Технологическая карта урока
Тема урока:
Цель урока: |
Изображение пейзажа.
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; - показать роль искусства в понимании красоты природы; - учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве; - особенности построения композиции пейзажа; |
Планируемые результаты: |
Личностные: 1. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности. 2.Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 3.Сформированность основ художественно и культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 4.Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; Метапредметные : *Регулятивные: 1.Осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; 2.Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; 3. Проговаривать последовательность действий на уроке. *Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. 2.Постановка вопросов . 3. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника. *Познавательные: 1. Формировать умение выполнять рисунок домика; 2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Предметные: 1.Адекватно воспринимать словесную оценку учителя. 2.Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке. |
Тип урока: |
комбинированный |
Формы и методы:
|
Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично–поисковые, словесные, наглядные, практические. Формы: коллективная, групповая. |
Художественные материалы и инструменты для работы |
краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой, |
План урока:
1. ОНУ (1-2мин)
ü приветствие;
ü проверка необходимых для урока материалов и инструментов;
ü организация рабочего места.
2. Подготовка учащихся к практической работе (8-10мин)
ü эмоциональный настрой (игровая ситуация);
ü сообщение темы и цели;
ü инструктаж по выполнению практической работы.
3. Практическая работа (25-30мин)
ü повторения правил безопасной работы;
ü анализ образца;
ü выполнение практического задания.
4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы (3-5мин)
5. Уборка рабочих мест
Ход урока:
1. ОНУ - приветствие - проверка необходимых для урока материалов и инструментов - организация рабочего места |
учитель
учащиеся |
Ребята, все встаньте, подровняйтесь. Здравствуйте. Тихо садитесь. ИЗО сегодня проведу у вас я. Ребята, все посмотрите на то, что у вас лежит на партах. На ней должен быть ваш альбом для рисования, краски, кисточки, палитра, непроливайка. Проверьте свою готовность к уроку. Аккуратно сложите все на парте, сами сядьте правильно. Молодцы! Приступим к уроку, он у нас очень интересный. Приветствуют учителя, внимательно слушают, проверяют свою готовность к уроку. |
2. Подготовка учащихся к практической работе - эмоциональный настрой
- сообщение темы и цели
-инструктаж по выполнению работы |
учитель
учащиеся |
Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки Или старый крепкй дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денёк. Нарисованный быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется пейзажем! У: Итак, пейзаж – это изображение природы. - Посмотрите на слайд и определите какие репродукции художников здесь лишние и почему? У: Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке. - Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени? Д: Это художники, такие как Левитан, Шишкин! У: Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное. - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение? Д: Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года. У: А как меняется? Что вы наблюдали? Д: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое. У: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, как художники передавали настроение природы в своих пейзажах.
Ребята, а как вы думаете, какая может быть тема нашего урока? Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите: О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/ Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/ Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?
А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос: - Как правильно компоновать пейзаж? (Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
На доске вы видите порядок выполнения работы, но у каждого он будет свой. Альбом на парте лежит горизонтально. Повторение порядка работы над пейзажем: 1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению. 2.Работа начинается с наброска карандашом. 3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю. 4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы. Законы перспективы.1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. 5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. 6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра. - Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
Слушают внимательно учителя, участвуют в беседе с учителем. |
3. Практическая работа - повторение правил безопасности
- анализ образца
- выполнение практического задания |
учитель
учащиеся
учитель |
Прежде чем начать работу, давайте вместе вспомним правила работы с красками: 1. Хорошо промываем кисточку перед использованием красок другого цвета. 2. После окончания работы вымыть кисточку, закрыть краски, вымыть руки. Посмотрите на доску. Это пример пейзажа. (Разобрать составные части).
Работают самостоятельно, используя алгоритм:
Осуществляю индивидуальный контроль с целью: -посмотреть все ли учащиеся работают; -выявить, кто не соблюдает правила безопасной работы. Слежу за деятельностью класса в целом. В случае необходимости провожу текущий инструктаж. |
4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы
|
учитель
учащиеся учитель |
Заканчиваем. Давайте посмотрим, какие пейзажи нарисовали вы! (Выставка лучших работ) Что на ваших рисунках? Ребята, что мы сегодня с вами рисовали? Что запомнилось? Какие трудности испытывали? Вам понравилось рисовать пейзажи? Отвечают на вопросы учителя. На этом наш урок окончен. Все сегодня хорошо работали. Все молодцы. Спасибо за урок, до свидания. |
5. Уборка рабочих мест |
Учитель учащиеся |
Каждый за собой убирает рабочее место. Убирают рабочие места. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.