Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Хранение информации"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Хранение информации"

Оценка 4.6
Документация
docx
информатика
5 кл
16.12.2021
Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Хранение информации"
Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Хранение информации"
ТК информатика 1.docx

Технологическая карта урока

Предмет

информатика

Класс

5

Тема урока

Хранение информации

Педагогическая цель урока

Знакомство учащихся с информационным процессом – хранением информации.

Задачи урока

 

 

1. акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах);

2. дать учащимся представление о древних и современных носителях информации;

3. показать разнообразие носителей информации;

4. рассмотреть понятия файла и папки;

5. способствовать развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления;

6. способствовать развитию мотивации изучения предмета;

7. способствовать раскрытию творческого потенциала;

8. развивать коммуникативные компетенции.

Тип урока

Урок открытия нового знания

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

- усвоить понятия хранение информации, носитель информации;

- иметь представление о многообразии носителей информации;

- усвоить разницу между внутренней и внешней памятью;

- знать определение понятия файл, папка.

Ученик научится: классифицировать информацию по форме представления; распознавать и называть разные виды носителей информации; создавать и сохранять файлы в личную папку.

Ученик получит возможность научиться: углубить и развить представления об информационных процессах и их роли в современном мире.

Метапредметные

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные: самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности, определять посильный уровень задания; Познавательные: уметь анализировать информацию, понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

 

 

Личностные

-понимание роли информационных процессов в современном мире;

-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

-способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УРОКА

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Учебник «Информатика 5 класс». Автор Босова Л.Л.

1)  Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса;

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

1) персональный компьютер (ПК) учителя;

2) мультимедийный проектор;

3) интерактивная доска+ шторка;

4) презентация;

5) ПК учащихся.

 

Основные понятия

Информация; хранение информации; память: память человечества, память человека, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя) память; носитель информации; файл; папка.

 

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Мотивация

к учебной деятельности.

(2 мин)

 

Вход в урок:

- Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть.

Уинстон Черчилль как-то сказал следующую фразу: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Как вы понимаете, что значит владеть информацией?

 

 

Настраиваются на урок, готовят рабочие место.

Слушают учителя. Объясняют как они понимают данное высказывание.

 

Личностные:

-самоопределение,

-смыслообразование.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

(4 мин)

 

Подводящий диалог:

Прежде чем приступить к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним то, что мы с вами уже изучили.

-Что такое информация?

-Какие виды информации по форме представления вы знаете?

-Какие действия с информацией вы помните?

-Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи, игра в шахматы, устное решение примера по математике, заучивание стихотворения, сохранение номера телефона в мобильном телефоне, фотографирование домашнего задания с доски. Аргументируйте ответ.

-Ребята, сегодня мы с вами более детально рассмотрим такой

информационный процесс, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.

-Сформулируйте тему урока.

Корректировка формулировки темы:

 «Хранение информации»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Записывают тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-умение анализировать, сравнивать, обобщать,

-умение строить речевое высказывание,

-постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные:

-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные:

-формирование границ собственного знания и "незнания".

3. Изучение нового материала.

(10 мин)

 

Слайд 2. Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.

Слайд 3. Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

Слайд 4. Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Слайд 5. Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

Слайд 6. В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый

в мире кинофильм «Прибытие поезда».

Он длился всего 48 секунд, но сумел вызвал шок у людей, которые не видели до этого движущихся картинок.

Слайд 7. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Слайд 8. Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена родственников и друзей. В вашей памяти хранятся знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Чтобы закрепить свои знания и наверняка не забыть важную информацию мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Слайд 9. Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

Слайд 10. Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу можно придумать абсолютно любое. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.

Слайд 11. Чтобы не возникало путаницы при хранении фалов, их сортируют по некоторым признакам и хранят в отдельных папках. Папка – это контейнер для фалов. Система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке, где каждый отдельный файл – это книга, а папка – это книжный шкаф.

Слушают учителя.

Записывают в тетради определения:

-оперативная (внутренняя) память;

-долговременная (внешняя) память;

-носитель информации;

-файл;

-папка.

Познавательные:

-установление причинно−следственных связей.

Регулятивные:

-познавательная инициатива.

Личностные:

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Физкультминутка (2 мин)

Демонстрирует видеоролик

Активно двигаются

 

4. Первичное закрепление нового материала с комментированием во внешней речи.

(3 мин)

 

Слайд 12. Оставьте те картинки, которые относятся к внутренней памяти человека или компьютера. Лишнее уберите.

Слайд 13. Укажите те предметы, которые 
не являются информационными носителями информации. Лишнее уберите.

 

 

По цепочке проговаривают название объекта и отвечают на  поставленные вопросы. Аргументируют свои ответы.

 

 

 

 

Познавательные:

-установление причинно−следственных связей;

Коммуникативные:

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(2 мин)

 

Слайд 14. Для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика.

 

Один ученик выполняет задание у доски, остальные выполняют задание в тетради.

Выполняют самопроверку по образцу.

Выполняют самооценку.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

-осознание ответственности за общее дело.

7. Включение в систему знаний и повторение.

(15 мин)

 

Компьютерный практикум.

Создание папки с заданием имени.

Создание документа Microsoft Word. Задание нового имени для объекта. Отработка навыков применения сочетаний «горячих» клавиш: стр. 100, задание № 7.

 

Учитель контролирует правильность выполнения заданий. Отвечает на вопросы учащихся. Корректирует оценку.

Учащиеся занимают рабочие места за ПК, закрепленные за ними. Каждый учащийся самостоятельно выполняет задание, проверяет правильность выполнения, выставляет себе оценку.

Познавательные:

-выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные:

-самостоятельная оценка правильности выполнения действия.

Личностные:

-формирование адекватной позитивной самооценки.

Коммуникативные:

-постановка вопросов.

8. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

 

Рефлексивный прием «Три М». Учитель предлагает учащимся кратко назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока.

 

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: § 5; стр. 39-40, № 5, №8, № 10.

 

По цепочке озвучивают свои мысли. Записывают домашнее задание.

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действий;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 7. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию

Слайд 7. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию

Слайд 14. Для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика

Слайд 14. Для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021