ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
литературного чтения для 1 класса
по теме: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»».
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Велижанинова Полина Александровна
Проверили:
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2020
Структура технологической карты урока
Тема урока |
«Русская народная сказка «Лиса и журавль»». |
УМК |
Школа России. (Горецкий В.Г.) |
Цели деятельности педагога |
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль». |
Тип урока |
Урок изучающего чтения. |
Планируемые образовательные результаты |
Образовательные: формировать представление о сказках, вырабатывать навыки правильного, осознанного чтения. Развивающие: развивать целенаправленное внимание и восприятие при прослушивании сказки, развивать фонематический слух, развивать устную речь на основе требования полных ответов на вопросы учителя. Воспитывающие: воспитывать дружелюбие, культуру взаимоотношений. Личностные: Проявлять: • позитивное отношение к чтению народных сказок; • умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Познавательные: • искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, • понимать прочитанное, определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; • планировать свою работу в соответствии с заявленной темой; Регулятивные: • выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм; • осуществлять взаимопроверку, самооценку результата выполнения учебного задания; • формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки. Коммуникативные: • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; • использовать речевые средства для представления результата деятельности, • умения ответить на поставленный вопрос; • объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях. Предметные: • овладевать навыком смыслового чтения; • работать с содержанием текста сказки; • описывать характер героя; • выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки; • читать и инсценировать сказку по ролям. |
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
https://urok.1sept.ru/articles/629922 https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/78306-konspekt-uroka-russkaya-narodnaya-skazka-lisa-i-zhuravl-1-klass.html |
Наглядно-демонстрационный материал |
Иллюстрация (сюжетная картинка) и раздаточный материал. Учебник Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. — М.: Вентана-Граф, 2012. |
Оборудование |
Автоматическое рабочее место педагога. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
||||||||||
1.Оргмомент |
|
Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.
Пусть на уроке вам будет так же тепло – Проверим готовность к уроку. На краю стола должен лежать пенал с ручками, карандашами и учебник. – Здравствуйте ребята. Меня зовут Полина Александровна. И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
|
Приветствуют и слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя . |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
||||||||||
2. СТИЦ |
|
Прочитайте слова заклинания… (тренировка техники чтения) жа жа жа – жало жи-жи-жи - жир жо-жо-жо –жёлудь же-же-же - Женя жу- жу- жу – жук
жук жир Женя жутко живот желе журнал жираф жечь
Разминка: чтение слогов, слов Дополните фразу и узнаете названия города, который мы посетим… (…ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!) Сегодня мы с вами изучим одну сказку. II. Изучение нового. Первичное чтение. 1. Чтение сказки учителем. - Сейчас я вам прочитаю произведение, а вы внимательно послушайте. - Понравилось вам это произведение? 2. Моделирование обложки - Давайте создадим модель обложки. - Возьмите листочки, изобразите в центре символ прочитанного произведения. - Какую фигуру вы изобразили? (КРУГ) - Почему круг? (потому, что это сказка) - Докажите, что этот жанр именно сказка. (животные разговаривают) - О ком эта сказка? (о животных) - Каким цветом вы раскрасите этот круг? (коричневым) - Есть ли автор у этой сказки? (нет) - Почему? (это произведение фольклорное) - Как обозначим название? (синим прямоугольником) - Как называется сказка? («Лиса и Журавль») - Давайте озвучим модель нашей обложки. - Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Тема: «Русская народная
сказка «Лиса и журавль»» |
Слушают учителя.
Чтение слогов и слов. Выполнение заданий
Слушают учителя.
Рисуют и отвечают на вопросы. |
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
||||||||||
3.Обмен мнениями о прочитанном
|
|
2. Вторичное чтение детьми. - Прочитайте сказку про себя, обратите внимание на непонятные слова и выражения. 3. Словарная работа. - Какие же слова и выражения были вам непонятны? Давайте попробуем дать объяснение этим словам: • пир - большой званый обед, обильное угощение; • потчевать - угощать; • не обессудь - не суди, не отнесись строго; • несолоно хлебавши - остался ни с чем. Такое же объяснение даёт в своём толковом словаре Сергей Иванович ОЖЕГОВ 4. Чтение трудных слов с ударением. - Сколько действующих лиц в сказке? (3) - Кто главные герои сказки? (Лиса и Журавль) - Давайте дадим характеристику характеров этих героев (Лиса – хитрая, жадная, негостеприимная; Журавль – глупый, негостеприимный) |
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.
