Технологическая карта
урока географии в 6-Б классе МБОУ лицея № 1 г. Усмани,
данного учителем географии Афанасьевой О.А.
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ Ориентирование. Азимут.
Тип урока_ урок изучения нового материала с элементами практикума.
Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, делать вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним, комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой, планом местности , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том
числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать
занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной
форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с
текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества,
находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль
и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы,
прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и
сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,
проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению
здорового образа жизни, понимать значения ориентирования для повседневной жизни
и деятельности человек; понимание роли и значения географических знаний,
понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности, развивать
сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития
способности к восприятию чувств других людей. формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современным условиям, проведение самостоятельного
поиска географической информации о своей местности из картографических и
геоинформационных источников.
Основные понятия: «ориентирование», «стороны горизонта», «компас», «азимут».
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель: |
Приветственное слово учителя: Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. И сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по плану местности и карте.. |
Приветствуют учителя,
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
|
Давайте вспомним: Что такое ориентирование? Зачем необходимо ориентироваться на местности? Какие бывают стороны горизонта? Как называется прибор, позволяющий определить стороны горизонта?
|
|
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Физкульт-ка
|
-Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Ориентирование». -Откройте тетради и запишите тему урока. Попробуйте сформулировать цель урока. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны: Узнать! Где и когда изобрели компас. Что такое азимут. Как с помощью компаса определяют азимут. Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? . Нам предстоит ответить на главный вопрос: Какие карты удобно использовать для определения азимута на небольшом участке местности?
Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта. - А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта. Задания по группам:
- Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта: 1) по муравейнику; 2) по ветвям одиноко стоящего дерева; 3) по годичным кольцам пней; 4) по таянию снега на крышах, склонах холмов; 5) по Полярной звезде. Знакомство с компасом (Сообщение ученика) Правила работы с компасом: 1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность. 2. Подождите, пока компасная стрелка установится. 3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. 4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Проблемная ситуация – противоречия, порождающего удивление: Компас помогает ориентироваться. – Какой у вас возникает вопрос? – Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление? – Сформулируйте тему урока. – Если встать лицом к югу, где будет восток, а где запад? - Что такое ориентирование и по каким признакам можно ориентироваться на местности? Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их: какие буквенные знаки на компасе обозначают какие стороны горизонта? Задает вопрос, обнажающий житейское, но ошибочное представление учеников: как правильно настроить компас? - Какое вы заметили противоречие? Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле? Почему не смогли выполнить задание?
Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Выполнение задания - Посмотрите на следующий слайд. Какие объекты изображены на этом плане местности? (вопросы учащимся). А. - Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? -Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север. Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? В. - Прочитайте в учебнике с.45, что такое азимут? Покажите на схеме, где азимут.
Г. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута). Работа в парах. Нахождение азимута по плану: 1. Определить направление на север. 2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. 3.Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке. 4. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке Д. - Определите значение азимута с помощью транспортира. Е.- Выполните задания на определение азимута (. С.44 рис. 22). Работа в группах, по алгоритму - Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться? - Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника) - Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по данному азимуту с помощью компаса.
А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока Какие карты удобно использовать для определения азимута на небольшом участке местности?
|
Записывают тему в тетрадь Целеполагание.
Отвечают на вопросы
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное
Слушают учителя, делают записи в тетради.
Выполняют задания на новый материал в группах
Работают в группах, заполняют таблицу.
(Сообщение ученика)
Учащиеся высказывают свои предположения. Записывают в тетрадь.
Записывают определение в тетрадь.
Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Анализируют, сравнивают и обобщают факты. Выявляют причины
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других, представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы . Оценивают правильность своих выводов, решений . Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Делают выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике.
Отстаивают свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.
Выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. коммуникативные, познавательные Регулятивные, коммуникативные, познавательные
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. коммуникативные, познавательные Регулятивные, коммуникативные, познавательные
|
4. Этап информации о домашнем задании
|
П.7. вопр стр.44, Определить азимут по плану местности в атласе. .
|
Записывают д/з. |
|
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации
|
1Что такое ориентирование? 2.Какие существуют основные стороны горизонта? 3.Что такое азимут? 4.В чём измеряется азимут? 5.Как называется прибор на определение сторон горизонта? 6.Как с помощью компаса определить азимут Почему азимут отсчитывается от направления на север? 7.какому азимуту соответствует направление ВСВ? 8.Как по карте можно определить азимут без использования компаса?
|
Отвечают на вопросы |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. |
6.Этап подведения итогов |
Выставление оценок за урок |
|
|
7.Этап рефлексии |
сегодня
я узнал… |
Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.
|
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.