Курамшина О.П. МБУ «Школа № 70» г. Тольятти
«Организация учебной деятельности по формированию УУД »
Технологическая карта урока русского языка.
5 класс
Тема урока: Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: игра
Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения материала по теме «Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова», в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи:
- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;
- при выполнении заданий доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;
- закрепить правописание;
- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»;
- развивать умение правильно строить устный ответ;
-формировать и воспитать аккуратность, внимание и взаимопомощь.
УУД
Познавательные: уметь формулировать тему урока; вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), устанавливать причинно - следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения, сравнивать полученные результаты, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненному действию; слушать в соответствии с целевой установкой, правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.
Регулятивные: формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера; владеть элементами коммуникативной рефлексии.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
- сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- освоить правила поведения при работе в малых группах;
- способность вести диалог, достигать взаимопонимания;
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные:
- умение определять и формулировать цель на уроке;
-уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
-умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знать понятия «прямое» и «переносное» значение слова;
- различать однозначные и многозначные слова;
- применять знания в жизненных ситуациях.
Структура и ход урока |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности |
Психологический настрой детей на урок. (Вырезать красивые цветы разного цвета). На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш кабинет и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда! Приложение 1.
|
Приветствие учащихся |
Принцип психологической комфортности. личностные: уважение к окружающим, внимание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
II.Обобщение ранее изученного.
Актуализация знаний |
Словарный творческий диктант. По лексическому значению определите слова и запишите их: 1)плод дуба (жёлудь), 2)откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон), 3) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот), 4) глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего-нибудь с чем-либо (шорох), 5) место соединения сшитых кусков ткани (шов), 6) тонкая верёвка (бечёвка), 7) дорога с твёрдым покрытием (шоссе), 8) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей). - Какой способ толкования значений слов был вам представлен? - Есть ли какие-то ещё значения у записанных вами слов? |
Пишут словарный творческий диктант
Ответ: описательный
Ученики определяют способы толкования, мотивируя свой выбор |
Самоопределение, личностные: смыслообразование регулятивные: целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества познавательные: производить анализ, синтез, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.
|
III.Открытие новых знаний |
1. Мотивирующий приём. - Послушайте стихотворение В.Остена «Дорога»: Подумайте только, как много Значений у слова дорога. Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне… Подумайте только, как много Значений у слова дорога. - О скольких словах в нём говорится? - Сколько лексических значений имеет слово дорога? Приложение 2. - Предположите, какой будет тема урока? 2. Формулирование основного вопроса урока. В процессе выполнения задания ученики на пропедевтическом уровне знакомятся с понятием прямого и переносного значения, делают предположения, почему у слова появляются разные значения: прямое и переносное, на чём основан перенос названия. - Сравните значения слова журавль: А) большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. Б) Длинный шест у колодца для подъёма воды. Приложение 3. - Какое из значений будет основным (прямым), а какое вторичным (переносным)? - Давайте сформулируем вместе тему нашего урока. - Какую цель и задачи мы поставим перед собой? (узнать, что такое прямое и переносное значение слова, почему в языке появились слова с переносным значением, научимся узнавать такие слова в тексте, составлять со словами в прямом и переносном значении различные синтаксические конструкции, узнаем, какую помету в словаре имеют слова).
Запись темы урока.
3. Прослушайте строки из “Сказки о царе Салтане” А.С. Пушкина - Что значит слово “золотой”? Белка песенки поет “Золотые скорлупки”, то есть скорлупки из золота. Слово “ золотой” употребляется в прямом значении. Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина Золотые нивы, - Что значит “золотые нивы”? Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение. - Таким образом, слово “золотой” может иметь и прямое, и переносное значение. Приложение 4. Словарь С.И.Ожегова Золотой – 1. 1.см. ЗО́ЛОТО. Драгоценный металл жёлтого цвета, то есть сделанный из золота. Золотая цепь. 2. золотой. В России до 1917г.: золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей; вообще, монета из золота, червонец. Подарил золотой 3. Перен.Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 4. Перен.Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 5. Перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 6. Перен. Дорогой, любимый. Золотой мой! - Что сегодня мы должны сделать на уроке? (познакомиться с материалом учебника, поработать с практическими заданиями; сравнить значения слов в разных предложениях и попробовать самостоятельно в тексте узнать слова, употребленные в переносном значении; поработать со словарем и познакомиться с перечнем сокращений и помет)
|
Отвечают на вопросы.
