Технологическая карта урока для 5 класса. "Многозначность слова".
Оценка 4.6

Технологическая карта урока для 5 класса. "Многозначность слова".

Оценка 4.6
docx
24.09.2023
Технологическая карта урока для 5 класса. "Многозначность слова".
Технологическая карта урока..docx

Курамшина О.П.   МБУ «Школа № 70» г. Тольятти

«Организация учебной деятельности по формированию УУД »

Технологическая карта урока русского языка.

5 класс

Тема урока: Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: игра

Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения материала по теме «Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова», в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи:

- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;

- при выполнении заданий  доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;

- закрепить  правописание;

- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»;

- развивать умение правильно строить устный ответ;

-формировать и воспитать  аккуратность, внимание и взаимопомощь.

УУД

Познавательные: уметь формулировать тему урока; вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), устанавливать причинно - следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения,  сравнивать полученные результаты, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненному  действию; слушать в соответствии с целевой установкой, правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

Регулятивные: формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера; владеть элементами коммуникативной рефлексии.

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

- сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

- освоить правила поведения при работе в малых группах;

- способность вести диалог, достигать взаимопонимания;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

- умение определять и формулировать цель на уроке;

-уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-планировать, контролировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:

- знать понятия «прямое» и «переносное» значение слова;

- различать однозначные и многозначные слова;

-  применять знания в жизненных ситуациях.

 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Психологический настрой детей на урок.

(Вырезать красивые цветы разного цвета).

На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш кабинет и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!

 Приложение 1.

 

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

личностные:

 уважение к окружающим, внимание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

II.Обобщение ранее изученного.

 

 

Актуализация знаний

Словарный творческий диктант.

По лексическому значению определите слова и запишите их:

1)плод дуба (жёлудь), 2)откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон), 3) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот), 4) глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего-нибудь с чем-либо (шорох), 5) место соединения сшитых кусков ткани (шов), 6) тонкая верёвка (бечёвка), 7) дорога с твёрдым покрытием (шоссе), 8) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).

- Какой способ толкования значений слов был вам представлен?

-  Есть ли какие-то ещё значения у записанных вами слов?

Пишут словарный творческий диктант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: описательный

 

 

Ученики определяют способы толкования, мотивируя свой выбор

Самоопределение, личностные: смыслообразование

регулятивные: целеполагание

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

познавательные:

производить анализ, синтез, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

III.Открытие новых знаний

1. Мотивирующий приём.

- Послушайте стихотворение В.Остена «Дорога»:

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

- О скольких словах в нём говорится?

- Сколько лексических значений имеет слово дорога? Приложение 2.

- Предположите, какой будет тема урока?

2. Формулирование основного вопроса урока.

 В процессе выполнения задания ученики на пропедевтическом уровне знакомятся с понятием прямого и переносного значения, делают предположения, почему у слова появляются разные значения: прямое и переносное, на чём основан перенос названия.

- Сравните значения слова журавль:

А) большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.

Б) Длинный шест у колодца для подъёма воды. Приложение 3.

- Какое из значений будет основным (прямым), а какое вторичным (переносным)?

- Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.

- Какую цель и задачи мы поставим перед собой? (узнать, что такое прямое и переносное значение слова, почему в языке появились слова с  переносным значением, научимся узнавать такие слова в тексте, составлять со словами в прямом и переносном значении различные синтаксические конструкции, узнаем, какую помету в словаре имеют слова).

 

Запись темы урока.

 

3. Прослушайте строки из “Сказки о царе Салтане” А.С. Пушкина

 - Что значит слово “золотой”?

Белка песенки поет                                                             
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.

“Золотые скорлупки”, то есть скорлупки из золота.

Слово “ золотой” употребляется в прямом значении.

Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина

Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.

- Что значит “золотые нивы”?

Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.

- Таким образом, слово “золотой” может иметь и прямое, и переносное значение.

   Приложение 4.

   Словарь С.И.Ожегова

Золотой –

1. 1.см. ЗО́ЛОТО.

 Драгоценный металл жёлтого цвета, то есть сделанный из золота.

Золотая цепь.

2. золотой. В России до 1917г.: золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей; вообще, монета из золота, червонец.

Подарил золотой

3. Перен.Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень.

4. Перен.Счастливый, благоприятный. Золотая пора.

5. Перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.

6. Перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

- Что сегодня мы должны сделать на уроке? (познакомиться с материалом учебника, поработать с практическими заданиями; сравнить значения слов в разных предложениях и попробовать самостоятельно в тексте узнать слова, употребленные в  переносном значении; поработать со словарем и познакомиться с перечнем сокращений и помет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Многозначные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему, цель урока в диалоге с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы и учебной цели в результате исследования

УУД познавательные:

самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование, воспитательные:

планирование учебного сотрудничества, 

коллективное добывание знаний  коммуникативные:

формулирование темы;

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

регулятивные: целеполагание, решение проблемной ситуации

 

IV.Практический этап

1. Физкультминутка

« Концентрация на дыхание»

 Прошу  вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать  в себя покой и радость. Представьте свой любимый цветок и вдохните его аромат!  А при выдохе будем выдыхать  из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.  Вдо-о-ох…, вы-ы-дох. (9-10 раз, медленно)

2. Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр… выполните задание.

