Технологическая карта урока № 23
Тема: У каждого свой музыкальный инструмент»
Предмет |
Музыка |
Авторы УМК |
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Сформировать представление о тембре как средстве музыкальной выразительности. |
Задачи урока |
Обучающая: Сопоставление тембровой окраски детских музыкальных инструментов с персонажами песни Агафонникова «Теремок». Закрепление понятия «Темп» Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи, умения анализировать. Воспитывающие: воспитание музыкальной культуры, интереса к изучаемому материалу |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
научатся проводить интонационно-образный анализ произведений, обобщать, формулировать Предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ произведений, обобщать, формулировать выводы восприятие на примере произведений П.Чайковского «Сладкая греза», «Волынка» И.С.Баха, «Клоуны» Д. Кабалевский. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей; Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через метопредметные связи, разыгрывание песен, исценировка. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения, участвовать в коллективном обсуждении; Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, расширение представлений об опыте человечества, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения. |
Основные понятия |
термин «тембр»,мнастроение в музыке, название музыкальных инструментов. |
Программный материал |
Таблица «Музыкальные инструменты», музыкальный материал в mp3. |
Оборудование |
Компьютер, презентация, фортепиано, учебник, доска. |
№ п/п |
Этап урока Время |
Деятельность |
Формируемые УУД |
|
Учителя |
Обучающихся |
|||
1. |
Организационный момент (3 минуты) |
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Ксения Юрьевна, и сегодня я проведу у вас уроки музыки. Ребята, я вам приготовила загадку тема нашего сегодняшнего урока: «У каждого свой музыкальный …?». А отгадку вы назовете в конце урока. - Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие вместе с богиней музыки Музой. Богиня Муза проведёт нас в картинную галерею, концертный зал, творческую мастерскую. А чтобы в пути нам было не скучно, я предлагаю поиграть в игру эхо. Вы будете моим эхом. -А что делает эхо? -А как оно повторяет, громче или тише? - Давайте попробуем его сделать. Я скажу слово Муза. Итак… (следом повторяют эхом) - Правильно. Ребята, сейчас вы попробуете себя в роли эхо. Я буду читать стих по строчке, а вы должны будете повторять следом за мной только эхом. Первую строчку я вместе с вами прочитаю эхом, а все остальные вы сами. Ну что, начнем…«Пастушья песня» - Молодцы! О ком было стихотворение? - Чем занимаются пастухи? - Пока мы с вами проговаривали стихотворение, не заметили, как попали в картинную галерею. А здесь нас ждёт уже наша Муза. Что же она нам приготовила |
Приветствуют учителя.
Слушают.
- Повторяет. - Тише.
- Муза.
Пробуют себя в роли эхо.
- О пастухе.
- Пасут стадо.
|
Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности
Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу |
2. |
Введение нового материала (30 минут) |
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на этой иллюстрации? -Как вы догадались, что это пастухи? - В старину пастушки носили с собой музыкальные инструменты. Как вы думаете, для чего?
- Ребята, сейчас я вам буду загадывать разные музыкальные загадки. На экране представлено несколько музыкальных инструментов. Послушайте и отгадайте, какой из этих инструментов сейчас будет звучать. (Звучит фрагмент русского народного наигрыша на свирели «Полянка») - Это звучание похоже на игру на гитаре, скрипке и барабане?
- Если это звучание не похоже на игру гитары, скрипки и барабана, так какой же из представленных музыкальных инструментов сейчас звучал? - Правильно. Дудочка – это русский народный инструмент. Можно сказать дудочка, но у этого инструмента есть музыкальное название: свирель. - А как вы думаете, кто может играть на дудочке-свирели? - Всё верно. Как вы думаете, где звучит эта музыка: в концертном зале или на празднике, на природе? -Где лучше слушать эту музыку? - Правильно. Прослушайте фрагмент из этой же песни. И постарайтесь ответить на вопрос, пастушок играет один или ему кто-то помогает? (звучит музыка наигрыша)
- Пастушок играет один или ему кто-то помогает? Кто ему помогает? - Он играет только для себя или веселит кого-то? - А что ещё обычно делает пастушок? - Правильно. Коровы или козочки слышат дудочку и идут за пастушком. Долго ходит по полям и лугам пастушок, а с дудочкой-свирелькой ему веселей. И если волк или какой другой дикий зверь захочет напасть на стадо, то, заслышав звуки свирельки, побоится. Свирель обычно делали из мягких пород дерева или камыша. Срезал пастушок пустотелый тростник, либо брал кусок дерева, очищал серединку, делал прорези, отверстия, - и свирелька готова. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Поэтому часто пастушка называют Лелем. - Да, все любят пастушка, а девушки водят вокруг него хороводы, поют про него песни. - Мы продолжаем наше путешествие по картинной галерее.На этот раз Муза приготовила нам звучащую картину. Давайте рассмотрим, послушаем и угадаем, какой сейчас инструмент будет звучать. (Звучит трио рожечников) - Какой инструмент сейчас звучал?
