Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«Учитель года Кубани по кубановедению»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА
Урок кубановедения в 7 Г классе Учитель: Остапенко О.А. Дата проведения: 11.11.2022 г. |
|
Тема: |
«Население кубанских земель в конце XVI-XVII в.в.» |
Педагогическая цель: |
Дать понятие о составе населения кубанских земель в обозначенный период. |
Тип урока: |
Комбинированный, с применением приемов ТРИЗ-технологии. |
Методы, формы работы: |
Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые., фронтальная. |
Образовательные ресурсы: |
Учебник по кубановедению 7 класс, рабочая тетрадь. |
Дидактичес-кая структура урока |
Деятельность учителя |
Формы организации учебной деятельности |
Содержание учебной деятельности |
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||
Мотивацион-но-целевой этап |
Оргмомент ( приветствие, знакомство с классом),погружение в проблему с помощью приема ТРИЗ (Да-Нет-ка), повторение изученных ранее терминов, постановка задачи по выяснению темы урока.
|
Постановка учебной задачи через прием ТРИЗ по выяснению темы урока. |
Создание проблемной ситуации с помощью приема ТРИЗ (Да-Нет-ка), повторение ранее изученных терминов: Этнос, нация, народность, население. Определение темы урока с помощью логической цепочки и запись ее на доске.
|
Настрой на усвоение нового материала. |
Слушают учителя,строят понятные для собеседника высказывания. |
Повторение ранее изученных терминов. Определение темы урока с помощью приема ТРИЗ и логической цепочки. Ознакомление с темой урока.. |
Этап актуализации знаний |
Организует устный коллективный анализ учебной цели. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы,организует их обсуждение. |
Поиск решения учебной задачи по постановке цели урока, путем составления логической цепочки. |
Совместное исследование проблемы по постановке цели урока. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят понятия для собеседника, высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Этап изучения нового материала |
Дает инструкцию, создает ситуацию успеха с помощью приемов ТРИЗ. Организация учебного исследования понятий.
|
Построение ориентированной основы нового способа действия |
Проведение коллективного исследования в виде путешествия по территории Северного Кавказа указанного периода времени.. Составление кластера. |
Самоопределение |
Слушают высказывания одноклассников. |
Изучение новых понятий. Составление кластера. |
Этап самоконтроля |
Творческая работа,контрольно-оценивающаяся деятельность. |
Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Выполнение работы по заполнению недостающих строк в таблице «Народы, проживающие на территории кубанских земель в конце XVI-XVII в.в.» , анализ и самооценка. |
Самопроверка. |
Осуществление пошагового контроля по результату. |
Обрабатыва-ния способа в целом с помощью заполнения недостающих строк в таблице «Народы, проживающие на территории кубанских земель в конце XVI-XVII в.в.» |
Этап рефлексии учебной деятельности |
Организует ТРИЗ прием «Рюкзак», направленный на подведение итогов урока. |
Рефлексия |
Рефлексия своих действий. |
Смыслообразо-вание |
Подведение итога решения задач. |
Отработка умения с достаточной полнотой отражать свои мысли. |
Приложение 1
Постановка учебной задачи через прием ТРИЗ по выяснению темы урока:
На экране вы видите слова этнос, нация , народность, население, слова, среди которых есть слово, которое я загадала. Оно является ключевым в нашей теме. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего занятия. Но прежде, давайте вспомним, что эти слова обозначают.
Работа по определению терминов.
Итак мы освежили нашу память и теперь давайте отгадаем какое же я слово загадала.
Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только Да или Нет.
Итак, слово вы отгадали, а теперь давайте подумаем и составим логическую цепочку. Раз у нас предмет называется кубановедение , то о населении каких земель пойдет речь?
Ответы детей.
Я прошу одного из вас выйти и записать начало предложения, отражающего нашу тему. Так а теперь давайте определимся с периодом времени. Вторая глава учебника посвящена какому временному периоду?
Ответы детей.
Совершенно верно и мы записываем тему нашего урока полностью.
«Население кубанских земель в конце 16-17 в.»
Приложение 2
Составление кластера:«Народы, проживающие на территории кубанских земель в конце XVI-XVII в.в.»
Перед вами карта Кубанских земель и Причерноморья в 17 век. Давайте рассмотрим ее. Обратите внимание на условные обозначения. Что интересного вы заметили? Совершенно верно. К народности Адыги относится большое количество племен. То же самое мы можем сказать и о ногайцах. Скажите, какую часть территорий занимали эти народности? Совершенно верно. И сейчас я предлагаю вам сделать творческую работу.
Составить кластер, который будет называться «Народы, проживающие на территории кубанских земель в конце XVI-XVII в.в.»
Пустой шаблон нарисован на доске.
Я порошу самого смелого и любознательного путешественника пройти к доске и с помощью товарищей одноклассников заполнить кластер.
( Заполнение кластера)
Ну что ж ребята, вы отлично справились с заданием!
Приложение 3
Коллективная работа по заполнению таблицы «Народы Северо-Западного Кавказа в конце XVI-XVII в.в.»
А мы с вами делаем привал после стремительного подъема в горы, нам нужно укрепить страховочные веревки вашими знаниями, а для этого необходимо с помощью карты, которая есть в учебники на стр.57 заполнить недостающие строки в таблице. Можно пользоваться информацией в учебнике. Сделать необходимо максимально быстро. Ответ – поднятая рука – вслух.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.