3. Работа в парах.

   Прочитайте текст Н.И.Сладкова, найдите и запишите слова, употреблённые в переносном значении и в прямом, обменяйтесь тетрадями, проверьте.

   Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

   Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

  Шумит золотой дождь.

4. Ребята, на основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка. В художественных текстах часто встречается использование слова в переносном значении, оно называется МЕТАФОРА.

- Метафора – это прямое или переносное значение слова?

- Запишите ключевые слова урока (многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора)

 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают теоретическую информацию, осваивают лингвистические термины.

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с изобразительно-выразительными средствами

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)

 

познавательные:

добывание знаний в ходе чтения теоретического материала

 

коммуникативные:

развивать умения   применять новые знания;

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

регулятивные: решение проблемной ситуации;

 

анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения.

V. Закрепление

1. Групповая работа.

- Писатели наделяют предметы признаками и свойствами одушевлённых. Например, щука «говорит», солнышко «смеётся». Такой приём называется олицетворение.

  Прочитайте стихотворение С.А.Есенина. Приложение 5.

  Найдите примеры употребления слов в переносном значении. 1 группа выписывает три метафоры, 2 – три олицетворения, 3- три эпитета.

     Отговорила роща золотая

     Берёзовым, весёлым языком,

     И журавли, печально пролетая,

     Уж не жалеют больше ни о ком…

      Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

      Не жаль души сиреневую цветь.

      В саду горит костёр рябины красной,

      Но никого не может он согреть.

      Не обгорят рябиновые кисти,

      От желтизны не пропадёт трава,

      Как дерево роняет тихо листья,

      Так я роняю грустные слова…

2. Индивидуальная работа.

  Составьте и запишите словосочетания, подберите к прилагательным подходящие по смыслу существительные. Какие слова употреблены в прямом, переносном значении. Докажите свою точку зрения.

  Карий, коричневый (глаз, пиджак) ;

  крепкий, сильный (дружба, характер);

  горячий, горючий (слеза, чай);

  кромешный, полный (тьма, ответ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

Метафоры:

костёр рябины; отговорила роща, берёзовым языком; души сиреневая цветь;

олицетворения:

 журавли, печально пролетая, уж не жалеют; костёр рябины не может согреть; дерево роняет тихо листья;

эпитеты:

роща золотая; весёлым языком, грустные слова

 

 

Самостоятельно выполняют задание 

Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

 

Познавательные:  осмысление полученных сведений;

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

употребление языковых понятий.

Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий.

Личностные: оценивать содержание с нравственно- этической позиции.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

          Чтобы знанья были впрок,

          Кратко повторим урок!

 

1. Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы называли на уроке. Есть ли какие-то различия?

2. Найдите «третье лишнее»:

   а) полотно, поля, вестибюль;

   б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь.

  - Почему эти слова лишние?

3. Выберите правильные утверждения, запишите номера в тетрадях:

1. У любого слова может быть прямое и переносное значение.

2. Метафора - это переносное значение слова.

3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями).

4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора.

5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слов.

6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым.

 

- Оцените каждый по шкале от 1 до 5 важность информации, полученной на уроке. Уходя с урока, запишите цифру мелом на доске.

   Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Комментированное выставление оценок.

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

 

 

В сотрудничестве с учителем делают вывод.

 

 

 

 

 

Личностные: понимать, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретать умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные:

 соотносить цели и результаты своей деятельности;

 исправлять и объяснять ошибки

Коммуникативные:

формирование адекватной положительной самооценки

 

VII. Домашнее задание

1. Нарисуйте фразеологизм. (посмотрите пример Приложение 6) Расскажите о прямом и переносном значении (1 на выбор):

- Бежать сломя голову

- Сесть в калошу

- Работать спустя рукава

- Повесил нос

2. Из сказок А.С.Пушкина выписать 3-4 примера словосочетаний, в которых содержатся метафора, олицетворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

Приложение 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Приложение 5.

 

 

 

Приложение 6.

 

 

Приложение 6.


Курамшина О.П. МБУ «Школа № 70» г

Курамшина О.П. МБУ «Школа № 70» г

Метапредметные: - умение определять и формулировать цель на уроке; -уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод; -адекватное понимание информации устного и письменного сообщения…

Метапредметные: - умение определять и формулировать цель на уроке; -уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод; -адекватное понимание информации устного и письменного сообщения…

II . Обобщение ранее изученного

II . Обобщение ранее изученного

Б) Длинный шест у колодца для подъёма воды

Б) Длинный шест у колодца для подъёма воды

Золотая цепь. 2. золотой. В

Золотая цепь. 2. золотой. В

Работа в парах . Прочитайте текст

Работа в парах . Прочитайте текст

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

VI . Подведение итогов урока.

VI . Подведение итогов урока.

Технологическая карта урока для 5 класса. "Многозначность слова".

Технологическая карта урока для 5 класса. "Многозначность слова".

Приложение 2.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 4.

Приложение 4.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 5.

Приложение 6. Приложение 6

Приложение 6. Приложение 6

Технологическая карта урока для 5 класса. "Многозначность слова".

Технологическая карта урока для 5 класса. "Многозначность слова".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2023