- По звучанию отличался инструмент от свирели? - Какой голос был у свирели?
- А чем отличается голос этого инструмента от свирели? - Правильно, и этот инструмент называется рожок. Рожок – это русский народный инструмент. Почему он так называется? Потому, что формой он напоминает рог животного.Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. (Если затрудняются ответить, то прослушивается фрагмент еще раз) - Скажите, один пастушок играет на рожке или он с кем-то переговаривается? - Да, часто пастушки «переговаривались» разными сигналами, находясь друг от друга на большом расстоянии. - Музыку исполняли три музыканта-рожечника.А кто знает, как называется ансамбль из трёх исполнителей? - Молодцы. Физкультминутка под музыку.
- Все любят играть на музыкальных инструментах и у каждого народа свои инструменты (Слушают песню «У каждого свой музыкальный инструмент») - Так о каких же музыкальных инструментах идет речь в этой песне? - Мы уже познакомились с дудочкой и рожком. Что общего у этих инструментов? А еще? - Дудочка и рожок – это духовые инструменты. Такие инструменты, в которых дуют, называют духовыми инструментами. Поднимите руку, кто знает, что такое волынка? - Звучание волынки напоминает народные духовые инструменты, но устроена она так, что может одновременно играть и мелодию, и аккомпанемент. На волынке играют обычно на открытом воздухе, так как звук её сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев. - Ребята, сейчас мы просмотрим видеоролик, как играют на волынке. Внимание на экран. - А сейчас мы с вами поиграем на воображаемых инструментах, а именно на волынке, дудочке и рожке под песню «У каждого свой музыкальный инструмент». У каждого из вас будет свой музыкальный инструмент. - Как мы будем играть на волынке, дудочке и рожке. Кто как думает? (Показываю как играть). - Молодцы, вот как хорошо вы умеете играть на воображаемых инструментах. . Муза открыла перед нами двери своей мастерской. - Богиня Муза приготовила для музыкальных инструментов емкости, которые называются маракасы. Давайте наполним их (гречкой, горохом, фасолью и т.д.). - Ребята, я сейчас вам раздам музыкальные инструменты, и мы попытаемся сыграть под музыку. Солисты у нас будут играть на маракасах, а все остальные на палочках, трещотках. (Выбираю трех солистов). У нас получится настоящий оркестр музыкантов. - А кто руководит оркестром? . Песня называется «Зимняя сказка». У вас на партах лежат листочки с текстом песни. Сейчас мы с вами повторим эту песню и ее споем. Кто желает прочитать 1 куплет? 2 куплет?3 куплет?4 куплет? - Мы повторили песню, а сейчас ее споем. - Молодцы! |
- Пастухи.
- Вокруг них животные.
- Они играли на них.Каждое стадо знало звуки инструмента своего пастуха и в случае, если кто-то из животных потеряется, пастух заиграет на своём инструменте и животное обязательно придёт на его зов.
Слушают музыкальный фрагмент.
-Нет.
- Дудочка.
- Музыканты, пастушки.
- На природе.
- В деревне, на природе.
Слушают.
Помогают: баян, балалайка.
- Веселит, хочется плясать под его дудочку. - Пасёт коров, коз, овечек.
Слушают.
Слушают трио рожечников.
Тоже похоже на дудочку, но звучит по-другому. - Да.
- Звонкий, высокий, тоненький. - Ниже, грубее.
Слушают.
- Да, он разговаривает с кем-то.
- Трио.
Слушают.
- О волынке, дудочке и рожке.
- Дудочка и рожок – это русские народные инструменты.
Высказывают свое мнение
Смотрят видеоролик.
Играют на воображаемых инструментах.
Предлагают свои варианты.
Украшают маракасы.
- Дирижер.
Играют на музыкальных инструментах.
Повторяют слова песни.
Исполняют песню. |
Познавательные: уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности
Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки
Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки
Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности
Регулятивные: уметь проявлять способность к саморегуляции
Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя
Личностные: уметь выказывать своё отношение к музыке и выражать свои эмоции
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
2. |
Рефлексия (5-7 минут) |
- Ребята, вначале урока я вам загадала загадку, и теперь мы можем ее отгадать. Итак «У каждого свой музыкальный …» Что же это? - С какими инструментами вы сегодня познакомились на уроке? - Почему они называются народными? - Кто обычно играет на этих инструментах? - Что вам понравилось на уроке? Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! |
- «У каждого свой музыкальный инструмент»
- Волынка, дудочка, рожок.
- Потому что их создал народ. Отвечают.
- Пастушки.
Отвечают. |
Познавательные: формирование умения анализировать информацию, делать выводы
Личностные: формирование интереса к различным видам искусства
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.