Технологическая карта урока № 2, 8 класс. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
Оценка 4.8

Технологическая карта урока № 2, 8 класс. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
8 кл—10 кл
06.09.2024
Технологическая карта урока № 2, 8 класс. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
ТК 2 Свойства тв. тел, ж. и г..docx

8 класс. Технологическая карта урока 2.

Тема урока: Объяснение свойств твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.

 Кристаллические и аморфные тела.

Цели урока:

Повторить и углубить знания по теме «Агрегатные состояния вещества», познакомится с кристаллическими и аморфными телами и их свойствами.

Образовательные

Учить объяснять различие в молекулярном строении веществ в разных агрегатных состояниях, учить понимать зависимость физических свойств твердых тел в зависимости от его молекулярного строения.

Развивающие

Развивать умения работы с текстом, нахождения ответов на поставленные вопросы с использованием собственных знаний или материала учебника.

Воспитательные

Воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока

Повторение и углубление ранее изученного материала.

Форма урока

Традиционная с элементами самостоятельной работы.

Опорные понятия, термины

Молекулы, атомы, кристаллическая решетка.

Новые понятия

Аморфные и кристаллические тела, монокристаллы, поликристаллы, анизотропия и изотропия.

Формы контроля

Самоконтроль. Контроль со стороны учителя.

Домашнее задание

  § 2 читать. Вырастить кристалл.

Формируемые УУД

 

Личностные.

Осознание ценности физической науки, как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий.

Метапредметные.

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов, выявлять причинно – следственные связи, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключение.

Предметные.

Понимать физические свойства твердых тел в зависимости от их молекулярного строения.

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия.

1. Организацион

ный.

Приветствует учеников. Настраивает их на работу.

 

Приветствуют учителя.

 

 

Фронтальная работа с классом.

Настраиваются на урок.

 

2. Проверка домашнего задания.

Учитель фронтально проверяет готовность обучающихся к уроку. Интересуется вопросами по письменному заданию и организует опрос по основном положениям МКТ выборочно.

На доске:

1. Основные положения МКТ с опытным обоснованием.

2. Диффузия.

3. Броуновское движение.

 

Ученики делятся результатами своей работы, своими затруднениями, корректируют свои ответы.

По указанию учителя отвечают наизусть основные положения МКТ и их опытное обоснование.

Фронтальная работа с классом.

Проверяют уровень усвоения материала.

3. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

 

 

Беседа с учениками.

 - Как можно, с точки зрения МКТ объяснить существование трех состояний вещества.

Учитель организует повторение материала 7 класса. После обсуждения с учениками просит учеников сформулировать тему урока.

Ученики работают с места отвечают на поставленные вопросы.

Ученики формулируют тему урока и записывают ее в тетрадях.

Беседа.

Настраиваются на восприятие информации.

4. Изучение темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

Раздаточный материал.

Учитель раздает таблицу по трем состояниям вещества и просит учеников заполнить ее. Можно использовать материал §2.

 

Обучающиеся некоторое время заполняют таблицу, а затем обсуждают и сравнивают правильность ее заполнения.

 

Самостоятельная работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция с элементами практической деятельности.

Вспоминают, повторяют, углубляют знания по ранее изученной теме.

 

 

 

 

твердое

жидкое

газ

Форма.

Объем.

Сжимаемость.

Расположение молекул.

Движение молекул.

Взаимодействие молекул.

Сравнение Ек и Еп энергии.

 

 

 

 

    Прежде чем подробнее говорить о твердых телах уточним понятие твердого тела. Жидкости и твердые тела отличаются от газов тем, что в газах силы упругости возникают при значительном уменьшении объема, тогда как в твердых и жидких телах силы упругости возникают при незначительных деформациях сжатия и растяжения. При чем значения сил упругости различаются, в газах слабее, чем в твердых и жидких телах. Если же рассмотреть деформацию сдвига, то такая деформация в твердых телах также сопровождается возрастанием сил упругости, при этом форма тела не меняется, в то время как у жидких тел сдвиг не сопровождается возникновением силы упругости.

Но и в твердых телах из-за различия их молекулярного строения свойства различаются.  

Демонстрация. Презентация.

https://disk.yandex.ru/i/L-FJdF0mbBU6hQ

    Твердые тела делятся на два вида – кристаллические и аморфные.

На столах у вас находятся соль и сахар, посмотрите на них через лупу, также посмотрите на образцы воска и пластилина.

Каковы отличия?

    Эти отличия связаны с молекулярной структурой. У кристаллов молекулы образуют четкие геометрические формы – кристаллическую решетку. Демонстрация моделей кристаллических решеток. Различают кубическую, объёмно-центрированная, гранецентрированная и гексагональная. У всех этих структур можно обнаружить симметрию. В то время, как у аморфных тел можно наблюдать только ближний порядок расположения и эти структуры не поддаются симметрии.

     Различие молекулярных структур и задают различие в физических свойствах твердых тел.

Например, различие в тепловых свойствах. Возьмем кусок фольги и целлофановый мешок. Коснёмся их раскаленной спицей. Что произошло? Это связано с тем, что полиэтилен аморфное вещество и поэтому с увеличением температуры сразу начинает плавится, а фольга — это кристаллическое тело и для его плавления требуется достижение определенной температуры.

    Кристаллические тела тоже делятся на два вида – монокристаллы и поликристаллы. Поликристаллы состоят из отдельных сросшихся между собой маленьких кристаллов – посмотрите на кусочек сахара рафинада, образец «каменной розы». Монокристаллы - это твердые тела, состоящие из единой кристаллической решетки. К ним относятся драгоценные камни и некоторые минералы.

     У кристаллических тел помимо симметрии в строении молекулярных структур наблюдается свойство анизотропии – зависимость физических свойств от выбранного направления воздействия. Обратите внимание на простой карандаш. Графит заточен так, чтобы его слои хорошо отслаивались при написании. Если стержень карандаша расположить боком, то он пишет хуже. Если посмотреть на слюду, то слюда отслаивается только в одном направлении.

    Кроме анизотропии для кристаллических тел можно наблюдать полиморфизм – различные молекулярные структуры для одного и того же вещества. Например, углерод образует: уголь, графит, алмаз, фуллерен. Сера – ромбическая, моноклинная, пластическая. Карбонат кальция – мел, мрамор, известняк, кальцит, арагонит. Более подробно полиморфизм вещества вы рассмотрите на уроках химии.

7. Рефлексия.

Подведем итоги нашей деятельности на уроке?

- Какой материал мы повторили?

- Чем его дополнили?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие вопросы по свойствам твердых тел у вас возникли?

Ученики отвечают с места на поставленные вопросы.

Фронтальная беседа вопрос-ответ

 

8. Домашнее задание.

  § 2 читать. Вырастить кристалл.

 

Открывают дневники записывают домашнее задание.

 

Планируют домашнюю деятельность.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока 2

Технологическая карта урока 2

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Физминутка. Раздаточный материал

Физминутка. Раздаточный материал

Форма. Объем. Сжимаемость.

Форма. Объем. Сжимаемость.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2024