Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Оценка 5

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
25.04.2020
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Урок посвящён 75-летию Великой Победы
Техн карта урока Николаевой Н.А..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

составила Николаева Надежда Александровна

учитель начальных классов МОБУ СОШ №9 имени М.И.Кершенгольца

 

Тема урока: Поэты и писатели о Великой Отечественной Войне. Л.М.Батищева  «Баллада о солдатской ложке»

 

Тема урока актуальна, так как урок проводится в преддверии значимого события, 75-ой годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне, 2020-й год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы, с целью воспитания патриотизма, героизма, любви

к Родине, уважения к тем людям, которые завоевали для нас Победу.

 

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цели урока:

Воспитывающие:

-способствовать воспитанию чувства патриотизма;

-способствовать   появлению интереса к литературе у обучающихся;

-создать условия для формирования художественного вкуса, интереса к  чтению в целом;

Обучающие:

- создать условия для ознакомления с произведением Л.М.Батищевой «Баллада о солдатской ложке»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух, умения определять главную мысль произведения;

- учить смысловому восприятию художественного текста, выделять существенную информацию из текста;

- способствовать знакомству с аспектами биографии Л.М.Батищевой;

Развивающие:

- способствовать выработке собственного мнения на основе осмысления своего опыта;

- создать условия для развития устной речи, умения выразительно читать и слышать автора;

- развивать коммуникативные умения; 

-способствовать развитию творческого мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:  знание аспектов биографии Л.М.Батищевой; развитие связной речи, навыков выразительного вдумчивого чтения, памяти, произвольного внимания; анализ баллады Л.Батищевой «Баллада о солдатской ложке».

Метапредметные: применение приобретенных компетенций в повседневной жизни; умение характеризовать исторические события, описанные в тексте; развитие коммуникативных умений, которые будут полезны на межпредметном уровне.

Личностные: способность вырабатывать собственного мнения, желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; умение анализировать высказанные мнения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

познавательные УУД:

-умение ориентироваться в своей системе знаний;

 - отличать новое от уже известного с помощью учителя;                    

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение;

личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-самоопределение;

регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- работать коллективно по составленному плану;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;            

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать своё предположение.

коммуникативные УУД:

- умение взаимодействовать в команде;

-умение слушать и вступать в диалог;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

-умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, окружающий мир.

Понятие: баллада

Домашнее задание участие в акции «Читаем о войне».

Этапы урока:

  1. Организационно-мотивационный этап (3 мин.)
  2. Определение темы и постановка целей урока (4 мин.)
  3. Изучение аспектов биографии Л.М.Батищевой (4 мин)
  4. Чтения и анализа  (Первичное восприятие произведения баллады Л.Батищевой «Баллада о солдатской ложке» ) (7 мин)
  5. Эмоциональное восприятие произведения (3 мин)
  6. Этап групповой работы (5 мин)
  7. Рефлексия (4 мин.)
  8. Задавание домашнего задания. (2 мин.)

 


 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Развиваемые УУД

 

 

  1. I. Организационно- мотивационный этап.

Цель;

умение организовать свою деятельность, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Н.А. Этот урок мы «проживём» и прочувствуем вместе.

1. Речевая разминка

Посмотрите на экран, перед вами строки

Всем хорошо видно?

Прочитайте их про себя

А теперь вместе со мной шепотом

А сейчас, прочитаем громко вместе. Обратите внимание, отмечены слова, которые необходимо выделить интонацией.

Итак, сделаем вдох, выдох…

    Чтит великий День Победы

Наша славная страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

    Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ –

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас!

Л. Некрасова

 

Интонация -Манера произношения, отражающая какие-н. чувства говорящего, тон.

Мы прочитали четверостишья…

Помогает ли интонация передать чувства?

А какие чувства передаёт стих-е?

Приветствуют учителя, одноклассников по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества

 

Читают шепотом, а затем вместе громко, выделяя отмеченные слова интонационно. (речевая разминка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вели́кая Оте́чественная война́ (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года) — война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии).

