ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Данные об авторе: Шляпникова Екатерина Алексеевна
Тема урока: Прямоугольник
Класс 2 УМК «Школа России»
Цели: формировать представление о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать.
Задачи:
Дидактические
обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения и навыки находить отличительные признаки прямоугольника от других геометрических фигур; совершенствовать навык счёта и умение решать задачи;
Развивающие
создать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся;
Воспитательные
способствовать воспитанию интереса к математике, культуры общения, умения работать самостоятельно.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Образовательная задача |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П – познавательные, Р –регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
||||||||
Мотивационно- целевой этап
|
Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу. |
Беседа |
Учитель настраивает детей на работу.
Кто сказал, что математика скучна, Что она сложна, суха, тосклива? В этом вы не правы, господа, Знайте: математика – красива! Вам приятно жить в опрятном доме, Где у каждой вещи место есть? Математика создать порядок может, И за это ей хвала и честь! Сколько в ней самой изящных линий, Мощных формул, строгих теорем, Тот не назовет её красивой, кто с наукой не знаком совсем! Учитель предлагает открыть тетради и записать в них число и классную работу. |
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу.
Открывают тетради, записывают число и классную работу. |
Фронтальная |
Стихотворение |
|
|
Р:формировать волевую саморегуляцию.
|
Проявлять интерес к содержанию материала
|
Устный счёт |
Обеспечить детей возможностью понимания и восприятия новой темы. |
Беседа
Математические вычисления. |
- На ваших столах лежат карточки. - Выполнять задание вы будете в парах. В конце устного счета мы должны угадать слово, которое, возможно, поможет нам назвать тему урока. - Какое будет задание? - Правильно! - Выполнить вычисления и выписать получившиеся результаты во второй столбик. - В конце устного счёта вы должны угадать слово, которое, возможно, поможет вам узнать тему нашего сегодняшнего урока. - На выполнение работы дается 1 минута. Приступайте!
- Закончили! - Предлагаю вам проверить и посмотреть какое слово получилось!
- Посмотрите на первый пример. 82 – 30 - Какое это действие? - Как называется результат вычитания? - Прочитайте запись. - Какой ответ получаем? - Обратите внимание на доску. - Какая буква соединена с цифрой 52? - Запишите ее у себя в таблице под результатом. - Следующий пример. 44 + 11 - Какое это действие? - Как называется результат сложения? - Прочитайте запись. - Какой ответ получаем? -Какая буква на доске соединена с цифрой 55? - Записываем.
- Дальше, пример 65 – 5 - Какое это действие? - Как называется результат сложения? - Прочитайте запись. - Какой ответ получаем? -Какая буква на доске соединена с цифрой 60? - Записываем.
- Следующий пример, посмотрите 33 + 8 - Какое это действие? - Как называется результат сложения? - Прочитайте запись. - Какой ответ получаем? -Какая буква на доске соединена с цифрой 41? - Записываем.
- Пример 29 – 18 - Какое это действие? - Как называется результат сложения? - Прочитайте запись. - Какой ответ получаем? -Какая буква на доске соединена с цифрой 11? - Записываем.
- Последний пример в вашей таблице 56 + 12 - Какое это действие? - Как называется результат сложения? - Прочитайте запись. - Какой ответ получаем? -Какая буква на доске соединена с цифрой 68? - Записываем.
- Молодцы. |
- Выполнить вычисления.
Дети выполняют работу.
- Вычитание. - Разность.
- Разность чисел 82 и 30. - 52.
- Буква «К».
Дети записывают букву в таблице.
- Сложение. - Сумма.
- Сумма чисел 44 и 11. - 55. - Буква «И».
Дети записывают букву в таблице.
- Вычитание. - Разность.
- Разность чисел 65 и 5. - 60.
- Буква «Р». Дети записывают букву в таблице.
- Сложение. - Сумма.
- Сумма чисел 33 и 8. - 41. - Буква «П».
Дети записывают букву в таблице.
- Вычитание. - Разность.
- Разность чисел 29 и 18. - 11.
- Буква «И». Дети записывают букву в таблице.
- Сложение. - Сумма.
- Сумма чисел 56 и 12. - 68. - Буква «Ч».
