Технологическая карта урока
Автор |
Гастенина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБУ « Школа №5» г.о. Тольятти |
Предмет |
Литература |
Класс |
10 класс |
Дата |
26.10.2020 |
УМК |
«Литература.10 класс. В 2 частях».Лебедев Ю.В.,М.: Просвещение,2017. |
Тема урока |
Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова–Щедрина. Проблематика сказок. |
Цель урока |
Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова -Щедрина ,систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание личности писателя и особенностей его творчества.. |
Задачи урока |
Образовательная: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; формировать умение составлять характеристику героев произведения; повторить значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык»,«смех») |
Развивающая: развивать умение анализировать сказки; вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер; учить диалогу, умению работать в группе. |
|
Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; воспитывать интерес к изучению литературы |
|
Планируемые результаты: |
Предметные: знать биографию писателя, его литературно-критическую деятельность; раскрыть значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирика мирового уровня; уметь составлять тезисный план ответа (лекции учителя); принимать участие в обсуждении прочитанного |
|
Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом ,анализировать его,составлять тезисный план, формулировать выводы, составлять конспект. |
|
Личностные: формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Форма проведения |
Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Методы обучения |
Объяснительно-иллюстративный метод, частично поисковый метод. |
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный этап урока |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Л:оценивают свои возможности для учебной деятельности.
|
2.Актуализация знаний.
Определение темы урока.
|
Слово учителя. Здравствуйте ,ребята. У меня в руках головоломка. Как вы думаете, почему я, учитель литературы, пришла к вам на урок с головоломкой? Над чем можно ломать голову в литературе? Фразеологизм "ломать голову" означает напряженно думать, стараясь найти решение какой-то задачи. Сегодня на уроке мы будем разгадывать головоломку жизни и творчества русского -писателя -сатирика 19 века.
-Обратимся к слайду. Перед вами 2 портрета. Вы узнали этого человека? О ком мы сегодня будем говорить? Да, Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. На уроке мы попытаемся разгадать загадку жизни и творчества великого русского писателя -сатирика, продолжателя традиций Н.В.Гоголя. 1 портрет кисти русского художника-портретиста Ивана Николаевича Крамского, написанный в 1879 году. 2 портрет Салтыкова -Щедрина - произведение русского художника Николая Александровича Ярошенко (1886г) Сравним их. Темный фон, пожилой человек, темная одежда , анфас и полуоборот. -Какого человека мы здесь видим? (сурового, умного, у него внимательный, сосредоточенный взгляд, он как будто проникает, заглядывает в душу, но, в то же время, как будто осуждающий).На какие детали портрета обращаем внимание? Глаза, взгляд. А знаете ли вы, как называли современники Салтыкова-Щедрина? Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних называли его современники. Запомните это фразу, мы к ней еще вернемся. И в конце урока дадим ответ на этот вопрос. (презентация)
|
Учащиеся фронтально отвечают на вопросы.
Слушают учителя. Осознают тему урока. Называют тему урока, записывают ее в тетрадь. Сопоставляют 2 портрета М.Е.Салтыкова -Щедрина, делают вывод.
|
Л:формирует интерес к изучению литературы К: организует учебное сотрудничество с одноклассниками; П: выделяет признаки понятий
|
3.Осмысление учебных задач. Целеполагание.
|
Формулируем цель урока.
|
Осознают цель и задачи урока, планируют учебную деятельность совместно с учителем. |
Р: умение формулировать цель урока; К: добывает недостающую информацию с помощью разных источников информации; П:выделяют признаки понятий, делают выводы, сравнивает, анализируют. |
4. Этап усвоения новых знаний.
5.Актуализация знаний учащихся.
|
Учитель предлагает обучающимся прочитать текст. А пока давайте обратимся к тексту (Приложение 1). Я вам даю время познакомиться с этим текстом
Беседа. На какие факты его биографии вы обратили внимание? О чем идет речь в последнем абзаце текста? Давайте дадим определение данному жанру. Сказка- жанр УНТ .в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Давайте вспомним виды сказок ( о животных,волшебные,бытовые). Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами: 1. 2. 3. 4.
- особое строение М.Е.Салтыков-Щедрин по существу создал новый жанр -политическую сказку, которая, кстати, ультрасовременна. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей. (презентация) А что такое сатира? Давайте дадим определение. Сатира- разновидность литературы, специфическими формами( гипербола, гротеск, пародия)высмеивающая пороки людей и общества. Сам С-Щ. писал, что сатира – «это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание что он угадан и по поводу его уже раздался смех»… -Что такое смех? Это физиологическая реакция организма на юмор, на шутку. И в то же время это и фактор коммуникации. Учитель задает вопросы: -О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? (презентация)
|
Читают текст, осмысливают его. Записывают в тетрадь важные факты биографии писателя.
