Технологическая карта
урока географии в 10 классе
Автор разработки: Шешукова Татьяна Александровна, учитель географии МБОУ «СОШ №33» п. Яйва.
Тема |
«Зарубежная Европа: общая характеристика». |
|
Цели
|
Учебно-практические: через индивидуальную, парную и групповую формы работы развивать устную речь учащихся и отрабатывать умения работать с географическими картами; развивать географическое мышление. Учебно-развивающие: развитие умений применять полученные знания в практической деятельности; умение ориентироваться по географической карте, развитие творческих способностей учащихся при выполнении заданий. Развивать умение работать в паре, в группе; формировать чувство товарищества, дружбы; умение выдвигать гипотезу, аргументированно представлять свою точку зрения и принимать чужую; умение осмысленно работать с текстом; произвольно строить речевое высказывание. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
|
Основное содержание темы
|
Географическое положение Зарубежной Европы. Элементы береговой линии: острова и полуострова, моря, заливы, проливы. Освоение природно-ресурсного потенциала региона. Связь с Россией. |
|
Планируемый результат |
||
Личностные умения - проявлять интерес к изучению темы; - формирование целостного мировоззрения; - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи при выполнении определенных заданий по теме; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей - осознание собственных достижений при освоении темы.
|
Метапредметные умения Познавательные умения: Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнерами и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Предметные умения - знание терминов: экономико-географическое положение, береговая линия - знание экономико-географического положения региона Зарубежная Европа - умение определять, называть и показывать по карте номенклатурные объекты по теме. |
Организация образовательного пространства |
||
Форма урока |
Ресурсы |
Формы работы |
Урок изучения нового материала – урок исследование |
Информационный материал Учебник «География» В.П.Максаковский, 10 класс. Демонстрационный материал Электронная презентация по теме: «Зарубежная Европа: общая характеристика». Настенные карты «Физическая карта мира», «Политическая карта мира» Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями. Оценочные листы. Атласы по географии 10 класс.
|
Фронтальная. • индивидуальная • парная • групповая |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Мотивация
|
Приветствует детей: Слайд №1 -Добрый день, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Итак, мы начинаем наш урок!
|
Слушают учителя. Настраиваются на хороший урок. |
Личностные умения: - проявлять интерес к уроку.
|
Определение темы урока. Целеполагание. 4 мин. |
-Мы переходим к изучению второй части нашего курса. И это региональная характеристика мира. Сегодня мы отправимся в путешествие по региону… А какому? Подскажите мне вы. Посмотрите на эти фотографии, что объединяет все эти изображения? Слайд №2
-Верно, все эти объекты находятся в Европе или появились именно здесь. И первый регион, который мы начнем изучать – это Европа. Покажите Европу на карте мира. (Хорошо).
-Каждый регион мы будем рассматривать по следующему плану (Слайд 3) -Сегодня у нас первый урок по этому региону и, я думаю, вы легко определите тему урока. (После ответа демонстрирует Слайд № 4) - Что мы подразумеваем под общей характеристикой? - И именно это мы сегодня узнаем во время нашего путешествия-исследования. - Вы сами определили, чем мы будем заниматься на уроке. (Слайд 5) -А с помощью каких источников информации мы сможем дать общую характеристику региона? -Верно, а еще сегодня мы впервые начнем работать с «визитной карточкой» стран мира и составим такую визитку для Европы. |
Смотрят слайд, предлагают варианты ответов. Показывают регион политической на карте мира.
Называют тему урока.
Дают ответы на поставленный вопрос. Определяют цели урока.
|
Личностные: -умение самостоятельно определять цели своей деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей. |
Учебно-практическая деятельность. |
|||
1. Визитная карточка Европы 6 мин. Порядок-хаос |
-Итак, начинаем наше путешествие-исследование. Работая в парах с «визитной карточкой» на форзаце учебника, дополнительным текстом на странице, вам необходимо узнать как можно больше сведений об этом регионе.
-А теперь составим свою визитную карточку Зарубежной Европы. -Молодцы. |
Работают в парах с источниками информации.
