7 класс. Технологическая карта урока 10.
Тема урока: Взаимосвязь между агрегатным состоянием и их молекулярном строении. Особенности агрегатных состояний воды.
Цели урока: |
Применить знания по теме ≪Первоначальные сведения о строении вещества≫ для объяснения свойств воды в различных агрегатных состояниях. |
Образовательные |
Учить объяснять три состояния вещества на основе положений МКТ. Применять полученные знания для объяснения частных учебных задач. Учить работать с текстом научного содержания. |
Развивающие |
Развивать навыки работы с информацией. Умение четко формулировать свою мысль, оперировать научной терминологией при объяснении природных явлений. |
Воспитательные |
Воспитывать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, личностные качества. |
Тип урока |
Повторение и контроль знаний учащихся по теме. |
Форма урока |
Совместная работа с классом с элементами индивидуальной работы. |
Опорные понятия, термины |
Молекула, кристаллическая решетка, движение молекул, взаимодействие молекул. |
Новые понятия |
- |
Формы контроля |
Контроль учителя. |
Домашнее задание |
Повторить параграфы 7-13, учить таблицу и определения. Урок 10. https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA |
УУД |
|
Личностные |
Осознание ценности физической науки, как мощного инструмента познания мира; ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, оценки возможных последствий для окружающей среды. |
Метапредметные |
формирование умений корректировать свои знания и делать выводы о свих недоработках.Формирование убежденности в познании природы. |
Предметные |
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе; описание (с использованием простых моделей) основных различий в строении газов, жидкостей и твердых тел. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организаци- онный |
Учитель приветствует учеников. Настраивает их на работу. |
Ученики приветствуют учителя. |
|
Настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний. |
Учитель организует обзорное повторение по теме «агрегатные состояния вещества». Демонстрация презентация. https://disk.yandex.ru/i/p8QmUOngRfpWUA
|
Ученики отвечают на поставленные вопросы в этой презентации. |
Фронтальная работа с классом. |
Вспоминают материал прошлого урока. |
3. Постановка темы и цели урока. |
Беседа с учениками.
- Какое вещество достаточно часто мы можем наблюдать в трех состояниях? - Какие названия имеет вода в различных агрегатных состояниях?
Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим агрегатные состояния воды. - Как вы думаете почему о воде необходимо поговорить отдельно?
Учитель обобщает ответы учеников, формулирует тему и записывает ее на доске. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы? - Это вещество – вода.
- Лед, вода, пар.
Ученики делятся своими соображениями.
Записывают тему урока. |
Фронтальная работа с классом. |
Настраиваются на восприятие новой информации. |
4. Изучение темы. |
Учитель раздает ученикам рабочий лист на парту и дает время на выполнение 1,2 и 3 задания. Ответы ребята фиксируют в тетрадях. Затем учитель организует обсуждение ответов.
|
Ученики работают на местах в парах, отвечают на вопросы, фиксируют ответы в тетрадях.
|
Совместная работа, работа в группах, элементы индивидуальной работы. |
Знакомятся со свойствами воды в различных агрегатных состояниях, учатся работать с научной информацией в виде фотографий, текста, схемы. |
Задания. №1. Подпишите в каком агрегатном состоянии находится вода на каждом рисунке?
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис. 6 Методические рекомендации. В задании 1 распространенной ошибкой учеников, то что туман и облако они определяют, как водяной пар. Учитель делает акцент на том, что газ и пар человеческому глазу не виден, можно увидеть лишь много молекул, которые собрались в капельку, а это уже жидкое состояние. В беседе с учениками следует обратить внимание на геометрические формы снежинки и еще раз сделать акцент на правильных геометрических формах кристаллической решетки твердых тел. Еще раз можно сделать акцент о поверхностных свойствах жидкости на основе формы росы. На рис.5 ученики должны отметить три состояния, но пар – это не облако он здесь предполагается так как не виден.
№2. Как возникает иней? Почему он выглядит как иголочки?
Кристалл льда обусловлен правильной формой кристаллической решетки воды в твердом состоянии. Выпавшая роса при низких температурах превращается в лед, на этот маленький кристаллик осаждаются другие молекулы воды, которые находятся в парообразном состоянии и остаются на этом кристаллике. Так постепенно кристалл льда растет не ломая своей геометрии.
№3. Кто рисует зимой на окнах в мороз? Как и в предыдущих заданиях объяснения сводятся к росту кристаллов на поверхности стекла. Направление роста задают микро трещинки и загрязнения на окнах.
Перед выполнением задания № 4 учитель интересуется у учеников, что произойдет с пластиковой бутылкой, если ее полностью заполнить водой и поставить в морозильник. Далее просит попробовать объяснить это и ответить на 4 вопрос. После ответов поясняет, что уникальное свойство воды заключается в том, что у льда кристаллическая решетка такова, что молекулы отдаляются друг от друга, поэтому при отвердевании вода расширяется. Лед на реках образуется сверху, там, где вода соприкасается с холодным воздухом, но не тонет, так как из-за расширения становится легче воды (эту тему подробнее рассмотрим во втором полугодии). Теперь лед становится препятствием для контакта холодного воздуха с водой и процесс затвердевания воды замедляется. Температура воды в водоеме зимой подо льдом снижается до 4оС. Таким образом обитатели водоемов спокойно выживают в этих условиях.
