Технологическая карта урока литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова -Щедрина. Проблематика сказок".
Оценка 5

Технологическая карта урока литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова -Щедрина. Проблематика сказок".

Оценка 5
docx
20.04.2022
Технологическая карта урока литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова -Щедрина. Проблематика сказок".
Карта 2.docx

 

Технологическая карта урока

Автор

Гастенина Анна Владимировна, учитель  русского языка и литературы МБУ « Школа №5» г.о. Тольятти

Предмет

Литература

Класс

 10 класс

Дата

 26.10.2020

УМК

«Литература.10 класс. В 2 частях».Лебедев Ю.В.,М.: Просвещение,2017.

Тема урока

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова–Щедрина. Проблематика сказок.

Цель урока

Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова -Щедрина ,систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание личности писателя и особенностей его творчества..

Задачи урока

Образовательная: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; формировать умение составлять характеристику героев произведения; повторить значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык»,«смех»)

Развивающая: развивать умение анализировать сказки; вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер; учить диалогу, умению работать в группе.

Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; воспитывать интерес к изучению литературы

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию писателя, его литературно-критическую деятельность; раскрыть значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирика мирового уровня; уметь составлять тезисный план ответа (лекции учителя); принимать  участие в обсуждении прочитанного

 

Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом ,анализировать его,составлять тезисный план, формулировать выводы, составлять конспект.

 

Личностные: формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений.

Тип  урока

Комбинированный урок

Форма проведения

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод, частично поисковый метод.

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

          этап урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация  внимания.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Л:оценивают свои возможности для учебной деятельности.

 

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока.

 

Слово учителя.

Здравствуйте ,ребята. У меня в руках головоломка. Как вы думаете, почему я, учитель литературы, пришла к вам на урок с головоломкой? Над чем можно ломать голову в литературе?

 Фразеологизм "ломать голову" означает напряженно думать, стараясь найти решение какой-то задачи. Сегодня на уроке мы будем разгадывать головоломку жизни и творчества русского -писателя -сатирика 19 века.

 

-Обратимся к слайду. Перед вами 2 портрета. Вы узнали этого человека? О ком мы сегодня будем говорить? Да, Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. На уроке мы попытаемся разгадать загадку жизни и творчества великого русского писателя -сатирика, продолжателя традиций Н.В.Гоголя.

1 портрет кисти русского художника-портретиста Ивана Николаевича Крамского, написанный в 1879 году.

2 портрет  Салтыкова -Щедрина - произведение русского художника Николая Александровича Ярошенко (1886г) Сравним их. Темный фон, пожилой человек, темная одежда , анфас и полуоборот.

-Какого человека мы здесь видим? (сурового, умного, у него внимательный, сосредоточенный взгляд, он как будто проникает, заглядывает в душу, но, в то же время, как будто осуждающий).На какие детали портрета обращаем внимание? Глаза, взгляд. А знаете ли вы, как называли современники  Салтыкова-Щедрина?

 Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних называли его современники. Запомните это  фразу, мы к ней еще вернемся. И в конце урока дадим ответ на этот вопрос.

(презентация)

 

Учащиеся  фронтально отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя. Осознают тему урока.

Называют тему урока, записывают ее в тетрадь.

Сопоставляют 2 портрета М.Е.Салтыкова -Щедрина, делают вывод.

 

 

 

Л:формирует интерес к изучению литературы

К: организует учебное сотрудничество с   одноклассниками;

П: выделяет признаки понятий

 

3.Осмысление учебных задач.

Целеполагание.

 

Формулируем цель урока.

 

Осознают цель и задачи урока, планируют учебную деятельность совместно с учителем.

Р: умение формулировать цель урока;

К: добывает недостающую информацию с помощью разных источников информации;

П:выделяют признаки понятий,  делают выводы, сравнивает, анализируют.

4. Этап усвоения

новых  знаний.

 

 

 

 

5.Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает обучающимся прочитать текст. А пока  давайте обратимся к тексту (Приложение 1).  Я вам даю время познакомиться с этим текстом

 

Беседа.

 На какие факты его биографии вы обратили внимание?

О чем идет речь в последнем абзаце текста?

    Давайте дадим определение данному жанру.

Сказка- жанр УНТ .в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Давайте вспомним виды сказок

( о животных,волшебные,бытовые). Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:

1.     
-сказочные события;

2.     
-сказочные герои, существа;

3.     
-необычность обстановки

4.     
-особая манера повествования

 

 - особое строение

М.Е.Салтыков-Щедрин по существу создал новый жанр -политическую сказку, которая, кстати, ультрасовременна. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей. (презентация)

 А что такое сатира? Давайте дадим определение.

Сатира- разновидность литературы, специфическими формами( гипербола, гротеск, пародия)высмеивающая пороки людей и общества.

Сам С-Щ. писал, что сатира – «это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание что он угадан и по поводу его уже раздался смех»…

-Что такое смех? Это физиологическая  реакция организма на юмор, на шутку. И в то же время это и фактор коммуникации.

  Учитель задает вопросы:

-О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? (презентация)

 

 

Читают текст, осмысливают его. Записывают в тетрадь  важные факты  биографии писателя.

