Технологическая карта урока математики на тему "Прямоугольник"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Прямоугольник .docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Данные об авторе: Шляпникова Екатерина Алексеевна

Тема урока:  Прямоугольник                                                       

Класс  2  УМК «Школа России»

Цели: формировать представление о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать.

Задачи:

Дидактические

обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения  и  навыки находить отличительные признаки прямоугольника от других  геометрических фигур; совершенствовать навык счёта и умение решать задачи;

Развивающие

создать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся;

Воспитательные

способствовать воспитанию интереса к математике, культуры общения, умения работать самостоятельно.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Этап урока

Образовательная задача

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П – познавательные, Р –регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Мотивационно- целевой этап

 

Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу.

Беседа

Учитель настраивает детей на работу.


Читает стихотворение:

Кто сказал, что математика скучна,

Что она сложна, суха, тосклива?

В этом вы не правы, господа,

Знайте: математика – красива!

Вам приятно жить в опрятном доме,

Где у каждой вещи место есть?

Математика создать порядок может,

И за это ей хвала и честь!

Сколько в ней самой изящных линий,

Мощных формул, строгих теорем,

Тот не назовет её красивой,

кто с наукой не знаком совсем!

Учитель предлагает открыть тетради и записать в них число и классную работу.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, записывают число и классную работу.

Фронтальная

Стихотворение

 

 

Р:формировать волевую саморегуляцию.

 

Проявлять интерес к содержанию материала

 

 

Устный счёт

Обеспечить детей возможностью понимания и восприятия новой темы.

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математические вычисления.

- На ваших столах лежат карточки.

- Выполнять задание вы будете в парах.

В конце устного счета мы должны угадать слово, которое, возможно, поможет нам назвать

тему урока.

- Какое будет задание?

- Правильно!

- Выполнить вычисления и выписать получившиеся результаты во второй столбик.

- В конце устного счёта вы должны угадать слово, которое, возможно, поможет вам узнать тему нашего сегодняшнего урока.

- На выполнение работы дается 1 минута. Приступайте!

 

- Закончили!

- Предлагаю вам проверить и посмотреть какое слово получилось!

 

- Посмотрите на первый пример.

82 – 30

-  Какое это действие?

- Как называется результат вычитания?

- Прочитайте запись.

- Какой ответ получаем?

- Обратите внимание на доску.

- Какая буква соединена с цифрой 52?

- Запишите ее у себя в таблице под результатом.

- Следующий пример.

                44 + 11

- Какое это действие?

- Как называется результат сложения?

- Прочитайте запись.

- Какой ответ получаем?

-Какая буква на доске соединена с цифрой 55?

- Записываем.

 

- Дальше, пример

               65 – 5

- Какое это действие?

- Как называется результат сложения?

- Прочитайте запись.

- Какой ответ получаем?

-Какая буква на доске соединена с цифрой 60?

- Записываем.

 

- Следующий пример, посмотрите

               33 + 8

- Какое это действие?

- Как называется результат сложения?

- Прочитайте запись.

- Какой ответ получаем?

-Какая буква на доске соединена с цифрой 41?

- Записываем.

 

- Пример

             29 – 18

- Какое это действие?

- Как называется результат сложения?

- Прочитайте запись.

- Какой ответ получаем?

-Какая буква на доске соединена с цифрой 11?

- Записываем.

 

- Последний пример в вашей таблице

              56 + 12

- Какое это действие?

- Как называется результат сложения?

- Прочитайте запись.

- Какой ответ получаем?

-Какая буква на доске соединена с цифрой 68?

- Записываем.

 

- Молодцы.

 

 

 

 

- Выполнить вычисления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вычитание.

- Разность.

 

- Разность чисел 82 и 30.

- 52.

 

 

- Буква «К».

 

Дети записывают букву в таблице.

 

 

- Сложение.

- Сумма.

 

- Сумма чисел 44 и 11.

- 55.

- Буква «И».

 

Дети записывают букву в таблице.

 

 

- Вычитание.

- Разность.

 

- Разность чисел 65 и 5.

- 60.

 

- Буква «Р».

Дети записывают букву в таблице.

 

 

 

- Сложение.

- Сумма.

 

- Сумма чисел 33 и 8.

- 41.

- Буква «П».

 

Дети записывают букву в таблице.

 

 

- Вычитание.

- Разность.

 

- Разность чисел 29  и 18.

- 11.

 

- Буква «И».

Дети записывают букву в таблице.

 

 

 

- Сложение.

- Сумма.

 

- Сумма чисел 56 и 12.

- 68.

- Буква «Ч».

 

Дети записывают букву в таблице.

