7 класс. Технологическая карта урока 2.2
Тема урока: Методы научного познания.
Цели урока: |
Провести мониторинг усвоения знаний по предыдущей теме. Познакомить обучающихся с этапами научного познания. |
Образовательные |
Учить различать наблюдение и опыт, научный вопрос от гипотезы. Сформировать представление о физической теории. |
Развивающие |
Развивать представления о научном методе познания и формировать исследовательское отношение к окружающим предметам. Формировать читательскую грамотность. |
Воспитательные |
Воспитывать интерес к процессу познанию, к фантастической и научно популярной литературе. Воспитывать культуру поведения при проведении фронтальных экспериментальных работ. |
Тип урока |
Изучение нововго материала. |
Форма урока |
Комбинированный. |
Опорные понятия, термины |
Материя, вещество, поле, физическое тело, явления. |
Новые понятия |
Наблюдения, опыт (эксперимент), гипотеза, физическая теория. |
Формы контроля |
Контроль со стороны учителя. |
Домашнее задание |
|
УУД |
|
Личностные. |
Осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий. Развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности. |
Метапредметные. |
Провдить несложный физический эксперимент, самостоятельно формулировать выводы по его результату, выявлять причинно-следственные связи при изучении физических процессов (явлений), делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений. Выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. |
Предметные. |
Использовать понятия: явление, наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза и интерпритация результатов конкретных физических процессов в этих категориях. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы |
Результат взаимодействия |
1.Организационный.
|
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя настраиваются на урок. |
|
Настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний. |
Учитель задает вопросы: На прошлом уроке вы познакомились с предметом физика. Вспомним, что изучает эта наука? - Какую терминологию мы будем использовать на уроке?
Перед проверочной работй потренируемся. Демонстрация – презентация. https://disk.yandex.ru/i/eld7uxI89yHNaw
|
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
|
Фронтальная рабта с самопроверкой.
|
Проверяют уровень усвоения знаний,пониманиепройденного материала. |
3. Самостоятельная работа. |
Учитель раздает карточки. |
Ученики выполняют работу |
Самостоятельная работа по готовым карточкам. |
Применяют знания к частным учебным ситуациям. |
4. Постановка проблемного вопроса.
Постановка темы и цели урока.
|
Беседа с ученками. Теперь мы знаем, что мы будем изучать на уроке и сегодня зададимся другим вопросом – Как изучать?
Ответьте пожалуйста на вопрос.
Вспомогательные вопросы - Каким образом человек догадался, что огонь можно добывать трением. - Как объснил возникновение молнии, и др.
Все, что вы мне сейчас назвали: наблюдение, опыт, объяснение - есть ни что иное как методы научного познания. Это тема нашего урока. |
Учениеки слушают.
Отвечают с места по очереди, делятся своими предположениями. Возможны ответы: человек наблюдал…, пробовал объснить…., экспериментировал.
Записывают в тетрадь тему урока. |
Фронтальная работа с классом. |
Настраиваются на восприятие новой информации. Активизируют мыслительные операции. |
5. Изучение темы. |
Учитель организует изучение темы на основе небольшой исследовательской работы. Демонстрация. Учитель поочередно раняет какие либо предметы. - Ребята, сейчас вы смотрели на меня и что – то видели. Что вы видели?
- Когда вы смотрели за падением – это первый этап научного познания и называется он – наблюдение. Чтобы данное наблюдение превратить в научное исследование нам необходимо задаться некоторым вопросом. Второй этап научного познание – это постановка научного вопроса. Давайте придумаем это вопрос.
Ну из всех предложенных вами вопросов, остановимся например на таком. - Какие тела падают быстрее – тяжелые или легкие? … и как вы думаете какие?. Может они вообще падают одинаково? - Все что вы сейчас предлагается, свои объсянения называются гипотезой. Это третий этап научного познания. - Ну и как теперь узнать, кто же прав? - Чтобы проверить верна гипотеза или нет -необходимо поставить опыт. Когда человек ставит опыт он должен четко продумать его сценарий что он должен сделать, что проверить,как проверить. Это 4 этап. Эксперимент. Возмите на парте три предмета: дневник, ластик, лист бумаги. Поднимите их над партой на высоту приблтзительно 1м и одновременно ураните. Что вы наблюдаете? - Все ваши объяснения по эксперименту, которые опровергают или подтверждают вашу гепотезу это 5этап научного познания – Выводы, объяснение.
- Так какие выводы мы с вами сделаем.
В свое время Аристотель утверждал, что чем тяжелее тело тем быстрее оно падает. Как вы думаете, что он не учел? - Снова надо проверять. Как это сделать? - Возмем наш листочек и сомнем его, посмотрите как изменилось падение. Попробуйте сложить его плотнее. -Сделайте вывод. - Спустя 20 веков Галилею удалось опровергнуть утверждение Аристотеля, а еще позже обосновать справедливость слов Галилея пришлось Ньютону. Дальше учитель делает вывод, что падение тел на землю не зависит от массы тела. |
Обучающиеся смотрят, и отвечают на поставленные вопросы. - Мы видели падение физических тел. Пишут в тетрадях: 1. Наблюдение.
2. Постановка научного вопроса. Ученики предлагают свои варианты.
Обучающиеся предлагают свои варианты.
Пишут: 3. Выдвижение гипотезы.
- надо проверить.
Пишут: 4. Постановка эксперимента. Выполняют эксперимент и предлагают свои ответы.
Записывают: 5. Выводы, объсянение. - Лист бумаги упал последним, а ластик и дневник упали одновременно. Как- то непонятно. - Может из-за воздуха лист падает медленнее? Ученики предлагают свои варианты. Ученики проделвают опыт на местах, предлагают свои объсянения. |
Совместная работа учителя и обучающихся |
Знакомятся с новым материалом, рассуждают, участвут в управляемом диалоге, учатся проводить опыты, работают в парах. |
5. Закрепление. |
Задание: Имея лист бумаги сделайте из него мост. В качестве опор можно использовать две книги.
- Начали мы рассуждения с постановки вопроса. Как обычный лист бумаги превратить в устойчивую конструкцию. - Предложите способ.
- Ваши технические решения есть ни что иное, как гипотезы. - Как будем проверять ваши мосты.
- Из предложенных конструкций наиболее удачной моделью является мост Ф.И ученика. Сделай выводы по своемутехничекому решению |
Ученики ищут способ построение моста, который бы мог выдержать некоторую нагрузку, которую не выдерживает лист в своем развернутом расположение.
Ученики предлагают свои конструкции, объясняя ее устойчивость.
- Ставить эксперимент. Например что-то тяжелеположить на мост, например пенал. - Ученик поясняет свою модель. |
Практическое задание. |
Учатся искать техническое решение, обосновывать и доказывать его эффективность. |
6. Рефлексия. |
Подведем итоги нашего урока. - Назовите этапы научного познания. - Чем отличется наблюдение от опыта?
|
Поднимают руки, отвечают на поставленные вопросы. |
Фронтальная работа с классом. |
Обобщают материал урока, задают вопросы. |
7. Домашнее задание. |
§ 3. Сделать задания по ссылке. Урок 2. https://disk.yandex.ru/i/iP3Yqg8VoS9TRg |
Записывают дз в дневник. |
|
Планируют свою учебную деятельность. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.