Технологическая карта урока №1, 7 класс. "Что изучает физика. Основные физические понятия".
Оценка 4.7

Технологическая карта урока №1, 7 класс. "Что изучает физика. Основные физические понятия".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
06.09.2024
Технологическая карта урока №1, 7 класс. "Что изучает физика. Основные физические понятия".
Первый урок в 7 классе направлен на знакомство с предметом и создает возможность заинтересовать предметом обучающихся за счет предложенных демонстрация.
ТК 1 Что изучает физика. Осн. физ. пон..docx

7 класс.Технологическая карта урока 1.

 

Тема урока: Инструктаж по технике безопасности. Физика – наука о природе. Основные физические понятия.

Цели урока:

Познакомить обучающихся 7 класса с новым предметом, требованиями к уроку и правилами поведения на переменах и на уроках в кабинете. Ввести основные физические понятия и некоторую терминологию.

Образовательные

Учить анализировать явления природы, сопоставлять их с физическими явлениями, приводить примеры явлений.  Распознавать понятия физическое тело и вещество.

Развивающие

Развивать общие представления о предмете.

Воспитательные

Познавательный интерес, уверенность в возможности познания природы, взаимоуважение.

Тип урока

Введение нового материала.

Форма урока

Урок – рассказ.

Опорные понятия, термины

Материя, вещество, поле, физическое тело, явления.

Новые понятия

Материя, вещество, поле, физическое тело, явления.

Формы контроля

Самоконтроль.

Домашнее задание

§1,2 читать.

Сделать задание Урок 1 https://disk.yandex.ru/i/iP3Yqg8VoS9TRg

 

УУД.

 

Личностные

Осознание ценности физической науки, как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий.

Метапредметные

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); сопоставлять свои суждения с суждением других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций.

Предметные

Использовать понятия: материя, вещество, тело, физическое явление.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1. Организационный.

Приветствует учеников.

Представляется. Знакомит с требованиями к уроку.

Необходима 1 рабочая тетрадь 48 листов, 2 тоненькие в клетку 1 для контрольных работ, 2 для лабораторных.

Подписывают совместно титульный лист рабочей тетради.

Приветствуют учителя.

Записывают в дневнике ФИО учителя.

Сдают тетради для контрольных и лабораторных работ (если есть), оформляют титульный лист рабочей тетради.

 

Обучающиеся знакомятся с требованиями, оформляют по единому образцу тетради.

2. Инструктаж по технике безопасности.

Зачитывает основные общие правила нахождения обучающихся в кабинете физики.

 

Кабинет физики – это кабинет особого образца. Здесь находится специальное оборудование, которое используется для организации урока. На перемене учитель готовит по необходимости либо демонстрацию, либо практическую работу, поэтому недопустимо в кабинете активное движение обучающихся.

Если вы видите оборудование на столе не нужно его трогать – это может быть опасно или вы можете сбить настройки установки.

При проведении практических и лабораторных работ следует выполнять все по инструкции учителя. К каждой работе эти инструкции будут проговариваться отдельно.

Недопустимо баловаться оборудованием, чтобы не повредить его и не нанести травму.

Обучающиеся слушают и расписываются в журнале по технике безопасности.

 

Запоминают общие правила поведения в кабинете физики, расписываются в журнале инструктажа.

3. Постановка проблемного вопроса.

Учитель повествует.

Ребята, у вас за плечами 6 лет обучения в школе, вы живете в высоко технологическом мире. Как человек придумал все это? Еще буквально 100 лет мир выглядел иначе и то что мы имеем сегодня можно было прочитать только в фантастических романах. Так описание современных геликоптеров (вертолетов) принадлежит Жюлю Верну (почти 130 лет назад). В романе «Робур-Завоеватель» Альбатрос - аппарат передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, которые приводятся в действие электроэнергией. У Герберта Уэллса (21 сентября 1866 - 13 августа 1946) вместо угля для обогрева домов, по его мнению, должны использоваться проведенные в стенах «нагревательные трубы» (центральное отопление), особые механизмы будут вентилировать в помещениях воздух (кондиционер), грязную посуду можно будет помыть в машинах со специальным растворителем (посудомоечная машина), а «кухарство превратится в приятную забаву» благодаря электроплите.Клонирование людей, трансплантация органов, кибернетическое протезирование, генная инженерия, нанотехнологии — о многом из этого можно почитать у Александра Беляева (например, «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»).