Составляют визитку (на доске ватман) записывают все сведения, которые нашли. |
|
2. Экономико-географическое положение региона (прием «Аргументы и факты») 8 мин. |
(Слайд 6) «Аргументы и факты»
-Следующий этап нашего исследования – ЭГП региона. И мы составим статью для газеты «Аргументы и факты». Я выдвигаю аргумент, а вы предлагаете факты, подтверждающие его. Примените ваши знания из географии 7 класса или используйте любые источники информации. 1. Первый аргумент. Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг на 5 тыс. км. И на севере, и на юге территория начинается и заканчивается островными и полуостровными территориями. (Слайд 7) 2. Аргумент второй: среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики. (после фактов от уч-ся: Бельгийцы, например, говорят, что въезжая в их страну, нужно успеть затормозить, иначе можно оказаться в другой стране). (Слайд 8) 3. Аргумент третий: для большинства сран характерно приморское положение. 4. Аргумент четвертый: выгодное экономико-географическое положение региона.
-Ну, что все аргументы и факты перечислены, а теперь вам остается только оформить эту статью. (раздаю 1 на двоих статью, задание: заполнить пропуски). -Проверьте правильность заполнения пропусков в статье (Слайд 9). -А мы продолжаем наше исследование…
|
Индивидуальная работа с картой.
Участвуют в беседе.
Работают в парах по заполнению статьи. |
|
3. Природные ресурсы региона (прием Рисунок-схема) 15 мин. |
-Хорошо когда у вас Итак, следующий этап характеристики? Верно, природные ресурсы. -Я попрошу вас объединиться в четыре группы. Каждая группа получает кейсы с заданиями. После выполнения своих заданий вы должны заполнить схему «природные ресурсы Европы» и сделать выводы об обеспеченности природными ресурсами региона. (Вывод: минеральные ресурсы имеются, но бассейны сильно истощены, зависимость от топлива из России и Азии, низкая обеспеченность почвенными, водными ресурсами, хорошо обеспечен рекреационными видами ресурсов). |
Формируют группы самостоятельно.
Внимательно слушают задание. Осмысливают информацию.
Выполняют задание. Заполняют схему на доске. Формулируют вывод об обеспеченности природными ресурсами региона. |
|
4. Экономические связи с Россией (Обращение к…) |
- Европу и Россию связывают многолетние торговые, экономические, культурные отношения. Но из последних новостей мы узнаем (Слайд 10 ), что ЕС вновь принимает решение о продлении санкций против России. - А что вы думаете по этому поводу? Я предлагаю каждой группе написать или нарисовать небольшое обращение к членам Евросоюза по поводу продления санкций в отношении нашей страны. -Спасибо за ваши обращения. Я думаю, что это еще раз доказывает ваш патриотизм и толерантность по отношению к другим народам. |
Отвечают на вопрос.
Работают в группе, составляют обращение. |
|
8. Рефлексия Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества |
- Давайте подведем итоги нашей творческой деятельности. (Слайд 11) Я предлагаю ответить на вопросы: как чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал, доволен ли собой? комфортно ли работать в малой группе, какие затруднения были в общении? достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы над какими вопросами тебе надо поработать дополнительно? |
Реализация рефлексивного алгоритма: «Я»
«Мы»
«Дело» |
Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
7. Домашнее задание.
|
А теперь Д/З (Слайд №12) Общее, для всех: Прочитать § 1, тема 6. На выбор: v Отметить в контурной карте страны Европы и их столицы. v Составить кроссворд «Страны Европы и их столицы». v Подготовить презентацию «Интересные факты о странах Европы и их столицах»
|
Записывают Д/З. |
|
9. Итог урока. Оценка результатов
|
Ставит вопрос: Какую оценку за работу на уроке вы бы поставили себе?
Я благодарю вас за плодотворную работу и желаю в дальнейшем хороших успехов вам в изучении географии. Итак,
друзья, пришла пора проститься. Большое всем спасибо. Урок закончен. |
Оценка своей деятельности. |
|
Кейс 1.
Страница 1. Прочитайте текст об общей характеристике обеспеченности природными ресурсами Европы.
