с водой и процесс затвердевания воды замедляется. Температура воды в водоеме зимой подо льдом снижается до 4оС. Таким образом обитатели водоемов спокойно выживают в этих условиях.

 

Задания № 5, 6,7 составлены на основе текста. Ученики знакомятся с содержанием текста и на его основе отвечают на вопрос к нему. В процессе работы возможны вопросы, учитель направляет учеников на поиск ключевых фраз в тексте, позволяющие дать ответ.

 

В конце работы учитель собирает тетради.

 

5. Рефлексия.

Учитель проводит рефлексия в виде проверочной работы (смотри приложение).

Ученики работают в карточках, учатся составлять текст на основе полученных знаний.

Пишут проверочную работу.

Проверяют уровень своих знаний.

6. Домашнее задание.

Повторить параграфы7-13, учить таблицу и определения. Урок 10 https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA

Открывают дневники. Записывают домашнее задание.

 

Организуют свою домашнюю деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 1.

 Заполните пропуски в тексте.

Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой ___________________ состояние воды, поэтому она ___________________ свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в _________________ состояние, при этом ее форма _________________, а объем ___________________. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены ___________________. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы _______________ притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается _______________  _________________ молекул из-за чего расстояние между частицами _________________, а притяжение __________________.

 

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 1.

 Заполните пропуски в тексте.

Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой твердое состояние воды, поэтому она сохраняет свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в жидкое состояние, при этом ее форма изменилась, а объем сохранился. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены упорядоченно. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы сильно притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается скорость движения молекул из-за чего расстояние между частицами увеличивается, а притяжение уменьшается.

 

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 2.

Заполните пропуски в тексте.

Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой ________________ состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на _____________________ расстояниях друг от друга, движутся __________________ и почти _____________________. При этом пар _______________________ форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся _____________ и расстояние между ними постепенно _____________________. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет ________________ и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода ____________________ форму, но _________________объем.

 

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 2.

Заполните пропуски в тексте.

Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой жидкое состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на больших расстояниях друг от друга, движутся хаотически и почти не взаимодействуют. При этом пар не сохраняет форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся медленнее и расстояние между ними постепенно уменьшается. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет притяжение, и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода не сохраняет форму, но сохраняет объем.

 

 

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 1.

 Заполните пропуски в тексте.

Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой ___________________ состояние воды, поэтому она ___________________ свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в _________________ состояние, при этом ее форма _________________, а объем ___________________. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены ___________________. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы _______________ притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается _______________  _________________ молекул из-за чего расстояние между частицами _________________, а притяжение __________________.

 

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 1.

 Заполните пропуски в тексте.

Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой ___________________ состояние воды, поэтому она ___________________ свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в _________________ состояние, при этом ее форма _________________, а объем ___________________. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены ___________________. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы _______________ притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается _______________  _________________ молекул из-за чего расстояние между частицами _________________, а притяжение __________________.

 

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 2.

Заполните пропуски в тексте.

Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой ________________ состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на _____________________ расстояниях друг от друга, движутся __________________ и почти _____________________. При этом пар _______________________ форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся _____________ и расстояние между ними постепенно _____________________. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет ________________ и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода ____________________ форму, но _________________объем.

 

 

Агрегатные состояния вещества. Вариант 2.

Заполните пропуски в тексте.

Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой ________________ состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на _____________________ расстояниях друг от друга, движутся __________________ и почти _____________________. При этом пар _______________________ форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся _____________ и расстояние между ними постепенно _____________________. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет ________________ и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода ____________________ форму, но _________________объем.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока 10

Технологическая карта урока 10

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Задания. №1. Подпишите в каком агрегатном состоянии находится вода на каждом рисунке?

Задания. №1. Подпишите в каком агрегатном состоянии находится вода на каждом рисунке?

Выпавшая роса при низких температурах превращается в лед, на этот маленький кристаллик осаждаются другие молекулы воды, которые находятся в парообразном состоянии и остаются на этом…

Выпавшая роса при низких температурах превращается в лед, на этот маленький кристаллик осаждаются другие молекулы воды, которые находятся в парообразном состоянии и остаются на этом…

Рефлексия. Учитель проводит рефлексия в виде проверочной работы (смотри приложение)

Рефлексия. Учитель проводит рефлексия в виде проверочной работы (смотри приложение)

Приложение. Агрегатные состояния вещества

Приложение. Агрегатные состояния вещества

Агрегатные состояния вещества.

Агрегатные состояния вещества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2024