Многозначные слова.
Формулируют тему, цель урока в диалоге с учителем
|
Определение темы и учебной цели в результате исследования УУД познавательные: самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование, воспитательные: планирование учебного сотрудничества, коллективное добывание знаний коммуникативные: формулирование темы; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; регулятивные: целеполагание, решение проблемной ситуации
|
IV.Практический этап |
1. Физкультминутка « Концентрация на дыхание» Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. Представьте свой любимый цветок и вдохните его аромат! А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо-о-ох…, вы-ы-дох. (9-10 раз, медленно) 2. Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр… выполните задание. 3. Работа в парах. Прочитайте текст Н.И.Сладкова, найдите и запишите слова, употреблённые в переносном значении и в прямом, обменяйтесь тетрадями, проверьте. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. Шумит золотой дождь. 4. Ребята, на основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка. В художественных текстах часто встречается использование слова в переносном значении, оно называется МЕТАФОРА. - Метафора – это прямое или переносное значение слова? - Запишите ключевые слова урока (многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора)
|
Воспринимают теоретическую информацию, осваивают лингвистические термины.
Практическая работа
Работают с изобразительно-выразительными средствами
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)
познавательные: добывание знаний в ходе чтения теоретического материала
коммуникативные: развивать умения применять новые знания; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения регулятивные: решение проблемной ситуации;
анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. |
V. Закрепление |
1. Групповая работа. - Писатели наделяют предметы признаками и свойствами одушевлённых. Например, щука «говорит», солнышко «смеётся». Такой приём называется олицетворение. Прочитайте стихотворение С.А.Есенина. Приложение 5. Найдите примеры употребления слов в переносном значении. 1 группа выписывает три метафоры, 2 – три олицетворения, 3- три эпитета. Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком… Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадёт трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова… 2. Индивидуальная работа. Составьте и запишите словосочетания, подберите к прилагательным подходящие по смыслу существительные. Какие слова употреблены в прямом, переносном значении. Докажите свою точку зрения. Карий, коричневый (глаз, пиджак) ; крепкий, сильный (дружба, характер); горячий, горючий (слеза, чай); кромешный, полный (тьма, ответ).
|
Выполняют задания
Метафоры: костёр рябины; отговорила роща, берёзовым языком; души сиреневая цветь; олицетворения: журавли, печально пролетая, уж не жалеют; костёр рябины не может согреть; дерево роняет тихо листья; эпитеты: роща золотая; весёлым языком, грустные слова
Самостоятельно выполняют задание |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Познавательные: осмысление полученных сведений; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений; употребление языковых понятий. Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий. Личностные: оценивать содержание с нравственно- этической позиции. |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок!
1. Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы называли на уроке. Есть ли какие-то различия? 2. Найдите «третье лишнее»: а) полотно, поля, вестибюль; б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь. - Почему эти слова лишние? 3. Выберите правильные утверждения, запишите номера в тетрадях: 1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора - это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора. 5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это прямые значения слов. 6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым.
- Оцените каждый по шкале от 1 до 5 важность информации, полученной на уроке. Уходя с урока, запишите цифру мелом на доске. Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Комментированное выставление оценок.
|
Подведение итогов.
Оценивают свою работу.
В сотрудничестве с учителем делают вывод.
|
Личностные: понимать, в чём значение знаний для человека. Познавательные: приобретать умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности; исправлять и объяснять ошибки Коммуникативные: формирование адекватной положительной самооценки
|
VII. Домашнее задание |
1. Нарисуйте фразеологизм. (посмотрите пример Приложение 6) Расскажите о прямом и переносном значении (1 на выбор): - Бежать сломя голову - Сесть в калошу - Работать спустя рукава - Повесил нос 2. Из сказок А.С.Пушкина выписать 3-4 примера словосочетаний, в которых содержатся метафора, олицетворение. |
|
|
Приложение1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.