Технологическая карта урока математики
на тему: «Деление с остатком»
Тема: «Деление с остатком»
Класс: 4
Тип урока: урок усвоения новых знаний (урок-подготовка)
Цель: Формирование умения выполнять деление с остатком на двузначное число.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для знакомства с алгоритмом деления многозначных чисел с остатком.
- Совершенствовать умения выполнять деление с остатком; решать текстовые задачи.
- Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.
Развивающие:
- Развивать умение рассуждать и делать выводы.
- Развивать умения работать в паре, в группе.
- Развивать навыки самоанализа, взаимоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебной деятельности и к предмету «математика» в процессе выполнения занимательных упражнений и задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знакомы с алгоритмом деления многозначных чисел с остатком.
- Совершенствуют умения выполнять деление с остатком; решать текстовые задачи.
- Продолжают работу по совершенствованию техники устного счёта.
Метапредметные:
Познавательные:
- Осознанно владеют логическими действиями: определение понятий, обобщение, установление аналогий, причинно-следственных понятий.
Регулятивные:
- Осуществляют самоанализ, взаимоконтроль и самооценку.
Коммуникативные:
- Ясно, точно, грамотно излагают свои мысли в устной и письменной речи; организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные:
- Проявляют познавательный интерес к учебной деятельности и к предмету «математика».
Оборудование
для учителя: конспект, презентация, учебник, карточки с заданиями для учащихся.
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности.
План урока: 45 минут
1) Организационный момент – 2 мин
2) Мотивация учебной деятельности – 2 мин
3) Актуализация опорных знаний. Устный счет. – 8 мин
4) Сообщение темы урока – 3 мин
5) Открытие нового знания, способа действий – 15 мин
6) Включение нового знания – 13 мин
7) Подведение итогов урока. Рефлексия – 2 мин
Ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Методы и приемы |
Дидактические средства |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||
Орг. момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность |
Речь учителя Беседа Прием посадки Прием мотивации |
|
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас всех сегодня видеть. Тихо садится первый ряд, затем второй ряд, и третий рад. Напомню, что меня зовут Ольга Тимофеевна и сегодня урок математики проведу у вас я. - Наш урок мне хотелось бы начать со слов французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы умеете на самом деле, и если вы будите постоянно работать над собой, то сможете много достичь...» - Как вы понимаете высказывание французского философа? – Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. |
Приветствуют учителя. Садятся на свои места.
Слушают учителя.
Высказывают свое мнение. |
Ф |
Контроль |
|
|
|
|||
Мотивация учебной деятельности |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
Речь учителя Беседа Метод мотивации |
|
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в «ИКС-педицию». – Чем в математике является Х – ? - Мы должны провести исследовательскую работу, ведь в математике еще много неизвестного, но очень интересного. |
Слушают учителя.
- Неизвестным числом, которое надо найти. |
Ф |
Самоконтроль |
|
|
|
|||
Актуализация опорных знаний Устный счет. |
Повторить опорные знания и известные способы действий |
|
|
- Начнем мы нашу работу с воспроизведения уже полученных вами ранее знаний. Разделимся на 3 группы: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая, 3 ряд – третья. У каждой группы (ряда) есть определенные задания, всего их три. Ваш задача устно найти ответ каждой задачи и записать его себе на листочек. Работаем в паре, затем вместе проверим, что у вас получилось. 1 группа 1) Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) 2) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6) 3) Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
2 группа 1) Любимую отметку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) 2) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46) 3) 40 уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)
3 группа 1) У рыбы с усами 3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21) 2) Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5) 3) Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца. (33 • 2 = 66)
Пока дети выполняют задание, учитель на доске должен повесить цветные карточки с ответами на другой стороне для проверки каждого ряда. Далее выполнить с каждым рядом устную проверку и перевернуть соответствующую карточку.
- С этим заданием вы справились на отлично. Так держать! Но для вас у меня есть еще одно задание. Посмотрите внимательно на доску. 72:4 54:15 32:16 69:18 100:11 96:12
- Что вы видите? Верно, это примеры на деление. Ваша задача распределить их в два столбика. Что это будут за группы, как вы думаете? Отлично. - Кто устно решил пример и определил, к какой он группе относится, поднимайте руку и выходите к доске. |
Слушают задачу от учителя.
Работают в паре.
На листке д.б. записано: 40 6 36
На листке д.б. записано: 50 46 8
На карточке д.б. записано: 21 5 66
Каждый ряд (пара) выполняют проверку своей работы.
- Столбик примеров на деление.
- Деление без остатка и деление с остатком.
Распределяют примеры по столбикам. |
Ф
П |
Самоконтроль |
|
|
|
|||
Сообщение темы урока |
Определить тему урока Поставить учебную задачу |
Речь учителя Беседа |
|
- Выполнив предыдущее задание, вы сможете назвать тему сегодняшнего урока, верно? Что для вас стало затруднением, что оказалось тем самым неизвестным т.е. X, о котором мы говорили в начале урока? - Какую основную учебную задачу мы поставим с вами на этот урок? Отлично. |
- Деление с остатком.
Решение промеров с остатком
- Научиться приему письменного деления на двузначное число. - Повторить алгоритм и все основные моменты деления с остатком и т.п. |
Ф |
Самоконтроль |
|
|
|
|||
Открытие нового знания, способа действий |
Обеспечить формирование новых знаний, способов действий по теме |
Речь учителя Беседа Объяснение
|
|
- Итак, мы с вами определили тему сегодняшнего урока – деление с остатком на двузначное число. Но для того, чтобы нам было легче работать и выполнять задания, мы должны вспомнить все важные моменты данного математического приема. Назовите мне основные правила или алгоритм деления с остатком.
