7 класс.Технологическая карта урока 1.
Тема урока: Инструктаж по технике безопасности. Физика – наука о природе. Основные физические понятия.
Цели урока: |
Познакомить обучающихся 7 класса с новым предметом, требованиями к уроку и правилами поведения на переменах и на уроках в кабинете. Ввести основные физические понятия и некоторую терминологию. |
Образовательные |
Учить анализировать явления природы, сопоставлять их с физическими явлениями, приводить примеры явлений. Распознавать понятия физическое тело и вещество. |
Развивающие |
Развивать общие представления о предмете. |
Воспитательные |
Познавательный интерес, уверенность в возможности познания природы, взаимоуважение. |
Тип урока |
Введение нового материала. |
Форма урока |
Урок – рассказ. |
Опорные понятия, термины |
Материя, вещество, поле, физическое тело, явления. |
Новые понятия |
Материя, вещество, поле, физическое тело, явления. |
Формы контроля |
Самоконтроль. |
Домашнее задание |
§1,2 читать. Сделать задание Урок 1 https://disk.yandex.ru/i/iP3Yqg8VoS9TRg
|
УУД. |
|
Личностные |
Осознание ценности физической науки, как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий. |
Метапредметные |
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); сопоставлять свои суждения с суждением других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций. |
Предметные |
Использовать понятия: материя, вещество, тело, физическое явление. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
||||||
1. Организационный. |
Приветствует учеников. Представляется. Знакомит с требованиями к уроку. Необходима 1 рабочая тетрадь 48 листов, 2 тоненькие в клетку 1 для контрольных работ, 2 для лабораторных. Подписывают совместно титульный лист рабочей тетради. |
Приветствуют учителя. Записывают в дневнике ФИО учителя. Сдают тетради для контрольных и лабораторных работ (если есть), оформляют титульный лист рабочей тетради. |
|
Обучающиеся знакомятся с требованиями, оформляют по единому образцу тетради. |
||||||
2. Инструктаж по технике безопасности. |
Зачитывает основные общие правила нахождения обучающихся в кабинете физики.
Кабинет физики – это кабинет особого образца. Здесь находится специальное оборудование, которое используется для организации урока. На перемене учитель готовит по необходимости либо демонстрацию, либо практическую работу, поэтому недопустимо в кабинете активное движение обучающихся. Если вы видите оборудование на столе не нужно его трогать – это может быть опасно или вы можете сбить настройки установки. При проведении практических и лабораторных работ следует выполнять все по инструкции учителя. К каждой работе эти инструкции будут проговариваться отдельно. Недопустимо баловаться оборудованием, чтобы не повредить его и не нанести травму. |
Обучающиеся слушают и расписываются в журнале по технике безопасности. |
|
Запоминают общие правила поведения в кабинете физики, расписываются в журнале инструктажа. |
||||||
3. Постановка проблемного вопроса. |
Учитель повествует. Ребята, у вас за плечами 6 лет обучения в школе, вы живете в высоко технологическом мире. Как человек придумал все это? Еще буквально 100 лет мир выглядел иначе и то что мы имеем сегодня можно было прочитать только в фантастических романах. Так описание современных геликоптеров (вертолетов) принадлежит Жюлю Верну (почти 130 лет назад). В романе «Робур-Завоеватель» Альбатрос - аппарат передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, которые приводятся в действие электроэнергией. У Герберта Уэллса (21 сентября 1866 - 13 августа 1946) вместо угля для обогрева домов, по его мнению, должны использоваться проведенные в стенах «нагревательные трубы» (центральное отопление), особые механизмы будут вентилировать в помещениях воздух (кондиционер), грязную посуду можно будет помыть в машинах со специальным растворителем (посудомоечная машина), а «кухарство превратится в приятную забаву» благодаря электроплите.Клонирование людей, трансплантация органов, кибернетическое протезирование, генная инженерия, нанотехнологии — о многом из этого можно почитать у Александра Беляева (например, «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»). Конечно наука началась не с фантастических произведений, скорее она началась с человеческого любопытства. Есть несколько естественных наук, которые изучают наш мир и некоторые из них вы уже начали изучать? Что это за науки? - Что изучает география?
- Что изучает биология? И конечно современные дети приблизительно понимают, что же изучает физика.
|
Обучающиеся слушают, дополняют повествование учителя с места.
- География, биология. - Нашу планету и процессы происходящие на ней.
- Мир животных и растений. - ответы детей.
|
Беседа. |
Настраиваются на восприятие новой информации.
Осознают достижения современной науки. |
||||||
4. Изучение темы. |
Слово физика происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Физика – это наука о природе. Термин ввел греческий философ – Аристотель, живший в 4 веке до н.э. В России это слово ввел М.В. Ломонсов.
В тетрадях запишем
- А что из себя представляет неживая природа?