Конечно наука началась не с фантастических произведений, скорее она началась с человеческого любопытства. Есть несколько естественных наук, которые изучают наш мир и некоторые из них вы уже начали изучать? Что это за науки?

- Что изучает география?

 

 

- Что изучает биология?

И конечно современные дети приблизительно понимают, что же изучает физика.

 

Обучающиеся слушают, дополняют повествование учителя с места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- География, биология.

- Нашу планету и процессы происходящие на ней.

 

- Мир животных и растений.

- ответы детей.

 

 

 

Беседа.

Настраиваются на восприятие новой информации.

 

Осознают достижения современной науки.

4. Изучение темы.

Слово физика происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Физика – это наука о природе. Термин ввел греческий философ – Аристотель, живший в 4 веке до н.э. В России это слово ввел М.В. Ломонсов.

 

В тетрадях запишем

 

 

 

 


- А что из себя представляет неживая природа?

 

Вся наша вселенная – это проявление неживой природы. Все что мы воспринимаем органами чувств или регистрируем приборами является материей. Материя существует в двух видах – вещество и поле.

Вещество, как правило мы воспринимаем органами чувств: воздух, вода, металл, смола – это примеры веществ. Поле мы не воспринимаем органами чувств, но это не означает, что оно не оказывает влияние на живые и не живые организмы. Примеры: электрическое и магнитное поле или электромагнитное и гравитационное поле.

Все окружающие предметы, одушевленные и неодушевленные объекты при рассмотрении физических задач мы будем называть телом. Тело – это некоторая ограниченная часть пространства, заполненная веществом.

Пример: вещество – стекло, тело- стакан; вещество – железо, тело – плита; вещество – водород, тело - звезда.

Конспект смотреть в конце

 технологической карты.

Процессы, происходящие с физическими телами называется – явлением. Не всякое явление природы будет физическим. Если мы рассматриваем движение автомобиля, то данное явление считается физическим. При движении автомобиль не претерпевает изменений, он просто меняет свое положение в пространстве, а вот если мы смешаем соду и лимонную кислоту и зальем водой, то можно наблюдать характерное изменение с этим раствором – данное явление, происходящее с изменением вещества является химическим.

Демонстрация физических явлений.

1. Механическое явление.

Удерживание теннисного мячика воздушной струей фена.

2. Тепловые явление.

- Воздушный шарик в пламени огня.

Воздушный шар надуваем с добавлением в него небольшого количества воды. Над пламенем шарик располагаем так, чтобы вода приходилась над пламенем. Шарик не лопнет.

- Эксперимент со свечой.

Зажигаем свечу, тушим и подносим газовую зажигалку над дымом от фитиля на некоторой высоте и зажигаем. Фитиль свечи загорается снова.

3. Электрическое явление.

Огниво. Берем плоскую свечу, вблизи фитиля кладем кусок ваты. Берем батарейку (можно пальчиковую) и фольгу. Из фольги вырезаем ленту (где-то 7мм толщины и длины чуть больше длины батарейки), посередине фольги делаем надрез в виде уголка.

 

 


Замыкаем фольгу на батарейку так, чтобы уголок располагался вблизи ваты и фитиля.

4. Магнитные явления.

- Магнитная пушка.

На направляющую рейку положить мощный полосовой магнит, с одной стороны от магнита пару свинцовых шариков, с другой запустить шарик за счет притяжения магнита. Когда шарик притянется к магниту и ударится, шарик с другой стороны оторвется и будет двигаться с большей скоростью.

5. Оптическое явление.

Нарисовать на доске две горизонтальные стрелки. Напротивстрелок установить большой цилиндрический сосуд так, чтобы стрелки располагались за ним. Наливая воду в сосуд стрелки переворачиваются. Сделать заранее, чтобы знать расстояние при кортом наблюдается перевернутое изображение.

6. Звуковое явление.

Акустический резонанс.

Три камертона два одинаковой частоты, один с другой. Шарик на нити на штативе.

https://youtu.be/IjXnKBVXDTc(ссылка на некоторые опыты).

