лучшедома
Технологическая карта урока 5 класс "Личные окончания глаголов"

Технологическая карта урока 5 класс "Личные окончания глаголов"

doc
25.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ТК_5_класс_Личные окончания глаголов.doc

БОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

по русскому языку для 5 класса по теме

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 

 

 

 

                                                                   

 

 

                                                                                                                                                                                   Выполнила:   

                                                                                                                                                         Новосёлова Ольга Александровна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                        учитель БОУ г. Омска «СОШ №112»

 

ОМСК

 

2019 г.

 

 

 

 

 

Тема урока

Место урока по теме

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Второй  урок по теме «Спряжение глагола»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний (комбинированный)

Фантастическая добавка, согласен – не согласен, лови ошибку, работа в парах, цветные поля

Цель урока

Задачи урока

Сформировать умение учащихся правильно писать безударные личные окончания глаголов

1.На основе применения алгоритма сформировать умение писать     безударные личные окончания глаголов               

 2.Научить пользоваться этим правилом в повседневной жизни

3.Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

4.Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

 

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

-спряжение глагола

-окончания глаголов I  и II спряжения

- соотносить личные глаголы с инфинитивом

- опознавать данную орфограмму в тексте

-применять правило на практике

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, интерактивные технологии

Карточки с заданием, бланки ответа КОЗ, толковые словари, компьютеры с выходом в интернет

 

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- Здравствуйте, ребята. Как прекрасно вы сегодня выглядите. Наверно, вы постарались с утра, подбирая одежду, приводя волосы в порядок. А теперь нам нужно поработать над внешним видом глаголов. Сегодня на уроке вы будете дизайнерами одежды для глаголов.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

 

 

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

-Давайте вспомним, какую часть слова мы сравнивали с вами с одеждой? Эта часть не меняет сути слова, а меняет лишь его форму.

-Конечно окончание. С ним мы сегодня и будем работать. Знаете, мой любимый ученик Вася Ошибкин читал рассказ и нашел в тексте ошибки. Вот посмотрите на отрывок из текста: «Андрей сегодня будет выступать на соревнованиях.  Мама его будит, а он никак не просыпается.» Вася спросил меня,  почему это в двух вроде бы одинаковых словах разные окончания? Давайте поможем ему разобраться.

-Посмотрите на тему урока. Каких знаний не хватало Васе?

Чтобы помочь ему, как мы должны построить свою работу?

-Сформулируйте цель урока. Определите задачи на урок с помощью слов помощников:

Я повторю …

Я узнаю ….

Я научусь…

Мне пригодится …

 

Отвечают на вопросы.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Называют цели с помощью слов-помощников, связанных с формированием умения правильно писать безударные личные окончания глаголов

 

Учебно-познавательная, / Планирование познавательной деятельности коммуникативная/владение устной речью

 

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Соорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Чтобы помочь Васе разобраться в проблеме, мы должны опираться на знания, полученные ранее. Давайте вспомним, что мы уже знаем о спряжении глаголов. Проведем игру «Согласен – не согласен». Я раздаю вам карточки с вопросами, вы ставите +, если согласны с утверждением. Если не согласны, то ставите -. (Приложение № 1)

Демонстрируют знаний, умения  по теме.

 

Учебно-познавательная/ Применение знаний в нестандартной ситуации

Прием «Согласен - не согласен»

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, (умений), известных способов деятельности.

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

 

- Ну вот мы готовы помочь разобраться Васе. Читайте внимательно задания КОЗ. (приложение №2)

Выполняют КОЗ

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения,  на основе материала учебника составляют алгоритм работы.

Учебно-познавательная/ Нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач.

 

КОЗ, составление алгоритма

-умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

- умение работать по плану

-познавательный интерес к новому материалу

 

V этап: первичное проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

-Мы разобрались в том, что Вася был не прав. Ошибки в тексте не было.  В тексте встретились два разных глагола. Один из них I спряжения, другой-  II спряжения.

- В начале урока мы с вами договорились, что будем дизайнерами одежды для глаголов. Я раздаю вам карточки с предложениями (приложение №3)  Вы должны найти те глаголы, которые одели или надели (это тоже вам нужно выяснить с помощью словаря) неправильную одежду.

«Работа в паре» по карточкам с обратной стороной (модельный ответ)

 

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Работает со словарем.

Учебно-познавательная, / применение знаний коммуникативная/владение устной речью

Информационная/поиск информации

Прием «Лови ошибку»

Работа в паре

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалу оценивания.

Умение использовать информацию из разных  источников

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

- Молодцы, ребята. Пришло время творческой работы.

- Составьте  и  запишите  с указанными  глаголами  небольшой  рассказ  «Воспитанный  человек – что  это  значит?».  Условие: поставьте  глаголы  в  личные  формы.

Грубить,  вопить,  оглушать,  звонить,  кичиться,  сорить,  трубить,  лезть,  толкаться,  перебивать,  заноситься.

 

 

Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.

