Технологическая карта урока информатики
«Единицы измерение информации и скорость передачи данных»
учитель информатики: Ерёмина Ольга Петровна
Класс: 7.
Дата проведения: 26.12.2023 г.
Тип урока: комбинированный.
Учебник: «Информатика», ФГОС, Босова Л.Л., издательство «Бином», Москва, 2023 год.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, доска офисная доска, раздаточный материал.
Цели: усвоение учащимися понятий алфавит, информационный вес символа и приобретение практических навыков по измерению количества информации и скорости ее передачи.
Планируемые образовательные результаты
предметные:
учащиеся должны знать:
· как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
· что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Как определить скорость передачи информации.
учащиеся должны уметь:
· измерять информационный объем текста в единицах измерения (при использовании компьютерного алфавита);
· пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах и т.д.);
· измерять скорость передачи информации.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение работать в группе;
- умение выражать свои мысли и идеи;
- умение формулировать высказывания, находить общее решение, обсуждать информацию.
Регулятивные:
- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в группе;
- умение планировать самостоятельную работу;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью
Познавательные:
- развитие навыков поиска и выделение необходимой информации;
- развивать способность проводить анализ представленной информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные:
- понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству;
- осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;
- установление связи между целью деятельности и ее содержанием;
стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Основные понятия: алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа, информационный объем текста, единицы измерения информации, скорость передачи информации.
Метод обучения: объяснительно-результативный
Формы работы на уроке: фронтальная (беседа) индивидуальная работа, работа в парах, решение задач, работа за компьютером.
I этап. Вводная беседа |
|
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
Актуализация полученных ранее знаний. Формулирование темы урока |
(Ф/И). - Беседа с учащимися по вопросу получения, хранения и обработки информации. Вывести ребят к основному элементу обработки и хранения информации. - Какие единицы измерения вам известны? (Вы их применяете в жизни, на уроках математики, физики) - Как вы думаете можно ли измерить информацию? - А вы знаете как ее измеряют? - Кто-то из вас сможет назвать единицы измерения информации? |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение нового материала |
|
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
Ввести основные понятия и термины. Первичная проверка понимания |
(Ф/И) В ходе беседы знакомим обучающихся с новыми понятиями и терминами. Говорим о том, что существует несколько подходов к измерению информации. Что значит алфавитный подход к измерению информации. Разбираемся, что такое алфавит? Сколько букв в нашем алфавите, какие еще символы мы с вами используем? (знаки препинания, пробел, цифры, скобки и прочее). Даем определения что такое алфавит, мощность алфавита. Переходим к понятию информационный вес символа, как обозначается. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит. Бит (bit) от анг. словосочетания binary digit - «двоичная цифра». Записываем соотношение: 2i=N Решение задач: 1. стр. 49 №5 2. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов, второй – мощностью 64 символа. Во сколько раз различаются информационные объемы этих текстов? 24=16 1 символ 4 бита, 26=64 1 символ 6 бит. 6/4=1,5. Ответ в 1,5 раза. Переходим к понятию вычисление информационного объема большого текста. Выводим формулу I=K*i, где K – количество символов в тексте, i – информационный вес символа, I – информационный объем сообщения. Решаем задачу: стр. 50 №7 Переход к единицам измерения информации: 1 бит 1 байт=8 битам 1К байт = 1024 байта 1 Мбайт = 1024 Кбайта 1Гбайт=1024Мбайта 1Тбайт=1024Гбайта 1Пбайт=1024Тбайта Обговариваем процесс перевода единиц измерения информации из большей в меньшую и обратно. Скорость передачи информации совпадает с решением задач на скорость, время и расстояние. Выводим формулы: I=v*t v=I/t, t=I/v I – размер передаваемой информации v – скорость передачи информации t – время передачи информации |
III этап. Выполнение практических заданий |
|
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
Выявить уровень сформированности практических навыков учащихся |
(Ф/И) Работа в парах: 1. Задания на перевод данных из одной единицы измерения информации в другую 2. Задача на скорость передачи информации? |
IV этап. Самостоятельная работа |
|
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
Выявить уровень сформированности теоретических знаний и практических умений учащихся |
(И) Самостоятельная работа на компьютере 1. Единицы измерения информации (2 часть) (learningapps.org) 2. Единицы измерения информации (learningapps.org) 3. Викторина об единицах измерения информации (learningapps.org) |
V этап. Итоги урока. Рефлексия |
|
деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
(Ф/И) - Что такое мощность алфавита? - Как вычислить информационный вес символа? - Как вычислить информационный вес сообщения? - Перечислите единицы измерения информации? - Какие параметры необходимы для вычисления скорости передачи информации? |
(И) Домашнее задание: §1.6 стр. 50-51 №10, №11 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.