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

Карточка с таблицей и примерами

(Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цифры и соответствующие им буквы.

Устный контроль.

 

Повторить, как называются действия и результаты действия.

Правильно читать записи, находить результаты

К:строить речевые высказывания в устной форме, использовать математическую терминологию; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Определять правила работы в парах.

Поисково - исследовательский этап

Обеспечить возможность средствами подводящего диалога, сформулировать проблему;

Составление плана решения поставленной проблемы.

Подводящий диалог.

- Какое у вас получилось слово?

- Как связано данное слово с нашим уроком?

- Обратите внимание на слайд.

- Что вы видите?

- Верно, это геометрические фигуры, а еще их можно назвать многоугольниками.

- Какой из этих многоугольников, по вашему мнению,  лишний и почему?

- Так как тогда будет связан кирпич с нашим сегодняшним уроком?

- Какая будет тема урока?

- Давайте составим план нашего урока.

- Кирпич.

 

- (…)

 

 

 

- Фигуры.

 

 

 

 

- Прямоугольник. Потому что у него 4 прямых угла.

 

 

- Кирпич по форме напоминает прямоугольник.

- Прямоугольник.

Дети составляют план урока.

1. Познакомимся с понятием прямоугольник.

2. Исследуем прямоугольник и научимся отличать его от других фигур.

3. Выполним упражнения.

Фронтальная

Презентация.

 

 

Слайд 1

 

Различать фигуры

Р:умение планировать учебную деятельность, составлять план работы.

К:умение высказывать свое мнение и слушать мнение других.

Проявление интереса к новым знаниям.

Умение участвовать в диалоге.

Практический этап. Поиск решения проблемы.

1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

Организовать поиск решения проблемы.

 

Беседа

 

Практическая работа

Приступим к выполнению первого пункта нашего плана.

- Предлагаю вам попробовать дать определение данной фигуре самостоятельно.

- Какие определения у вас получились?

- Получились разные и одинаковые определения.

- Кто же прав?

- Предлагаю вам это проверить.

- Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 14.

- Прочитайте определение.

- Кто – то был прав?

- Совершенно верно, прямоугольником называют четырёхугольник, у которого все углы прямые.

- С определением познакомились.
- Теперь предлагаю вам заняться исследованием.

- Для этого вам понадобятся линейки.

- Также на ваших столах лежат карточки синего цвета.

- Что вы видите на этих карточках?

- Верно, сейчас мы попробуем сравнить эти фигуры.

- Определите у прямоугольника количество сторон и углов.

- А у квадрата?

- Правильно, какой можем сделать вывод?

 

- С помощью угла линейки определите, какие углы у данных фигур.

- Что вы можете сказать про углы этих фигур?

- Какие это углы?

- Отлично.

- Предлагаю измерить длину противоположных сторон у прямоугольника.

- Что получилось?

 

 

- Измерьте также стороны у квадрата.

- Что получилось?

 

- Чем отличаются и чем схожи исследуемые нами фигуры?

- Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

- Давайте проверим ваш вывод.

- Прочитайте №1 на странице 14 в учебнике.

- Найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые.

- Перечислите цифры, под которыми находятся такие четырёхугольники.

- Какая фигура изображена под цифрой 1?

- Под цифрой 3?

- А под 5?

- Предлагаю проверить ваш вывод.

- Измерьте стороны 1 прямоугольника и стороны квадрата под цифрой 3.

- Подтвердился ли наш вывод?

- А теперь измерьте стороны у прямоугольника под цифрой 5.

- Что вы можете сказать, про прямоугольники под цифрами 1 и 5?

- Верно, длины сторон у прямоугольника бывают разные.

 

 

 

Дети пытаются сформулировать определение.

 

Несколько детей зачитывают получившиеся определения.

 

 

 

 

Дети открывают учебник на стр. 14.

Читают определение про себя, затем кто – то один читает вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прямоугольник и квадрат.

 

 

 

 

- У прямоугольника 4 стороны и 4 угла.

 

 

- 4 стороны и 4 угла.

- Прямоугольник и квадрат имеют по 4 стороны и по  4 углам.

 

Дети сравнивают углы прямоугольника и квадрата.

- У прямоугольника и квадрата одинаковые углы.

- Прямые.

 

Дети измеряют стороны прямоугольника.

 

- В прямоугольнике длины противоположных сторон равны.

Дети измеряют стороны квадрата.

- У квадрата длины всех сторон равны.

 

 

 

- Отличие прямоугольника от квадрата заключается в том, что стороны прямоугольника попарно равны.

 

 

Кто – то из детей читает задание № 1.

 

Дети выполняют задание.

 

 

- 1,3,5.