Природные ресурсы Зарубежной Европы
Обеспеченность Европы ресурсами определяется прежде всего тремя обстоятельствами. Во-первых, европейский регион — один из самых густонаселенных регионов планеты. Следовательно, природные ресурсы региона используются очень активно. Во-вторых, страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития. В результате воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось уже несколько столетий назад. И наконец, Европа — относительно небольшой регион планеты. Напрашивается вывод: природные ресурсы Европы сильно истощены. Исключение составляет Скандинавский полуостров, ресурсы которого в основном сохранились почти в неприкосновенности до конца ХХ века. В самом деле, ведь активное промышленное развитие Скандинавии началось только во второй половине ХХ века. В то же время население стран Скандинавского полуострова невелико и распределено на значительной площади. Все эти признаки Скандинавского субрегиона противоположны свойствам, характерным в целом для Европы.
Страница2.
Задание: Прочитайте текст. Из текста выберите материал о минеральных природных ресурсах Европы. Определите, как обеспечен этими ресурсами регион. Из перечня терминов отберите те, которыми вы заполните первую часть схемы «Природные ресурсы Европы». Заполните вашу часть схемы.
Минеральные ресурсы
Месторождения магматических ископаемых
сосредоточены в местах выхода на поверхность древних кристаллических пород — в
Фенноскандии и в поясе древних разрушенных гор Средней Европы. Это
месторождения железных руд на севере Скандинавского полуострова, руд цветных
металлов в районе Балтийского щита и в древних массивах и горах
Европа располагает значительными запасами природного топлива. Крупные
каменноугольные бассейны расположены на территории Германии (Рурский бассейн),
Польши (Верхнесилезский бассейн) и Чехии (Остравско-Карвинский бассейн). В
конце 60-х годов ХХ века были открыты огромные запасы нефти и газа на дне
Северного моря. Великобритания и Норвегия быстро вошли в число мировых лидеров
по добыче нефти, а Нидерланды, Норвегия — по добыче газа.
В Европе достаточно велики запасы рудного сырья. Железная руда добывается в
Швеции (Кируне), во Франции (Лотарингия) и на Балканском полуострове. Руды
цветных металлов представлены медно-никелевыми и хромовыми рудами Финляндии,
Швеции, бокситами Греции и Венгрии. Во Франции находятся крупные месторождения
урана, а в Норвегии — титана. Есть в Европе полиметаллы, олово, ртутные руды
(Испания, Балканский, Скандинавский полуострова), Польша богата медью.
Кейс 2.
Страница 1. Прочитайте текст об общей характеристике обеспеченности природными ресурсами Европы.
Природные ресурсы Зарубежной Европы
Обеспеченность Европы ресурсами определяется прежде всего тремя обстоятельствами. Во-первых, европейский регион — один из самых густонаселенных регионов планеты. Следовательно, природные ресурсы региона используются очень активно. Во-вторых, страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития. В результате воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось уже несколько столетий назад. И наконец, Европа — относительно небольшой регион планеты. Напрашивается вывод: природные ресурсы Европы сильно истощены. Исключение составляет Скандинавский полуостров, ресурсы которого в основном сохранились почти в неприкосновенности до конца ХХ века. В самом деле, ведь активное промышленное развитие Скандинавии началось только во второй половине ХХ века. В то же время население стран Скандинавского полуострова невелико и распределено на значительной площади. Все эти признаки Скандинавского субрегиона противоположны свойствам, характерным в целом для Европы.
Страница 2. Из текста выберите материал о лесных природных ресурсах Европы. Определите, как обеспечен этими ресурсами регион. Из перечня терминов отберите те, которыми вы заполните первую часть схемы «Природные ресурсы Европы».