Безусловно

 

 

Регулятивные:

мотивация к учебной деятельности.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника, выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание,  мотивация, внутренняя позиция.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

Познавательные:

осознают учебно-познавательную задачу.

II. Определение темы и постановка целей урока

Цель:

способность формулирования темы и целей урока,

повторение изученного ранее материала, необходимого для открытия нового.

 Обратите внимание на эпиграф нашего урока:

«Эта память – верьте,  люди – всей земле нужна:  Если мы войну забудем – вновь придёт она.» (Р.Рождественский)

О чём мы сегодня на уроке будем говорить?

2020 год в нашей стране обьявлен Годом памяти и славы. – Как вы понимаете, что это значит?(…)

Ключевое слово «память» подчёркивается на доске

Течёт река бессмертного полка:

По улицам, проспектам , по стране.

Шагают в ряд с портретами в руках

Потомки победителей в войне…  (Чтоб мир спасённый не забыл героев)

- Действительно давайте вспомним 9 мая, когда вспоминаешь оживает даже немая  фотография. В памяти можно оживить всё, даже эту картинку. Давайте попробуем оживить эту фотографию (на экране фотография бессмертного полка превращается в видеофрагмент)

 

Как вы думаете, какой будет тема нашего очень урока?

 Почему важно изучать произведения о ВОВ?

//Неожиданно слышим  звуки деревянных ложек// - Ребята, вы слышали, что это? Эти звуки идут с этой заветной коробки. (Достаю большую демонстрационную коробку с коллекцией ложек. Показываю детям.)

У каждого из вас дома есть в кухне раздвижной ящичек, где хранятся ложки, вилки. Я вам принесла показать свою небольшую коллекцию ложек. Самая старая деревянная ложка – черпак это моей прабабушки еще. Она ею черпала сливки с молока. А мы снимали пенку с молока и с варенья. Рассказываю про виды ложек, из чего они могут быть сделаны. Вспоминаем даже фразеологизм «Бить баклуши», почему так говорят, объясняю. В доме моих родителей есть старенький деревянный сундучок моего дедушки, в котором хранятся наши семейные реликвии. Это вещи, принадлежавшие нашим родным, которыми мы дорожим. Среди них есть такая вот (показываю ложку) солдатская ложка дяди моей мамы Романова А.И. Эта ложка прошла всю войну и вернулась с хозяином домой. На ней можно разглядеть нацарапанную запись: в какие годы солдат воевал.(1942-1945).  О многом бы нам рассказала эта ложка… (даю детям потрогать –посмотреть).

- Мы сегодня познакомимся с историей одной солдатской ложки.

 

И прочитаем «Балладу о солдатской ложке». Автор Любовь Михайловна Батищева.

 

Посмотрите на экран, это тоже память - солдатская ложка. Эта ложка легендарная, она спасла жизнь своему хозяину(на экране фото ложки с дыркой от пули) . Она принадлежала учителю-фронтовику Моисею Израильевичу Кершенгольцу. Его имя гордо носит наша 9 школа. Он учитель ветеран, еще до войны начал работать учителем математики, после нескольких ранений он вернулся на родину и много лет работал директором школы. Совсем недавно в феврале мы отметил 100-летие нашей родной школы. А эту ложку,  реликвию семьи Кершенгольц можно увидеть в краеведческом музее имени Ярославского.

 

 Что мы должны сделать, для того чтобы понять, как Любовь Батищева  в своём произведении рассказывает о войне?

 

 

 

-как историческую память

- и напоминание о том, как страшна война

- и как важно защищать свою Родину, ради мирной и счастливой жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.М.Батищева «Баллада о солдатской ложке»

Потому что воспоминание – это и есть наша жизнь, а жить – значит помнить.

Задачи:

изучить биографию поэтессы, необходимую для изучения произведения;

научиться выразительно читать произведение;

проанализировать балладу Л.М.Батищевой.