Отвечают на вопросы. Ведут запись в тетради.
Определяют разницу в сказке " фольклорной" и " литературной", в понятиях "смех " и "сатира".
|
К: добывают недостающую информацию с помощью других источников информации; П: выделяют признаки понятий, делают выводы, сравнивают, анализируют. Л: проявляют познавательную активность в оценивании выступлений одноклассников. -выражают собственное отношения к материалу, аргументируют свое высказывание. Р:выясняют причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; повторяют значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык»,«смех»).
|
6.Фронтальный опрос. |
Определите проблематику сказок М.Е.Салтыкова Щедрина. -Почему в конце творческого пути автор обращается к жанру сказки?
-Каковы же объекты сатиры Салты кова- Щедрина?
-Назовите основные проблемы, затронутые Салтыковым-Щедриным в сказках?
|
Ответы учащихся.Запись в тетрадь основных выводов по теме. По второму вопросу: 1) условия цензуры; 2) воздействие фольклорных и литературных традиций; 3) появление нового читателя из демократических слоев общества; 4) близость сказки художественному методу М.Е.Салтыкова -Щедрина. По четвертому вопросу(проблематика сказок): 1) Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») 2) Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») 3) Положение народа («Коняга», «Кисель») 4) Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») 5) Трусость обывателя («Премудрый пискарь») 6) Правдоискательство («Дурак»)
|
П:осознанно строят речевые высказывания; аргументируют свою точку зрения, анализируют, доказывают; участвуют в обсуждении содержания материала.
|
6. Закрепление изученного материала. |
Слово учителя: Мы сегодня попытаемся определить художественное своеобразие одной из сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина "Премудрый пискарь". Анализ сказки " Премудрый пискарь"
Обсуждение вопросов: -Почему Салтыкова - Щедрина называли "прокурором русской общественной жизни?
- Актуальна ли сказка "Премудрый пискарь"? Интересна она современному читателю? _ Изменилось ли ваше отношение к творчеству М.Е.Салтыкова- Щедрина? Что нового вы узнали о его жизни и творчестве?
|
Разделенные по группам учащиеся подготовили сообщения по темам. Ответы на вопросы, обсуждение. 1 группа- Особенности жанра, композиция, сюжет сказки " Премудрый пискарь". 2 группа- Герои сказки. 3 группа- Смысл названия, авторская позиция.
Он выносил приговор обывателям, тунеядцам, невеждам, " карасям - идеалистам" и " премудрым пискарям.
Актуальна и современна, потому что многие проблемы, которые поднимал в сказке М.Е.Салтыков -Щедрин не решены в современном обществе.
|
Л:выполнение заданий, соблюдение правил и этики поведения.;формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; воспитывать интерес к изучению литературы.
|
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
Заключительное слово учителя: Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы, они заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличается от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жить по-новому. Оценивает работу обучающихся. |
Дополните предложения Сегодня я узнал…….. Было интересно…….. Было трудно…………
|
Р: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; К: высказывает оценочные суждения; П: отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока. |
8. Запись домашнего задания. |
Домашнее задание . Прочитать сказки "Дикий помещик" и "Медведь на воеводстве".Заполнить таблицу " Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина". |
Записывают домашнее задание. |
|
Приложение №1.
Михаил Евграфович - великий русский прозаик и сатирик. Родился Салтыков-Щедрин в 1826 году, 27 (15) января в Тверской губернии в селе Спас-Угол. Он потомственный дворянин, и семья его была состоятельной.
Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая –
Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор,сатирик.Михаил Евграфович начал свою карьеру с изгнания. В августе 1844 года его зачислили в Петербургскую канцелярию, в 1846 году молодой человек там уже смог получить место помощника секретаря военного министра. А в 22 года, в 1848-м, он был выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания. Однако продолжал служить, и карьера его была блестящей. Он дважды занимал пост вице-губернатора: в Рязанской губернии и в Тверской.В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Настоящая слава к нему пришла в 1856 году, когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его фамилии.
В середине 80-х годов произведения Салтыкова-Щедрина стали совершенно новыми. Он назвал их сказками. Их около тридцати. Они наполнены политической сатирой и были опубликованы в газете «Русские ведомости», что само по себе странно. Ведь сказки обычно в газетах не печатают. Но именно этим автор сказал, что хотел: сказкой все не ограничивается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.