Лесные ресурсы
Леса покрывают в зарубежной Европе 30% ее территории. На каждого европейца в среднем приходится 0,3 га леса (в мире эта норма составляет 1 га). Длительная история хозяйственного освоения европейских земель сопровождалась интенсивным сведением лесов. Лесов, не затронутых хозяйственной деятельностью, в Европе почти не сохранилось, за исключением территорий Альп и Карпат. Европа – единственная часть света, на которой в последние десятилетия площадь лесов увеличивается. И это происходит невзирая на высокую плотность населения и на жестокий дефицит продуктивных земель. Давно осознанная европейцами необходимость предохранять свои весьма ограниченные земельные ресурсы и плодородные почвы от эрозионного уничтожения и регулировать паводковый сток выразилась в том, что были переоценены средозащитные функции лесных насаждений. Поэтому неизмеримо выросли по своей значимости почво– и водоохранная роль леса, его рекреационное значение, кроме того меньшему сведению лесов способствовала экологическая политика в Европе. Наибольшими запасами лесных ресурсов в Зарубежной Европе обладают Финляндия, Швеция, Норвегия.
Кейс 3.
Страница 1. Прочитайте текст об общей характеристике обеспеченности природными ресурсами Европы.
Обеспеченность Европы ресурсами определяется прежде всего тремя обстоятельствами. Во-первых, европейский регион — один из самых густонаселенных регионов планеты. Следовательно, природные ресурсы региона используются очень активно. Во-вторых, страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития. В результате воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось уже несколько столетий назад. И наконец, Европа — относительно небольшой регион планеты. Напрашивается вывод: природные ресурсы Европы сильно истощены. Исключение составляет Скандинавский полуостров, ресурсы которого в основном сохранились почти в неприкосновенности до конца ХХ века. В самом деле, ведь активное промышленное развитие Скандинавии началось только во второй половине ХХ века. В то же время население стран Скандинавского полуострова невелико и распределено на значительной площади. Все эти признаки Скандинавского субрегиона противоположны свойствам, характерным в целом для Европы.
Страница 2. Из текста выберите материал о почвенных, водных и агроклиматических природных ресурсах Европы. Определите, как обеспечен этими ресурсами регион. Из перечня терминов отберите те, которыми вы заполните вторую часть схемы «Природные ресурсы Европы».
Почвы
Почвы Европы достаточно плодородны. Однако небольшая площадь стран и значительная численность населения объясняют низкую обеспеченность почвенными ресурсами населения. Кроме того, под сельское хозяйство уже использованы почти все доступные площади. Территория Нидерландов, например, распахана более чем на 80%.
Водные ресурсы.
Природные воды – один из важнейших и дефицитных природных ресурсов Европы. Население и различные отрасли хозяйства используют огромные объемы воды, и размеры водопотребления продолжают увеличиваться. Качественное ухудшение вод, обусловленное бесконтрольным или слабо контролируемым хозяйственным использованием, – основная проблема в современном водопользовании в Европе. Современное хозяйство европейских стран ежегодно забирает из водных источников для нужд промышленности, сельского хозяйства и для водоснабжения населенных пунктов около 360 км3 чистых вод. Потребность в воде и воде потреблении неуклонно возрастает по мере роста населения и развития экономики. По расчетам, только в начале XX в. промышленное водопотребление увеличилось в Европе в 18 раз, значительно опередив по темпам роста производство валового национального продукта. Ситуация с водными ресурсами в Европе в целом благополучная, за исключением южных районов Италии, Греции и Испании.
Общие запасы пресной воды на территории Европы – 1400 тыс.км3. Из них 99,8% приходится на вековые запасы: подземные воды (99%); воды, аккумулированные в ледниках горных районов и арктических островов (0,7%) и в крупных озерах (0,1%). Вековые запасы для современного периода можно считать неизменными. При их использовании для практических целей возникают значительные технические затруднения. Ежегодно возобновляемый сток рек равен 3210 км3 (0,2%), при этом единовременный запас воды в речной сети не превышает 80 км3. В Европе существует около 3000 преимущественно небольших водохранилищ. Основные запасы воды сосредоточены в 25 крупных водохранилищах с общим объемом 422 км3. Их полезный объем достигает 170 км3, что увеличивает единовременный объем воды в руслах рек до 250 км3. Вода из водохранилищ используется для орошения (площадь орошаемых земель в Европе превышает 200 тыс.км2). По величине водных ресурсов Европы стоит на пятом месте (меньшие ресурсы имеют Австралия и Антарктида). По количеству воды на душу населения (4910 м3 в год) она значительно уступает всем континентам и земному шару в целом (12640 м3 в год). Это порождает острые национальные (при использовании водных ресурсов, формирующихся на собственной территории) и международные (при использовании ресурсов транзитных рек) проблемы. В ряде районов положение осложняется сильной загрязненностью поверхностных (реки Рейн, Рона, По и др., Женевское озеро) и подземных вод. Существуют межправительственные комиссии (по Рейну, Дунаю и др.), которые рассматривают проблемы комплексного рационального использования стока пограничных или транзитных рек.