Регулятивные:

поиск и выделение информации,

формулируют тему и цель урока;

Познавательные:

строят высказывание, выражение собственного мнения, устанавливают причинно-следственные связи

Личностные: рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

III. Изучение аспектов биографии Л.М.Батищевой

Цель:

изучить аспекты биографии Л.М.Батищевой необходимые для анализа баллады.

 

.

 

С 1 задачей мы справились

 

 

 

Итак, ребята, кем работает во время войны Любовь Батищева? 

Любовь Михайловна Батищева – начинающая поэтесса. Пишет стихотворения в основном о Родине. Долгое время работала в поисковом отряде.  По образованию журналист.

Познавательные:

делать выводы и умозаключения, воспринимать рассказ с учетом поставленной учебной задачи, находить в рассказе информацию, необходимую для ее решения;

Регулятивные:

развитие саморегуляции;

Личностные:

умение вести  монолог на основе равноправных отношений, взаимного уважения;

Коммуникативные:

умение слушать товарища;

 рассказчику полно и точно выражать свои мысли  в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации.

IV. Чтения и анализа

(Первичное восприятие произведения «Баллада о солдатской ложке» Л.Батищевой)

Цель:

внимательное вчитывание и проникновение в смысл произведения «Баллада о солдатской ложке» Л.М.Батищевой, выразительное его прочтение

 

 Что же передает корреспондент на войне?

Правильно, и он и многие другие писатели считали своим долгом передать все это…

Может ли стихотворный текст передать информацию о важных событиях военного времени?

С помощью чего?

Давайте проверим….

Какое по жанру – это произведение?

 

 

(Сама читаю текст)

Прочитали балладу. Задача выполнена

 О чем произведение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Парадом сейчас в нашем классе пройдут «Города-герои», как бессмертный полк. (Маршируем на месте под мелодию песни «День Победы», в руках держим цветные карточки с названиями городов героев. Я буду называть названия городов-героев – дети за мной повторяют. Повторяют и  высоко поднимают карточку названного города-героя.  

 

 

 

 

 

 

Информацию о событиях, важных моментах сражения и чувства…

 

смысла и интонации

 

Баллада – жанр поэзии, сюжетное стихотворение, в основе которого  чаще всего лежит необычный  случай.  В основе данного произведения лежат исторические события. Простой сюжет передаётся в стихотворной форме

 

Стихотворение начинается с искреннего удивления что делает в музее такая простая, серенькая ложка. Автор задаётся вопросом: Какая тайна в ней сокрыта?

Познавательные:      

находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, смысловое чтение;

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные:           

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

V. Эмоциональное восприятие произведения

Цель:

эмоциональное восприятие баллады Л.М.Батищевой

Предлагаю ответить на вопросы, что вы услышали, увидели, почувствовали

Какие слова услышали?

Слышу:  взрывы, грохот, крики…

Вижу: Солдата-героя, танки, битвы, сражения…

Чувствую: тревогу, горечь, печаль, страдание, гордость

 

Регулятивные:

высказывать своё предположение;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог.

VI. Этап групповой работы

Цель:

анализ в группах баллады Л.М.Батищевой

 

Ребята, сейчас нам вместе с вами предстоит поработать в роли юных корреспондентов.

Участников ВОВ все меньше. Нам необходимо знать нашу историю и передавать ее будущему поколению, так же как это делали корреспонденты военного времени.

 В нашу редакцию поступило первое задание.

В качестве материала представлено произведение Л.М.Батищевой «Баллада о солдатской ложке».

 Каждой команде, необходимо подготовить 1 вопрос по произведению для другой группы. Кто готов, поднимают руки и отвечают. Можете придумать самостоятельно, или выбрать вопрос из предложенных.

1.         Где и когда прошёл первое крещение герой?

2.         Кому принадлежала  солдатская ложка?

3.         Из какой деревни родом Дмитрий Мартынов?

4.         От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь журналиста?

5.         Жанр стихотворения Л.Батищевой о солдатской ложке – баллада. Вспомните определение баллады.