 

Учебно-познавательная, / применение знаний

Коммуникативная/ владение стилевыми приемами оформления текста

Составление текста

Прием «Цветные поля» (Ученик, выполняя письменную работу, отчерчивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»)

Самостоятельно работает по алгоритму.

Закрепляет умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

 

VII этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 5 мин.

Организовать действие по обобщению

Действия по контролю и оценке знаний

В конце урока проверим  уровень усвоения новой темы. Выполните тест на сайте учителя русского языка Захарьиной Елены Алексеевны

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test336.xml                                                 

Использует приобретенные знания в практической деятельности

Учебно-познавательная, / применение знаний

 

Интерактивный тест

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Анализирует достижение цели

Анализирует личностное изменение в процессе учения

VIII этап: рефлексия 5 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса. 

Вот и подходит к концу урок. Подведем итоги урока, закончив предложения:

Я повторил…

Я узнал….

Я научился…

Я встретился с трудностью при …

У меня хорошо получилось..

Мне пригодится …

 

Анализирует деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная,

Рефлексия с использованием клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Игра «Согласен – не согласен»

 

Утверждения

Согласен – не согласен (+ или - )

Все глаголы на  - ить относятся ко II спряжению

 

Слово ДЫШАТЬ является исключением

 

Все глаголы на –ать относятся к  I спряжению

 

Чтобы определить спряжение у глаголов с безударным окончанием , глагол нужно поставить в неопределенную форму

 

Глагол имеет три спряжения

 

Семь глаголов на –еть относятся ко II спряжению

 

Глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ относятся ко II спряжению

 

У глаголов I спряжения в личных окончаниях пишется буква Е

 

Окончания –ут (-ют) имеют глаголы II спряжения

 

 

 

Шаблон для проверки

 

Утверждения

Согласен – не согласен (+ или - )

Все глаголы на  - ить относятся ко II спряжению

-   (брить, стелить I спряжения)

Слово ДЫШАТЬ является исключением

+

Все глаголы на –ать относятся к  I спряжению

-    (гнать, дышать, держать, слышать II спряжения)

Чтобы определить спряжение у глаголов с безударным окончанием,  глагол нужно поставить в неопределенную форму

+

Глагол имеет три спряжения

-   (I спряжение, II спряжение)

Семь глаголов на –еть относятся ко II спряжению

+

Глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ относятся ко II спряжению

-   (это слова-исключения)

У глаголов I спряжения в личных окончаниях пишется буква Е

+

Окончания –ут (-ют) имеют глаголы II спряжения

- (у глаголов II спряжения окончания –ат (-ят)

 

 

 

 

Приложение №2

 

КОЗ (классического типа) по русскому языку для 5 класса по теме

 «Правописание безударных личных окончаний»

 

 

Компетенция:  учебно-познавательная.

 Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.              

            Стимул: мой любимый ученик Вася Ошибкин читал рассказ и нашел в тексте ошибки. Вот посмотрите на отрывок из текста: «Андрей сегодня будет выступать на соревнованиях.  Мама его будит, а он никак не просыпается».  Вася спросил меня,  почему это в двух вроде бы одинаковых словах разные окончания? Давайте поможем ему разобраться.

 

Задачная формулировка: 

           Проанализируйте предложения. Определите лексическое значение слов

1.Опираясь на материал учебника или статью в интернете, дополни алгоритм работы с безударными окончаниями глаголов.

2. Объясни выбор окончаний глаголов из текста.

3. Распредели предложенные ниже слова в таблицу.

4. Составь с одним  из слов предложение.

Источник информации:

Учебник русского языка 5 класс. Автор М.М. Разумовская (Безударные личные окончания глаголов. Спряжение глаголов).

 

Бланк выполнения задания:

Ф. И. учащегося_____________________

 

1.Алгоритм работы

При написании окончаний глаголов рассуждай так:

  1. Определю, ударное окончание у глагола или безударное.

2.                   

3.                  пределю, ударное окончание у глагола или безударное.

  1. Если безударное, поставлю глагол в ...
  2. Если глагол на    -ить (кроме …,   …), пишу в окончании –и в 3 лице множественного числа -ат, -ят.
  1. Входит ли глагол в перечень 11 глаголов на -ать,  -еть.

 

5.            Входит ли глагол в перечень 11 глаголов на -ать,  -еть.

                         Если да,                                              Если нет,

       Глагол      …                                              Глагол … 

     спряжения                                                         спряжения

                -и              мн.ч …                                                -е  мн.ч…

 

 

 

2. Объясни выбор окончаний глаголов из текста

Будет выступать – (что делать?) ….

Мама его будит – (что делать?)…

 

 

                                                    3.Распредели слова в таблицу, вставляя  Е или И

 

Пиш..т,  дыш..т, люб..т, пил..т, терп…т, рису..т, гон..т, наруша..т, кол..т, смотр..т

 

? спряжение

? спряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составь с одним  из слов предложение.