Дети записывают букву в таблице.
|
Фронтальная
Парная |
Карточка с таблицей и примерами (Приложение 1)
Цифры и соответствующие им буквы. |
Устный контроль.
|
Повторить, как называются действия и результаты действия. Правильно читать записи, находить результаты |
К:строить речевые высказывания в устной форме, использовать математическую терминологию; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Определять правила работы в парах. |
Поисково - исследовательский этап |
Обеспечить возможность средствами подводящего диалога, сформулировать проблему; Составление плана решения поставленной проблемы. |
Подводящий диалог. |
- Какое у вас получилось слово? - Как связано данное слово с нашим уроком? - Обратите внимание на слайд. - Что вы видите? - Верно, это геометрические фигуры, а еще их можно назвать многоугольниками. - Какой из этих многоугольников, по вашему мнению, лишний и почему? - Так как тогда будет связан кирпич с нашим сегодняшним уроком? - Какая будет тема урока? - Давайте составим план нашего урока. |
- Кирпич.
- (…)
- Фигуры.
- Прямоугольник. Потому что у него 4 прямых угла.
- Кирпич по форме напоминает прямоугольник. - Прямоугольник. Дети составляют план урока. 1. Познакомимся с понятием прямоугольник. 2. Исследуем прямоугольник и научимся отличать его от других фигур. 3. Выполним упражнения. |
Фронтальная |
Презентация.
Слайд 1 |
|
Различать фигуры |
Р:умение планировать учебную деятельность, составлять план работы. К:умение высказывать свое мнение и слушать мнение других. |
Проявление интереса к новым знаниям. Умение участвовать в диалоге. |
Практический этап. Поиск решения проблемы. 1)
2) |
Организовать поиск решения проблемы.
|
Беседа
Практическая работа |
Приступим к выполнению первого пункта нашего плана. - Предлагаю вам попробовать дать определение данной фигуре самостоятельно. - Какие определения у вас получились? - Получились разные и одинаковые определения. - Кто же прав? - Предлагаю вам это проверить. - Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 14. - Прочитайте определение. - Кто – то был прав? - Совершенно верно, прямоугольником называют четырёхугольник, у которого все углы прямые. - С определением
познакомились. - Для этого вам понадобятся линейки. - Также на ваших столах лежат карточки синего цвета. - Что вы видите на этих карточках? - Верно, сейчас мы попробуем сравнить эти фигуры. - Определите у прямоугольника количество сторон и углов. - А у квадрата? - Правильно, какой можем сделать вывод?
- С помощью угла линейки определите, какие углы у данных фигур. - Что вы можете сказать про углы этих фигур? - Какие это углы? - Отлично. - Предлагаю измерить длину противоположных сторон у прямоугольника. - Что получилось?
- Измерьте также стороны у квадрата. - Что получилось?
- Чем отличаются и чем схожи исследуемые нами фигуры? - Сделайте вывод.
- Давайте проверим ваш вывод. - Прочитайте №1 на странице 14 в учебнике. - Найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые. - Перечислите цифры, под которыми находятся такие четырёхугольники. - Какая фигура изображена под цифрой 1? - Под цифрой 3? - А под 5? - Предлагаю проверить ваш вывод. - Измерьте стороны 1 прямоугольника и стороны квадрата под цифрой 3. - Подтвердился ли наш вывод? - А теперь измерьте стороны у прямоугольника под цифрой 5. - Что вы можете сказать, про прямоугольники под цифрами 1 и 5? - Верно, длины сторон у прямоугольника бывают разные. |
Дети пытаются сформулировать определение.
Несколько детей зачитывают получившиеся определения.
Дети открывают учебник на стр. 14. Читают определение про себя, затем кто – то один читает вслух.
- Прямоугольник и квадрат.
- У прямоугольника 4 стороны и 4 угла.
- 4 стороны и 4 угла. - Прямоугольник и квадрат имеют по 4 стороны и по 4 углам.
Дети сравнивают углы прямоугольника и квадрата. - У прямоугольника и квадрата одинаковые углы. - Прямые.
Дети измеряют стороны прямоугольника.
- В прямоугольнике длины противоположных сторон равны. Дети измеряют стороны квадрата. - У квадрата длины всех сторон равны.
- Отличие прямоугольника от квадрата заключается в том, что стороны прямоугольника попарно равны.
Кто – то из детей читает задание № 1.
Дети выполняют задание.
- 1,3,5.
- Прямоугольник.
- Квадрат. - Прямоугольник.
Дети измеряют стороны двух фигур.