 

 

- Прямоугольник.

 

 

- Квадрат.

- Прямоугольник.

 

 

 

Дети измеряют стороны двух фигур.

 

- Да.

 

Дети измеряют длины сторон прямоугольника под цифрой 5.

 

- Длины их сторон отличаются.

 

 

Фронтальная

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линейки

 

Карточки синего цвета

(Приложение 2)

 

Определять вид угла при помощи линейки.
Знать геометрические фигуры, уметь сравнивать.

П:осуществлять анализ объектов;

К:умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать;

Р:умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Физкультминутка

 

 

- Вставайте, предлагаю вам размяться.

Отгадайте загадки, покажите фигуры-отгадки. Можете это сделать самостоятельно или объединиться в пары, группы.


Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? - ...
Ответ: Треугольник

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Ответ: Круг

Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
Ответ: Прямоугольник

Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
Ответ: Ромб

Треугольник с полукругом 
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
Ответ: Овал

Дети встают с мест и показывают отгадки.

 

 

 

 

 

 

3)

Создать условия для выполнения обучающимися нескольких типовых заданий на изученный способ действия с проговариванием во внешней речи.

Практическая работа

- Продолжаем работу.

- Выполним третий пункт плана.

- Откройте учебник на странице 14  и прочитайте №2.

- Приступим к выполнению задания.

- Сколько фигур надо начертить?

-Какую фигуру нужно  начертить первой?

- Кто желает начертить его на доске?

 

- Следующая фигура это?

 - Последняя фигура – начертите четырёхугольник, у которого 2 угла прямые, а другие не прямые.

- Сколько фигур получилось в ваших тетрадях?

- Верно, сейчас раскрасьте прямоугольник.

 

- Сейчас предлагаю  вам оценить свою работу.

- На ваших столах лежат листы самооценки.

 

 

 

Открывают учебник на стр.14, читают №2 про себя, затем кто-то читает вслух.

 

- Три.

 

- Треугольник, у которого 1 угол прямой.

Дети выполняют задание в тетрадях. Кто – то выходит к доске.

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые.

 

 

 

 

- Три.

 

 

Дети находят прямоугольник и закрашивают его.

Фронтальная

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки.
(Приложение 3)

Самоконтроль.

Знать геометрические фигуры

Р:выполнять задание в соответствии с поставленной  целью; адекватно оценивать результат своей деятельности.

 

Рефлексивно – оценочный

Обеспечить возможность для формулирования итога урока. Создать условия для организации и рефлексии самооценки учащимися.

Беседа

- Давайте проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

- На ваших столах лежат карточки «Проверь себя»

- Прочитайте задание.

- Что необходимо сделать?

 

 

- Приступайте к работе.

- Время на выполнение – 1 минута.

- Проверяем.

- Обменяйтесь листочками.

- Выполните проверку работы своего соседа.

- Всё ли получилось выполнить?

- Поставьте друг другу оценку.
- Если все правильно нарисуйте солнышко, если есть небольшие ошибки нарисуйте облачко, если ошибок очень много – тучку.

Дети находят карточки на своих столах и читают задание.

 

 

 

- Выбрать правильное определение.

- Обвести все прямоугольники.

 

 

 

 

 

 

Дети проверяют работы, оценивают их.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Карточки «Проверь себя»

(Приложение 4)

Взаимоконтроль

 

К:умение осуществлять проверку в парах

Р: осуществить взаимоконтроль

Адекватная позитивная самооценка

Итог урока

Создать условия для подведения итогов урока.

Беседа

- Вспомните, какая была  нашего урока.

 

- Нарисуйте в тетрадке небольшой прямоугольник.

- Если на уроке вам было все понятно, закрасьте его зелёным цветом;

   Если были затруднения, то жёлтым цветом;

  Если ничего не понял, то красным.

 

- Подумайте, достигли вы её или нет, закончив одно из предложений

1.       На уроке для меня было важно…

2.       На уроке мне было сложно…

3.       Теперь я умею…

4.       На уроке у меня получилось…

 

- Я хочу вас поблагодарить за работу на уроке, мне очень понравилось как работали…

- Отметку «5» получают …

Домашнее задание

Учебник Страница 14 №5

Придумать загадку про прямоугольник

- Прямоугольник.

 

 

Дети чертят небольшой прямоугольник в своих тетрадях и закрашивают в нужный цвет.

Фронтальная

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

82 - 30

44 + 11

65 - 5

33 + 8

29 - 18

56 + 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

 

Я  полностью справился(лась) с заданием. Всё было легко и понятно.

Было нелегко, но я справился(лась) с заданием.

Я не справился(лась) с данным заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4