Технологическая карта изучения темы «Свойства вычитания»
Тип урока: освоение новых знаний (технология проблемного обучения)
Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика» ч. II к УМК «Начальная школа XXI век»
Тема |
Свойство вычитания |
Цели
|
Образовательные: направить действия учащихся на выведение правила о невозможности перестановки чисел при вычитании, учить выполнять вычитание двух однозначных чисел по правилу: из меньшего числа нельзя вычесть большее. Совершенствовать умение решать задачи. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные:
Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД ¾ уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; ¾ проговаривать последовательность действий на уроке; ¾ работать по коллективно составленному плану; ¾ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; ¾ планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; ¾ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; ¾ высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД ¾ уметь оформлять свои мысли в устной форме; ¾ слушать и понимать речь других; ¾ совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные УУД ¾ уметь ориентироваться в своей системе знаний: ¾ отличать новое от уже известного с помощью учителя; ¾ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Основные понятия |
Свойство вычитания |
Межпредметные связи |
Математика |
Ресурсы:
|
В. Н. Рудницкая «Математика ч.2» Е. Э. Кочурова Рабочая тетрадь № 3 к учебнику |
Организация пространства |
Парная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Ход урока
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
|
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
|
1. Громко прозвенел звонок Начинается урок Садитесь. Вспомним правила поведения ученика на уроке.
2. Великий математик Джордж Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - А чтобы узнать что-то новое, мы должны?...(вспомнить то, что уже знаем). - А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.) Сегодня весь урок с нами будет мудрый филин. Он хочет посмотреть чему вы научились за это время, а так же помочь в затруднительных ситуациях. |
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений решать математические выражения, задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. |
Выполняют задание. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
|
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. |
Устный счет: Индивидуальная работа: У доски работают 3 человека с «вычислительными машинами» +1 -2 -1 4… 9... 3… 5… 2… 4… 6… 7… 5… 2… 4… 8… 1… 5… 6… Фронтальная работа: 1. Арифметический диктант (дети показывают результаты с помощью «ромашек» с цифрами) - Какое число при счете следует за числом 7? - Покажи соседей числа 1, 4, 6 - Покажи число, следующее за числом 2. - Какое число меньше на 1 числа 5? - Увеличь 7 на 1 и еще раз на один - Увеличь 6 на 1 - Уменьши 9 на 1 и еще раз на 1 2. Решение задач: - Было 15 грибов. Все грибы пожарили и съели. Сколько грибов осталось? - Придумать задачу по рисунку, чтобы в ответе получилось число 0 - Закончи предложение: Если из какого-нибудь числа вычесть это же число, то… Проверка индивидуальной работы. 3. Сколько фигур изображено?(6). На какие группы можно разделить данные фигуры (плоские и объёмные). Какие фигуры попадут в группу «плоские фигуры»? Какие в группу «объёмные»? Фигур какой группы больше? На сколько? Как узнали? (составили пары и узнали, скольким фигурам пары не хватило) У нас появились числа 2 и 4 . Придумайте задачу с этими числами и фигурами. Фиксация индивидуального затруднения. У вас на партах лежат листочки. На них я написала все возможные математические выражения с этими числами. Выполните вычисления. 2+4= 4×2= 2-4= 2×4= 4+2= 4:2= 4-2= |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
|
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
- Поднимите руку те, кто решил все примеры. - Где возникло затруднение? (не смогли решить пример 2-4). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, можно ли переставлять числа при вычитании). |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. |
С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. |
Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. |
-Назовите примеры на сложение (2+4 и 4+2) - Что значит прибавить число? - Какой секрет мы знаем про сложение чисел? (складывать числа можно в любом порядке) Назовите примеры на вычитание (4-2 и 2-4) - Что значит вычесть число? - Какую цель поставим? (узнать, можно ли переставлять числа при вычитании, и из меньшего числа вычитать большее). Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: составим модель с линейки. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
Физкультминутка для глаз |
||||
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. |
Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. |
Предлагаю провести исследование. Согласны? -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением) Работа в группах. Каждая группа получает карточки с числами. Все получают план работы и образец рассуждений 1.Составьте два примера на вычитание. 2. Выполните вычисления с помощью линейки.. 3. Сделайте вывод. 4. Подготовься к ответу по плану Образец рассуждений У нас получились примеры…. Мы заметили, что …(из меньшего числа нельзя вычесть большее) -Наш вывод… (Числа при вычитании переставлять нельзя. Из меньшего числа нельзя вычесть большее.) Проверим правильность нашего вывода по учебнику с.17 |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
|
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Учебник с. 18 №7-8 Алгоритм рассуждения: 1-2= 1) определяю, какие числа даны 2) сравниваю числа 3) смотрю, какое из чисел (меньшее или большее) стоит на первом месте 4) применяю правило
|
Уметь вычитать числа, используя правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой Тетрадь №4, 5 с.12-13; №9 с.14 Проверка выполненных заданий. Алгоритм самопроверки. - У меня всё правильно? - У меня есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина?
|
Уметь вычитать числа, используя правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
|
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
|
- мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите, чему научились на уроке.
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.