БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта урока математики
На тему: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
проведённого во 2 классе
студенткой 41 группы
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
___________________________________________
с.Плещеево
2023г.
Ф.И.О. студента: Ловчикова Анастасия Алексеевна
УМК: «Школа России»;
Класс: 2;
Предмет: Русский язык;
Тип: Открытие новых знаний;
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цель: создание условий для успешного формирования умений отличать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи:
1.Образовательная – обучать умению распознавать одушевленные и неодушевленные предметы по вопросам и лексическим значениям.
2.Развивающая – развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь.
3.Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник русского языка Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник, 2 часть, компьютер, проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки.
Технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология;
УУД:
Предметные: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; самостоятельно подбирать имена существительные; подбирать синонимы; пользоваться толковым словарём.
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль
по результату оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок,
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, использовать
схемы и таблицы для решения задач; проводить сравнение; владеть рядом общих
приёмов решения задач.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль и самооценку результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока и его образовательная цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. (1 – 2 мин). |
Здравствуйте, дети! Меня зовут ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Прозвенел
весёлый звонок Любознательные
дети - Ребята, а вы можете себя назвать любознательными? Скажите, для чего вы ходите школу? Для чего вам новые знания? Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Пусть наш урок пройдет под девизом «Грамоте учиться всегда пригодится» - Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
Приветствуют учителя.
Слушают мотивационное стихотворение
Размышляют. Приводят аргументы. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действийи организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.(4-5мин) |
- Ребята, сегодня вы будет не просто учениками, а исследователями. Кто такие исследователи? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? (В толковом словаре.) Кто же такие исследователи? (Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.) Итак, исследователи приступают к работе. - Вставьте пропущенные буквы в слова, назовите орфограмму. (Выполняется устно.) М_ряк, л_тают, гл_за, з_лёный, к_вёр, х_лодный, л_сник, гн_здо, ст_рик. - Проверьте себя. - Назовите орфограмму. (Безударные гласные.) - Докажите правильность вставленной буквы. (Называют проверочные слова.) - Выпишите только имена существительные. (Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют самоконтроль по слайду 4) - Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?) - Найдите существительное, в котором все согласные звуки твёрдые. (Глаза.) - Как вы думаете, мы все уже знаем об имени существительном? ( Нет.) - Хотите узнать больше? (Конечно, хотим.) - Какую часть речи мы сегодня будем исследовать? (Имя существительное.) |
Актуализируют знания, полученные на прошлых уроках
Работают по карточкам
Отвечают на вопросы учителя Выписывают имена существительные в соответствии с заданием |
3.Выявление места и причины затруднений. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.(10 мин) |
- Прочитайте слова: художник, вьюга, шмель, сахар, топор, снегирь, карась, крапива, лошадь, тарелка, волк, тарелка. - К какой части речи они относятся? (сущ.) - Почему вы так решили? - Разделите эти слова на две группы (отвечающие на вопрос кто? и что?) (Дети высказывают точки зрения. Выходят к доске и делят слова на группы) - Разделили слова, а как эти группы можно назвать? «Живые и неживые» |
Читают слова.
Предполагают как можно разделить слова на группы.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.(7-9 мин) |
- Предлагаю обратиться к учебнику. Прочитайте тему нашего урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. - Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(Будем учиться находить имена существительные, ставить к ним вопрос и определять одушевлённое оно или неодушевлённое)— План: 1) познакомится с одушевленными и неодушевленными именами существительными 2) научится различать одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Формулируют тему и цель урока
Знакомятся с планом урока |
5.Реализация построенного проекта. Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (10-15мин) |
- Продолжаем исследование. Давайте с вами составим таблицу у доски. Имя существительное Предмет
Кто? Что? Одушевлённые Неодушевлённые - Устно подберите свои примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Правила работы в парах:
Работая в паре, с помощью стрелок распределите слова на две группы. заяц, коньки, собака, снегирь, тетрадь, карандаш, дорога, воробей (Дети распределяют слова на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные) - На какой вопрос отвечают слова 1 группы? (кто?) - Почему? - На какой вопрос отвечают слова 2 группы? (что?) - Почему? -Молодцы. Какой вывод мы сделаем: - К каким существительным ставится вопрос кто? Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными -К каким существительным ставится вопрос что? Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными. Физминутка «Топни-хлопни» - Я озвучиваю слова. Если это одушевленное имя существительное, то вы топаете. Если неодушевленное - то хлопаете в ладоши. Слова: яблоко, ручка, лебедь, кольцо, змея, филин, платье, повар, комар, трава. |
Составляют таблицу по правилу из учебника
Повторяют правила работы в парах
Слушают задание
Повторяют правила работы в паре
Читают задание
Выполняют задание
Выполняют проверку
Выполняют физминутку
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. (5-7мин) |
Перед вами текст, некоторые слова в нем пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст. Вместо точек вклейте подходящее по смыслу слово.
Наступила (что?) …… Белое пушистое (что?) …… укрыло землю. (Что?) …… украсил деревья. Вот (кто?) …… прыгает с ветки на ветку. А (кто?) …… стучит по верхушке дерева. Хорош (что?) …… зимой.
- Проверим работу. - Прочитаем получившийся текст. Наступила зима. Белое пушистое покрывало укрыло землю. Снежок украсил деревья. Вот белка прыгает с ветки на ветку. А дятел стучит по верхушке дерева. Хорош лес зимой. - О чём говорится в тексте? (О зимнем лесе) |
Слушают задание учителя
Выполняют задание
Проверяют выполненную работу
Отвечают на вопросы учителя |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия,применение нового знание в типовых заданиях.(3 мин) |
Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н (неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.
-Проверим
правильность выполнения задания. |
Выполняют самостоятельную работу
Проводят самопроверку |
8.Включение в систему знаний повторение. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. (2-4 мин) |
Откроем
учебник на странице 50. Обратите внимание на задание 85. Запишите по одному примеру слов в соответствии с заданием. - Что мы сегодня изучили на уроке? -Одушевленные и неодушевленные имена существительные -Чем они отличаются? Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными -К каким существительным ставится вопрос что? Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными. -Молодцы! |
Выполняют задание
Подводят итоги урока
Повторяют пройденный на уроке материал.
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия (2 мин) |
Направляет работу класса на рефлексию учебной деятельности. -Скажите, все ли пункты плана мы выполнили? (отвечают) -Кто считает, что сегодня хорошо поработал и у него все получилось, он легко выполнил задания- поднимите две руки вверх. Кому пока сложно разобраться, советую потренироваться в решении тех заданий, в которых вы еще плохо разбираетесь и тогда у вас обязательно все получится. - Спасибо вам за урок, он подошел к концу. До свидания! |
Проводят рефлексию деятельности на уроке. Делятся своим мнением.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.