Агроклиматические ресурсы.
Страны Европы располагают достаточно высоким агроклиматическим потенциалом, так как размещаются в умеренном и субтропическом географических поясах, обладают благоприятными термическими ресурсами и влагообеспеченностью. Но повышенная плотность населения, свойственная Европе во все исторические эпохи, способствовала давнему и интенсивному использованию природных богатств. Невысокое плодородие некоторых видов почв побудило европейцев обратить внимание на разработку различных способов улучшения почв и поднятия их естественного плодородия. Именно в Европе родилась практика искусственного улучшения химического состава почвенного покрова с помощью органических и минеральных удобрений, разрабатывались варианты систем севооборотов и другие агротехнические мероприятия.
Кейс 4.
Страница 1. Прочитайте текст об общей характеристике обеспеченности природными ресурсами Европы.
Обеспеченность Европы ресурсами определяется прежде всего тремя обстоятельствами. Во-первых, европейский регион — один из самых густонаселенных регионов планеты. Следовательно, природные ресурсы региона используются очень активно. Во-вторых, страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития. В результате воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось уже несколько столетий назад. И наконец, Европа — относительно небольшой регион планеты. Напрашивается вывод: природные ресурсы Европы сильно истощены. Исключение составляет Скандинавский полуостров, ресурсы которого в основном сохранились почти в неприкосновенности до конца ХХ века. В самом деле, ведь активное промышленное развитие Скандинавии началось только во второй половине ХХ века. В то же время население стран Скандинавского полуострова невелико и распределено на значительной площади. Все эти признаки Скандинавского субрегиона противоположны свойствам, характерным в целом для Европы.
Страница 2. Из текста выберите материал о рекреационных природных ресурсах Европы. Определите, как обеспечен этими ресурсами регион. Из перечня терминов отберите те, которыми вы заполните третью часть схемы «Природные ресурсы Европы».
Рекреационные ресурсы
Туризм в Европейских странах очень хорошо развит и поэтому европейцы принимают наибольшее число туристов из других стран. Территория Зарубежной Европы богата уникальными рекреационными ресурсами. Рекреационные ресурсы Франции, Испании, Италии и других европейских стран имеют мировое значение. Страны получающие наибольшие денежные вливания от туризма: Германия (19%), Великобритания (10%), Франция (7%), Дания (6%). Однако, в целом, доля Европейского туризма в мировом туризме постепенно снижается.
Рекреационные ресурсы Греции
Благодаря наивыгодному
географическому расположению, теплому климату и наличию огромного
культурно-исторического богатства Греция, как будто создана для международного
туризма. В целом страна - это уникальнейшее собрание исторических памятников
древнейшей культуры. Почти в каждом городе есть те или иные
достопримечательности (музеи, театры, развалины цирков, культовые и храмовые
сооружения). Также, туристов сильно привлекают: красивейшая природа
государства; множество видов для активного отдыха и развлечения, сувениров и
других товаров туристического спроса; длинная береговая линия, которая всецело
пригодна для организации морских туристских курортов, вкусная и многочисленная
на блюда национальная кухня, а также традиционное радушие греков и их
гостеприимство. Греция как бы разделена на несколько областей, которые
по-своему богаты на различные туристские ресурсы и привлекательны для гостей
страны.