Вся наша вселенная – это проявление неживой природы. Все что мы воспринимаем органами чувств или регистрируем приборами является материей. Материя существует в двух видах – вещество и поле. Вещество, как правило мы воспринимаем органами чувств: воздух, вода, металл, смола – это примеры веществ. Поле мы не воспринимаем органами чувств, но это не означает, что оно не оказывает влияние на живые и не живые организмы. Примеры: электрическое и магнитное поле или электромагнитное и гравитационное поле. Все окружающие предметы, одушевленные и неодушевленные объекты при рассмотрении физических задач мы будем называть телом. Тело – это некоторая ограниченная часть пространства, заполненная веществом. Пример: вещество – стекло, тело- стакан; вещество – железо, тело – плита; вещество – водород, тело - звезда. Конспект смотреть в конце технологической карты. Процессы, происходящие с физическими телами называется – явлением. Не всякое явление природы будет физическим. Если мы рассматриваем движение автомобиля, то данное явление считается физическим. При движении автомобиль не претерпевает изменений, он просто меняет свое положение в пространстве, а вот если мы смешаем соду и лимонную кислоту и зальем водой, то можно наблюдать характерное изменение с этим раствором – данное явление, происходящее с изменением вещества является химическим. Демонстрация физических явлений. 1. Механическое явление. Удерживание теннисного мячика воздушной струей фена. 2. Тепловые явление. - Воздушный шарик в пламени огня. Воздушный шар надуваем с добавлением в него небольшого количества воды. Над пламенем шарик располагаем так, чтобы вода приходилась над пламенем. Шарик не лопнет. - Эксперимент со свечой. Зажигаем свечу, тушим и подносим газовую зажигалку над дымом от фитиля на некоторой высоте и зажигаем. Фитиль свечи загорается снова. 3. Электрическое явление. Огниво. Берем плоскую свечу, вблизи фитиля кладем кусок ваты. Берем батарейку (можно пальчиковую) и фольгу. Из фольги вырезаем ленту (где-то 7мм толщины и длины чуть больше длины батарейки), посередине фольги делаем надрез в виде уголка.
Замыкаем фольгу на батарейку так, чтобы уголок располагался вблизи ваты и фитиля. 4. Магнитные явления. - Магнитная пушка. На направляющую рейку положить мощный полосовой магнит, с одной стороны от магнита пару свинцовых шариков, с другой запустить шарик за счет притяжения магнита. Когда шарик притянется к магниту и ударится, шарик с другой стороны оторвется и будет двигаться с большей скоростью. 5. Оптическое явление. Нарисовать на доске две горизонтальные стрелки. Напротивстрелок установить большой цилиндрический сосуд так, чтобы стрелки располагались за ним. Наливая воду в сосуд стрелки переворачиваются. Сделать заранее, чтобы знать расстояние при кортом наблюдается перевернутое изображение. 6. Звуковое явление. Акустический резонанс. Три камертона два одинаковой частоты, один с другой. Шарик на нити на штативе. https://youtu.be/IjXnKBVXDTc(ссылка на некоторые опыты). |
Ученики оформляют тетрадь.
- Это земля, реки, камни, облака….
Ученики слушают и оформляют тетрадь.
Ученики смотрят демонстрации, ведут пояснения увиденного, отвечают на вопросы учителя |
Фронтальная работа с классом. |
Знакомятся с новой терминологией, приобретают первичные представления о предмете, учатся рассуждать, сопоставлять данные, извлекать новую информацию из предлагаемых моделей. |
||||||
5. Закрепление. |
Ни каждое явление природы или процессы, происходящие в каких – либо устройствах являются физическим. Наша задача на уроках физики, изучая физические явления учиться выделять их проявления в природных явлениях и объяснять работу различных технических устройств на основе физических явлений, положенных в основу данного устройства.
Демонстрация: Парафиновый мотор. Берем свечу длиной примерно 12 см. Протыкаем ее ровно посередине шилом и вставляем в сквозное отверстие зубочистку. Устанавливаем на подставках (можно взять стаканы) эту свечку на зубочистке (как рычажную качелю) и поджигаем фитиль с обоих сторон. По мере горения свеча начнет раскачиваться.
- Объясните, почему свеча раскачивается и какие физические явления можно наблюдать.
В данном эксперименте наблюдаем тепловые явления: нагревание и плавление воска. Механические явления: стекание воска со свечи и его падение (притяжение земли), поочередное изменение массы частей свечи приводит к ее движению.
Другой пример (теоретически). Почему в горах нельзя шуметь? Представим, что на Эвересте прозвучал выстрел из пистолета в результате чего образовалась лавина. Какие физические явления здесь можно наблюдать. |
Ученики слушают.
Смотрят эксперимент, дают к нему комментарии с места, сопоставляют физические явления с наблюдаемым явлением.
- В результате выстрела образуется громкий звук – звуковое явление, который раскачивает гору – по горе идут вибрации – это тоже механическое явление. Из-за таких вибраций снег не удерживается и начинает скользить вниз- притягивает земля – механическое явление. |
Фронтальная работа с классом. |
Первичное применение знаний, учатся находить выделенные в группы физические явления в наблюдаемых экспериментах. |
||||||
6. Рефлексия. |
В заключении давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке. - Почему нельзя трогать учебное оборудование если вы пришли и увидели его на столе? - Что не допускается категорически при проведении лабораторных и практических работ. - Что мы будем изучать на уроке физики? - Приведите примеры веществ. - Приведите примеры физических тел. - Какие физические явления нам предстоит рассмотреть в школьном курсе физики?
- Есть ли у вас вопросы по ходу урока? |
- Можно травмироваться или испортить установку. - Баловаться и играть с оборудованием. - Физические явления. - Пластмасса, керосин, гелий. - Пенал, рюкзак, кошка. - Механические, тепловые, звуковые, световые, электромагнитные, ядерные. |
Фронтальная работа с классом. |
Подводят итог своей деятельности, конкретизируют полученные знания. |
||||||
7. Домашнее задание. |
§1,2 читать. Сделать задание Урок 1https://disk.yandex.ru/i/iP3Yqg8VoS9TRg
|
Записывают в дневник задание. |
|
Планируют свою деятельность. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.