Технологическая карта урока литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова -Щедрина. Проблематика сказок".

  • docx
  • 20.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Карта 2.docx

 

Технологическая карта урока

Автор

Гастенина Анна Владимировна, учитель  русского языка и литературы МБУ « Школа №5» г.о. Тольятти

Предмет

Литература

Класс

 10 класс

Дата

 26.10.2020

УМК

«Литература.10 класс. В 2 частях».Лебедев Ю.В.,М.: Просвещение,2017.

Тема урока

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова–Щедрина. Проблематика сказок.

Цель урока

Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова -Щедрина ,систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание личности писателя и особенностей его творчества..

Задачи урока

Образовательная: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; формировать умение составлять характеристику героев произведения; повторить значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык»,«смех»)

Развивающая: развивать умение анализировать сказки; вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер; учить диалогу, умению работать в группе.

Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; воспитывать интерес к изучению литературы

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию писателя, его литературно-критическую деятельность; раскрыть значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирика мирового уровня; уметь составлять тезисный план ответа (лекции учителя); принимать  участие в обсуждении прочитанного

 

Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом ,анализировать его,составлять тезисный план, формулировать выводы, составлять конспект.

 

Личностные: формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений.

Тип  урока

Комбинированный урок

Форма проведения

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод, частично поисковый метод.

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

          этап урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация  внимания.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Л:оценивают свои возможности для учебной деятельности.

 

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока.

 

Слово учителя.

Здравствуйте ,ребята. У меня в руках головоломка. Как вы думаете, почему я, учитель литературы, пришла к вам на урок с головоломкой? Над чем можно ломать голову в литературе?

 Фразеологизм "ломать голову" означает напряженно думать, стараясь найти решение какой-то задачи. Сегодня на уроке мы будем разгадывать головоломку жизни и творчества русского -писателя -сатирика 19 века.

 

-Обратимся к слайду. Перед вами 2 портрета. Вы узнали этого человека? О ком мы сегодня будем говорить? Да, Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. На уроке мы попытаемся разгадать загадку жизни и творчества великого русского писателя -сатирика, продолжателя традиций Н.В.Гоголя.

1 портрет кисти русского художника-портретиста Ивана Николаевича Крамского, написанный в 1879 году.

2 портрет  Салтыкова -Щедрина - произведение русского художника Николая Александровича Ярошенко (1886г) Сравним их. Темный фон, пожилой человек, темная одежда , анфас и полуоборот.

-Какого человека мы здесь видим? (сурового, умного, у него внимательный, сосредоточенный взгляд, он как будто проникает, заглядывает в душу, но, в то же время, как будто осуждающий).На какие детали портрета обращаем внимание? Глаза, взгляд. А знаете ли вы, как называли современники  Салтыкова-Щедрина?

 Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних называли его современники. Запомните это  фразу, мы к ней еще вернемся. И в конце урока дадим ответ на этот вопрос.

(презентация)

 

Учащиеся  фронтально отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя. Осознают тему урока.

Называют тему урока, записывают ее в тетрадь.

Сопоставляют 2 портрета М.Е.Салтыкова -Щедрина, делают вывод.

 

 

 

Л:формирует интерес к изучению литературы

К: организует учебное сотрудничество с   одноклассниками;

П: выделяет признаки понятий

 

3.Осмысление учебных задач.

Целеполагание.

 

Формулируем цель урока.

 

Осознают цель и задачи урока, планируют учебную деятельность совместно с учителем.

Р: умение формулировать цель урока;

К: добывает недостающую информацию с помощью разных источников информации;

П:выделяют признаки понятий,  делают выводы, сравнивает, анализируют.

4. Этап усвоения

новых  знаний.

 

 

 

 

5.Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает обучающимся прочитать текст. А пока  давайте обратимся к тексту (Приложение 1).  Я вам даю время познакомиться с этим текстом

 

Беседа.

 На какие факты его биографии вы обратили внимание?

О чем идет речь в последнем абзаце текста?

    Давайте дадим определение данному жанру.

Сказка- жанр УНТ .в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Давайте вспомним виды сказок

( о животных,волшебные,бытовые). Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:

1.     
-сказочные события;

2.     
-сказочные герои, существа;

3.     
-необычность обстановки

4.     
-особая манера повествования

 

 - особое строение

М.Е.Салтыков-Щедрин по существу создал новый жанр -политическую сказку, которая, кстати, ультрасовременна. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей. (презентация)

 А что такое сатира? Давайте дадим определение.

Сатира- разновидность литературы, специфическими формами( гипербола, гротеск, пародия)высмеивающая пороки людей и общества.

Сам С-Щ. писал, что сатира – «это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание что он угадан и по поводу его уже раздался смех»…

-Что такое смех? Это физиологическая  реакция организма на юмор, на шутку. И в то же время это и фактор коммуникации.

