Урок по алгебре и началам анализа в 10 классе.
Учитель МБОУ «Мглинская СОШ №1» Скок Валентина Михайловна
Тема урока: «Решение однородных тригонометрических уравнений»
Автор УМК А.Г. Мордкович
Цель урока:
сформировать умение решать простейшие однородные тригонометрические уравнения;
решать тригонометрические уравнения по заданному алгоритму;
решать тригонометрические уравнения, самостоятельно выбирая метод решения.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации для решения тригонометрических уравнений; выбор методов решения тригонометрических уравнений в зависимости от их типа; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, рефлексия, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, необходимости приобретения новых знаний.
Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, тетради, чистые листы для самостоятельной работы, стенды по тригонометрии: а) значения тригонометрических функций, б) основные формулы тригонометрии.
Главная проблема урока:
Решение тригонометрических уравнений. Выведение алгоритма решения однородных тригонометрических уравнений.
Тип урока: комбинированный.
Содержание урока
I. Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие: проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, кто отсутствует).
II. Этап проверки домашнего задания
Задача: актуализировать полученные ранее знания.
Деятельность учителя:
Учитель создает ситуацию успеха для формирования и повышения учебной мотивации,
Дает задания, которые ученики выполняют известным способом (актуализация знаний),
организует фронтальную работу по проверке знаний.
Деятельность учащихся:
взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. контролируют правильность ответов друг друга,
сопоставляют своё решение с решением на презентации и выполняют самопроверку.
Способы деятельности:
1. Всему классу представляется устный диктант (на слайдах в презентации):
№1 Ответьте на вопросы:
- что называется arcsin a?
- что называется arccos a?
- чему равен arcsin (-a)?
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида sinx = a?
- чему равен arcos (-a)?
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида cos x = a.
№2. Вычислите устно:
1) arcsin ½
2) arcos 1/2
3) arccos √3/2
4) arcsin √2/2
2. Решение уравнений с взаимопроверкой:
№3. Решите уравнения (в тетради, трое учащихся работают самостоятельно у доски, затем устная проверка ответов):
Варианта I |
Вариант II |
sin x = cos x = - |
cos x = sin x = - |
sin ( x - ) = -1 |
sin ( x + ) = 1 |
Проверка работы, выполненной на доске. Каждый учащийся комментирует свой решенный пример. Выясняется, что учащиеся не поняли или не усвоили.
3. Самостоятельная работа через проектор на два варианта
Варианта I 1) 2sinx cosx = 1 2) cos2x – 5 cosx + 1 = 0
|
Вариант II 1) cos2x – sin 2x = 1 2) 2sin2x – 3sinx – 2 = 0
|
|
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новому виду тригонометрических уравнений.
Деятельность учителя:
Учитель проецирует на экране задание.
Обращает внимание на доску (экран), где расположены карточки с записью тригонометрических уравнений, и предлагает учащимся назвать те уравнения, которые они знают, каким способом можно решить.
Деятельность учащихся:
сотрудничают с учителем и сверстниками; анализируют ситуацию, фиксируют затруднение; осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; испытывают
волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Способы деятельности:
Анализ уравнений по их виду и методу решения:
cos (4x – 2) = ½;
cos2x – 2cos x = 0;
cos2x – sin2x = 1;
3sin2x – 5sin x – 2 = 0;
2sin x – 3cos x = 0;
(tgx- √3)(2sin x/2 + 1) = 0;
3sin²x+sinx cos x=2cos²x.
Учащиеся внимательно смотрят на доску. Затем поднимают руку, называют уравнение и говорят, как они его решают. После сказанного, если нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с доски. В результате на доске остаются карточки с уравнениями:
2sin x – 3cos x = 0;
3sin²x+sinx cos x=2cos²x.
IV. Этап усвоения новых знаний.
Зачади: дать учащимся понятие однородных уравнений, способ их решения, добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений, отработать навыки их решения.
