Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сравнение десятичных дробей»
ФИО |
Белогрудова Людмила Александровна |
||
Предмет |
Математика |
||
Класс |
5 |
||
Базовый учебник |
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 37 издание, стереотипное. – М. Мнемозина, 2019 |
||
Тема урока |
Сравнение десятичных дробей |
||
Тип урока |
Урок формирования новых знаний и умений. |
||
Форма проведения урока |
Традиционная |
||
Образовательная среда урока |
Учебники по математике, раздаточный материал, индивидуальные карты оценки учеников, мел, доска. |
||
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, парная. |
||
Цель урока |
Для учителя |
Для ученика |
Метапредметные результаты |
|
Научить учащихся сравнивать десятичные дроби. |
Вывести правило сравнения десятичных дробей. Уметь применять полученный алгоритм на практике. |
Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки. Познавательные – понимать сущность составления алгоритма, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил «если …, то …». Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре. Личностные - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осозновать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности. |
Задачи урока: Обучающая – сформулировать правило сравнения десятичных дробей; сформировать умение пользоваться этим правилом. Развивающая – развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля. Воспитывающая – развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу. |
|||
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
Организационный ( 1 мин) |
Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Людмила Александровна. Я рада вас всех видеть! Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку?
|
Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.
|
Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения.
|
Актуализация знаний, проверка домашнего задания ( 5 мин) |
Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания. Математический диктант.
- Какое сегодня число? Запишите в тетради число, классная работа. В своем оценочном листе, который есть у каждого из вас, нарисуйте, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок. Давайте проверим домашнее задание. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения домашнего задания. Домашнее задание проверяется устно, по эталону, выведенному на экран. - Молодцы, оцените, пожалуйста, работу соседа по пятибалльной шкале и поставьте баллы в индивидуальный оценочный лист.
А теперь вспомним материал предыдущих уроков, напишем небольшой математический диктант. 1. Записать в тетради через запятую три числа в виде десятичной дроби: а) четырнадцать целых пять сотых, б) две целых семь тысячных, в) тридцать целых семьдесят три десятитысячных.
2. Сравнить числа: а) 3 и 2 ; б) 4 и 4 ; в) и ; г) и 1.
Проверим, что у вас получилось. Проверяем вместе, с помощью ответов на доске, комментируя и объясняя трудные моменты, вспомнив правило.
В своем индивидуальном оценочном листе в графе «Математический диктант» поставьте заработанные баллы (за 7 верно решенных «5», за 5-6 – «4», за 4 – «3», за 3 и меньше – «2»). Молодцы, справились! |
Проверяют домашнее задание у соседа по парте, оценивают работу, выставляют отметку в оценочный лист.
Выполняют задания математического диктанта, оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.
|
Познавательные: применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено; Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: Самоооценка, взаимооценка. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся. ( 5 мин) |
А теперь мы с вами поработаем в парах. Каждая пара получила задание, будет две-три минутки на обсуждение, а потом мы проверим результаты.
Пары получают следующее задание: Все вы знаете, что нормальная температура человека 36,6 градусов. Пациентам в больнице измерили температуру и получили следующие результаты: Больной А – 36,5; Больной Б – 38,2; Больной В – 36,6; Больной Г – 37,1; Больной Д – 37,3. Определите, у кого из пациентов повышена температура тела, а кто здоров. Расположите пациентов в порядке возрастания их температуры.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Проверяем вместе, обсуждая результат, особое внимание уделяем трудным моментам в заданиях. Выслушиваем мнения учащихся, приходим к выводу, что сравнивать десятичные дроби мы еще не умеем. Ставим перед собой цель научиться сравнивать десятичные дроби и формулируем тему урока: «Сравнение десятичных дробей».
|
Работают в парах, обсуждая задание. Комментируют полученный результат. Выявляют проблему, ставят цель и формулируют тему урока.
|
Познавательные: Извлечение из текстов математической информации; Постановка и формулирование проблемы; Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре. Личностные: Самооценка. |
Усвоение новых знаний. ( 10 мин)
|
Запишите тему нашего урока: «Сравнение десятичных дробей» Давайте вместе попробуем разобраться, как же сравниваются десятичные дроби. Чуть позже мы обязательно вернемся к нашим пациентам, а сейчас поработаем со следующими примерами: Сравнить дроби а) 2,1 и 12,1; б) 2,1 и 2,3; в) 2,11 и 2,14; г) 2,11 и 2,4. Попробуем подробно разобраться с каждой парой дробей.
Какие есть мысли по поводу сравнения первой пары чисел? Верно, количество целых у второй дроби больше, чем у первой, значит, 12,1 > 2,1. Какой вывод можно сделать? Молодцы, сначала смотрим на количество целых. Больше будет та дробь, у которой больше целых.
Вторая пара дробей. Как их сравнить? Правильно, целых одинаковое количество, но десятых у второй дроби больше, чем у первой, значит, 2,1 < 2,3. Вывод? Верно, если целых одинаковое количество, смотрим на десятые, больше будет та дробь, у которой десятых больше.