  Учитель задает вопросы:

-О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? (презентация)

 

 

Читают текст, осмысливают его. Записывают в тетрадь  важные факты  биографии писателя.

 

 

 

Отвечают на вопросы. Ведут запись в тетради.

 

 

 

Определяют разницу в сказке

" фольклорной" и " литературной",

 в понятиях "смех " и "сатира".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: добывают недостающую информацию с помощью других источников информации;

П: выделяют признаки понятий,  делают выводы, сравнивают, анализируют. 

Л: проявляют познавательную активность в оценивании выступлений одноклассников.

-выражают собственное отношения к материалу,

аргументируют свое высказывание.

Р:выясняют  причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;

 повторяют значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык»,«смех»).

 

6.Фронтальный опрос.

Определите проблематику сказок М.Е.Салтыкова Щедрина.

-Почему в конце творческого пути автор обращается к жанру сказки?

 

-Каковы же объекты сатиры Салты

кова- Щедрина?

 

 

-Назовите основные проблемы,

затронутые Салтыковым-Щедриным в сказках?

 

 

Ответы учащихся.Запись в тетрадь основных выводов по теме.

По второму вопросу:

1) условия цензуры;

2)  воздействие  фольклорных  и

литературных традиций;

3)  появление  нового  читателя  из

демократических слоев общества;

4) близость сказки художественному

методу М.Е.Салтыкова -Щедрина.

По четвертому вопросу(проблематика сказок):

1) Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

2) Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

3) Положение народа («Коняга»,

«Кисель»)

4) Подлость буржуазии («Либерал»,

«Карась-идеалист»)

5) Трусость обывателя («Премудрый

пискарь»)

6) Правдоискательство («Дурак»)

 

 

П:осознанно строят речевые высказывания;

аргументируют свою точку зрения, анализируют, доказывают;

участвуют в обсуждении содержания материала.

 

6. Закрепление изученного материала.

Слово учителя:

Мы сегодня попытаемся определить художественное своеобразие одной из сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина "Премудрый пискарь". Анализ сказки " Премудрый пискарь"

 

 

 

 

 

 

Обсуждение вопросов:

-Почему Салтыкова - Щедрина называли "прокурором  русской общественной жизни?

 

 

 

- Актуальна ли сказка "Премудрый пискарь"? Интересна она современному читателю?

_ Изменилось ли ваше отношение к творчеству М.Е.Салтыкова- Щедрина? Что нового вы узнали о его жизни и творчестве?

 

 

Разделенные по группам учащиеся подготовили сообщения по темам.

Ответы на вопросы, обсуждение.

1 группа- Особенности жанра, композиция, сюжет  сказки

 " Премудрый пискарь".

2 группа- Герои сказки.

3 группа- Смысл названия, авторская позиция.

 

 

Он выносил приговор обывателям, тунеядцам, невеждам, " карасям - идеалистам" и " премудрым пискарям.

 

 

 

Актуальна и современна, потому что многие проблемы, которые поднимал в сказке М.Е.Салтыков -Щедрин не решены в современном обществе.

 

Л:выполнение заданий, соблюдение правил и этики поведения.;формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;

определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках;

воспитывать интерес к изучению литературы.

 

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Заключительное слово учителя:

Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы, они заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличается от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жить по-новому.

Оценивает работу обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополните предложения

Сегодня я узнал……..

Было интересно……..

Было трудно…………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

К: высказывает оценочные суждения;

П: отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока.

8. Запись домашнего задания.

Домашнее задание .

Прочитать сказки "Дикий помещик" и "Медведь на воеводстве".Заполнить таблицу

" Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина".

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

 Михаил Евграфович - великий русский прозаик и сатирик. Родился  Салтыков-Щедрин в 1826 году, 27 (15) января в Тверской губернии в селе Спас-Угол. Он потомственный дворянин, и семья его была состоятельной.

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая –

Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор,сатирик.Михаил Евграфович начал свою карьеру с изгнания. В августе 1844 года его зачислили в Петербургскую канцелярию, в 1846 году молодой человек там уже смог получить место помощника секретаря военного министра. А в 22 года, в 1848-м, он был выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания. Однако продолжал служить, и карьера его была блестящей. Он дважды занимал пост вице-губернатора: в Рязанской губернии и в Тверской.В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Настоящая слава к нему пришла в 1856 году, когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его фамилии.

В середине 80-х годов произведения Салтыкова-Щедрина стали совершенно новыми. Он назвал их сказками. Их около тридцати. Они наполнены  политической сатирой и были опубликованы в газете «Русские ведомости», что само по себе странно. Ведь сказки обычно в газетах не печатают. Но именно этим автор сказал, что хотел: сказкой все не ограничивается.