Деятельность учителя:
Организовывает работу обучающихся над формулированием гипотез и их обоснованием, предлагает найти метод решения неизвестного вида уравнений.
Деятельность учащихся:
Вырабатывают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Способы деятельности:
Введение понятия однородного тригонометрического уравнения и способа решения:
Называется вид уравнений, оставшихся на доске и предлагается записать тему урока: «Решение однородных тригонометрических уравнений». Включатся проектор, через него проектируется на экран определение однородных тригонометрических уравнений вида
1) a sin x + b cos x = 0, где a ≠ 0, b≠ 0.
При делении уравнения a sin x + b cos x = 0, где a ≠ 0, b≠ 0 на cos x ≠ 0 корни этого уравнения не теряются.
Решается уравнение 2sin x – 3cos x = 0, подробно объясняется ход действия.
Записывается на доске следующее уравнение:
3sin²x+sinx cos x=2cos²x
И с помощью вопросов подключаются учащиеся к активной работе. Проверяем: каждый член уравнения имеет одну и ту же степень. Это уравнение однородное 2-ой степени. Проверяем если в этом уравнении одночлен аsin2x, если есть, то делим уравнение на cos2x ≠ 0 (так как sinх и cosх одновременно не могут равняться 0, согласно основному тригонометрическому тождеству).
2) asin2x + bsinx cosx + c cos2x = 0 где а0, b0, с0.
Предлагается учащимся по желанию решить у доски это уравнение.
3.) Если в однородном уравнении второй степени а = 0 :
b sin x cos x + c cos2 x = 0 (т.е. в уравнении нет одночлена a sin2 x), то уравнение решается путем разложения на множители.
b sin x cos x + c cos2 x = 0
cos x (b sin x + c cos x) = 0
cos x = 0 или b sin x + c cos x = 0 | : cos x0, x+
x= + или b tg x + c = 0
tg x = -
x = -arctg +
Ответ: +, arctg = - +
V Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задача: установить, усвоили ли учащиеся способ решения нового вида уравнений.
Деятельность учителя:
Учитель предлагает выполнение заданий с целью проверки усвоения знаний.
Деятельность учащихся:
Учащиеся включаются в работу. Называют вид уравнения и объясняют, как его можно решить.
Способы деятельности
Включается проектор, на экране уравнения.
Определите вид уравнения и укажите способ его решения
а) sin x = 2 cos x г) 1+ 7cos2 x + 3 sin2x =0
б) sin x + cos x = 0 д) sin 3x – cos 3x = 0
в) 4cos 3x + 5 sin 3x =0 е) sin x cos x + cos2 x = 0
VI Этап закрепление нового материала
Задачи: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке для выполнения письменной работы.
Деятельность учителя:
Предлагается учащимся решить на доске уравнение.
Деятельность учащихся:
самостоятельно решают задания. С помощью доски они выполняют самопроверку.
Способы деятельности
Самостоятельная работа по применению правила решения однородных тригонометрических уравнений:
sin 3x – cos 3x =0,
- = 0,
tg3x =1,
tg3x = ,
3x = ,
x= + .
Ответ: + .
VII Этап информации учащихся о домашнем задании
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
Еще раз повторяем способы решения однородных тригонометрических уравнений.
Упр. № 169(в, г) № 170 (в, г) выполнить всем.
VIII Подведение итога урока.
Задача: систематизировать и обобщить знания учащихся по решению однородных тригонометрических уравнений.
Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- В чём испытывали трудности?
Оцените свою работу на уроке
1) Вопросы:
- С каким видом тригонометрических уравнений мы познакомились?
- Какой вид имеют однородные уравнения первой степени, второй степени?
- Как решаются эти уравнения?
- Как решаются однородные уравнения второй степени, если в нем нет одночлена sin2x?
2) Затем отмечается хорошая работа одних, недостаточная работа (активность) других учащихся, выставляются оценки за работу у доски, за устные ответы. После урока проверяются листочки, на которых решались уравнения, и листочки, на которых проверялись решения однородных уравнений и делаются соответствующие выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.