Задания № 5, 6,7 составлены на основе текста. Ученики знакомятся с содержанием текста и на его основе отвечают на вопрос к нему. В процессе работы возможны вопросы, учитель направляет учеников на поиск ключевых фраз в тексте, позволяющие дать ответ.
В конце работы учитель собирает тетради.
|
||||
5. Рефлексия. |
Учитель проводит рефлексия в виде проверочной работы (смотри приложение). |
Ученики работают в карточках, учатся составлять текст на основе полученных знаний. |
Пишут проверочную работу. |
Проверяют уровень своих знаний. |
6. Домашнее задание. |
Повторить параграфы7-13, учить таблицу и определения. Урок 10 https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA |
Открывают дневники. Записывают домашнее задание. |
|
Организуют свою домашнюю деятельность. |
Приложение.
Агрегатные состояния вещества. Вариант 1. Заполните пропуски в тексте. Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой ___________________ состояние воды, поэтому она ___________________ свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в _________________ состояние, при этом ее форма _________________, а объем ___________________. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены ___________________. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы _______________ притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается _______________ _________________ молекул из-за чего расстояние между частицами _________________, а притяжение __________________.
|
Агрегатные состояния вещества. Вариант 1. Заполните пропуски в тексте. Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой твердое состояние воды, поэтому она сохраняет свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в жидкое состояние, при этом ее форма изменилась, а объем сохранился. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены упорядоченно. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы сильно притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается скорость движения молекул из-за чего расстояние между частицами увеличивается, а притяжение уменьшается.
|
Агрегатные состояния вещества. Вариант 2. Заполните пропуски в тексте. Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой ________________ состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на _____________________ расстояниях друг от друга, движутся __________________ и почти _____________________. При этом пар _______________________ форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся _____________ и расстояние между ними постепенно _____________________. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет ________________ и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода ____________________ форму, но _________________объем.
|
Агрегатные состояния вещества. Вариант 2. Заполните пропуски в тексте. Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой жидкое состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на больших расстояниях друг от друга, движутся хаотически и почти не взаимодействуют. При этом пар не сохраняет форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся медленнее и расстояние между ними постепенно уменьшается. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет притяжение, и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода не сохраняет форму, но сохраняет объем.
|
Агрегатные состояния вещества. Вариант 1. Заполните пропуски в тексте. Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой ___________________ состояние воды, поэтому она ___________________ свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в _________________ состояние, при этом ее форма _________________, а объем ___________________. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены ___________________. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы _______________ притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается _______________ _________________ молекул из-за чего расстояние между частицами _________________, а притяжение __________________.
|
Агрегатные состояния вещества. Вариант 1. Заполните пропуски в тексте. Мальчик весной на прогулке сбил с козырька дома сосульку. Сосулька представляет собой ___________________ состояние воды, поэтому она ___________________ свою форму. Затем мальчик забежал домой и положил сосульку на стол и забыл про нее. Сосулька постепенно нагревалась и переходила в _________________ состояние, при этом ее форма _________________, а объем ___________________. Такой переход был возможен из-за изменения в ее молекулярном строении. Молекулы льда изначально были расположены ___________________. Такой- порядок возможен, потому что в твердом состоянии молекулы _______________ притягиваются друг к другу. С повышением температуры повышается _______________ _________________ молекул из-за чего расстояние между частицами _________________, а притяжение __________________.
|
Агрегатные состояния вещества. Вариант 2. Заполните пропуски в тексте. Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой ________________ состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на _____________________ расстояниях друг от друга, движутся __________________ и почти _____________________. При этом пар _______________________ форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся _____________ и расстояние между ними постепенно _____________________. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет ________________ и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода ____________________ форму, но _________________объем.
|
Агрегатные состояния вещества. Вариант 2. Заполните пропуски в тексте. Ранним летним утром на листьях и траве можно наблюдать росу. Роса представляет собой ________________ состояние воды. Она возникает из – за водяного пара в воздухе. В состоянии водяного пара молекулы воды находятся на _____________________ расстояниях друг от друга, движутся __________________ и почти _____________________. При этом пар _______________________ форму и объем. К утру температура воздуха снижается, поэтому молекулы водяного пара движутся _____________ и расстояние между ними постепенно _____________________. Если расстояние между молекулами станет равной размеру молекулы, то между ними возникнет ________________ и они начнут собираться в капельки, оседая на окружающих предметах. В жидком состоянии вода ____________________ форму, но _________________объем.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.