 

 

 

Отвечают на вопросы. Ведут запись в тетради.

 

 

 

Определяют разницу в сказке

" фольклорной" и " литературной",

 в понятиях "смех " и "сатира".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: добывают недостающую информацию с помощью других источников информации;

П: выделяют признаки понятий,  делают выводы, сравнивают, анализируют. 

Л: проявляют познавательную активность в оценивании выступлений одноклассников.

-выражают собственное отношения к материалу,

аргументируют свое высказывание.

Р:выясняют  причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;

 повторяют значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык»,«смех»).

 

6.Фронтальный опрос.

Определите проблематику сказок М.Е.Салтыкова Щедрина.

-Почему в конце творческого пути автор обращается к жанру сказки?

 

-Каковы же объекты сатиры Салты

кова- Щедрина?

 

 

-Назовите основные проблемы,

затронутые Салтыковым-Щедриным в сказках?

 

 

Ответы учащихся.Запись в тетрадь основных выводов по теме.

По второму вопросу:

1) условия цензуры;

2)  воздействие  фольклорных  и

литературных традиций;

3)  появление  нового  читателя  из

демократических слоев общества;

4) близость сказки художественному

методу М.Е.Салтыкова -Щедрина.

По четвертому вопросу(проблематика сказок):

1) Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

2) Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

3) Положение народа («Коняга»,

«Кисель»)

4) Подлость буржуазии («Либерал»,

«Карась-идеалист»)

5) Трусость обывателя («Премудрый

пискарь»)

6) Правдоискательство («Дурак»)

 

 

П:осознанно строят речевые высказывания;

аргументируют свою точку зрения, анализируют, доказывают;

участвуют в обсуждении содержания материала.

 

6. Закрепление изученного материала.

Слово учителя:

Мы сегодня попытаемся определить художественное своеобразие одной из сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина "Премудрый пискарь". Анализ сказки " Премудрый пискарь"

 

 

 

 

 

 

Обсуждение вопросов:

-Почему Салтыкова - Щедрина называли "прокурором  русской общественной жизни?

 

 

 

- Актуальна ли сказка "Премудрый пискарь"? Интересна она современному читателю?

_ Изменилось ли ваше отношение к творчеству М.Е.Салтыкова- Щедрина? Что нового вы узнали о его жизни и творчестве?

 

 

Разделенные по группам учащиеся подготовили сообщения по темам.

Ответы на вопросы, обсуждение.

1 группа- Особенности жанра, композиция, сюжет  сказки

 " Премудрый пискарь".

2 группа- Герои сказки.

3 группа- Смысл названия, авторская позиция.

 

 

Он выносил приговор обывателям, тунеядцам, невеждам, " карасям - идеалистам" и " премудрым пискарям.

 

 

 

Актуальна и современна, потому что многие проблемы, которые поднимал в сказке М.Е.Салтыков -Щедрин не решены в современном обществе.

 

Л:выполнение заданий, соблюдение правил и этики поведения.;формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;

определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках;

воспитывать интерес к изучению литературы.

 

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Заключительное слово учителя:

Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы, они заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличается от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жить по-новому.

Оценивает работу обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополните предложения

Сегодня я узнал……..

Было интересно……..

Было трудно…………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

К: высказывает оценочные суждения;

П: отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока.

8. Запись домашнего задания.

Домашнее задание .

Прочитать сказки "Дикий помещик" и "Медведь на воеводстве".Заполнить таблицу

" Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина".

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

 Михаил Евграфович - великий русский прозаик и сатирик. Родился  Салтыков-Щедрин в 1826 году, 27 (15) января в Тверской губернии в селе Спас-Угол. Он потомственный дворянин, и семья его была состоятельной.

Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая –

Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор,сатирик.Михаил Евграфович начал свою карьеру с изгнания. В августе 1844 года его зачислили в Петербургскую канцелярию, в 1846 году молодой человек там уже смог получить место помощника секретаря военного министра. А в 22 года, в 1848-м, он был выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания. Однако продолжал служить, и карьера его была блестящей. Он дважды занимал пост вице-губернатора: в Рязанской губернии и в Тверской.В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Настоящая слава к нему пришла в 1856 году, когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его фамилии.

В середине 80-х годов произведения Салтыкова-Щедрина стали совершенно новыми. Он назвал их сказками. Их около тридцати. Они наполнены  политической сатирой и были опубликованы в газете «Русские ведомости», что само по себе странно. Ведь сказки обычно в газетах не печатают. Но именно этим автор сказал, что хотел: сказкой все не ограничивается.


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Форма проведения Индивидуальная, групповая, фронтальная

Форма проведения Индивидуальная, групповая, фронтальная

Ярошенко (1886г) Сравним их. Темный фон, пожилой человек, темная одежда , анфас и полуоборот

Ярошенко (1886г) Сравним их. Темный фон, пожилой человек, темная одежда , анфас и полуоборот

Актуализация знаний учащихся.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель предлагает обучающимся прочитать текст

Учитель предлагает обучающимся прочитать текст

Трусость обывателя («Премудрый пискарь») 6)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь») 6)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведение итогов урока. Рефлексия

А в 22 года, в 1848-м, он был выслан в

А в 22 года, в 1848-м, он был выслан в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022