Работают в командах

- Где и когда прошёл первое крещение герой?

(под Ржевом)

 - Кому принадлежала солдатская ложка? (Дмитрию Мартынову)

 -Из какой деревни родом Мартынов Дмитрий?

(Юность)

-  Жанр стихотворения Л.Батищевой о солдатской ложке – баллада. Вспомните определение баллады?

 (Баллада – это стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную, сказочную или бытовую тему. В центре всегда человек героический, активный. Одна из особенностей – это чувства и эмоции автора и героя. Все это мы наблюдаем в «Балладе о солдатской ложке»)

 

                                              

Познавательные:

делать выводы и умозаключения;

Личностные:

самоконтроль, взаимоконтроль и безусловно, умение слушать одноклассников и фиксировать результаты друг друга;

Регулятивные:

умение вносить коррективы в свою речевую деятельность.

Коммуникативные:

умение слушать товарища;

 рассказчику полно и точно выражать свои мысли  в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации.

VII.            Рефлексия

Цель:

подвести итог, оценить свою работу на уроке, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений

Зачем автор поведал нам эту историю? Как вы думаете?

О чём задумались сегодня на уроке? Что поняли?

 

 

 

 

 

 

 

Продолжите фразу:

«Мы молодое поколение…»

 

Самооценка: У каждого перед собой 2 звездочки: жёлтая и красная. Если урок вас заставил задуматься, вам было интересно возьмите красную звезду и прикрепите на доске прямо на  вечный огонь (на доске нарисован вечный огонь), Если вам было неинтересно на уроке возьмите жёлтую звёздочку.

Чтобы сохранить историческую память

и напоминание о том, как страшна война, как важно защищать свою Родину, ради мирной и счастливой жизни людей. Он рассказал о судьбе обычного солдата. Таких героев было очень много.

 

- Мы должны помнить…

- Гордиться…

- Радоваться …

- Не забывать …

- Быть достойными…

 

 

Регулятивные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства.

 

VIII.         Задавание домашнего задания

Цель:

продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности

 

Я вам помогу ответить на вопрос. Что я могу сделать сегодня?

Предлагаю поучаствовать в акции под названием «Читаем о ВОВ». Необходимо нарисовать или написать отзыв о прочитанном произведении о  ВОВ.

Можно передавать акцию своим друзьям и знакомым.

Попробуйте сделать?

На этом наш урок подошел к концу.

Благодарю вас за урок. Надеюсь, что память о прошлом будет жить в ваших сердцах.

Помните!

Через века,

            через года, – 

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                  никогда, –

помните!

Роберт Рождественский

(Дарю детям символ памяти – георгиевские ленты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно. Это будет первым шагом, для того, чтобы окружающие узнали, что мы помним и гордимся участниками, героями, поэтами и писателями  времен ВОВ .

 

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

 Регулятивные:

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

 

 


 




 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО

Цели урока: Воспитывающи е: -способствовать воспитанию чувства патриотизма; -способствовать появлению интереса к литературе у обучающихся; -создать условия для формирования художественного вкуса, интереса к чтению в…

Цели урока: Воспитывающи е: -способствовать воспитанию чувства патриотизма; -способствовать появлению интереса к литературе у обучающихся; -создать условия для формирования художественного вкуса, интереса к чтению в…

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Интонация -Манера произношения, отражающая какие-н

Интонация -Манера произношения, отражающая какие-н

Достаю большую демонстрационную коробку с коллекцией ложек

Достаю большую демонстрационную коробку с коллекцией ложек

А эту ложку, реликвию семьи

А эту ложку, реликвию семьи

III . Изучение аспектов биографии

III . Изучение аспектов биографии

IV . Чтения и анализа (Первичное восприятие произведения «Баллада о солдатской ложке»

IV . Чтения и анализа (Первичное восприятие произведения «Баллада о солдатской ложке»

V . Эмоциональное восприятие произведения

V . Эмоциональное восприятие произведения

VII. Рефлексия

VII. Рефлексия

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020