- Да.
Дети измеряют длины сторон прямоугольника под цифрой 5.
- Длины их сторон отличаются.
|
Фронтальная
Индивидуальная |
Учебник
Линейки
Карточки синего цвета (Приложение 2) |
|
Определять вид угла
при помощи линейки. |
П:осуществлять анализ объектов; К:умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать; Р:умение действовать по плану и планировать свою деятельность. |
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Физкультминутка |
|
|
- Вставайте, предлагаю вам размяться. Отгадайте загадки, покажите фигуры-отгадки. Можете это сделать самостоятельно или объединиться в пары, группы.
Нет углов у
меня, Два
квадрата-близнеца – Встал
квадрат на уголок – Треугольник
с полукругом |
Дети встают с мест и показывают отгадки. |
|
|
|
|
|
|
3) |
Создать условия для выполнения обучающимися нескольких типовых заданий на изученный способ действия с проговариванием во внешней речи. |
Практическая работа |
- Продолжаем работу. - Выполним третий пункт плана. - Откройте учебник на странице 14 и прочитайте №2. - Приступим к выполнению задания. - Сколько фигур надо начертить? -Какую фигуру нужно начертить первой? - Кто желает начертить его на доске?
- Следующая фигура это? - Последняя фигура – начертите четырёхугольник, у которого 2 угла прямые, а другие не прямые. - Сколько фигур получилось в ваших тетрадях? - Верно, сейчас раскрасьте прямоугольник.
- Сейчас предлагаю вам оценить свою работу. - На ваших столах лежат листы самооценки. |
Открывают учебник на стр.14, читают №2 про себя, затем кто-то читает вслух.
- Три.
- Треугольник, у которого 1 угол прямой. Дети выполняют задание в тетрадях. Кто – то выходит к доске. - Четырёхугольник, у которого все углы прямые.
- Три.
Дети находят прямоугольник и закрашивают его. |
Фронтальная |
Учебник
Лист самооценки. |
Самоконтроль. |
Знать геометрические фигуры |
Р:выполнять задание в соответствии с поставленной целью; адекватно оценивать результат своей деятельности. |
|
Рефлексивно – оценочный |
Обеспечить возможность для формулирования итога урока. Создать условия для организации и рефлексии самооценки учащимися. |
Беседа |
- Давайте проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. - На ваших столах лежат карточки «Проверь себя» - Прочитайте задание. - Что необходимо сделать?
- Приступайте к работе. - Время на выполнение – 1 минута. - Проверяем. - Обменяйтесь листочками. - Выполните проверку работы своего соседа. - Всё ли получилось выполнить? - Поставьте друг
другу оценку. |
Дети находят карточки на своих столах и читают задание.
- Выбрать правильное определение. - Обвести все прямоугольники.
Дети проверяют работы, оценивают их. |
Фронтальная
Индивидуальная |
Карточки «Проверь себя» (Приложение 4) |
Взаимоконтроль |
|
К:умение осуществлять проверку в парах Р: осуществить взаимоконтроль |
Адекватная позитивная самооценка |
Итог урока |
Создать условия для подведения итогов урока. |
Беседа |
- Вспомните, какая была нашего урока.
- Нарисуйте в тетрадке небольшой прямоугольник. - Если на уроке вам было все понятно, закрасьте его зелёным цветом; Если были затруднения, то жёлтым цветом; Если ничего не понял, то красным.
- Подумайте, достигли вы её или нет, закончив одно из предложений 1. На уроке для меня было важно… 2. На уроке мне было сложно… 3. Теперь я умею… 4. На уроке у меня получилось…
- Я хочу вас поблагодарить за работу на уроке, мне очень понравилось как работали… - Отметку «5» получают … Домашнее задание Учебник Страница 14 №5 Придумать загадку про прямоугольник |
- Прямоугольник.
Дети чертят небольшой прямоугольник в своих тетрадях и закрашивают в нужный цвет. |
Фронтальная |
|
Самоконтроль |
|
|
|
Приложение 1
82 - 30 |
44 + 11 |
65 - 5 |
33 + 8 |
29 - 18 |
56 + 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 1
Приложение 2
Приложение 3
Я полностью справился(лась) с заданием. Всё было легко и понятно. |
Было нелегко, но я справился(лась) с заданием. |
Я не справился(лась) с данным заданием. |
|
|
|
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.