Рекреационные ресурсы Италии
• Италия - классическая для туризма страна. На протяжении длительного времени
она остается устойчивой, специализированной рекреационной страной, посещаемой в
основном туристами из Западной Европы.
• Италия - страна величайшего искусства, исторических памятных городов, и
страна превосходной кухни. В ней много очарования и много забвения, много
красочных мест, которые очень хочется посетить, побывать и которые всемирно
известны. Италия -театр европейских государств в который хочется приехать посмотреть
миллионам туристам «театралов» со всего мира.
• Наиболее привлекательными и посещаемыми городами Италии до сих пор являются
Рим, Венеция, Флоренция, которые концентрируют большинство исторических
памятников развития итальянской культуры.
Рекреационные ресурсы Португалии
• При оценке Португалии с
туристической точки зрения, то можно оценить и описать ее следующим образом:
это превосходные песчаные пляжи, романтические исторические замки,
очаровательные старые деревушки, превосходные рестораны, с богатой кухней и
замечательный народный фольклор. Португальские города хорошо сохранили свой
исторический облик и старинную архитектуру.
• Главным достоинством Португалии несравненно, является превосходный климат,
потому что здесь никогда не бывает холодно. В Лиссабоне в первые месяцы года в
январь и февраль средняя дневная температура составляет +8 град., а средняя
максимальная дневная температура +14-15 град. Также важно, летом даже в самую
знойную погоду, там никогда не бывает особенно жарко.
Рекреационные ресурсы Англии
• Своеобразный климат,
характеризующийся вечным туманом, мелким моросящим дождем, все это визитная
карточка Англии. Улочки, мощеные булыжником, Тауэр, Биг Бен, Трафальгарская
площадь... Именно в Англии находится это огромное множество различных
культурных достопримечательностей. Описывая Английские памятники культуры можно
часами рассказывать о их богатой истории.
Все знают то, что Англия - страна консервативная, англичане никогда не отступят
от своих привычек и традиций. Именно это и определяет многие стороны жизни
любого англичанина. Каждый англичанин до сих пор стремится жить обособлено,
стараясь иметь свой собственный дом, даже в многоквартирных домах делаются
отдельные входы. Именно эта консервативность и привлекает множество европейских
иностранцев посетить эту страну что бы напитаться духом консерватизма,
посмотреть английскую архитектуру и попить настоящего английского свеже- сваренного
пива.
Страница 3. Заполните свою часть схемы, сформулируйте выводы об обеспеченности этими видами ресурсов Зарубежной Европы.
Статья в газету «Аргументы и факты»
Название: «Особенности географического положения Зарубежной Европы»
Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг на 5 тыс. км. На севере ее территория начинается с островов ______________________, и самого большого полуострова _________________, и заканчивается юге островами ________________ в _________________ море, и полуостровами ______________, _________________, _________________, которые омываются водами _______________ моря и _________________океана.
В состав Европы входят 40 суверенных государств, В большинстве своем они сравнительно невелики. Самая большая по площади _____________, самое маленькое государство_____________, имеет площадь всего 44 га., и является «карликом». Для большинства сран характерно ______________________ положение. На севере регион омывается морями холодного___________________________ океана, на западе и юге _________________океаном и его морями.
Географическое положение Зарубежной Европы _______________, т.к. территория находится на стыке транспортных путей между Россией, Африкой, Зарубежной Азией, имеет выход в Атлантический океан; хорошие предпосылки для развития хозяйства.
Статья в газету «Аргументы и факты»
Название: «Особенности географического положения Зарубежной Европы»
Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг на 5 тыс. км. На севере ее территория начинается с островов ______________________, и самого большого полуострова _________________, и заканчивается юге островами ________________ в _________________ море, и полуостровами ______________, _________________, _________________, которые омываются водами _______________ моря и _________________океана.
В состав Европы входят 40 суверенных государств, В большинстве своем они сравнительно невелики. Самая большая по площади _____________, самое маленькое государство_____________, имеет площадь всего 44 га., и является «карликом». Для большинства сран характерно ______________________ положение. На севере регион омывается морями холодного___________________________ океана, на западе и юге _________________океаном и его морями.