 

 

 

 

 

 

Ученики оформляют тетрадь.

 

 

 

 

- Это земля, реки, камни, облака….

 

Ученики слушают и оформляют тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики смотрят демонстрации, ведут пояснения увиденного, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная работа с классом.

Знакомятся с новой терминологией, приобретают первичные представления о предмете, учатся рассуждать, сопоставлять данные, извлекать новую информацию из предлагаемых моделей.

5. Закрепление.

Ни каждое явление природы или процессы, происходящие в каких – либо устройствах являются физическим. Наша задача на уроках физики, изучая физические явления учиться выделять их проявления в природных явлениях и объяснять работу различных технических устройств на основе физических явлений, положенных в основу данного устройства.

 

Демонстрация:

Парафиновый мотор.

Берем свечу длиной примерно 12 см. Протыкаем ее ровно посередине шилом и вставляем в сквозное отверстие зубочистку. Устанавливаем на подставках (можно взять стаканы) эту свечку на зубочистке (как рычажную качелю) и поджигаем фитиль с обоих сторон. По мере горения свеча начнет раскачиваться.

 

- Объясните, почему свеча раскачивается и какие физические явления можно наблюдать.

 

В данном эксперименте наблюдаем тепловые явления: нагревание и плавление воска. Механические явления: стекание воска со свечи и его падение (притяжение земли), поочередное изменение массы частей свечи приводит к ее движению.

 

Другой пример (теоретически).

Почему в горах нельзя шуметь? Представим, что на Эвересте прозвучал выстрел из пистолета в результате чего образовалась лавина. Какие физические явления здесь можно наблюдать.

Ученики слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят эксперимент, дают к нему комментарии с места, сопоставляют физические явления с наблюдаемым явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

- В результате выстрела образуется громкий звук – звуковое явление, который раскачивает гору – по горе идут вибрации – это тоже механическое явление. Из-за таких вибраций снег не удерживается и начинает скользить вниз- притягивает земля – механическое явление.

Фронтальная работа с классом.

Первичное применение знаний, учатся находить выделенные в группы физические явления в наблюдаемых экспериментах.

6. Рефлексия.

В заключении давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке.

- Почему нельзя трогать учебное оборудование если вы пришли и увидели его на столе?

- Что не допускается категорически при проведении лабораторных и практических работ.

- Что мы будем изучать на уроке физики?

- Приведите примеры веществ.

- Приведите примеры физических тел.

- Какие физические явления нам предстоит рассмотреть в школьном курсе физики?

 

- Есть ли у вас вопросы по ходу урока?

 

 

- Можно травмироваться или испортить установку.

- Баловаться и играть с оборудованием.

- Физические явления.

- Пластмасса, керосин, гелий.

- Пенал, рюкзак, кошка.

- Механические, тепловые, звуковые, световые, электромагнитные, ядерные.

Фронтальная работа с классом.

Подводят итог своей деятельности, конкретизируют полученные знания.

7. Домашнее задание.

§1,2 читать.

Сделать задание Урок 1https://disk.yandex.ru/i/iP3Yqg8VoS9TRg

 

 

Записывают в дневник задание.

 

Планируют свою деятельность.


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока 1

Технологическая карта урока 1

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыРезультат взаимодействия (сотрудничества) 1

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыРезультат взаимодействия (сотрудничества) 1

Жюлю Верну (почти 130 лет назад)

Жюлю Верну (почти 130 лет назад)

М.В. Ломонсов. В тетрадях запишем -

М.В. Ломонсов. В тетрадях запишем -

Демонстрация физических явлений

Демонстрация физических явлений

Оптическое явление. Нарисовать на доске две горизонтальные стрелки

Оптическое явление. Нарисовать на доске две горизонтальные стрелки

Механические явления: стекание воска со свечи и его падение (притяжение земли), поочередное изменение массы частей свечи приводит к ее движению

Механические явления: стекание воска со свечи и его падение (притяжение земли), поочередное изменение массы частей свечи приводит к ее движению

Записывают в дневник задание

Записывают в дневник задание

Технологическая карта урока №1, 7 класс. "Что изучает физика. Основные физические понятия".

Технологическая карта урока №1, 7 класс. "Что изучает физика. Основные физические понятия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2024