- Сегодня мы рассмотрим письменный прием деления с остатком на двузначное число. И обратимся мы для этого к номеру 3 на странице 50 вашего учебника. Прочитайте задание. Итак, посмотрим на первое неравенство. На какое число мы должны умножить 27, чтобы получилось произведение меньше ста девяноста пяти? Как найти это число? Поэтому 30*6=180. Далее подставим число 6 в наше неравенство для проверки: 27*6 = 162. Если из 195 вычесть 162, то получиться число 33, а оно больше, чем 27, значит можно взять 27 не 6, а 7 раз. Вычислим 27*7= 189. Находим остаток 195 – 189 = 6. Решение. 27*7 ˂ 195; 195:27= 7 (ост. 6) Выполним проверку: 27*7+6= 195
Далее к самостоятельному рассуждению и решению неравенств 2 и 3 вызываются два ученика (Милютин Миша и Молькова Даша).
- А теперь проверим, насколько хорошо вы разобрались в алгоритме деления на двузначное число остатком. Найди номер 4 на стр. 50 вашего учебника. Сначала рассмотрим примеры, которые нам представлены. Устно объясним, как выполнили деление. 1 пример:
- найдем частное, в нем будет одна цифра; - чтобы легче было найти цифру частного, разделим 170 не на 29, а на 30. (170:10): 3 = 5 (ост.2) - 5 – это пробная цифра частного, ее нельзя сразу записывать в частном, а нужно сначала проверить, подойдет ли она. - Умножим 29 на 5, получается 145. Число 145 меньше делимого 170, значит число 5 нам подходит. Записываем в частном цифру 5. - Найдем остаток: из 170 – 145, получаем число 25. - значение частного чисел 170 и 29 – 5 и остаток 25. (каждое действие учителя ученики записывают в тетрадь с объяснением). 2 пример: не получается прописать решение, помогите, пожалуйста.
- Итак, кто понял, как выполнить деление с остатком на двузначное число, будет выполнять самостоятельно первую строчку примеров под знаком «·» номера 4. - Кто затрудняется в решении примеров с остатком и считает, что ему нужна помощь, будет решать вместе с доской – выполняет решение примеров второй строчки. Не забываем выполнять проверку своего решения. (учитель подходит к ученику, который выполнил задание и проверяет по своей карточке – помощнице ответы, ставит соответствующую отметку.) На доске вешаю опознавательные знаки для учеников:
|
- Деление с остатком — это деление одного числа на другое, при котором остаток не равен нулю. - При делении с остатком остаток всегда должен быть меньше делителя. - Если делимое меньше делителя, в частном получается ноль, а остаток равен делимому. Алгоритм деления с остатком: 1. Находим ближайшее число, которое делится на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Получаем частное. 3. Находим остаток. Из делимого вычитаем произведение частного и делителя.
Читают задание.
- Нужно округлить число 27 до 30. И подобрать число, при умножении на которое получиться произведение, меньше 195. Это число 6.
Ученики выполняют самостоятельно задание и объясняют свои действия.
Слушают учителя, записывают.
Каждый ученик выбирает задание под себя и выполняет его.
|
Ф
И |
Контроль
Самоконтроль |
|
|
|
|||
Включение нового знания |
Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию |
|
|
- Переходим к следующему заданию. Откройте страницу 51 и найдите номер 7. Кто желает выйти и решить его у доски? - О ком или, о чем говорится в задаче? - Что нам известно, исходя из текста задачи?
- Что неизвестно?
- Каков главный вопрос задачи? 1. Узнаем сколько минут затратила Маша на прохождение 975 метров, если сказано, что в минуту она преодолевала по 65 метров. 975 / 65 = 15 минут.
2. Вычислим какое расстояние за это же время прошел Алеша, если сказано, что он шел со скоростью 75 м/мин. 15 * 75 = 1125 метров.
3. Определим какое расстояние было между ними в начале пути. 975 + 1125 = 2100 метров. Ответ: Между домами 2100 метров.
- И последним заданием на нашем уроке будет номер 9. Прочитаем задание. Выполняем задание самостоятельно, затем проверим вместе. Решение действий прописывайте в тетради. |
- О Маше и Алеше.
- Ребята вышли из своих домов и пошли навстречу друг другу. Маша шла до места встречи со скоростью 65 м/мин и прошла 975 м. Алеша шел со скоростью 75 м/мин. - сколько минут потратила Маша на прохождение 975 метров, а также неизвестно расстояние, которое прошел Алеша за это же время. - Нужно вычислить расстояние между домами Маши и Алеши.
|
Ф |
Самоконтроль |
|
|
|
|||
Подведение итогов урока. Рефлексия |
Организовать подведение итогов урока |
Речь учителя Беседа Прием самооценки |
|
- Ребята, как правильно выполнить деление с остатком на двузначное число? Напомните мне алгоритм, который мы с вами составили и обговорили ранее. - А сейчас напишите в тетради 2 числовых ряда: от 1 до 10 друг под другом, между ними отступите 2 клетки. Обведите число в первом числовом ряду, которое выражает уровень ваших знаний по сегодняшней теме. Подчеркните число во втором числовом ряду, которое выражает степень вашего интереса к уроку. - Урок окончен, до свидания! |
Повторяют материал.
Выполняют задание. |
Ф |
Самоконтроль |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.