 

 

 

 

               

 

Инструмент проверки:

1 задание – модельный ответ;

2 задание – модельный ответ

3 задание – ключ;

4 задание – модельный ответ

 

 

Ф. И. учащегося_____________________

 

 

1.Алгоритм работы

При написании окончаний глаголов рассуждай так:

  1. Определю, ударное окончание у глагола или безударное.

4.             

5.            пределю, ударное окончание у глагола или безударное.

2.      Если безударное, поставлю глагол в неопределенную форму

  1. Если глагол на    -ить (кроме брить, стелить), пишу в окончании –и в 3 лице множественного числа -ат, -ят.

4.      Входит ли глагол в перечень 11 глаголов на -ать,  -еть.

 

6.            Входит ли глагол в перечень 11 глаголов на -ать,  -еть.

                         Если да,                                              Если нет,

                   Глагол    II                                        Глагол  I

                 спряжения                                          спряжения

                -и              мн.ч –ат (-ят)                 -е           мн.ч –ут (-ют)

 

2. Объясни выбор окончаний глаголов из текста

Будет выступать – (что делать?)    быть I спряжение окончание -ЕТ.

Мама его будит – (что делать?) будить II спряжение окончание -ИТ

 

 

3.     Распредели слова в таблицу, вставляя  Е или И

Пиш..т,  дыш..т, люб..т, пил..т, терп…т, рису..т, гон..т, наруша..т, кол..т, смотр..т

 

I спряжение

II спряжение

Пишет

Рисует

Нарушает

Колет

 

Дышит

Любит

Пилит

Терпит

Гонит

Смотрит

 

4. Составь с одним  из слов предложение.

 

Ветер гонит холодные тучи.

 

 

Критерии оценки выполненного задания:

1.        Правильно составлен алгоритм – 4 балла (по 1 баллу за каждую восстановленную позицию)

2.        Правильно объяснен выбор окончаний – 2 балла (по баллу за каждое слово)

3.        Правильно выполнено деление на спряжение – 10 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

4.        Правильное написание слов   - 10 баллов (по 1   баллу за каждое слово).

5.        Грамотное, правильное составление и запись предложения – 1 балл .

 

Максимальное количество баллов-27.

* неудовлетворительно до 14 баллов:

* удовлетворительно от 14 до 20 баллов:

* хорошо от 20 до 24  баллов:   * отлично от 24 до 27  баллов.

 

Приложение №3

Карточки с обратной стороной. (Правильный ответ задания у соседа)

Работа в парах

Прием «Лови ошибку»

Найди и исправь ошибки, объясни написание.

 

1 ученик

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Что посеишь, то и пожнешь.

День на день не приходится

Словами, что листьями стелит

Хороший человек – это тот, вблизи которого легче дышется

Пожар снежком не погасешь

От добра добра не ищут

О человеке по делам судют

 

И жить торопится (II спряжение) и чувствовать спешит.

В необыкновенной, неслыханной тишине зарождается (I спряжение) рассвет.

Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.

От правильного воспитания детей зависит (II спряжение) благосостояние всего народа.

Не греет солнце на чужбине.

Только человек украшает (I спряжение) жизнь.

Труд кормит  (II спряжение ), а лень портит.

 

2  ученик

 

Лицевая сторона

Оборотная сторона

И жить торопется и чувствовать спешит.

В необыкновенной, неслыханной тишине зарождаится рассвет.

Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.

От правильного воспитания детей зависет благосостояние всего народа.

Не греет солнце на чужбине.

Только человек украша..т жизнь.

Труд кормет, а лень портит.

Что посеешь (I спряжение), то и пожнешь.

День на день не приходится

Словами, что листьями стелет (I спряжение),

Хороший человек – это тот, вблизи которого легче дышится (II спряжение),

Пожар снежком не погасишь (II спряжение),

От добра добра не ищут

О человеке по делам судят (II спряжение),

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ОДЕТЬ, -ену, -енешь; -ень; -детый; сов. 1. кого-что во что или чем. Покрыть кого-н. какой-н. одеждой, покрывалом. О. ребенка в пальто. О.одеялам (укрыть). Зима одела поля снегом (перен.) [не смешивать с надеть что на кого-что ]. 2. кого (что). Снабдить одеждой. О. со вкусом, модно кого-н.II несов. одевать, -аю, -аешь. II возвр. одеться, -енусь, -енешься; несов.одеваться, -аюсь, -аешься. II сущ. одевание, -я, ср. (к I знач.).

 

 

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

НАДЕТЬ, -ену, -енешь; -ень; -детый; сов., что. 1. Укрепить что-н. на чем-н., прикрепить, приладить что-н. к чему-н. Н. кольцо на палец. Н.наконечник на карандаш. Н. ожерелье. Н. очки. 2. Покрыть тело или часть тела какой-н. одеждой. Н. шубу. Н. валенки. Н. пальто на ребенка. II несов.надевать, -аю, -аешь.

 

 

Правильно сказать: «Вы должны найти те глаголы, которые  надели неправильную одежду».

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)