Третья пара дробей. Как сравнить? Молодцы, если целых и десятых одинаковое количество, значит, смотрим на сотые, больше будет та дробь, у которой сотых больше. Значит, 2,11 < 2,14. На самом деле, уже стало понятно, что, если сотых одинаковое количество, то смотрим на тысячные и т.д.
А как сравнить 2,11 и 2,4? Совершенно верно некоторые из вас заметили, что у числа 2,4 количество десятых больше, чем у числа 2,11, значит, 2,4 > 2,11. Давайте попробуем убедиться в этом, чтобы не было сомнений. Какие дроби мы умеем сравнивать? Верно, обыкновенные, но любые ли? Верно, только с одинаковыми знаменателями. Как бы нам применить наши знания в этом примере? Молодцы, можно записать число 2,4 как 2,40 и сравнить по уже знакомому правилу числа 2 и 2 . Очевидно, что первое число больше. Итак, мы с вами разобрали все возможные случаи сравнения десятичных дробей. Давайте еще раз сформулируем правило: Для того, чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество целых, больше будет та дробь, у которой целых больше, если целых у них одинаково, то сравниваем количество десятых и так далее.
|
Записывают тему урока. Выполняют вместе с учителем сравнение дробей. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. Формулируют правило.
|
Познавательные: Структурирование знаний, Выбор способов решения задач, Анализ объектов и синтез. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия; Планирование пути достижения цели; прогнозирование. Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Личностные: Осознание ответственности за общее дело |
Физкультминутка ( 4 мин) |
Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперёд. Раз – согнуться – разогнуться, Два ─ согнуться – потянутся, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Пять и шесть тихо сесть. |
Выполняют физкультминутку |
|
Выполнение учащимися заданий на закрепление пройденного правила. ( 15 мин) |
А теперь попробуем применить наши новые знания на практике. Вернемся к нашим пациентам. У кого из пациентов повышена температура тела, а кто здоров. Расположите пациентов в порядке возрастания их температуры. Молодцы, теперь мы уверенно и правильно ответили на эти вопросы.
Потренируемся еще. № 326 К доске по очереди выходят учащиеся, решают с объяснением по одному примеру. Проверим, научились ли вы сравнивать десятичные дроби. Следующее задание решать будем по вариантам, к доске от каждого варианта будут вызваны ученики. (учащиеся у доски решают примеры на боковых досках, класс не видит их решения). I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045. Проверим результат. Если все решено верно, ставим себе 5 баллов в лист оценивания за самостоятельную работу, если верно решено два примера, ставим себе 4 балла, за один верно решенный пример ставим себе 3 балла. |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письменное задание в тетради и у доски.
Решают примеры по вариантам самостоятельно в тетради, от каждого варианта к доске выходит по одному человеку, решают те же примеры на боковых досках, потом вместе с классом проверяют. Учащиеся проверяют свой результат, выставляют отметку в оценочный лист. |
Познавательные: Уметь решать примеры по выбранному правилу; Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы; Коммуникативные: Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику Личностные: Самооценка. |
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. ( 3 мин) |
Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги. Запишите домашнее задание: № 350, № 356, Творческое задание по желанию: придумать задачу на сравнение десятичных дробей, правило выучить. Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко. Если вы набрали 14 - 15 баллов, то за урок вы получаете отметку «5»; 11 - 13 – получаете «4»; 8 – 10 – получаете «3». Учащиеся, которые набрали менее 8 баллов, работали сегодня плохо, в следующий раз старайтесь лучше. |
Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют себе итоговую отметку.
|
Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Самооценка, Ценносто-смысловая ориентация |
Рефлексия. (2 мин) |
О чем мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили сегодня? Достигли ли мы этой цели? Все ли было понятно, все ли успели? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры. Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!
|
Рефлексия. |
Познавательные: Рефлексия Регулятивные: Оценка своей деятельности и деятельности других людей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Самооценка на основе критерия успешности. |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
I вариант. II вариант. Сравнить дроби: 12,567 и 125,67; 4,199 и 4,2; 7,399 и 7,4; 18,342 и 183,42; 0,0091 и 0,01. 0,02 и 0,0045.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах
Все вы знаете, что нормальная температура человека 36,6 градусов. Пациентам в больнице измерили температуру и получили следующие результаты: Больной А – 36,5; Больной Б – 38,2; Больной В – 36,6; Больной Г – 37,1; Больной Д – 37,3. Определите, у кого из пациентов повышена температура тела, а кто здоров. Расположите пациентов в порядке возрастания их температуры. |
Все вы знаете, что нормальная температура человека 36,6 градусов. Пациентам в больнице измерили температуру и получили следующие результаты: Больной А – 36,5; Больной Б – 38,2; Больной В – 36,6; Больной Г – 37,1; Больной Д – 37,3. Определите, у кого из пациентов повышена температура тела, а кто здоров. Расположите пациентов в порядке возрастания их температуры. |
Все вы знаете, что нормальная температура человека 36,6 градусов. Пациентам в больнице измерили температуру и получили следующие результаты: Больной А – 36,5; Больной Б – 38,2; Больной В – 36,6; Больной Г – 37,1; Больной Д – 37,3. Определите, у кого из пациентов повышена температура тела, а кто здоров. Расположите пациентов в порядке возрастания их температуры. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.