Географическое положение Зарубежной Европы _______________, т.к. территория находится на стыке транспортных путей между Россией, Африкой, Зарубежной Азией, имеет выход в Атлантический океан; хорошие предпосылки для развития хозяйства.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА
Европа с греческого "зуропе" - страна запада, с ассирийского "ереб" - мрак, "заход солнца", "запад" (Азия от "асу" - "восход").
Особенности географического положения
ВЫВОД: выгодное ЭГП, хорошие предпосылки для развития хозяйства.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ
До середины 80-х годов -
32 суверенных государства, включая и микрогосударства. С начала 90-х - около 40
государств.
6-ка крупнейших по территории: Франция, Испания, Швеция, Норвегия, ФРГ,
Финляндия.
ПОЛИТИКО- И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ
Большая часть -
суверенные государства, 34 - республики, 14 - монархии.
Княжества: Монако, Лихтенштейн, Андорра.
Герцогство: Люксембург.
Королевства: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Испания, Швеция.
Все они конституционные монархии.
Теократическая монархия: папство - Ватикан.
Федерации: ФРГ, Бельгия, Австрия, СРЮ, Испания.
Конфедерация: Швейцария.
Древнейшей республикой является Сан-Марино (с ХIII в.), Швейцарская
конфедерация существует с конца 13 века.
Главные политические и экономические союзы
Подавляющее большинство
стран - члены ООН. Швейцария вошла в состав ООН в сентябре 2002 г.
Члены НАТО (14 стран): Дания, Исландия, Норвегия, Бельгия, Великобритания,
Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Италия, Португалия, Венгрия, Польша,
Чехия. На Пражском саммите в ноябре 2002 г. приглашены в Альянс 7 новых членов:
Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва. Но полноправными
членами они могут стать только в 2004 г.
Члены ЕС (15 стран): Дания, Финляндия, Швеция, Австрия, Бельгия,
Великобритания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Испания,
Португалия, Италия, Австрия. С января 2002 г. количество стран в ЕС увеличится.
С января 2004 г. количество стран в ЕС может увеличиться за счёт Польши, Литвы
и других стран.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРАН ПО УРОВНЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Большинство стран относятся к группе промышленно развитых. Четыре страны: ФРГ, Великобритания, Франция и Италия входят в состав "большой семерки стран Запада". Особое место на экономической карте региона занимают постсоциалистические страны или страны с переходной экономикой.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Природные ресурсы мирового значения
Уголь:
Горно-химическое сырье
(калийные соли): Германия, Франция
Рекреационные ресурсы: Южная Европа, Франция и др.
Природные ресурсы регионального значения
Лесные
3 место в мире после Южной Америки и СНГ
Лесистость - 32% - делит 3 место с Заруб. Азией, уступая Латинской Америке и
СНГ.
Самые лесистые: Финляндия (59%), Швеция (54%)
Рыбные
Северная Европа (Норвегия, Исландия)
Минеральные
Гидроэнергетические
ресурсы
Ресурсы полного речного стока на душу населения - 6 тыс. м3год,
меньше только в Азии
Гидропотенциал - на предпоследнем месте (ниже только в Австралии и Океании). Но
высока степень освоенности - 70% - 1 место в мире.
Агроклиматические ресурсы
Средиземноморье, Средняя и Восточная Европа
Земельные ресурсы
Мировой земельный фонд: 134 млн. кв. км. Из них на Зарубежную Европу приходится
5,1 млн. кв. км (последнее место в мире). На душу населения - 1 га
Структура земельного фонда Европы в %: 29/18/32/5/16 (Справочно: структура
земельного фонда мира в %: 11/23/30/2/34).
По доле обрабатываемых земель - 1 место (29%)
Доля земель, занятых под пастбища (18%) ниже, чем в среднем по миру (23%), а
доля земель, занятых лесами (32%) выше (30%).
Больше всего в мире доля земель, занятых под населенные пункты: 5%
Менее чем в других частях света доля малопродуктивных земель - 16%
Обеспеченность пашней на душу населения - 0,28 га при среднемировом показателе
- 0,24-0,25 га
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.