Технологическая карта урока математики 4 класс
Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: 2ч. –М.: Вентана – Граф, 2019.
ТЕМА:
Соотношение единиц массы.
Решение задач с использованием единиц массы
Тип урока: комбинированный |
||
Педагогические задачи: повторить единицы массы (килограмм, тонна и центнер); способствовать формированию умений использовать соотношения между единицами массы при сравнении величин, сравнивать величины по их числовым значениям; создать условия для формирования навыка выражать данные величины в различных единицах
|
||
Планируемые результаты |
||
Предметные:
познакомятся с единицами массы (тонной, центнером), их обозначениями, соотношениями: 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц;
научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы |
Метапредметные:
Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осуществляют анализ, делают выводы.
Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: контролируют действия партнера |
Личностные:
имеют желание учиться, применяют правила делового сотрудничества |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности учащихся |
|||
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка |
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Вставьте пропущенный делитель. |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
|||
440 : = 44 330 : = 3 4400 : = 44 33000 : = 33 44000 : = 440 330000 : = 330 440000 : = 440 3300000 : = 330 4400000 : = 440 33000000 : = 330 |
440 : 10 = 44 330 : 10 = 3 4400 : 100 = 44 33000 : 1000 = 33 44000 : 100 = 440 330000 : 1000 = 330 440000 : 1000 = 440 3300000 : 10000 = 330 4400000 : 10000 = 440 33000000 : 100000 = 330 |
|||||
– Расположите числа в порядке убывания. а) 3751, 3571, 3157, 1573 б) 1375, 1753, 5713, 7513 |
а) 3751, 3571, 3157, 1573 б) 7513, 5713, 1753, 1375 |
|||||
– Даны числа: 21, 30, 19, 2, 25, 15, 16, 27. Выберите из них три числа, сумма которых равна: а) 50; б) 70; в) 60 |
а) 15 + 16 + 19 = 50; 21 + 27 + 2 = 50 б) 25 + 15 + 30 = 70; 21 + 19 + 30 = 70 в) 25 + 16 + 19 = 60 |
|||||
II. Открытие нового знания, нового способа действия. Работа по учебнику (с. 123). Задание 7. |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.
– Сколько всего центнеров картофеля привезли? |
Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
3 т · 3 = 9 т, 9 т = 90 ц. |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор. Осуществлять контроль действий по результату |
|||
Задание 8. |
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. |
Решение:
3) 4 т = 4000 кг 4000 – 2905 = 1095 (кг) – осталось. |
||||
Задание 9 |
– Составьте по рисунку задачу и решите ее |
Запись: Было – 10 т. Отгрузили – 35 ц и 4280 кг. Осталось – ? Решение: 1) 35 ц = 3500 кг 3500 + 4280 = 7780 (кг) – отгрузили. 2) 10 т = 10000 кг 10000 – 7780 = 2220 (кг) – осталось |
||||
III. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 125–128). Задание 19. |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
– Назовите координаты центра каждой из окружностей. |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
– Центр синей окружности имеет координаты (4; 4). Центр красной окружности имеет координаты (7; 4). |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль деятельности, планировать способы взаимодействия |
|||
Задание 20. |
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. |
См. Ресурсный материал к уроку. |
||||
Задание 21. |
– Изобразите в тетради такие многогранники. ‒ Как называется каждый из них? |
Выполняют практическую работу. – Это куб и параллелепипед. |
||||
Задание 22. |
– Составьте задачи и решите их. |
См. Ресурсный материал к уроку. |
||||
Задание 23. |
– Рассмотрите многогранник. Назовите невидимые ребра нижней грани; задней грани. – Какие грани видимые и какие невидимые?
|
– Невидимые ребра нижней грани – АВ, BC. Невидимые ребра задней грани – KB, ВС. – Видимые грани: передняя AMED, верхняя MKOE и правая боковая EOCD. Невидимые грани: нижняя ABCD, задняя BKOC и левая боковая AMKB. |
||||
Рубрика «Путешествие в прошлое». |
‒ Решите старинную задачу. Какие нитки обошлись Марфе дороже и на сколько? |
Решение: 1) 2 + 1 = 3 (к.) – столько катушек черных ниток. 2) 3 руб. 50 коп. – 50 коп. = 3 (р.) – стоит 1 катушка черных ниток. 3) 2 · 350 = 700 (коп.) = 7 (р.) – стоят красные нитки. 4) 3 · 300 = 900 (коп.) = 9 (р.) – стоят все черные нитки. 5) 9 р. – 7 р. = 2 р. Ответ: черные обошлись дороже на 2 рубля. |
||||
Задание 24. |
– Вычислите площадь четырехугольника АВСD. |
См. Ресурсный материал к уроку. |
||||
Задание 25. |
– Как должна выглядеть новая надпись на этикетке? |
Решение: 1) 1350 – 900 = 450 (г) – масса банки. 2) 650 + 450 = 1100 (г) – брутто. Новая надпись: НЕТТО – 650 г БРУТТО – 1100 г. |
||||
Задание 26. |
– На сколько меньше попаданий было у Петрова, чем у Васильева, если при каждом броске мяч попадал в корзину? |
Решение: 1) 24 : 2 = 12 (п.) – у Петрова. 2) 36 : 2 = 18 (п.) – у Васильева. 3) 18 – 12 = 6 (п.) – на столько меньше. |
||||
Задание 27. |
– Выполните построение (см. Ресурсный материал к уроку). |
|
||||
Задание 28. |
– Начертите в тетради прямоугольник. Сколькими способами можно разделить построенный прямоугольник отрезком на два равных прямоугольника? – Вычислите периметр каждого прямоугольника. Сколько решений имеет задача? |
Выполняют построение. – Это можно сделать двумя способами. Решение при первом способе деления: Р = (3 + 2) · 2 = 10 (см) Решение при втором способе деления: Р = (6 + 1) · 2 = 14 (см) |
||||
Задание 29 |
– В питомник для посадки привезли 480 кустов ягодных кустарников. На круговой диаграмме показано, какую часть числа всех кустов занимает каждый из этих видов кустарников. Подсчитайте число кустов смородины, малины, крыжовника и голубики, используя диаграмму |
Запись: Всего – 480 к. Смородины – ?, одна вторая Крыжовник – ?, одна восьмая Малина – ?, одна четвертая Голубика – ?, одна восьмая Решение: 480 : 8 = 60 (к.) – по стольку кустов голубики и крыжовника. 480 : 4 = 120 (к.) – кустов малины. 480 : 2 = 240 (к.) – кустов смородины |
||||
IV. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке: – Что нового вы узнали на уроке? – Сколько килограмм в 1 тонне? – Сколько килограмм в 1 центнере? – Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
Задание 20.
Решение: 1) 150 : 5 = 30 (км/ч) – скорость по течению. 2) 30 – 12 = 18 (км/ч) – скорость против течения. 3) 18 · 3 = 54 (км) – путь против течения. Задание 22.
Решение: 24 · 5 = 120 (км)
Решение: 120 : 60 = 2 (ч)
Решение: 180 : 5 = 36 (км/ч)
Задание 24. АВ = СЕ = 2 см АЕ = ВС = 4 см SСЕD = 6 см2 SАВСD – ?
Решение: SАВСЕ = 2 · 4 = 8 (см2) SАВСD = SАВСЕ + SСЕD SАВСD = 8 + 6 = 14 (см2) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 27. 1) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был треугольник. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был четырехугольник. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был пятиугольник. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4) Начертите два треугольника так, чтобы их общей частью был шестиугольник. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.