|
Ответ на вопрос Зрительный контакт |
||||||||||
4. Чтение сказки по частям с анализом содержания, работа над языком сказки
|
|
5. Чтение сказки детьми по цепочке. - Передайте характер героев при чтении 6. Обсуждение текста - С чего начинается сказка? (Подружились лиса с журавлём) - Откуда это видно, что они подружились? (лиса решила пригласить журавля в гости) - Зачем лиса решила пригласить журавля в гости? (чтобы угостить) - Что значит угостить? (порадовать) Зачитайте слова Лисы ИНТОНАЦИЯ - Видно ли по словам Лисы, что она хотела порадовать? - Какие слова она употребляла? ЗАЧИТАЙТЕ - Журавль принял приглашение Лисы? ЗАЧИТАЙТЕ - Как встретила Лиса Журавля? (хорошо) - Откуда это видно? ЗАЧИТАЙТЕ (Кушай дорогой, голубчик) - Остался ли доволен Журавль званым обедом? (нет) - Откуда видно? ЗАЧИТАЙТЕ «Хлоп, хлоп по тарелке» - Как вы думаете, с каким настроением ушёл Журавль? Докажите, что он обиделся Пригласил Лису сухо, без настроения СРАВНИМ КАК пригласила Лиса и как пригласил Журавль на обед. - Пришла ли Лиса к Журавлю? - Как же решил Журавль отблагодарить Лису? (Налил окрошки в кувшин с узким горлом) - Как вы думаете, он специально это сделал? ДОКАЖИТЕ - А давайте представим себе, что мы приглашаем к себе гостей. Чем стараемся угостить? (Что самим вкусно) «Чем богаты, тем и рады.» «Что в печи – всё на стол мечи» То есть, мы будем угощать тем, что привыкли есть сами? - А как выдумаете, что привыкла есть Лиса? КАШУ - Может быть она не специально Журавля плохо угостила, просто у неё другой посуды не было? - НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ТО МЕСТО, когда Лиса готовит угощение для Журавля. ЗАЧИТАЙТЕ - Какое слово нам указывает на то, что Лиса специально сделала плохо? РАЗМАЗАЛА - На что указывает это слово? (Лиса сделала это специально, чтобы Журавль не мог ничего съесть) - На какое качество характера указывает этот поступок Лисы? (ЖАДНОСТЬ) - Понял ли это Журавль? - Откуда видно? (ушёл расстроенный) (решил отомстить) На Стр. 95 прочитайте, что записано в зелёной рамочке. Что это? ПОСЛОВИЦЫ - Какая из пословиц по вашему мнению подойдёт к поступку и мыслям Журавля? «Как аукнется, так и откликнется» - Может ли эта пословица быть названием этой сказки? ПОЧЕМУ? - Как вы её понимаете? - и чем же закончилась дружба Лисы и Журавля? |
Читают сказку и работают с учителем, отвечая на вопросы
|
Фронтальная Словесная Наглядная Практическая |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт Правильный устный ответ |
||||||||||
5. Физ. минутка |
|
Ребята давайте немного отдохнем. Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами. У лисы острый нос дети показывают двумя руками нос, соединив пальцы ладоней уголком У нее пушистый хвост волнообразные движения руками Шубка рыжая лисы Удивительной красы поглаживание воображаемой лисы Лиса павою похаживает, Шубку рыжую поглаживает важно ходят, подняв голову, руками поглаживают грудь, живот (после чего продолжить обсуждение на местах) Теперь можем приступать дальше. |
|
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений.
|
||||||||||
6. Творческое задание |
|
- Как вы думаете, соблюдали ли герои сказки законы гостеприимства? - Как должна была поступить Лиса? - А с поступком Журавля вы согласны? А теперь научим Лису и Журавля правилам гостеприимства. Накройте для них стол. Работа в группах. Распечатываем на каждую группу учащихся, вырезаем, дети в групповой работе накрывают стол для Лисы и Журавля, вывешиваем на доску, проверяем результат при помощи электронноый доски.
Инсценирование сказки по плану Если вам захочется перечитать сказку, а учебника не будет, где можно найти произведение? (в библиотеке, дома, в Интернете) Работа с выставкой книг. - У меня имеются книги. Выберите книги, в которых можно прочитать русскую народную сказку «Лиса и Журавль» |
|
|
|
|
||||||||||
7. Обобщение изученного и самооценка |
|
- Как вы думаете, почему поссорились герои, ведь они дружили вначале? (нарушили законы гостеприимства) «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок!» Какой урок преподносит нам сказка? - Как нужно себя вести, чтобы гости захотели прийти к вам снова - Ребята, вы хотели бы, чтобы герои сказки помирились? |
Ответы на вопросы
|
|
|
|
||||||||||
8. Итог урока.
|
|
С каким произведением мы познакомились? Действительно ли сказки писали, чтобы понимать характер, мысли, чувства и поступки людей. Но ведь у нас сказка про животных? Раздаются раскраски домой.
|
Отвечают, анализируют урок. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Ответы на вопрос. |
||||||||||
9. Домашнее задание |
|
Придумать другую концовку к сказке, чтобы герои помирились. Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать. |
Записывают домашнее задание |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.